Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 11:06, реферат
Реклама – это система мер целенаправленного воздействия на потребите-лей, формирующая и регулирующая движение товара на рынке. Реклама появляется там, где есть обмен товарами, где есть конкуренция и где каждый товаропроизводитель борется за своего покупателя и ищет свою нишу на рынке.
- прямая дезориентация, то есть, ложь;
- косвенная дезориентация, другими словами, введение в заблуждение;
- нарушение логических связей, подмена причины следствием;
- воздействие на подсознание потребителя.
Соответственно этим способам можно выделить четыре основных типа манипулятивной рекламы.
1. У потребителя формируют заведомо ложный образ рекламируемого товара. Признаками этого типа являются слова «лучший», «самый», «исключительный».
2. Потребителю предоставляют часть информации о товаре, например, о лечебном эффекте от лекарств, скрывая от него противопоказания и побочные эффекты.
3. Потребителю предлагают ложный силлогизм, внешне звучащий вполне убедительно, например: «С тех пор, как она пользуется этим стиральным порошком, ее белье выглядит всегда безупречно». Следовательно, как бы хорошо вы не стирали, у вас нет шансов сделать свое белье безупречным, если вы не пользуетесь именно этим порошком.
4. Сегодня воздействуют на подсознание массового потребителя, как правило, акционерные, инвестиционные, холдинговые кампании, которые построены по принципу пирамиды.
Создатели подобной рекламы забывают о том, что она нарушает основной постулат коммуникации: ожидание истинности рекламного сообщения. Массовое недоверие к рекламе как таковой — следствие обмана ожиданий потребителя. Кроме описанных четырех перечисленных типов существуют так называемые косвенные манипуляции, воздействие которых разрушительно для психики потребителей.
К числу самых распространенных косвенных манипуляций можно отнести известную в нейролингвистическом программировании «пристройку сбоку»: программирование внутренних стереотипов человека, структурирование его намерений, желаний и отношений в интересах создателей рекламы. Такая реклама не запрещена законом РФ, но подобные манипуляции разрушают внутренний мир потребителя, деформируют его психику. В качестве примера можно привести рекламу «Не-скафе », которое налаживает отношения между детьми и родителями, соединяет возлюбленных или погружает девушку в состояние покорности и блаженства. По тому же пути идут создатели стереотипов «мачо», который закуривает сигарету, чтобы принять единственно верное решение или женского дезодоранта, запах которого сворачивает на 180 градусов шеи всем мужчинам.
«Пристройка сбоку» навязывает потребителю те представления, которых у него не было раньше, заставляя его принимать решения и делать выбор соответственно чуждым его психике установкам и желаниям.
Манипулятивными можно считать и те рекламы, которые вызывают у человека страх или тревогу за собственное здоровье.
Ощущение, что человеком манипулируют, у него появляется не сразу. Вначале возникает состояние неосознанного беспокойства, чувства, будто он делает что-то против своей воли. Даже, если потребитель покупает рекламируемый товар, при всех его достоинствах у потребителя в душе остается неудовлетворение. Внутренний дискомфорт, недифференцированная раздражительность со временем вызывают фрустрацию, потом перерастают в депрессию, вызывают вспышки агрессии.
Фрустрация — это одна из форм психологического стресса, которая проявляется в невозможности сосредоточенной деятельности, его внимание переключается на внутреннее переживание ситуации, которая вызывала фрустрацию. Типичными проявлениями этого состояния являются: внутреннее беспокойство, разочарование, тревога, иногда — отчаяние.
Потребитель рекламного сообщения, конечно, может выключить телевизор во время рекламной паузы, либо вообще не читать в газетах рекламных объявлений, выключать во время рекламы радио, не смотреть на рекламные щиты. Это тоже — один из способов противостояния манипуляциям, потому что воздействие на сознание происходит не сразу, а спустя несколько секунд: от 3 до 7, в зависимости от вида рекламы. Для того чтобы манипулятор начал управлять вашим сознанием, ему нужно «подключиться» к нему.
Известно, что телевизионный экран обладает особой гипнотической силой. Подобно гипнотизеру, он заставляет зрителей сосредоточиться на источнике излучаемого им света. Особенно это вредно для психики в том случае, если во время просмотра рекламы в помещении выключены другие источники освещения. Поэтому в качестве одного из способов «мягкой» защиты от негативного воздействия рекламы можно предложить смотреть телевизор при включенном в том же помещении ярком источнике света, расположенном рядом с телевизионным экраном или непосредственно за ним.
Можно предложить другой способ освобождения от рекламных манипуляций: прекращать на несколько дней смотреть телевизор, для восстановления своей психической энергии. После этого на какое-то время возникает ясность сознания, становятся очевидными телевизионные рекламные манипуляции. Желательно делать это время от времени, в качестве профилактики фрустрации и стрессов.
Умение не превращаться в объект манипуляций начинается с понимания того, что реклама «гипнотизирует» не только слабых и убогих, инвалидов или престарелых, но и вполне здоровых, взрослых и психически адекватных людей. Слова: «Я не поддаюсь гипнозу!» — произносят обычно очень внушаемые люди. Неприятно, конечно, соглашаться с тем, что купленный вами ненужный товар — результат умелой манипуляции вашим сознанием. Чувствовать себя обманутым неприятно, проще думать, что потребность в товаре существовала до того, как была услышана реклама.
Заключение
С точки зрения психологии, методы манипулятивных технологий психологического воздействия рекламы на потребителя состоят в придании особой ценностной некой информации и в ее эффективности.
Психология рекламы — это сложная многоуровневая система коммуникаций, образующая универсальный системный механизм регуляции социально-психологических отношений в обществе. Поэтому, психология рекламной деятельности или рекламы — это отрасль социальной психологии, которая изучает психические процессы манипулирования в условиях коммуникации рекламиста и потребителя, а также влияние рекламы на общество.
Одной из основных потребностей человека является потребность, которую условно можно назвать потребностью в престиже.
Человек стремится к социальному одобрению своих поступков и себя как личности. Поэтому он нуждается в товарах, которые окружающими оцениваются положительно, вызывают восхищение и даже зависть. То есть эффективная реклама чаще всего основана на человеческом честолюбии.
Восприятие и переработка рекламной информации человеком осуществляются под воздействием трех основных факторов: когнитивного, эмоционального и поведенческого. Специалисты по рекламе учитывают и используют их в своей деятельности, оптимизируя воздействие на потенциального покупателя.
Рекламная деятельность — противоречивое явление, а значит, способное к изменению и развитию. В процессе развития общества она неизбежно будет принимать все более сложные и специфические формы. От позиции общества по отношению к рекламе зависит не только ее будущее, но и будущее самого общества.
Не будем винить рекламу во всех бедах. Но если тоталитаризм - безнравственная система, которая стремится подчинить своей воле волю людей, то реклама не наполнена большей нравственностью, чем тоталитаризм. Разница лишь в том, что делая это скрыто и воздействуя на подсознание, реклама усугубляет личные психологические проблемы человека и психологические проблемы в обществе.
Психологические приемы манипулирования в рекламе применяют для того, чтобы реклама все-таки была воспринимаема большинством потребителей.
А человеку надо учиться защищать себя от манипулятивной рекламы.
Список литературы
1. Лебедев-Любимов А.Н. Психология рекламы: Мастера психологии // Е. Строганова, Е. Журавлева, Ю. Климов. — 2002. — с. 9.
2. Лебедев-Любимов А.Н. Психология рекламы: Мастера психологии // Е. Строганова, Е. Журавлева, Ю. Климов. — 2002. — с. 160 - 205.
3. Лебедев-Любимов А.Н. Психология рекламы: Мастера психологии // Е. Строганова, Е. Журавлева, Ю. Климов. — 2002. — с. 106 - 127.
4. QIP.RU – образование // Интернет ресурс: http://5ballov.qip.ru/
5. Психология // Интернет ресурс: http://doktormoroz.ru/