Экономико-географическое и демографичемкое положение Кубы

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2012 в 20:38, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является: познакомиться с экономикой и положением страны на международной арене.
Основными задачами данной работы являются: ознакомиться с общей характеристикой страны, изучить структуру внешней и внутренней экономики, проследить внешнеэкономические связи с другими странами.

Оглавление

Введение 3
1 Общие сведения о стране 5
1.1 Экономико-географическое положение страны 5
1.2 Население страны 6
1.3 Промышленность и сельское хозяйство. Социальная жизнь 7
2 Экономика 9
2.1 Организация производства 9
2.2 Национальный доход 11
2.3 Трудовые ресурсы 13
2.4 Внутренняя и внешняя торговля 13
2.5 Банковское дело и финансы 14
3 Демографическое положение на Кубе и пути решения
демографической проблемы 15
3.1 Демографическое положение на Кубе 15
3.2 Пути решения демографической проблемы 17
Заключение 19
Список использованной литературы 12

Файлы: 1 файл

курсовая КОРЖ.docx

— 57.23 Кб (Скачать)

                   

2. Экономика

    2.1 Организация производства

   Экономика Кубы является одной из самых национализированных в мире. Наиболее высокие темпы коллективизации пришлись на первые два послереволюционных года, когда в собственность государства и под его управление перешло большинство промышленных и горнодобывающих предприятий, строительных организаций, значительная часть финансовых учреждений, внутренней и внешней торговли, а также около трети сельскохозяйственного производства. К концу 1970-х годов в частном секторе находилось всего 25% сельского хозяйства, 7% транспорта, 1% средств связи и менее 1% рыболовного флота.

  Централизованное  планирование было введено на Кубе в 1960-е годы по рекомендации советских  специалистов. Во второй половине 1960-х  годов кубинское руководство  отказалось от централизованного планирования, разработки государственного бюджета  и материального стимулирования и перешло к экономическим  экспериментам, основанным на моральном  поощрении работников, практике широкого использования принудительного бесплатного труда и осуществлении отраслевых планов. Последовавшее ухудшение экономической ситуации, падение производства и рост случаев уклонения от принудительного труда вынудили кубинское руководство вернуться к традиционным методам планирования по советскому образцу.

  До  недавнего времени в стране существовало Центральное управление планирования, в задачи которого входила разработка годовых, средне- и долгосрочных планов, хотя основные решения по ключевым вопросам экономики принимались  политическим руководством страны. Во время экономического кризиса начала 1990-х годов Центральное управление было упразднено, а его функции  переданы Министерству экономики и  планирования. При этом государственные  предприятия и организации получили бóльшую автономию и возможность распоряжаться прибылью. Управление основными секторами экономики по-прежнему осуществляется из центра соответствующим министерством, которое, взаимодействуя с Министерством экономики и планирования, распределяет необходимые ресурсы (топливо, сырье, трудовые и денежные ресурсы) и устанавливает плановые показатели уровня производства для данного сектора.

  Роль  рынка в стране минимальна, поскольку  распределение средств и промежуточных  товаров производится планирующими органами, а большинство потребительских  товаров распределяется централизованно  через систему нормирования. Размер заработной платы устанавливается  также централизованно, а системы  обслуживания населения подчинены  государству. В пределах «частного» сельскохозяйственного сектора  в значительном объеме практикуется бартер (своего рода натуральный товарообмен), однако продажа излишков сельскохозяйственной продукции городским жителям  резко ограничена, а в ряде случаев  расценивается как преступление.

  В начале 1990-х годов эмбарго Кубы со стороны США и свертывание  экономических связей со странами Восточной  Европы и бывшим СССР поставили Кубу в тяжелое экономическое положение, потребовавшее введения жесткой экономии средств и ресурсов. С целью выхода из кризиса руководство страной приступило к осуществлению реформ, направленных на постепенное внедрение элементов рыночной экономики. Не отказываясь от централизованного руководства экономикой, оно пошло на повышение хозяйственной самостоятельности государственных предприятий, либерализацию внешнеэкономической деятельности, создание сети коммерческих банковских структур. Такие меры, как легализация доллара, создание совместных предприятий и разрешение иностранных инвестиций, открытие рынков сельхозпродукции, разрешение ряда видов индивидуальной трудовой деятельности и др. приостановили процесс стагнации экономики. Однако многие проблемы остались нерешенными. В частности, для второй половины 1990-х годов характерно несбалансированное развитие отдельных отраслей; рост достигнут в основном за счет экспортных отраслей добывающей промышленности (производство никеля в 1998 возросло на 12%) и международного туризма.

  В то же время в русле поставленной на V съезде КПК задачи борьбы с «угрозой размывания социалистических устоев»  введены ограничения на индивидуальную трудовую деятельность и мелкое предпринимательство, повышены налоги, в результате количество занятых индивидуально-трудовой деятельностью, составлявшее более 200 тыс. человек  в 1996, уменьшилось до 140 тыс. в 1998.

    2.2  Национальный доход

С 1960 Куба испытывала последствия жесткого бойкота  со стороны США и ощущала острую необходимость в развитии собственных  вооруженных сил. В общем и  целом экономика Кубы, несмотря на резкие колебания показателей в  отдельные годы, постепенно росла  в 1940– 1950-х годах, находилась в состоянии  застоя или фактического спада в 1960-х годах, а в 1970-х – начале 1980-х годов стала быстро развиваться. Объем реального совокупного общественного продукта (национальный доход без учета отдельных элементов сферы услуг) в период с 1975 по 1985 ежегодно возрастал в среднем на 5,7%.

  ВВП вырос на 2,5% в 1995, на 7,8% в 1996 и на 2,5% в 1997. Экономическому росту способствовали усилия, предпринимавшиеся кубинским правительством для привлечения иностранных инвестиций, легализация доллара во внутренних расчетах, а также развитие индустрии туризма. Однако существует и ряд сдерживающих факторов, например низкие урожаи сахарного тростника, а также застой в государственном секторе, до сих пор доминирующем в экономике. В 2002 прирост ВВП, по официальной статистике, составил 1,1%; это самый низкий показатель с 1994, когда экономика только начинала оправляться от резкого (35-процентного) падения производства, вызванного разрывом связей с большинством ее торговых партнеров из бывшего социалистического лагеря. ВВП Кубы на 2002 оценивался в 30,69 млрд. долл. США, что на душу населения составляло 2700 долл.

  Инвестиции  в экономику. В 1958, накануне революции, Куба была третьей страной в Латинской  Америке (после Бразилии и Венесуэлы) по объему американских инвестиций. Объем  инвестиций, ежегодно поступавших в  кубинскую экономику из внутренних источников, составлял в то время  ок. 18% от общего объема собственного производства. В начале 1990-х годов выделение всех инвестиций (кроме небольших по объему капиталовложений в сельское хозяйство) осуществлялось централизованно и производилось государством. После распада СССР и последующего прекращения всякой финансовой помощи со стороны Москвы кубинское правительство приостановило почти все инвестиции, кроме ассигнований в пищевую промышленность, туризм и отрасли промышленности, работающие на экспорт. С 1992 ряду государственных предприятий Кубы было разрешено пользоваться иностранными инвестициями, а кубинские компании получили возможность осуществлять экспортные и импортные операции без разрешения правительства. Результатом этой политики стало создание совместных предприятий в таких отраслях экономики, как разработка полезных ископаемых, разведка залежей нефти, обрабатывающая промышленность и туризм.

  2.3  Трудовые ресурсы

       Занятость в экономике Кубы выросла с 1,7 млн. человек в 1958 до 4,5 млн. человек в 1988. После того как частный сектор в экономике резко сократился в результате проведения ряда последовательных компаний по коллективизации и национализации, доля занятых в государственном секторе, которая в 1959 составляла ок. 15%, в 1962 достигла 60%, а после 1975 – уже 80–90%. В конце 1980-х годов ок. 20% трудоспособного населения было занято в сельском хозяйстве, а почти треть была занята в сфере услуг.

  В 1990-х годах экономический кризис, разразившийся на Кубе вслед за распадом мировой системы социализма, вызвал резкий рост безработицы. Среди проведенных  на Кубе реформ, направленных на создание новых рабочих мест, было введение лицензий на занятие индивидуальной трудовой деятельностью и возобновление  работы рынков.

2.4  Внутренняя и внешняя торговля

      Практически вся внутренняя торговля на Кубе находится в руках государства. Распределение товаров производится преимущественно по карточной системе. Ограниченное количество ненормированных товаров свободно продается по высоким ценам, устанавливаемым государством; определенные квоты на дефицитные товары длительного пользования, например на телевизоры и стиральные машины, выделяются предприятиям, которые, в свою очередь, осуществляют продажу этих товаров по высоким ценам своим сотрудникам. При этом порядок очередности на покупку техники определяется в соответствии с успехами, достигнутыми потенциальным покупателем в труде, и его активностью в политической жизни. Как и в других странах с нерыночной экономикой, на Кубе существует «черный» рынок, наличие которого в сочетании с коррумпированностью государственных чиновников в какой-то мере смягчает жесткость существующей распределительной системы.

  В 1993 кубинское правительство особым декретом легализовало доллар, разрешив кубинским гражданам использовать его во внутренних расчетах; тем  самым кубинцы получили доступ в  принадлежащую государству сеть валютных магазинов и других заведений, которыми прежде могли пользоваться только иностранные туристы и  дипломатический корпус.

  Важным  источником твердой валюты на Кубе являются средства, поступающие из-за границы, в особенности из США, в  виде переводов от эмигрантов членам их семей. В январе 1999 правительство  США разрешило также переводить определенные суммы (до 1200 долл. в год) кубинским гражданам, не имеющим  родственников в США.

2.5  Банковское дело и финансы

       Основная денежная единица Кубы – песо, равный 100 сентаво. Основанный в 1948 Национальный банк Кубы являлся центральным банком страны, однако в 1960, когда все частные банки, как кубинские, так и иностранные, были национализированы, он взял на себя и все остальные банковские функции.

  В 1978, после десятилетнего перерыва, на Кубе был вновь введен государственный  бюджет. Основными статьями дохода является чистый доход государственных  предприятий, налог на продажу большей  части товаров, не являющихся сырьем (например, ром и табак), налог  на прибыль предприятий, прибыль, образующаяся в результате закупки продукции  частных хозяйств по цене ниже рыночной, а также выплаты предприятий  на социальные нужды.

3.  Демографическое положение на Кубе и пути решения демографической проблемы

3.1 Демографическое  положение на Кубе

    В последнее время на Кубе складывается довольно тревожная демографическая ситуация. В связи с этим, прогнозируют специалисты, к 2025 г. система социального обеспечения острова может не выдержать финансового дефицита и оказаться в глубоком кризисе. Такой вывод делают, в частности, эксперты Национального управления статистики и информации Кубы.

    Дело в том, объясняют специалисты, что к этому времени, в результате происходящих в стране демографических изменений, республика рискует превратиться в страну с самым пожилым населением в Латинской Америке и Карибском бассейне. Если в ближайшие годы народное хозяйство Кубы не получит новых импульсов развития, модернизации и роста, если нынешняя политика «актуализации» не даст ожидаемого результата, то через 15-20 лет имеющаяся на острове часть экономически активного населения не сможет обеспечить достойную жизнь пожилых и нетрудоспособных граждан. И это несмотря на то, что пенсионный возраст в республике не так давно был законодательно повышен для женщин до 60, а для мужчин до 65 лет.

     Еще несколько лет назад, согласно данным НУСИ, кубинские граждане в возрасте от 60 лет и выше составляли 17% населения страны. К 2025 г. этот показатель, по прогнозам, может вырасти до 26%, а число экономически активных кубинцев, как они предполагают, существенно сократится. Как ни парадоксально, старению Кубы способствует общая социальная политика властей острова, успехи в области здравоохранения. Продолжительность жизни в республике держится на уровне самых развитых стран мира, составляя в среднем 78 лет, а детская смертность ниже, чем в США, то есть, примерно 4 младенца на каждую тысячу детей, родившихся живыми. Но есть и негативные тенденции. Среди них – падение рождаемости и отток молодежи в поисках работы за рубежом.

        Тенденция снижения рождаемости обозначилась на острове, начиная с 1978 года. По сведениям специалистов НУСИ, уже в предыдущем 1977 г. кубинское население фактически впервые перестало восполняться. Именно этот год стал последним, когда местные женщины произвели на свет в среднем по 2 ребенка. Процесс снижения рождаемости сопровождался высокими темпами эмансипации кубинских женщин, их все более активной интеграцией в хозяйственную и общественно-политическую жизнь общества. В настоящее время здешние дамы составляют 65,6% всех профессиональных работников и технических служащих республики. Неуклонно растет число жительниц острова, которые выбирают для себя  карьеру политика, руководителя-хозяйственника или ученого. Немало кубинок поступает на службу в Революционные вооруженные силы республики. Меняющаяся модель активности, условия и образ жизни нередко полностью исключают радость материнства. В стране возросло число абортов, опасность распространения СПИДа, венерических заболеваний приучила молодежь чаще прибегать к предохранительным мерам, что само по себе разумно, но мало способствует увеличению рождаемости, воспроизводству населения.

        Последние подсчеты демографов свидетельствуют: пять лет подряд (2005-2009 гг.) численность жителей Кубы держалась примерно на одном и том же уровне – 11,2-11,3 миллиона человек. По данным НУСИ республики, в 2008 г. 86 000 жителей страны умерли и почти 37 000 покинули свою страну. Как отмечают местные эксперты, несмотря на некоторый всплеск рождаемости в 2007 и 2008 гг. – до 10,9 младенцев на каждую тысячу жителей, это не компенсирует убыль населения острова. Наиболее оптимистично настроенные демографы утверждают, что последние статистические исследования в целом свидетельствуют лишь о временной стабилизации численности населения страны. То есть, она не растет, но и не падает.

Информация о работе Экономико-географическое и демографичемкое положение Кубы