Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2012 в 10:29, курсовая работа
Цель данной курсовой работы: изучить сущность и причины возникновения инфляции и пути ее преодоления, а также попытка проанализировать особенности протекания инфляционных процессов в Республике Беларусь.
Для реализации данной цели необходимо рассмотреть следующие задачи:
- раскрыть сущность и характеристики инфляции;
- рассмотреть виды и типы инфляции;
Уровень инфляции в Беларуси остается
самым высоким среди стран
СНГ. По мнению экспертов ЕБРР, это
следствие нежесткой денежно-
В первой половине 2006 г. инфляция в Беларуси по-прежнему превышала установленный правительством на весь год уровень 18-24%, хотя Нацбанк Беларуси и продолжал понижать ставку рефинансирования. По предварительной оценке ЕБРР, среднегодовой рост потребительских цен в 2003 г. составит 29%.
Таким образом, инфляция, неуправляемая сама, делает плохо управляемым все народное хозяйство. Инфляция автоматически снижает эффективность экономических регуляторов, порой даже делает нецелесообразным их применение.
2.2 Динамика инфляции в
Прирост индекса потребительских цен в январе 2012 г. по сравнению с декабрем 2011 г. составил 1,9 процента, с январем 2011 г. - 109,7 процента (годом ранее - 1,4 и 10,6 процента соответственно). При этом цены на продовольственные товары выросли на 2,2 процента, непродовольственные - на 1,6 процента, тарифы на услуги - на 1,8 процента. Рост цен на продовольственные товары в январе по сравнению с декабрем дал 1,1 процента прироста сводного индекса потребительских цен, на непродовольственные - 0,5 процента прироста, на услуги -0,3 процента прироста.
Таблица 2.1 Индексы цен и тарифов в январе 2012 г.
Примечание: источник [3, c. 90]
Инфляционные процессы в Республике Беларусь в январе 2012 г. формировались под влиянием предпринятых ранее мер по ужесточению денежно-кредитной и бюджетно-налоговой политики. Существенное влияние на динамику потребительских цен оказали стабилизация обменного курса белорусского рубля к иностранным валютам,а также предпринятые Правительством Республики Беларусь меры по администра-тивному регулированию ценообразования.
Прирост индекса цен на продовольственные товары в январе 2012 г. составил 2,2 процента (в январе 2011 г. - 2,1 процента). Наиболее существенно из продовольствия подорожали алкогольные напитки и табачные изделия (на 9,2 процента), говя-дина, кроме бескостного мяса (на 4,4 процента) и картофель (на 3,7 процента).
Прирост индекса цен на непродовольственные товары за январь 2012 г. составил 1,6 процента (в январе 2011 г. - 0,3 процента). В наибольшей степени подорожали медикаменты (на 4,6 процента), письменные принадлежности (на 3,8 процента) и парфюмерно-косметические товары (на 2,7 процента).
Прирост цен и тарифов на услуги населению в январе 2012 г. составил 1,8 процента (в январе 2011 г. - 1,4 процента). При этом наиболее существенно выросли тарифы на санаторно-оздоровительные (на 19,8 процента), медицинские (на 5,8 процента),бытовые услуги (на 5,1 процента) и услуги высшего образования (на 5,0 процентов).
По данным Национального статистического комитета, базовая инфляция за январь 2012 г. составила 1,8 процента (0,8 процента за январь 2011 г.) и дала, по оценке Национального банка, 1,2 процента прироста сводного индекса потребительских цен (удельный вес данного фактора составил 62,5 процента против 36,9 процента годом. Прямое административное повышение цен и тарифов, включая цены на плодоовощную продукцию, дало 0,7 процента прироста сводного индекса потребительских цен (удельный вес составил 37,5 и 63,1 процента соответственно).
В годовом выражении (к соответствующему месяцу предыдущего года) в январе 2012 г. индекс потребительских цен составил 209,7 процента, базовая инфляция -220,2 процента 24, индекс регулируемых цен, включая цены на плодоовощную продукцию, - 190,1 процента, индекс цен производителей промышленной продукции 249 процентов.
Рисунок 2.1 Динамика ценовых индексов в годовом выражении в январе 2012 г. процентов
Примечание: источник [3, c. 90]
В январе 2012 г. цены производителей промышленной продукции увеличились на 2,4 процента против 2,6 процента годом ранее. При этом цены на инвестиционные товары увеличились на 6,2 процента, на промежуточные - на 2,0 процента, на потребительские - на 1,6 процента. В горнодобывающей промышленности снизились на 3,3 процента (годом ранее - выросли на 4,0 процента), обрабатывающей промышленности - выросли на 2,7 процента (годом ранее - на 1,4 процента), производстве и распределении электроэнергии, газа и воды - на 1,4 процента (годом ранее - на 8,1 процента).
Индекс цен в строительстве в январе 2012 г. увеличился на 6,5 процента (в январе 2011 г. - на 1,1 процента), в том числе на строительно-монтажные работы – на 6,9 процента (в январе 2011 г. - на 3,1 процента). Индекс тарифов на грузовые перевозки вырос на 18,7 процента (годом ранее - на 3,9 процента) в основном за счет повышения тарифов на трубопроводный транспорт на 66,5 процента.
Глава 3 Основные направления и методы антиинфляционного регулирования в Республике Беларусь
Инфляцию, развивающуюся в масштабах, подрывающих законы товарно-денежного обращения, можно считать одной из закономерностей переходного периода. Очевидно, что стержнем любой антиинфляционной политики является подавление причин инфляции и нейтрализация условий ее возникновения и развития.
Системной причиной инфляции стала попытка форсированно внедрить форму свободного рынка в условиях неадекватной социально-экономической среды. Либерализация цен в отсутствие инфраструктуры рынка, когда ценовые и иные рыночные сигналы слабо, а то и не адекватно, воспринимаются субъектами хозяйствования и домашними хозяйствами, привела к разрыву формально свободных цен и реального движения воспроизводственных процессов. [21,c.90]
Подходы и инструменты регулирования инфляционных процессов в прогнозном периоде 2007-2012 гг. необходимо подчинить обеспечению целевых установок Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2007-2012 гг. В рамках этого программного документа предполагается закрепление положительных тенденций макроэкономической стабилизации в стране, создание условий для устойчивого социально-экономичес-кого развития на основе роста эффективности функционирования реального сектора экономики [13, 231].
В настоящее время резервы
Макроэкономическая, монетарная и фискальная политика должны быть умеренно жесткими и достаточно гибкими. Для сдерживания инфляции необходимо использовать соответствующие меры, как монетарного характера, так и со стороны издержек производства. [7,c.120]
Глубинной причиной инфляции в республике
является низкий уровень эффективности
функционирования реального сектора
экономики, что подтверждается наличием
большого удельного веса убыточных
предприятий и планово-
Поэтому решение задачи поэтапного снижения инфляции с применением комплекса мер денежно-кредитной политики требует создания соответствующих предпосылок за счет реформирования реального сектора экономики. Реализации стабилизационной программы должны предшествовать кардинальная инвентаризация и пересмотр (секвестирование) объемных ориентиров государственных программ с целью приведения их в соответствие с финансовыми возможностями государства. В первую очередь это касается программ в области жилищного строительства и сельского хозяйства. Политика финансовой стабилизации должна сопровождаться активной приватизацией и реструктуризацией реального сектора экономики, созданием стимулирующей институциональной среды для развития предпринимательства и привлечения иностранных инвестиций. Важнейшей предпосылкой финансового оздоровления экономики является кардинальное реформирование колхозно-совхозной системы ведения сельскохозяйственного производства, которая в силу своей неэффективности ложится тяжелым бременем на государственные финансы, предъявляя перманентный спрос на финансовые ресурсы. Без продвижения по этим направлениям ликвидация государственной финансовой подпитки чревата массовыми банкротствами предприятий, ростом безработицы и социальной напряженности и дискредитацией рыночных реформ в целом.
Сокращение ресурсопотребления достигается, с одной стороны, на основе снижения затрат материальных ресурсов непосредственно на предприятиях, с другой - посредством осуществления структурных сдвигов на уровне народного хозяйства и отдельных отраслей. Первый путь в большей мере связан с модернизацией производства и заменой устаревших технологий (хотя, безусловно, определенный эффект могут дать и организационные меры, усиление режима экономии, всемерное стимулирование ресурсосбережения), что требует соответствующих финансовых и инвестиционных вложений при определенном временном лаге.
Второй путь позволяет получить
более быстрый эффект, поскольку
способствует развитию эффективных
и менее ресурсоемких отраслей и
производств, предоставляет возможность
в какой-то мере маневрировать материальными
ресурсами на существующих производственных
мощностях и ускоренно
Поддержание низкоэффективных производств
(хотя отдельные предприятия
Характерной особенностью работ по экономии и рациональному использованию топливно-энергетических ресурсов, сырья и материалов в ближайшей перспективе должен стать комплексный и предметный подход к их осуществлению, реальное обеспечение ресурсо- и энергосберегающих мероприятий финансовыми и другими видами ресурсов. При этом значительная активизация работ предусматривается по следующим направлениям:
• совершенствование отраслевой,
технологической и
• увеличение масштабов внедрения ресурсо- и энергосберегающих мероприятий на основе внедрения прогрессивных технологических процессов и оборудования во всех сферах народного хозяйства;
• расширение спектра организационно-
• оптимизация топливно-
• приоритетное использование отечественного сырья и материалов, местных видов топлива при производстве продукции.
Программой социально-
Информация о работе Инфляция, характеристика и особенности протекания