Инфляция, характеристика и особенности протекания

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2012 в 10:29, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы: изучить сущность и причины возникновения инфляции и пути ее преодоления, а также попытка проанализировать особенности протекания инфляционных процессов в Республике Беларусь.
Для реализации данной цели необходимо рассмотреть следующие задачи:
- раскрыть сущность и характеристики инфляции;
- рассмотреть виды и типы инфляции;

Файлы: 1 файл

Введение.docx

— 154.37 Кб (Скачать)

Уровень инфляции в Беларуси остается самым высоким среди стран  СНГ. По мнению экспертов ЕБРР, это  следствие нежесткой денежно-кредитной  политики и резкого повышения  зарплаты, а также решения о  повышении тарифов на коммунальные услуги. Хотя последнее и позволило  повысить окупаемость издержек, а  также несколько сократить масштабы перекрестного субсидирования в  энерго- и газоснабжении.

В первой половине 2006 г. инфляция в Беларуси по-прежнему превышала установленный правительством на весь год уровень 18-24%, хотя Нацбанк Беларуси и продолжал понижать ставку рефинансирования. По предварительной оценке ЕБРР, среднегодовой рост потребительских цен в 2003 г. составит 29%.

Таким образом, инфляция, неуправляемая  сама, делает плохо управляемым все  народное хозяйство. Инфляция автоматически  снижает эффективность экономических регуляторов, порой даже делает нецелесообразным их применение.

 

 

2.2 Динамика инфляции в Республике  Беларусь в 2012 году

 

Прирост индекса потребительских цен в январе 2012 г. по сравнению с декабрем 2011 г. составил 1,9 процента, с январем 2011 г. - 109,7 процента (годом ранее - 1,4 и 10,6 процента соответственно). При этом цены на продовольственные товары выросли на 2,2 процента, непродовольственные - на 1,6 процента, тарифы на услуги - на 1,8 процента. Рост цен на продовольственные товары в январе по сравнению с декабрем дал 1,1 процента прироста сводного индекса потребительских цен, на непродовольственные - 0,5 процента прироста, на услуги -0,3 процента прироста.

Таблица 2.1 Индексы цен и тарифов в январе 2012 г.

Примечание: источник [3, c. 90]

Инфляционные процессы в Республике Беларусь в январе 2012 г. формировались  под влиянием предпринятых ранее  мер по ужесточению денежно-кредитной  и бюджетно-налоговой политики. Существенное влияние на динамику потребительских  цен оказали стабилизация обменного  курса белорусского рубля к иностранным  валютам,а также предпринятые Правительством Республики Беларусь меры по администра-тивному регулированию ценообразования.

Прирост индекса цен на продовольственные  товары в январе 2012 г. составил 2,2 процента (в январе 2011 г. - 2,1 процента). Наиболее существенно из продовольствия подорожали алкогольные напитки и табачные изделия (на 9,2 процента), говя-дина, кроме бескостного мяса (на 4,4 процента) и картофель (на 3,7 процента).

Прирост индекса цен на непродовольственные  товары за январь 2012 г. составил 1,6 процента (в январе 2011 г. - 0,3 процента). В наибольшей степени подорожали медикаменты (на 4,6 процента), письменные принадлежности (на 3,8 процента) и парфюмерно-косметические  товары (на 2,7 процента).

Прирост цен и тарифов на услуги населению в январе 2012 г. составил 1,8 процента (в январе 2011 г. - 1,4 процента). При этом наиболее существенно выросли  тарифы на санаторно-оздоровительные (на 19,8 процента), медицинские (на 5,8 процента),бытовые услуги (на 5,1 процента) и услуги высшего образования (на 5,0 процентов).

По данным Национального статистического  комитета, базовая инфляция за январь 2012 г. составила 1,8 процента (0,8 процента за январь 2011 г.) и дала, по оценке Национального  банка, 1,2 процента прироста сводного индекса  потребительских цен (удельный вес  данного фактора составил 62,5 процента против 36,9 процента годом. Прямое административное повышение цен и тарифов, включая цены на плодоовощную продукцию, дало 0,7 процента прироста сводного индекса потребительских цен (удельный вес составил 37,5 и 63,1 процента соответственно).

В годовом выражении (к соответствующему месяцу предыдущего года) в январе 2012 г. индекс потребительских цен  составил 209,7 процента, базовая инфляция -220,2 процента 24, индекс регулируемых цен, включая цены на плодоовощную продукцию, - 190,1 процента, индекс цен производителей промышленной продукции 249 процентов.

Рисунок 2.1 Динамика ценовых индексов в годовом выражении в январе 2012 г. процентов

Примечание: источник [3, c. 90]

В январе 2012 г. цены производителей промышленной продукции увеличились на 2,4 процента против 2,6 процента годом ранее. При этом цены на инвестиционные товары увеличились на 6,2 процента, на промежуточные - на 2,0 процента, на потребительские - на 1,6 процента. В горнодобывающей промышленности снизились на 3,3 процента (годом ранее - выросли на 4,0 процента), обрабатывающей промышленности - выросли на 2,7 процента (годом ранее - на 1,4 процента), производстве и распределении электроэнергии, газа и воды - на 1,4 процента (годом ранее - на 8,1 процента).

Индекс цен в строительстве  в январе 2012 г. увеличился на 6,5 процента (в январе 2011 г. - на 1,1 процента), в  том числе на строительно-монтажные  работы – на 6,9 процента (в январе 2011 г. - на 3,1 процента). Индекс тарифов  на грузовые перевозки вырос на 18,7 процента (годом ранее - на 3,9 процента) в основном за счет повышения тарифов  на трубопроводный транспорт на 66,5 процента.

 

 

Глава 3 Основные направления и методы  антиинфляционного регулирования в Республике Беларусь

 

 

Инфляцию, развивающуюся в масштабах, подрывающих законы товарно-денежного  обращения, можно считать одной  из закономерностей переходного  периода. Очевидно, что стержнем любой  антиинфляционной политики является подавление причин инфляции и нейтрализация  условий ее возникновения и развития.

Системной причиной инфляции стала  попытка форсированно внедрить форму свободного рынка в условиях неадекватной социально-экономической среды. Либерализация цен в отсутствие инфраструктуры рынка, когда ценовые и иные рыночные сигналы слабо, а то и не адекватно, воспринимаются субъектами хозяйствования и домашними хозяйствами, привела к разрыву формально свободных цен и реального движения воспроизводственных процессов. [21,c.90]

Подходы и инструменты регулирования  инфляционных процессов в прогнозном периоде 2007-2012 гг. необходимо подчинить обеспечению целевых установок Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2007-2012 гг. В рамках этого программного документа предполагается закрепление положительных тенденций макроэкономической стабилизации в стране, создание условий для устойчивого социально-экономичес-кого развития на основе роста эффективности функционирования реального сектора экономики [13, 231].

В настоящее время резервы увеличения производства за счет организационных  факторов и загрузки неиспользуемых мощностей, которые сыграли существенную роль в 1996-2000 гг., в основном исчерпаны. Поэтому необходимо улучшение качественных параметров функционирования национальной экономики и повышение конкурентоспособности  отечественной продукции, что требует направления дополнительных финансовых ресурсов в капитальные вложения. В условиях дефицита внешнего финансирования основными источниками инвестиций должны стать внутренние сбережения секторов экономики, а также и кредитные централизованные бюджетные ресурсы. Решение задачи снижения инфляции, которое будет достигаться применением комплекса мер денежно-кредитной, валютной и налогово-бюджетной политики, предусматривает плавную траекторию ее снижения до 10-14% за год в 2012 г. При их определении учитывались необходимость устранения сложившихся ценовых диспропорций и сокращения накопленного инфляционного потенциала, поэтапного выравнивания цен и доходов населения в Республике Беларусь по отношению к их уровню в сопредельных странах. Такой подход исходит из того, что снижение инфляции не является самоцелью и скорость ее снижения должна сообразовываться с сохранением позитивной динамики социально-экономического развития. Он позволит минимизировать издержки и негативные эффекты стабилизационной политики, которые возможны при чрезмерно жестком использовании монетарных и фискальных инструментов, чреватых массовыми банкротствами предприятий, ростом безработицы и социальной напряженности.

Макроэкономическая, монетарная и  фискальная политика должны быть умеренно жесткими и достаточно гибкими. Для  сдерживания инфляции необходимо использовать соответствующие меры, как монетарного  характера, так и со стороны издержек производства. [7,c.120]

Глубинной причиной инфляции в республике является низкий уровень эффективности  функционирования реального сектора  экономики, что подтверждается наличием большого удельного веса убыточных  предприятий и планово-убыточных  отраслей, функционирование которых  поддерживается за счет перераспределительного финансирования из республиканского бюджета, а также эмиссионных ресурсов банковской системы. Неплатежи и дефицит оборотных средств у предприятий в реальном секторе экономики, обусловленные низкой эффективностью хозяйствования, создают постоянный спрос на финансовые ресурсы. С целью недопущения банкротств убыточных предприятий и сокращения рабочих мест государство за неимением других источников (иностранных кредитов и частных инвестиций) обеспечивает эти потребности преимущественно за счет эмиссионного кредитования. Национальный банк вынужден продолжать финансирование как текущих кассовых разрывов, так и дефицита республиканского бюджета в целом. Кроме того, с 1999 г. применяются методы внеэкономического принуждения в отношении коммерческих банков в части кредитования государственных программ в области АПК за счет собственных средств.

Поэтому решение задачи поэтапного снижения инфляции с применением комплекса мер денежно-кредитной политики требует создания соответствующих предпосылок за счет реформирования реального сектора экономики. Реализации стабилизационной программы должны предшествовать кардинальная инвентаризация и пересмотр (секвестирование) объемных ориентиров государственных программ с целью приведения их в соответствие с финансовыми возможностями государства. В первую очередь это касается программ в области жилищного строительства и сельского хозяйства. Политика финансовой стабилизации должна сопровождаться активной приватизацией и реструктуризацией реального сектора экономики, созданием стимулирующей институциональной среды для развития предпринимательства и привлечения иностранных инвестиций. Важнейшей предпосылкой финансового оздоровления экономики является кардинальное реформирование колхозно-совхозной системы ведения сельскохозяйственного производства, которая в силу своей неэффективности ложится тяжелым бременем на государственные финансы, предъявляя перманентный спрос на финансовые ресурсы. Без продвижения по этим направлениям ликвидация государственной финансовой подпитки чревата массовыми банкротствами предприятий, ростом безработицы и социальной напряженности и дискредитацией рыночных реформ в целом.

Сокращение ресурсопотребления достигается, с одной стороны, на основе снижения затрат материальных ресурсов непосредственно на предприятиях, с другой - посредством осуществления структурных сдвигов на уровне народного хозяйства и отдельных отраслей. Первый путь в большей мере связан с модернизацией производства и заменой устаревших технологий (хотя, безусловно, определенный эффект могут дать и организационные меры, усиление режима экономии, всемерное стимулирование ресурсосбережения), что требует соответствующих финансовых и инвестиционных вложений при определенном временном лаге.

Второй путь позволяет получить более быстрый эффект, поскольку  способствует развитию эффективных  и менее ресурсоемких отраслей и  производств, предоставляет возможность  в какой-то мере маневрировать материальными  ресурсами на существующих производственных мощностях и ускоренно развивать  перспективные направления, получая  тем самым дополнительный кумулятивный эффект.

Поддержание низкоэффективных производств (хотя отдельные предприятия необходимо сохранять) приводит, в конечном счете, к консервации неэффективной  системы производства, ее высокой  материало- и энергоемкости. Поэтому необходимо сокращать государственную поддержку материало- и ресурсоемких убыточных и низкорентабельных производств, более широко применяя рыночные методы по повышению эффективности их функционирования (реструктуризацию, смену форм собственности, санацию, банкротство и др.).

Характерной особенностью работ по экономии и рациональному использованию  топливно-энергетических ресурсов, сырья  и материалов в ближайшей перспективе  должен стать комплексный и предметный подход к их осуществлению, реальное обеспечение ресурсо- и энергосберегающих мероприятий финансовыми и другими видами ресурсов. При этом значительная активизация работ предусматривается по следующим направлениям:

• совершенствование отраслевой, технологической и территориальной  структуры народного хозяйства  в направлении сокращения доли ресурсо- и энергоемких производств;

• увеличение масштабов внедрения  ресурсо- и энергосберегающих мероприятий на основе внедрения прогрессивных технологических процессов и оборудования во всех сферах народного хозяйства;

• расширение спектра организационно-экономических  мер, направленных на сокращение потерь при добыче, производстве, хранении, транспортировке, использовании топлива  и энергии, сырья и материалов;

• оптимизация топливно-энергетического  баланса страны на основе повышения  уровня использования вторичных  энергетических ресурсов, нетрадиционных и возобновляемых источников энергии, замещения высококачественных органических топлив менее дефицитными и дешевыми энергоресурсами;

• приоритетное использование отечественного сырья и материалов, местных видов  топлива при производстве продукции.

Программой социально-экономического развития Республики Беларусь на 2007-2012 гг. предусматривается обеспечить снижение материалоемкости валового выпуска на 6-7% и энергоемкости ВВП на 20-25%. Принятый курс на опережающий рост результатов производства по сравнению с затратами материально-технических ресурсов базируется на проведении комплекса мер законодательного, организационного, технического, финансово-экономического характера. [13, с. 78]

Информация о работе Инфляция, характеристика и особенности протекания