Классификация рынков

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2010 в 11:05, реферат

Краткое описание

Рынок ассоциируется с рыночной экономикой в целом, становится сокращением термина «рыночная экономика». Однако рыночная экономика предполагает высокий уровень развития рынка и ей характерны такие основные черты, как свобода предпринимательства, свободное ценообразование (исключается государственное вмешательство в процесс установления цен на многие виды товаров, цены дают обширную оперативную информацию о спросе и предложении товаров, об издержках производства, о положении на рынках отдельных регионов, страны и мирового сообщества); конкуренция (регулирует цены и количество производимых товаров). В конечном итоге любой субъект, преследуя свои собственные интересы, более действенным образом служит интересам общества.

Оглавление

1. Введение.

2. Рынок: понятие, его цели, основные функции.
* Условия функционирования рынка.
3. Классификация рынка.
4. Заключение.
5. Список использованной литературы.

Файлы: 1 файл

work.doc

— 120.00 Кб (Скачать)
 

      В экономической литературе иногда выделяются и некоторые другие функции рынка: активизация экономических интересов, повышение восприимчивости экономики к научно-техническому прогрессу, сведение производительных сил в единую систему, стимулирование эффективности экономической деятельности, сведение потребностей с производством, создание условий для эффективности кооперации труда.

      Реализация  отмеченных функций позволяет говорить о важной роли рынка в современной  экономике. В конечном счете, как  можно заключить из указанных  выше функций, роль рынка сводится, прежде всего, к нахождению оптимального решения проблем что, как и для кого производить; обеспечению равновесия спроса и предложения и сбалансированного развития экономики; дифференциации товаропроизводителей с точки зрения эффективности их деятельности.

    Большую часть своей истории человечество прожило при натуральном хозяйстве. Переход от натурального хозяйства к товарному связан с формированием нескольких предпосылок:

    • Автономность товаропроизводителей (самостоятельность производства, свобода конкурентного поведения, свобода характера и форм хозяйствования в интересах конкретного производителя)
    • Распределение труда между производителями: связано с развитием и углублением общественного разделения труда, в том числе специализации и кооперации производства.
 

      На  определенном этапе стало ясно, что при возрастающих потребностях сообщество людей не может обеспечить себя всем необходимым, поэтому различные группы стали специализироваться на выпуске определенных видов товаров и обменивать их на все остальное необходимое для жизни.

      Наличие этих предпосылок в обществе и делает рыночную, товарную форму связей преобладающей. Рынок, с присущей ему конкуренцией, создает прочную основу товарного хозяйства (производства). 
 

Условия функционирования рынка. 

Для успешного  функционирования рынка и выполнения его функций необходимо соблюдение ряда условий:

  • свобода экономической, хозяйственной, предпринимательской деятельности;
  • свободные рыночные цены, которые устанавливаются на основе взаимодействия спроса и предложения;
  • конкуренция, которая является основой рынка;
  • гибкое государственное регулирование рынка, не подавляющее и не разрушающее рынок;
  • устойчивые денежная и финансовая системы;
  • стабильная политическая обстановка.
 

      В качестве условий для нормального  функционирования рынка некоторые  экономисты также выделяют:

  1. многообразие форм собственности;
  2. товаропроизводитель должен быть хозяином средств производства и свободно распоряжаться результатами своего труда;
  3. свобода производственной и коммерческой деятельности всех участников общественного производства;
  4. четко налаженная система денежно-кредитных и финансовых отношений;
  5. поддержание здоровой конкуренции;
  6. развитая инфраструктура.
 

Функционирование  рыночной экономики осуществляется на основе определенных принципов. В  их числе можно выделить:

  • Экономическая свобода деятельности субъектов экономики.
  • Всеобщность рыночных отношений.
  • Равноправие рыночных субъектов.
  • Свободное ценообразование.
  • Саморегулирование хозяйственной деятельности.
  • Договорный характер отношений.
  • Экономическая ответственность субъектов.
  • Самофинансирование.
  • Конкуренция.
  • Государственное регулирование экономики.
 
 
 

Классификация рынков. 

      Рынок имеет свою структуру.

  Структура рынка – это внутреннее строение, расположение, порядок отдельных элементов рынка.

      Можно назвать следующие признаки структуры рынка:

  • тесные связи между ее элементами;
  • определенная устойчивость этих связей;
  • целостность, совокупность данных элементов.
 

      Не  смотря на отсутствие общепринятой классификации  рынков, их можно разделить на группы по определенным признакам:

  1. Организационный признак (степень ограничения конкуренции)
    • Рынок совершенной (свободной) конкуренции характеризуется наличием многих продавцов, однородностью продукции. Продавец продукции не имеет возможности влиять на уровень цен.
    • Рынок монополистической конкуренции  характеризуется наличием многих продавцов. Товар имеет определенные свойства, которые отличают его от других. Продавец способен влиять на цену своей продукции (в определенной мере).
    • Олигополистический рынок характеризуется наличием немногих продавцов. Они предлагают однородную или дифференцированную продукцию. Цены устанавливаются по типу лидерства, т.е. большинство фирм стремится установить такую же цену, как и наиболее крупные фирмы на этом рынке.
    • Монополистический рынок характеризуется наличием одного продавца. Он устанавливает максимально высокую цену, но в пределах платежеспособного спроса.
  1. Пространственный признак
    • Местный рынок
    • Региональный рынок
    • Национальный рынок.
    • Рынок покупателей;
    • Рынок продавцов;
    • Рынок государственных учреждений;
    • Рынок промежуточных продавцов – посредников и др.
  1. Функциональный признак (экономическому назначению объектов рыночных отношений)
    • Рынок товаров и  услуг
    • Рынок труда
    • Финансовый рынок
    • Информационный рынок
    • Рынок недвижимости
    • Валютный рынок
 

    Помимо этого рынок делится:

По характеру продаж:

  • Оптовый
  • Розничный
  • Фьючерсный
 

По  степени регулируемости:

  • Регулируемый
  • Не регулируемый
 

По  уровню насыщения:

  • Равновесный
  • Избыточный
  • Дефицитный
 

По  соответствию законодательным  нормам:

  • Легальный
  • «Черный»
 

По  товарным группам:

  • Рынок товаров производственного назначения;
  • Рынок потребительских товаров (например, продовольствия);
  • Рынок сырья и материалов и т.д.
 

По  степени зрелости:

  • Неразвитый рынок;
  • Развитый рынок;
  • Формирующийся рынок.
 

По  характеру ассортимента товаров:

  • Замкнутый рынок, на котором представлены товары только первого производителя;
  • Насыщенный рынок, на котором представлено множество сходных товаров многих производителей;
  • Рынок широкого ассортимента, на котором есть ряд видов товара, связанных между собой и направленных на удовлетворение одной или нескольких связанных между собой потребностей;
  • Смешанный рынок, на котором имеются разнообразные товары, не связанные между собой.
 

По  отраслевому признаку:

  • Рынок автомобилей;
  • Рынок нефти;
  • Рынок компьютерной техники и т.д.
 

Выделяют также следующие виды рынков:

  • Рынки товаров и услуг, куда включают рынки потребительского назначения, услуг, жилья и зданий непроизводственного назначения.
  • Рынки факторов производства, в состав которых входят рынки недвижимости, орудий труда, сырья и материалов, энергетических ресурсов, полезных ископаемых.
  • Финансовые рынки, т.е. рынки капиталов (инвестиционные рынки), кредитные, ценных бумаг, валютно-денежные рынки.
  • Рынки интеллектуального продукта, где в качестве объектов купли-продажи выступают инновации, изобретения, информационные услуги, произведения литературы и искусства.
  • Рынки рабочей силы, представляющие собой экономическая форма движения (миграции) трудовых ресурсов (рабочей силы).
 

      В реальной практике основные виды рынков подразделяют на различные субрынки, или рыночные сегменты.

      Сегментация рынка – это разделение потребителей данного товара на отдельные группы, предъявляющие к товару неодинаковые требования.  Сегментация рынка может быть проведена разными путями с использованием различных факторов:

  1. С учетом географических факторов можно выделить группы потребителей по регионам, административному делению, плотности населения, климатическим условиям.
  2. С учетом демографических факторов можно сгруппировать потребителей по возрасту, полу, размеру семьи, уровню доходов, профессиональному составу, уровню образования, религиозной принадлежности, национальному составу.
  3. С учетом поведения различных групп потребителей можно выделить следующие сегменты рынка:
    • приобретение товаров носит случайный характер;
    • поиск выгод при покупке товаров;
    • статус постоянного клиента;
    • эмоциональное (положительное, негативное, безразличное) отношение к товару.
  4. Потребителей также можно разделить на группы:
    • по социальному составу (с различной степенью достатка),
    • стилю жизни (элитарный, молодежный, спортивный и т.д.),
    • личным качествам (амбициозные, авторитарные, импульсивные).
 

      Типы  и виды рынков не изолированы, а неразрывно связаны и существуют как единая рыночная система, все элементы которой  находятся в определенных соотношениях друг с другом. Роль этих соотношений, пропорций исключительно велика.  
 
 

Заключение. 

      В заключение хотелось бы сказать, что  рыночная система наиболее эффективна и гибка для решения экономических  проблем. Она формировалась не одно столетие, приобрела цивилизованные формы и, скорее всего, будет определять экономический облик будущего во всех странах мира. 
 

Список  использованной литературы: 
 
 

  1. Лекции  по курсу «экономика». Сочинский Политехнический колледж, 1996 г.
 
  1. Книги по экономике и бизнесу: Аннотированный справочник, изданный на русском языке; М. «Солсистем»; Финансы и статистика. 1996 г.; 
 
  1. Курс  экономики; Учебник. Под редакцией  Б.А. Райзеберга – 3-е издание, дополненное  и доработанное – М.; «Инфра-М», 2000 г.
 
  1. Гребнев Л.С., Нуреев Р.М. Экономика. Курс основ: Учебник. – М.: Вита-Пресс, 2000 г.

Информация о работе Классификация рынков