Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2012 в 22:21, реферат
В этот период наибольшая заслуга в развитии представлений о государственном управлении принадлежит А. Смиту. Он является не только представителем классической политической экономии, но и специалистом в области управления, так как проанализировал различные формы разделения труда и охарактеризовал обязанности государя и государства.
Индустриальный период развития менеджмента (1800 — 1917 гг.)
В этот
период наибольшая заслуга в развитии
представлений о В конце XVIII века все более стал проявляться феномен, который сейчас мы называем промышленной революцией. Этот процесс повлиял не только на экономику многих стран, но и лег в основу современного туризма. Основной характеристикой этого периода стало увеличение численности населения Земли почти вдвое, что могло произойти только с индустриализацией экономики. Рост населения повлек за собой миграцию. Люди стали покидать свои места и уезжать в новые индустриальные города по очень простой причине: только в этих городах была возможность найти работу. Началось массовое строительство, и вместе с ним появился спрос на рабочих-строителей, а также на рабочую силу в совершенно новых областях, на которые никогда не было спроса в сельской местности. Эффект от этих процессов прежде всего проявился в увеличении доли городского населения. Дети бывших мигрантов выросли в городе, и их уровень жизни стал более высоким, чем он мог бы быть в деревнях, откуда были родом их родители. Итак, индустриализация создала два новых сектора в обществе: а) городское население, ставшее основой рынка железнодорожных пассажиров и вместе с этим рынка популярных экскурсий; б) новые классы фондодержателей и финансистов — богатых людей, сформировавших рынок путешествий и туризма. Одно из первых организованных туристских путешествий относят к 1841 г., когда английский предприниматель Томас Кук осуществил перевозку около 600 человек с целью прогулки по железной дороге. В 1845 г. им же было организовано путешествие в г. Ливерпуль с проведением там экскурсии. В 1847 г. Т.Кук организовал туристское общество, которое занималось тем, что продавало путевки для путешествий не только по Англии, но и за ее пределы. Считается, что Т.Кук был первым менеджером в области туризма. Лишь немногим молодым представителям дворянского сословия XVII и XVIII столетий присваивается статус туристов, так как наряду с мотивом получения образования начинает, наконец, играть важную роль и такой элемент, как удовольствие (знакомство с иноземными культурами). Молодые представители верхних сословий, получив образование, отправлялись в «великий тур», чтобы до вступления в профессиональную жизнь познакомиться с чужими культурами. «Великий тур» длился два — три года. Для англичан он начинался в Лондоне и заканчивался в Риме с обязательным заездом в Париж. Существует единая точка зрения на время возникновения менеджмента в туризме России. В 1777 г. в Москве появился «План предприемлего путешествия в чужие края» Вениамина Генша. Более ранних документальных подтверждений о специально организованных коллективных поездках за границу или по России нет, поэтому год появления «Плана ...» Генша принято считать точкой отсчета в истории российского туризма как организованного движения. По этому плану каждый из участников путешествия должен был вручить В.Геншу, организатору (менеджеру) намеченного туристского мероприятия, гонорар, установленный по контракту. Речь идет о том, что группа людей под началом опытного руководителя-менеджера должна была совершить коллективную поездку в страны Западной Европы. Первыми представителями самодеятельного туризма в России были очень состоятельные и влиятельные люди, совершавшие путешествия по собственному почину по своей стране и за рубежом. Известно, что Петр I в Южной Германии в 1697 г. совершил восхождение на гору Броккен (1142 м над уровнем моря) с туристскими целями. Упоминания об экскурсиях, проводимых на территории России, относятся к XVIII веку. В 1770 г. описываются экскурсии, проводимые в Тифлисе. Развитие туристско-экскурсионного дела в России тесно связано с именами передовых педагогов-менеджеров (Н.И.Новикова, В.Ф.Зуева и др.), которые, по существу, занимались рекреационным детским туризмом. Русское географическое общество, созданное в 1845 г., тоже в значительной степени способствовало развитию путешествий и экскурсий. Однако этот процесс был еще очень замедлен по сравнению со странами Западной Европы. В 1895 г. на базе общества путешественников- Путешествия и туризм в XIX веке совершались в основном по железной дороге и на пароходах. Но не только эта, чисто технологическая, причина способствовала росту количества путешествий. Более важным условием этого стали крупные проекты экономического развития в торговле и индустрии новых услуг. Сами же эти проекты становились реально осуществимыми как раз в связи с развитием транспорта. Поступательное развитие железнодорожного транспорта способствовало дальнейшей урбанизации населения. Большие города разрастались, превращаясь в индустриальные мегаполисы. В большинстве крупных городов сформировавшийся средний класс был занят в обслуживающих отраслях промышленности. Доходы этой многочисленной части населения все возрастали, и они уже могли себе позволить отдохнуть. Это было характерно для всего работающего населения. Возрастающие потребности и возможности проведения досуга (спрос) рождали предложение — началось формирование индустрии отдыха и развлечений. Пока путешествия не стали очень распространены и составляющие их части еще не были объединены, туристских поездок было мало и путешественники сами являлись организаторами своего отдыха (например, за переезд платили непосредственно в офис железнодорожной или мореплавательной компании). Но постепенно оформилась потребность в некой организации, которая взяла бы на себя заботу о создании «туристского комплекса». Поначалу такие компании представлялись как агенты транспортных компаний. В то же время эволюция путешествий и развитие индустрии и коммерции подтолкнули туристских организаторов к осознанию необходимости в обеспечении размещения уже перевезенных путешественников в отелях. Итак, именно все возрастающие человеческие потребности и возможности обусловили появление агентов-менеджеров по путешествиям. Это же предопределило и возникновение туристских организаторов. Большая часть населения, предъявляющая спрос на путешествия, теперь предпочитала доверить составление программы своего путешествия туристскому организатору, т.е. менеджеру. Эта новая практика позволяла расширять свою долю рынка и транспортным компаниям. Появились менеджеры транспортных компаний. С высоты сегодняшнего дня такой вид деятельности уже можно назвать туроперейтингом, а компании, занимающиеся этой деятельностью, — туроператорами. Так, туроператоры покупают большую часть услуг транспортных предприятий по низким ценам (оптом) и продают в розницу потребителям по ценам ниже тех, которые им могут предложить в каком-либо другом месте. Томас Кук начинал как туроператор и только позже стал розничным турагентом. Значение опыта Т.Кука состоит и в том, что его деятельность положила начало происхождению экскурсий как формы цивилизованного отдыха или даже праздника и оформлению этого отдыха в первый «турпакет». Этот подход к туризму идеально способствовал как развитию железнодорожного транспорта, так и процветанию пассажирского пароходства. Самое же главное в том, что деятельность первого туроператора-менеджера позволяла самой многочисленной и небогатой части общества на Западе в прошлом веке предъявить спрос на путешествия. Таким образом, основными факторами, повлиявшими на развитие туризма в XIX столетии, были рост благосостояния, увеличение свободного времени, появление транспортных средств. Индустриальный период (1800-1917). В этот период наибольшая заслуга в развитии представлений о государственном управлении принадлежит А. Смиту. Он является не только представителем классической политической экономии, но и специалистом в области управления, так как проанализировал различные формы разделения труда и охарактеризовал обязанности государя и государства. В конце XVIII в. все больше стал проявляться феномен, который сейчас мы называем промышленной революцией. С ней практически совпала четвертая революция в менеджменте. Этот процесс не только повлиял на экономику многих стран, но и лег в основу современного туризма. Основной характеристикой этого периода стало увеличение численности населения Земли почти вдвое, что могло произойти только с индустриализацией экономики. Рост населения повлек за собой миграцию. Индустриализация создала два новых сектора в обществе: а) городское население, ставшей основой рынка железнодорожных пассажиров и вместе с этим рынка популярных экскурсий; б) новые классы фондодержателей и финансистов - богатых людей, сформировавших рынок путешествий и туризма. Эпоха монополистического капитализма создала первые школы бизнеса и систему профессионального обучения руководителей. С появлением класса профессиональных менеджеров и отделением его от класса капиталистов стало возможным говорить о новом радикальном перевороте в обществе, который нужно считать пятой революцией в управлении. Существует единая точка зрения на время возникновения менеджмента в России. В 1777 г. в Москве появился «План предприемлего путешествия в чужие края» Вениамина Генша. Именно все возрастающие потребности и возможности обусловили появление агентов-менеджеров по путешествиям. Это же предопределило и возникновение туристских организаторов. Большая часть населения, предъявляющая спрос на путешествия, теперь предпочитала доверить составление программы своего путешествия туристскому организатору, т. е. менеджеру. Эта новая практика позволяла расширять свою долю рынка и транспортным компаниям. Появились менеджеры транспортных компаний. Говоря современным языком, можно сказать, что это называется туроперейтингом, а компании, занимающиеся этой деятельностью - туроператорами. Так, они покупают большую часть услуг транспортных предприятий по низким ценам (оптом) и продают в розницу потребителям по ценам ниже тех, которые им могут предложить в каком-либо другом месте. К концу XIX - началу XX в. появились первые работы, в которых была сделана попытка научного обобщения накопленного опыта и формирования основ науки менеджмента. Это было ответом на потребности промышленного развития, которое все больше приобретало такие специфические черты, как массовое производство и массовый сбыт, ориентация на рынки большой емкости и крупномасштабную организацию в форме мощных корпораций и акционерных обществ. Предприятия-гиганты испытывали острую необходимость в рациональной организации производства и труда, в четкой и взаимосвязанной работе всех подразделений и служб, менеджеров и исполнителей в соответствии с научно обоснованными принципами, нормами и стандартами. Основателем школы научного менеджмента был Ф.У. Тейлор - инженер-практик и менеджер, решавший в своей повседневной работе проблемы рационализации производства и труда с целью повышения производительности и эффективности. Изучая способы выполнения работ и трудовых операций, Ф.Тейлор сформулировал четыре принципа управления индивидуальным трудом рабочих: - научный подход к выполнению каждого элемента работы; -научный подход к подбору, обучению и тренировке рабочего; - кооперация с рабочими; -разделение ответственности за результаты между менеджерами и рабочими. Другой известный специалист в области менеджмента - А. Файоль предложил формализованное описание работы управляющих в организациях, выделив характерные для них виды деятельности или функции: планирование, организация, руководство, координацию и контроль. Им были сформулированы принципы менеджмента, которыми предлагалось руководствоваться при решении управленческих задач и выполнении функций менеджмента. Файоль считается основателем так называемой классической административной школы управления. Перенос центра тяжести в управлении с задач на человека является основной отличительной характеристикой школы человеческих отношений, зародившейся в современном менеджменте в 20-30 гг. Создателем этой школы является Элтон Мэйо (1880-1949). Принципиальным этапом в разработке этой концепции явилось участие Мэйо в проведении так называемого Хоуторнского эксперимента Задача эксперимента - определить влияние на производительность труда рабочих освещенности, продолжительности перерывов и ряда других факторов. Результаты были поразительными и неподдающимися объяснению с точки зрения научного управления. Оказалось, что производительность труда сохранялась выше средней и почти не зависела от изменений освещенности и других факторов. Данное исследование показало, что поведение человека на работе и результаты его труда принципиально зависят от того, в каких социальных условиях он находится на работе, какие отношения существуют между рабочими и менеджерами, между собой. Эти выводы были в корне отличными от положений научного менеджмента, так как центр внимания переносился от задач на систему взаимоотношений, на человека, рассматриваемого уже не как машина, а как социальное существо. Перенос центра тяжести в управлении с задач на человека породил развитие различных бихевиористских теорий менеджмента. Огромный вклад в развитие этого течения внес Абрахам Маслоу (1908-1970), разработавший теорию потребностей, известную как «пирамиду потребностей». Конкретное противопоставление научного управления и бихевиористских концепций в виде их теоретического обобщения нашло отражение в теории «X» и теории «Y», разработанной Дугласом Мак-Грегором (1906-1964). В соответствии с этим существуют два вида управления. Для организации типа «X» характерны следующие предпосылки: - обычный человек имеет унаследованную нелюбовь к работе и старается избегать ее; - по причине нежелания работать большинство людей только путем принуждения, с помощью приказов могут быть побуждены к тому, чтобы осуществлять необходимые действия и затрачивать должные усилия, необходимые для достижения организацией своих целей; - средний человек предпочитает, чтобы им управляли, старается не брать на себя ответственности, имеет относительно низкие амбиции и желает находиться в безопасной ситуации. Теория «Y» имеет следующие предпосылки: - выражение физических и эмоциональных усилий на работе для человека так же естественно, как и во время игры или отдыха. Люди могут осуществлять самоконтроль и самопобуждение к деятельности для интересов организации, если у них есть чувство ответственности по отношению к организации; - ответственность и обязательства по отношению к целям организации зависят от вознаграждения, получаемого за результаты труда; - обычный человек, воспитанный определенным образом, не только готов брать на себя ответственность, но даже стремиться к этому. Если Тейлор концентрировал внимание на том, как лучше выполнять задачи, операции и функции, то Мэйо и бихевиористы искали ответа на вопросы, относящиеся к природе отношений в коллективе, а Файоль пытался найти ответы на вопросы, касающиеся эффективного управления организацией в целом, изучал содержание деятельности по управлению организацией. Рассматривая организацию как единый организм, Файоль (1841-1925) считал, что для любой деловой организации характерно наличие определенных видов деятельности, или шести функций: - техническая деятельность (производство); - коммерческая деятельность (закупка, сбыт, обмен); - финансовая деятельность (поиск и оптимальное использование капитала); - деятельность безопасности (защита собственности людей); - эккаунтинг (планирование, функция организации, распорядительство, координация и контроль). Файоль также разработал 14 принципов управления, которым он следовал в своей практике и от которых, как он считал, зависит успех управления: - Разделение труда (повышает квалификацию и уровень выполнения работы). - Власть (право отдавать команды и нести ответственность за результаты). - Дисциплина (четкое и ясное взаимопонимание между рабочими и менеджерами, базирующиеся на уважении к правилам и договоренностям, существующим в организации). - Единство распорядительства (распоряжение только от одного руководителя). - Единство руководства (один руководитель и единый план для каждого набора действий по достижению единых целей). - Подчинение индивидуальных интересов общим интересам. - Вознаграждение персонала. - Централизация (выбирается таким образом, чтобы были лучше результаты). - Цепи взаимодействия (четкое построение цепей следования команд от руководства к подчиненным). - Порядок (все должны знать свое место в организации). - Стабильность персонала. - Инициатива (менеджеры должны поощрять подчиненных выдвигать идеи). - Корпоративный дух (развитие бригадной формы работы). Файоль считал, что применение этих принципов на практике должно носить гибкий характер, зависеть от ситуации, в которой осуществляется управление. Огромный вклад в развитие управленческой мысли внес Макс Вебер (1864-1920), разработавший теорию бюрократического построения организации и системы управления в частности. Вебер считал, что бюрократическая система должна обеспечить скорость, точность, порядок, определенность, непрерывность и предсказуемость. Основные элементы построения организации: - Хорошо определенная иерархическая система распределения власти; - Система правил и норм, определяющих права и обязанности работников; - Система правил и процедур поведение в определенных ситуациях; - Прием в организацию на основе компетентности и потребностей организации; - Продвижение внутри организации на основе компетентности и широких знаний организации, которые приходят с выслугой лет; - Стратегия к пожизненному найму; - Четкая система карьеры, обеспечивающая продвижение наверх для квалифицированных работников; - Управление административной деятельностью состоит в разработке и установлении доскональных письменных инструкций по внутриорганизационным действиям. Эти два направления - рационалистическое и поведенческое развивались, хотя и параллельно, но часто конфликтуя между собой. В послевоенные годы развитие теории систем, кибернетики, экономико-математических методов для анализа и обоснования управленческих решений, компьютеризация управления, сделавшая с изобретением персональных компьютеров особенно мощный качественный скачок, способствовали активному использованию в управлении системного подхода. Это привело к известному усложнению науки управления и управленческих знаний. В подобном ключе развивалось и поведенческое направление. Углублялось осмысление и изучение организаций как социальных систем. Весьма сильно влияние на мышление управляющих оказали в 50-60-е годы сначала идеи "постбюрократических организаций", "организационного гуманизма", а затем представления о предприятии как об открытой системе, активно взаимодействующей со своей средой и, в конечном счете, приспосабливающей свое внутреннее строение к ее "организационному контексту", то есть состоянию внешней среды предприятия, его размерам, целям и технологии деятельности, качествам людей, формирующих его "человеческий капитал". В 50-е годы нашего столетия исследования проводились параллельно по пяти направлениям: классическому, человеческих отношений, поведенческих наук, количественному и системному подходам. Такая многосторонность разработок отвечала новым потребностям послевоенной экономики, в которой под влиянием научно-технической революции начали активно формироваться рыночно-предпринимательские структуры. Развитие производства в сфере потребительских товаров и услуг привело к невиданному ранее росту числа средних и малых организаций, которые ориентировались не на массового потребителя, а удовлетворяли спрос сравнительно небольших групп населения. Новые предприниматели столкнулись с миром сложнейших взаимосвязей и зависимостей, конкуренции и соперничества, а также с менеджментом, который был полностью ориентирован на управление крупными корпорациями. Им же нужны были новые системы управления, которые учитывают динамизм внешней среды и позволяют быстро и гибко приспосабливаться к ее изменениям. Потребность в новых подходах к менеджменту испытывали и крупнейшие национальные и транснациональные корпорации, конкуренция между которыми в послевоенный период стала еще более ожесточенной и разорительной. Им требовались методы, которые, с одной стороны, позволяли бы оптимизировать принимаемые ими решения (т.е. оптимально использовать задействованные в компаниях ресурсы), с другой - помогали бы сохранять сложные организационные отношения между всеми составными частями организаций. В известной мере этим потребностям удовлетворяли новые разработки, базирующиеся на количественном и системном подходах к менеджменту. Первые углубили понимание сложных управленческих проблем на основе их моделирования и позволили шире применять количественные методы при принятии решений и сложных ситуациях. На основе исследования операций и математических моделей стали решаться сложнейшие задачи управления запасами, распределения ресурсов, массового обслуживания и многие др. Разработки в области системного подхода существенно увеличили возможности управленческого контроля за всеми переменными организации. Концепция управления с позиций науки о поведении - это современная теория, получившая развитие в 60-е годы. Ее основное кредо - повышение эффективности организации в результате повышения эффективности ее человеческих ресурсов. Отсюда - исследование различных аспектов социального взаимодействия, мотивации, характера власти и авторитета, организационной структуры, коммуникации в организациях, лидерства, изменение содержания работы и качества трудовой жизни. Основной целью этой концепции является стремление оказать помощь работнику в создании своих собственных возможностей на основе применения положений поведенческих наук к построению и управлению организациями. Таким образом, эти и другие многочисленные концепции менеджмента направлены на совершенствование стратегии отдельных предприятий с целью получения намечаемых прибылей. В одних ситуациях обоснованными, эффективно работающими оказывались жестко организованные, даже бюрократизированные, системы управления, в других - организации, построенные на принципах дебюрократизации, внутренней свободы, саморегулирования. Не рубеже 70-х годов широкую популярность завоевали идеи "ситуационного подхода", в рамках которого доказывалась правомочность различных типов систем управления - как жестко регламентированных, так и основанных на внутренней свободе - в зависимости от конкретных характеристик "организационного контекста". Это, в известной мере, примирило тех, кто делал ставку на рациональные системы, и тех, кто видел главный источник эффективности в мобилизации потенциала, заложенного в людях. Отношение к научному, в частности математическому инструментарию, так же как и бихевиористским приемам манипулирования поведением людей, стало еще более спокойным, когда в начале 80-х годов была осознана огромная важность "организационной культуры" как характеристики интегрирующей, собирающей, словно в фокусе, все особенности предприятия - и системные, и поведенческие. Маятник вновь качнулся от технократизма к гуманизму в управлении. Для «синтетических» подходов характерен взгляд на управление как на многоплановое, комплексное и изменяющееся явление, связанное множеством связей с внутренним и внешним окружением организации. Основой для большинства этих учений является системный подход к организации, который рассматривает его как многоплановое явление, связывающее в органичное единое целое цели, ресурсы и процессы, протекающие в организации и вне ее. Одним из самых выдающихся теоретиков в области управления является Питер Дракер. Самым известным теоретическим положением является управление по целям. Идея Дракера в том, что управление должно начинаться с выработки целей и потом переходить к формированию функций, системы взаимодействия и процесса, в корне перевернула логику управления. Дракер выдвинул большое количество идей в области менеджмента. Несомненно, стержневой идеей его учения является идея об исключительной роли и исключительном значении профессиональных менеджеров. Управленческая элита, по мнению Дракера, является основой бизнеса и должна играть ведущую роль в развитии современного бизнеса и общества. Среди «синтетических» учений об управлении заметное место занимают ситуационные теории. Суть их состоит в том, что результаты одних и тех же управленческих действий в различных ситуациях могут очень сильно отличаться друг от друга. Поэтому, осуществляя все необходимые управленческие действия, такие как планирование, распорядительство, контроль, менеджеры должны исходить из того, в какой ситуации они действуют. Ситуационные теории отрицают наличие универсальных подходов к управлению, наличие обобщенных принципов построения и осуществления любого управления. С точки зрения этих теорий, управление - это в первую очередь искусство менеджеров понять ситуацию, вскрыть ее характеристики и выбрать соответствующее управление, а уж потом следовать научным рекомендациям в области управления, носящим обобщающий и универсальный характер. Одной из наиболее популярных системных концепций менеджмента является теория «7-S». Исследования в области управления привели к выводу, что эффективная организация формируется на базе семи взаимосвязанных составляющих, изменение каждой из которых с необходимостью требует соответствующего изменения остальных шести. По-английски всех составляющих начинается на «s», эта концепция получила название «7-S». Ключевые составляющие: - стратегия - планы и направления действий, определяющие распределение ресурсов, фиксирующие обязательства по осуществлению определенных действий во времени достижения поставленных целей; - структура - внутренняя композиция организации, отражающая распадение организации на подразделение, иерархическую субординацию этих подразделений и распределение власти между ними; - системы - процедуры и рутинные процессы, протекающие в организации; - штат - ключевые группы персонала, существующие в организации и охарактеризованные по возрасту, полу, образованию и др.; - стиль - способ, каким руководитель управляет организацией; сюда же относится организационная культура; - квалификация - отличительные возможности ключевых людей в организации; - разделенные ценности - смысл и содержание основных направлений деятельности, которые организация доводит до своих членов. В соответствии с данной концепцией, только те организации могут эффективно функционировать и развиваться, в которых менеджеры могут содержать в гармоничном состоянии систему, состоящую из данных семи составляющих. В 1981 г. американский профессор Уильям Оучи выдвинул теорию «Z». Ее нельзя отнести к разряду общих теорий управления, так как она скорее дает набор характеристик управления, данная теория знаменовала попытку отказа от ситуационного подхода в пользу создания обобщенного описания управления. Исходным пунктом концепции Оучи является положение о том, что человек - это основа любой организации и от него в первую очередь зависит успех функционирования организации. Оучи сформулировал основные положения и правила управления людьми, опираясь на которые можно добиться эффективного управления: Долгосрочный наем кадров;Групповое принятие решения;Индивидуальная ответственность;Медленная оценка кадров и их умеренное продвижение;Неопределенный, неформальный контроль четкими и формализованными методами;Неспециализированная карьера;Всесторонняя забота о работниках. Обзор учений XX в. об управлении показывает, что управленческая мысль постоянно развивалась, выдвигая все новые и новые идеи о том, как должно вестись эффективное управление. Однако ситуация резко изменилась за последние несколько лет не только в нашей стране, но и во всем мире. Уменьшаются ресурсы, сокращаются рынки, все более яростной становится конкуренция, угроза безработицы подавляет инициативу, а решения политиков затрудняют деловую жизнь. Сильно искушение как-либо укрыться от этой жесткой реальности. Позитивной альтернативой является борьба не только ради выживания, но и для того, чтобы, становясь сильнее и увереннее, обеспечить себе процветание в эти трудные времена. Чарльз Дарвин описал, как определенные виды организмов преуспевают просто из-за лучшей приспособленности к окружающей среде; тот же эволюционный процесс имеет такое же отношение к менеджерам 80-90х годов нашего века, как и для морских ежей и ящериц на заре времен. Что же является наиболее характерным для управленческой мысли - и в теоретическом, и в практическом плане - сегодня, в 90-е годы? Как представляется, наиболее заметны две новые тенденции. Во-первых, это интернационализация менеджмента, коллективное осмысление новых реальностей, порождаемых углублением международного разделения труда, возрастанием конкуренции и взаимозависимости в мировой экономике, развитием транснациональных корпораций, созданием международных систем информации, других структур интегрирующего свойства. Посредством издания огромного количества работ по управлению, распространения программ обучения менеджменту, доступных миллионам людей, обобщения управленческого опыта разных стран через обследования, разработку "ситуаций", широких международных контактов ученых-практиков управленческая мудрость все более становится достоянием всех, кто в ней нуждается.Во-вторых, особенность последних лет - все больше обращения к: здравому смыслу, простым истинам, хорошо усваиваемым рецептам, которые доступны для понимания и использования теми, кто несет нелегкое бремя управления или кто встает на этотпуть. Менеджмент как наука во всем его многообразии развивается своим путем и имеет огромные перспективы. Однако в настоящее время даже широкая публика проявляет живой интерес к управленческим идеям и к рецептам эффективного управления. Это происходит, разумеется, не без влияния живо и интересно написанных на эту тему книг таких авторов как Д.Карнеги, У.Оучи, Т.Питер, Р.Уотермен, мемуаров Л.Якокки - президента автомобильного гиганта "Крайслер", А.Мориты президента и одного из основателей электронной фирмы "Зопу" и целого ряда других. Появился даже термин "управление по бестселлерам", по аналогии с "управлением по целям", "управлением по отклонениям". Однако в 80-е годы даже американцы вдруг усомнились в правильности своего пути, начали обвинять школы бизнеса в неправильной ориентации менеджеров, отрыве от жизни, неоправданном увлечении "наукой управления". Ведь японцы - пожалуй, самая учащаяся и способная к обучению нация - так и не пришла к идее формирования профессиональных управляющих. У них в стране всего три школы бизнеса, а руководителей они готовят, прежде всего посредством опыта, целенаправленно проводя их через цепочку смен должностей в разных подразделениях фирмы, обучая не только делу, но и искусству человеческих отношений, постепенно культивируя в них качества, необходимые руководителю. 1 |
Информация о работе Индустриальный период развития менеджмента (1800 — 1917 гг.)