Особенности принятия решений в ситуационном подходе

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2012 в 21:32, реферат

Краткое описание

Особую актуальность представляется изучение ситуационного подхода к менеджменту, т. к. он интегрирует в себе различные школы и подходы, позволяя руководителю выбирать из управленческого арсенала те приемы, которые соответствуют сложившимся состояниям. Используя ситуационный подход, менеджеры могут понять, какие методы и средства будут наилучшим образом способствовать достижению организационных целей в конкретной ситуации.

Файлы: 1 файл

реферат учр.docx

— 259.65 Кб (Скачать)

     Руководитель  может влиять на пути или средства достижения целей с помощью следующих  приемов: разъяснение того, что ожидается  от подчиненного; оказание поддержки, наставничество и устранение сковывающих  помех; направление усилий подчиненных  на достижение цели; создание у подчиненных  потребностей, находящихся в компетенции руководителя, которые он может удовлетворить; удовлетворение потребностей подчиненных, когда цель достигнута.

     В модели «путь-цель» рассматриваются ряд стилей руководства:

     Стиль поддержки – аналогичен стилю, ориентированному на человека и человеческие отношения. Руководитель заботится о статусе, благополучии и потребностях подчинённых. Общение руководителя с подчинёнными «на равных» просто и дружелюбно.

     Инструментальный (директивный) стиль – аналогичен стилю, ориентированному на работу и  на задачу. Подчинённые получают конкретные указания. Руководитель составляет графики, поддерживает стандарты, правила и  процедуры, требуя их чёткого исполнения.

     Стиль, поощряющий участие – руководитель делится информацией с подчинёнными и использует их идеи и предложения  для принятия решений группой. Акцентирует  внимание на консультации.

     Стиль, ориентированный на достижения –  характеризуется поставкой перед  подчинёнными напряженной цели и  ожиданием того, что они будут  работать в меру всех своих возможностей. Руководитель требует от подчинённых  работать в полную меру их возможностей и одновременно убеждает их, что  это им по силам (см. рис. 2.1).

     Мотивационные теории достаточно практичны в том  смысле, что помогают лидерам осуществлять одну из основных ролей руководителя по управлению персоналом – направлять подчиненных и оказывать им поддержку. Но, с другой стороны, концентрация внимания на лидере не подразумевает  вовлечения в процесс принятия решений  последователей.

     Стиль руководства, способы и методы управления, наиболее соответствующие ситуации, предпочитаемой подчинёнными, зависят  от их личных качеств и от условий  среды. Если у подчинённых имеется  большая потребность в самоуважении и высоко чувство принадлежности к фирме – предпочтительнее поддержка. Однако если у сотрудников существует сильная потребность в самовыражении  и автономии, то предпочтительнее инструментальный способ управления. 

     

     Рисунок 2.1 – Теория «путь-цель» Р. Хауса и Т. Митчелла 

     Теория  жизненного цикла (модель ситуационного  лидерства) Поля Херси и Кена Бланшара – согласно ей, наиболее эффективные стили лидерства зависят от зрелости исполнителей, их способности нести ответственность за свое поведение, желания осуществить поставленную цель, а так же от образования и опыта в решении конкретных задач. Причем зрелость исполнителей зависит от конкретной задачи и определяется руководителем.

     Модель  принятия решений руководителем, разработанная  В. Вурмом и Ф. Йеттоном. Согласно этой модели имеется пять стилей руководства, которые может использовать руководитель в зависимости от того, в какой степени подчиненным разрешается участвовать в принятии решений.

     Эти пять стилей включают: автократический  – личное решение руководителя; почти автократический – подчиненные  привлекаются только для предоставления информации, нужной для принятия решения; консультативно-автократический –  до принятия решения руководитель выслушивает  предложения отдельных подчиненных; консультативный – руководитель выслушивает мнение всей группы своих  подчиненных и принимает решение; полное участие – решение принимается  в группе коллективно.

     Итак, центральным моментом ситуационного  подхода является ситуация, т.е. конкретный набор обстоятельств, которые в  значительной степени влияют на деятельность организации в данное конкретное время.

     В рассмотренных моделях делается попытка определить различные лидерские  стили и обосновать с помощью  ситуационных переменных эффективность их применения. Вместе с тем модели имеют существенные отличия по набору рассматриваемых лидерских стилей, по набору ситуационных факторов и путей нахождения связи между ними.

     2.2 Практическое применение  ситуационный подход  в управлении 

     Ситуационный, или кейсовый (от англ, саsе – ситуация), подход к управлению, так же, как и системный, является скорее способом мышления, чем набором конкретных действий. Данный подход пытается увязать конкретные приемы и концепции с определенными конкретными ситуациями для того, чтобы достичь целей организации наиболее эффективно.

     Согласно  ситуационному подходу в менеджменте, любая организация есть открытая система, которая действует по простой  модели (см. Рис. 2.2).

     Однако, необходимо помнить, что ситуационный подход концентрируется на ситуационных различиях между организациями и внутри самих организаций. Он пытается определить, каковы значимые переменные ситуации и как они влияют на эффективность организации. 

     

     Рис. 2.2 – Простая модель организации 

     Методологию ситуационного подхода можно  объяснить как четырехшаговый процесс.

     Во-первых, руководитель должен быть знаком со средствами профессионального управления, которые  доказали свою эффективность. Это подразумевает  понимание процесса управления, индивидуального  и группового поведения, системного анализа, методов планирования и  контроля и количественных методов  принятия решений.

     Как показывает пирамида ценностей предприятия (рис. 2.3), ее основой являются сырьевое, материально-техническое обеспечение и финансовый фундамент, но высшими ценностями являются идеи, творческий потенциал, информация и человеческие ресурсы. 

     

     Рисунок 2.3 – пирамида ценностей предприятия

 

      Любая теория приобретает особую ценность, если она может ответить на вопросы, возникающие в практической деятельности. В управлении конкретные ситуации столь  разнообразны, так часто возникают  сложнейшие проблемы, что далеко не всегда теория может дать четкие, однозначные  рекомендации практикам. Этим и объясняется  рождение «ситуационной теории управления», которая надеется быть полезной в  практике управленческой деятельности, при решении вопросов в нетривиальных  деловых ситуациях, особенно если необходимо применить методы искусства управления. Не случайно, что современная методика подготовки специалистов в области  управления большое внимание уделяет  анализу конкретных ситуаций и деловым  играм.


Информация о работе Особенности принятия решений в ситуационном подходе