Конкурентоспособность услуг

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 19:30, реферат

Краткое описание

Зарубежные и отечественные ученые обратили внимание на сферу услуг в 50—60-х годах прошлого столетия. Исследования в области маркетинга услуг появились в начале 70-х, и в этой области зарубежные экономисты по понятным причинам опередили своих российских коллег. За рубежом на сегодня существует около 70 научно-исследовательских групп в университетах и вузах, изучающих менеджмент и маркетинг услуг. Первые отечественные публикации, посвященные этой тематике, появились в начале 90-х годов. К настоящему моменту сложилось несколько центров изучения маркетинга услуг, вышли несколько монографий и коллективных трудов отечественных исследователей. За годы исследований данного вопроса были предложены различные модели маркетинга услуг.

Файлы: 1 файл

му.doc

— 117.50 Кб (Скачать)

Психологические свойства услуги в известной мере субъективны  и во многом зависят  от  уровня  потребительской  культуры,  исторических,  национальных, религиозных,  возрастных  особенностей  и  условий.  Психологические  факторы отражают социальное и психологическое отношение к ней: ее социально-культурный статус в системе ценностей, престижность его использования, доступность для других и т.п.

Особое  место  в  системе  оценок  качества  занимают  экономические  свойства услуги. Главное место в них отводится отношению покупателей к цене: сообразна ли она  рыночной  ситуации  и  соответствует  ли  предлагаемым  свойствам  и  качеству услуги. Собственно, потребителю продается не товар как таковой, а польза, которую он сулит. Налицо сложный психологический процесс мысленного сравнения пользы и связанных  с  ее  приобретением  затрат (мерой  сопоставления  выступают покупательские возможности), завершающийся либо согласием, либо отказом купить товар.

Проблема  характеристики  конкурентоспособности  услуги  решается  также  с помощью  экспертной  оценки  ее  перспективности.  Здесь  выдвигаются  следующие  критерии перспективности:

    • потенциал рынка данного товара;
    • резервы его модификации;
    • возможности совершенствования его продвижения;
    • альтернативные виды услуг;
    • отличительные характеристики услуги, привлекающие потребителей.

В  стратегии  маркетинга  важное  место  отводится  принципу  диверсификации, т.е.  одновременному  производству  товаров и услуг с разными качественными характеристиками, что соответствует принципам теории риска.

В  аналитическом  обеспечении  разработки  стратегии  муниципальной 

организации широко применяются  метод портфолио-анализа, в частности построение стратегических  матриц (решеток),  которые  позволяют  характеризовать  позицию (рейтинг)  учреждения  на  рынке,  отражающую  комбинацию  сложившейся  рыночной ситуации  и  достигнутого  потенциала  учреждения.  Для  этого  разрабатывается соответствующая модель поведения (маркетинговая матрица).

Маркетинговая  стратегическая  матрица — пространственная  модель  выбора организацией  определенной  стратегии,  которая  строится  с  помощью  системы координат.

Матрица,  или  стратегическая  решетка,  составляется  по  двум  признакам (факторам)  путем  пересечения  координат,  которые  выражают  количественные  или качественные  характеристики  признаков.  В  результате  образуются  поля (квадранты, стратегические сектора), отражающие положение организации на рынке и позволяющие адекватно выбирать стратегию.

Матричный  метод,  получивший  широкое  развитие,  был  предложен  в 1950-х годах  американским  экономистом  И.  Ансоффом.  Особой  известностью  пользуется матрица  БКГ (Бостонская  консалтинговая  группа),  построенная  по  двум  факторам: темпам развития рынка (отрасли) и доле рынка, занимаемой предприятием.

Предприятие сферы услуг, имеющее значительную долю рынка  и выступающее на  перспективном,  быстро  развивающемся  рынке,  занимает  позицию  под  шифром «звезда», которая обеспечивает возможность наступательных операций на рынке. Эта же  муниципальная  организация,  попавшая  в  условия  неперспективного  рынка, старается сберечь свои ресурсы, сохранить место на рынке (позиция «дойная корова»).

Предприятие, обладающее небольшой долей рынка, попадая  на перспективный рынок (позиция  «трудный ребенок»), имеет возможность  сохранить свою долю и обеспечить себя  прибылью,  а  получив  дополнительные  ресурсы,  перейти  в  позицию «звезды».

Такое  же  предприятие,  попав  на  малоперспективный  рынок (позиция «собака»), вынуждено  будет уйти с него.

Задача повышения конкурентоспособности  услуги — определить вероятность  риска  и  измерить  его  интенсивность,  выделив  факторы  риска,  поддающиеся  и  не поддающиеся воздействию.

Устранить  риск  совершенно,  застраховав  себя  на 100%, практически 

невозможно. Однако следует  установить, является риск допустимым или чрезмерным, недопустимым. 

Известно  несколько  методов  прогнозирования риска:  экспертные  оценки (иногда,  особенно  в малом бизнесе,  используются  интуитивные оценки  риска, основанные  на  опыте коммерсанта);  оценки  вероятности риска с помощью статистических  и вероятностных методов,  базирующихся  на  теории  принятия решений; балльные оценки риска.

Одним из важных современных направлений  стратегического анализа является бенчмаркинг. 

Главная  его  цель — на  основе  исследования  установить  вероятность  успеха предпринимательской  деятельности.  При  этом  ставится  вопрос: «Почему  наше предприятие  не  является  лучшим?»  Естественно,  стратегия  оздоровительной организации сопоставляется с первоклассными предприятиями, которые принимаются за эталон.

Выделяются две группы факторов успеха:

•  «жесткие» (объективные): определение четких границ проекта  нового товара; точное соблюдение заданных временных параметров реализации

проекта; строгое соблюдение стандартов качества; бюджетные ограничения;

•   «мягкие» (субъективные): ориентация на результат; понимание важности запланированных действий; сотрудничество. 

Основное  содержание  бенчмаркинга  сводится  к  анализу (или  прогнозу) превосходства  над  конкурентом.

Исходя из сказанного, можно сделать вывод о том, что бенчмаркинг логично переходит в конкурентный анализ.

Таким  образом,  в  рамках  предпринимательской  деятельности  основным ключевым  фактором  успеха  в  конкурентной  борьбе  для  предприятий  сферы  услуг является комплекс мер, направленных на повышение  конкурентоспособности услуги, предоставляемой предприятием. 
Список использованной литературы

 

  1. Маркетинг. Учебное пособие. 2-е издание. Голубкова Е.Н., 2003г.- 304 стр.
  2. Конкурентный маркетинг: стратегический подход О. Шонесси Дж., изд-во Питер, 2002 г.- 864 стр.
  3. Маркетинг. Эриашвили Н.Д. Издательство ЮНИТИ, год издания 2003 г.- 631 стр.
  4. Маркетинг: энциклопедия. Бейкер М. Изд-во Питер, 2002 г.-1200 стр.
  5. Маркетинговый анализ. Березин И. Издательство Интел-Синтез, 2004 г.- 351 стр.
  6. www.bci-marketing.aha.ru
  7. www.marketolog.ru

Информация о работе Конкурентоспособность услуг