Основные понятия процесса принятия управленческих решений

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2015 в 22:21, контрольная работа

Краткое описание

Принятие решений – составная часть любой управленческой функции. Необходимость принятия решения пронизывает все, что делает управляющий, формируя цели и добиваясь их достижения. Поэтому понимание природы принятия решений чрезвычайно важно для всякого, кто хочет преуспеть в искусстве управления.

Оглавление

Введение 3
1. Сущность и понятие управленческих решений 4
2. Классификация управленческих решений 8
3. Технология принятия управленческого решения и его реализация 11
Заключение 14
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Методы принятия управленческих решений.docx

— 35.72 Кб (Скачать)

Обычно такие решения затрагивают в той или иной мере все функции управления, однако в каждом из них можно выделить основное ядро, связанное с какой-то основной функцией.

Другой принцип классификации связан с характером решаемых задач:

  • экономических;
  • организационных;
  • технологических;
  • технических;
  • экологических и прочих.

 

Чаще всего управленческие решения связаны не с одной, а с рядом задач, в той или иной степени имея комплексный характер.

По характеру целей принимаемые решения могут быть представлены как:

  • текущие (оперативные);
  • тактические;
  • стратегические.

По причинам возникновения УР делятся на:

  • ситуационные, связанные с характером возникающих обстоятельств;
  • по предписанию (распоряжению) вышестоящих органов;
  • программные, связанные с включением данного объекта управления в определенную структуру программно-целевых отношений, мероприятий;
  • инициативные, связанные с проявлением инициативы системы, например в сфере производства товаров, услуг, посреднической деятельности;
  • эпизодические и периодические, вытекающие из периодичности воспроизводственных процессов в системе (например, сезонности сельскохозяйственного производства, сплава леса по рекам, геологических работ).

Важным классификационным подходом служат исходные методы разработки управленческих решений. К их числу можно отнести:

  • графические, с использованием графоаналитических подходов (сетевых моделей и методов, ленточных графиков, структурных схем, декомпозиции больших систем);
  • математические методы, предполагающие формализацию представлений, отношений, пропорций, сроков, событий, ресурсов;
  • эвристические, связанные с широким использованием экспертных оценок, разработки сценариев, ситуационных моделей.

По организационному оформлению управленческие решения делятся на:

  • жёсткие, однозначно задающие дальнейший путь их воплощения;
  • ориентирующие, определяющие направление развития системы;
  • гибкие, изменяющиеся в соответствии с условиями функционирования и развития системы;
  • нормативные, задающие параметры протекания процессов в системе.

Поскольку решения принимаются людьми, то их характер во многом несёт на себе отпечаток личности менеджера, причастного к их появлению на свет. В связи с этим принято различать уравновешенные, импульсивные, инертные, рискованные и осторожные решения.

Уравновешенные решения принимают менеджеры, внимательно и критически относящиеся к своим действиям, выдвигаемым гипотезам и их проверке. Обычно, прежде чем приступить к принятию решения, они имеют сформулированную исходную идею.

Импульсивные решения, авторы которых легко генерируют самые разнообразные идеи в неограниченном количестве, но не в состоянии их как следует проверить, уточнить, оценить. Решения поэтому оказываются недостаточно обоснованными и надёжными, принимаются «с наскока», «рывками».

Инертные решения становятся результатом осторожного поиска. В них наоборот контрольные и уточняющие действия преобладают над генерированием идей, поэтому в таких решениях трудно обнаружить оригинальность, блеск, новаторство.

Рискованные решения отличаются от импульсивных тем, что их авторы не нуждаются в тщательном обосновании своих гипотез и, если уверены в себе, могут не испугаться любых опасностей.

Осторожные решения характеризуются тщательностью оценки менеджером всех вариантов, сверхкритичным подходом к делу. Они в ещё меньшей степени, чем инертные, отличаются новизной и оригинальностью.

Перечисленные виды решений принимаются, в основном, в процессе оперативного управления персоналом. Для стратегического и тактического управления любой подсистемы системы менеджмента принимаются рациональные решения, основанные на методах экономического анализа, обоснования и оптимизации.

 

 

 

  1. Технология принятия управленческого решения и его реализация

Процесс принятия решения определяется в значительной мере четкостью его структуры.

Принятое решение оказывает воздействие и на лицо принимающее решение (ответственность, углубление интуиции, приобретение опыта). Ход решения можно рассматривать как выполнение взаимосвязанного набора этапов и подэтапов процесса решения. В каждом конкретном случае этот процесс будет естественно уточнен и индивидуализирован

Содержание основных фаз принятия и реализации решения

Фаза

Содержание фазы

Сбор информации о возможных проблемах

  • Наблюдение за внутренней средой фирмы
  • Наблюдение за внешней средой

Выявление и определение причин возникновения проблемы 

  • Описание проблемной ситуации
  • Выявление организационного звена, где возникла проблема
  • Формулировка проблемы
  • Оценка ее важности
  • Выявление причин возникновения проблемы

Формулирование целей решения проблемы 

  • Определение целей фирмы
  • Формулировка целей решения проблемы

Обоснование стратегии решения проблемы 

  • Детальное описание объекта
  • Определение области изменения переменных факторов
  • Определение требований к решению
  • Определение критериев эффективности решения
  • Определение ограничений

Разработка вариантов решения 

  • Расчленение задачи на подзадачи
  • Поиски идей решения по каждой подзадаче
  • Построение моделей и проведение расчетов
  • Определение возможных вариантов решения по каждой подзадаче и подсистеме
  • Обобщение результатов по каждой подзадаче
  • Прогнозирование последствий решений по каждой подзадаче
  • Разработка вариантов решения всей задачи

Выбор лучшего варианта 

  • Анализ эффективности вариантов решения
  • Оценка влияния неуправляемых параметров

Корректировка и согласование решения

  • Проработка решения с исполнителями
  • Согласование решения с функционально взаимодействующими службами
  • Утверждение решения

Реализация решения 

  • Подготовка рабочего плана реализации
  • Его реализация
  • Внесение изменений в решение в ходе реализации
  • Оценка эффективности принятого и реализованного решения

 

 

На практике, разумеется, все проходит не так гладко:

  • подэтапы могут проходить не в такой очередности, они могут срываться, перескакивать, подчиняться обратным связям, перекрытиям, параллельному движению;
  • процесс принятия решения тем более индивидуален, чем решение сложнее;
  • ограниченный объем информации ограничивает рациональность решения, растет роль интуиции;
  • предварительные установки по альтернативам влияют на выбор решения;
  • нет стремления к оптимальному решению, если есть удовлетворяющее;
  • участие нескольких лиц и организационные условия изменяют порядок прохождения подэтапов;
  • менеджеры различным образом вмешиваются в структуру и процесс принятия решений, влияя, таким образом, на их качество.

 

Наиболее часто встречаются следующие случаи вмешательства менеджеров:

  • априорное определение лица, принимающего решение к исполнению;
  • определение круга лиц, участвующих в решении;
  • участие ЛПР в его исполнении;
  • определение момента решения и его места;
  • определение методики и калькуляции решения;
  • задание целей и их относительной важности;
  • ограничение числа альтернатив;
  • привлечение лиц определенной компетентности;
  • контроль хода решения;
  • предоставление или ограничение информации;
  • ссылки на аналогичные решения;
  • моральное и материальное воздействие;
  • расширение свободы в решениях;
  • возложение ответственности за решения.

 

Возможны два направления распределения полномочий:

  • делегирование полномочий,
  • централизация решения.

 

 

 

 

Заключение

Решение – это выбор альтернативы. Принятие решений – связующий процесс, необходимый для выполнения любой управленческой функции.

На принятие решений, помимо всего, влияет масса внешних и внутренних обстоятельств, таких как ценностные ориентации менеджера, среда принятия решений и др.

Решение можно рассматривать как продукт управленческого труда, а его принятие - как процесс, ведущий к появлению этого продукта. Правильно принимать решение - это область науки и может быть познана из книг. Принятие же правильных решений - это область управленческого искусства. Способность и умение делать это развивается с опытом, приобретенным руководителем на протяжении всей жизни. Совокупность знания и умения составляют компетентность любого руководителя и в зависимости от уровня последнего говорят об эффективно или неэффективно работающем менеджере.

Принятие решения представляет собой сознательный выбор среди имеющихся вариантов или альтернатив направления действий, сокращающих разрыв между настоящим и будущим желаемым состоянием организации. Таким образом, данный процесс включает в себя много различных элементов, но непременно в нем присутствуют такие элементы, как проблемы, цели, альтернативы и решения - как выбор альтернативы. Данный процесс лежит в основе планирования деятельности организации. План - это набор решений по размещению ресурсов и направлению их использования для достижения организационных целей.

В управлении организацией принятие решений осуществляется менеджерами различных уровней и носит более формализованный характер, чем это имеет место быть в частной жизни. Дело в том, что здесь решение касается не только одной личности, чаще всего оно относится к части или к целой организации, и поэтому повышается ответственность за принятие организационных решений. В этой связи выделяют два уровня решений в организации: индивидуальный и организационный. Если в первом случае управленца больше интересует сам процесс, его внутренняя логика, то во втором - интерес сдвигается в сторону создания соответствующей среды вокруг этого процесса.

Принятие решений является центральным элементом управленческой деятельности, по отношению к которому все остальные могут рассматриваться как вспомогательные. Далее под принятием решений мы будем понимать особый вид человеческой деятельности, направленный на выбор лучшей из имеющихся альтернатив. Это определение указывает на три необходимых элемента процесса выбора:

  • проблема, требующая разрешения;
  • человек или коллективный орган, принимающий решение;
  • несколько альтернатив, из которых осуществляется выбор.

На стадии реализации решения принимаются меры для конкретизации решения и доведения его до исполнителей, осуществляется контроль за ходом его выполнения, вносятся необходимые коррективы и дается оценка полученного результата от выполнения решения. Окончательное решение принимается именно руководителем независимо от процедуры обсуждения и согласования.

Оптимальное решение – это выбранное по какому-либо критерию оптимизации наиболее эффективное из всех альтернативных вариантов решение. Руководители начинают осуществлять функцию контроля с того самого момента, когда они сформулировали цели и задачи и создали организацию. Процесс контроля состоит из установки стандартов, изменения фактически достигнутых результатов и проведения корректировок в том случае, если достигнутые результаты существенно отличаются от установленных стандартов. Существует три основных вида контроля: предварительный, текущий и заключительный. В процессе принятия и реализации управленческих решений важны все три вида контроля.

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы:

 

  1. Абакумова О.Г. Разработка управленческих решений. Конспект лекций. – М.: Приор-издат. 2006
  2. Балдин К.В. и др. Управленческие решения: Учебник/ Балдин К.В., Воробьев С.Н., Уткин В.Б.- 3-е изд.- М.: Дашков и К, 2007.- 496 c. 
  3. Батрик Р.Техника принятия управленческих решений. 2-е изд. пер с англ. – СПб.: Питер, 2006. – 416 с.  
  4. Чудновская С.Н.  Разработка управленческих решений. Издательство Питер 2012

 

 


Информация о работе Основные понятия процесса принятия управленческих решений