Маркетинг как экономическая категория и его значения в современных условиях

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2013 в 17:58, доклад

Краткое описание

Маркетинг - одна из наиболее распространенных экономических категорий современного мира. В зависимости от уровня социально-экономического развития общества меняется понимание сущности маркетинга, определение данной категории, подход к практическому решению маркетинговых задач. Отсюда разнообразие методических решений, различие в границах определения функций маркетинга, нередко трудности в реализации стремления перешагнуть через собственное содержание маркетинга, ошибки, приводящие зачастую к ухудшению положения в жизнедеятельности общества, доводящие отдельных его субъектов до разорения, а всю систему до кризиса.

Файлы: 1 файл

Как эконом. категория.docx

— 26.29 Кб (Скачать)

МАРКЕТИНГ КАК ЭКОНОМИЧЕСКАЯ  КАТЕГОРИЯ И ЕГО ЗНАЧЕНИЕ В  СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

Маркетинг - одна из наиболее распространенных экономических категорий современного мира. В зависимости от уровня социально-экономического развития общества меняется понимание  сущности маркетинга, определение данной категории, подход к практическому  решению маркетинговых задач. Отсюда разнообразие методических решений, различие в границах определения функций  маркетинга, нередко трудности в  реализации стремления перешагнуть  через собственное содержание маркетинга, ошибки, приводящие зачастую к ухудшению  положения в жизнедеятельности  общества, доводящие отдельных его  субъектов до разорения, а всю  систему до кризиса.

Маркетинг имеет разные аспекты, это очень емкое понятие  его можно трактовать как:

1) вид деятельности, направленный  на продвижение товаров от  производителя к потребителю  по средством обмена;

2) новую систему взглядов  на рыночное общественное производство, в основу которого положены  социально этические и моральные  нормы общения, а также интересы  потребителей и общества в  целом;

3) концепцию управления  деятельностью предприятия и  реализацией товаров, ориентированную  на производство, сбыт, рынок и  потребителя;

4) разработку на уровне  предприятия комплексных программ  создания, организации, производства  и реализации на выбранных  сегментах рынка определенных товаров.

Содержание понятия  «маркетинг» определяется стоящими перед ним задачами. С момента  появления и до наших дней оно  менялось по мере изменения условий  производства и реализации продукции. Сущность маркетинга становится особенно ясной при анализе истории  его возникновения, рождения его  функций, связей между ними.

Любая деятельность включает три основных элемента: материальную основу, конкретную рабочую силу, координацию  движения, в процессе которой осуществляются все связи, зависимости между  техническими, экономическими, социальными  элементами, составляющими содержание данной деятельности. Первоначально  функции маркетинга действительно  шли от задач, решаемых отделом сбыта рыночного объекта. Но с развитием интеграционных процессов сфера его деятельности расширилась, исключая дублирование управленческих решений. Напротив, маркетинг дополняет возможности скоординированности рыночного поля, выполняет специфические функции, направляя экономическую деятельность в русло удовлетворения потребностей субъектов рынка, с учетом их разнообразия и динамики.

Таким образом, как экономическая категория маркетинг представляет собой отношения различных субъектов общества по поводу реализации единства производства-потребления и создания рациональных условий воспроизводства экономической системы жизнедеятельности общества на базе конкретных собственнических интересов.

(писали на лекции) Маркетинг как концепция управления производственно – сбытовой и научно – технической деятельности имеет общие функции управления: целеполагание (планирование); анализ; контроль; координацию и специфические частные функции: комплексное исследование рынка; выбор стратегии развития предприятия, осуществление товарной, инновационной, ценовой, сбытовой, рекламной и сервисной политик.

Маркетинг занимается следующими задачами:

– комплексное изучение и прогнозирование рынка, его  требований;

– реальная оценка предприятием своих производственно-сбытовых, экспортных и иных возможностей;

– разработка долгосрочной стратегии маркетинговой деятельности с определением ее целей, задач, ресурсов и механизма практической реализации;

– планирование товарной политики, управление товарным ассортиментом, исходя из требований рынка и потенциала предприятия;

– формирование спроса и стимулирование сбыта;

– планирование и организация  сбыта;

– организация функционирования результативной маркетинговой деятельности;

– разработка ценовой  политики.

Реализация этих функций  создает условия для успешной хозяйственной деятельности предприятий.

Сегодня маркетинг используется в разных видах. Существует множество способов его классификации. (на паре разбирали)

Хотелось бы выделить следующие:

По состоянию спроса маркетинг бывает:

– конверсионный –  характеризуется отрицательным  спросом, то есть таким состоянием рынка, когда значительная его часть  не любит продукт и может даже заплатить определенную цену за отказ  от его использования;

– стимулирующий – применяется при отсутствии спроса;

– развивающий – используется при скрытом спросе, при котором на рынке многие потребители не удовлетворены существующими товарами;

– ремаркетинг – необходим  при падающем спросе;

– синхромаркетинг –  характеризуется нерегулярным спросом;

– поддерживающий – используется при полноценном спросе, когда организация удовлетворена объемом сбыта;

– демаркетинг – применяется  при чрезмерном спросе.

Сущность системы  маркетинга раскрывается через совокупность социально-экономических категорий, представленных на рис.

 

Маркетинг является функциональной областью, во многом определяющей функционирование других областей. Это объясняется тем, что в организации деятельности предприятия маркетинговая функция определяет саму стратегию функционирования предприятия.

По отношению к рынку маркетинг имеет 2-стороннюю структуру, а именно: маркетинг, осуществляемый продавцами, и маркетинг, осуществляемый покупателями.

Таким образом, современный маркетинг – это не просто тип управления, направленный на получение успеха в условиях рынка, а философия управления бизнесом, посредством которой достигаются цели организации, путем удовлетворения нужд и потребностей потребителей.


Информация о работе Маркетинг как экономическая категория и его значения в современных условиях