Аукционы и их роль в экономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 17:19, реферат

Краткое описание

Актуальность темы исследования предопределена значением аукционов, как одной из форм рыночных отношений, занимающей особое место в системе и характеризующейся своей специфической сущностью. Аукционы нашли широкое распространение в мировой практике. В России их проведение долгое время было крайне ограничено в силу господства административно-командной экономики и резкого ограничения сферы товарно-денежных отношений.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word (2).docx

— 20.67 Кб (Скачать)

Аукционы и их роль в экономике 

Введение 

Актуальность темы исследования предопределена значением  аукционов, как одной из форм рыночных отношений, занимающей особое место  в системе и характеризующейся  своей специфической сущностью. Аукционы нашли широкое распространение  в мировой практике. В России их проведение долгое время было крайне ограничено в силу господства административно-командной  экономики и резкого ограничения  сферы товарно-денежных отношений. Реформирование экономики Российской Федерации вызвало быстрое развитие аукционной деятельности во всех ее видах, среди которых, помимо собственно аукционов, можно назвать тендеры, коммерческие и инвестиционные конкурсы. Важное место стали занимать товарные аукционы. Это связано с осуществлением широкомасштабной приватизации, проводившейся  в разных формах, в том числе  и через аукционы. Их исследованию посвящен ряд работ зарубежных ученых, в частности, таких как: Э. Долан, Д. Линдсей, Ф. Котлер, X. Ламперт и  других. В дореформенный период России, в СССР, развитие теории и практики аукционов не привлекало должного внимания экономистов. Однако процесс реформ в 90-е годы вызвал интенсивное изучение проблем, связанных с аукционной деятельностью. Это нашло отражение  в трудах отечественных авторов: А. Бабенко, Г. Болотникова, Т. Горьковой, А. Лившица и других. В то же время  из-за сложности, малой изученности  и относительной новизны многие теоретические вопросы аукционной деятельности нуждаются в дальнейшем исследовании.  

Методы исследования: анализ, синтез, анкетирование. 

Цель и задачи исследования. В работе поставлена цель: исследовать особенности аукционной деятельности в условиях формирования рыночных отношений. В соответствии с намеченной целью поставлены следующие  задачи:  

• дать разносторонние определения понятию аукцион; 

• рассмотреть сущность аукционов, их виды; 

• выделить этапы  развития аукционов в России;  

• провести опрос  среди учащихся 10-11 классов с целью  выявления их осведомленности по данному вопросу и возможности  использования данной работы в будущем  профессиональном становлении старшеклассников, так как сейчас экономические специальности очень востребованы.  
 

1. Определения понятия  аукцион 

В экономической  литературе имеются различные определения  аукциона. 

Так, И. Липсиц определяет аукцион “как форму организации  торговли, при которой товары предлагаются к продаже аукционистом в ходе открытых торгов. Обычно товары продаются  лицу, предложившему наивысшую цену”1.  

В энциклопедической  литературе аукцион характеризуется  как “способ продажи некоторых  товаров (пушнины, табака, чая и др.) отдельными партиями, при котором  товар (или образцы его) предварительно выставляют для осмотра возможными покупателями. О времени и месте  проведения аукциона сообщается заранее. Общие условия продажи товаров  определяются продавцом. Покупателем  партии считается лицо, предложившее в ходе проведения аукциона наивысшую  цену. При продаже на аукционе в  отличии от обычной продажи исключается  ответственность продавца за качество проданного товара”2.  

А. Амбарцумов предлагает следующее определение, «аукцион - публичная  продажа, продажа с публичного торга  в заранее назначенном месте  и в заранее установленное  время какого-либо товара или имущества, заблаговременно выставляемых для  осмотра. Продаваемый товар или  имущество достается покупателю, предложившему самую высокую  цену».3  

Практическое пособие  по организации и проведению подрядных  торгов в Российской Федерации приводит следующее определение аукциона: “Аукцион - публичный торг под руководством специального лица (аукциониста), при  котором товар получает тот, кто  предложил максимальную цену; продавец назначает минимальную цену, при  которой удовлетворяются заявки”4.  

Наряду с названными изучены многие другие определения: Все они во многом схожи, часто  отличаются лишь словесной формой выражения. Общие черты существующих определений  аукциона можно свести к следующему: аукцион - это форма организации  торговли (публичной продажи, продажи  с публичного торга), осуществляемая в установленное время и в  заранее намеченном месте, с предварительной  выставкой товара, при которой  имущество приобретает покупатель, предложившей наивысшую цену.  

1 - Словарь коммерсанта.  Составитель Липсиц И. В. - М. -1989 г. - С. 352. 

2 - Большая советская  энциклопедия 3-е издание Том 2Л  Главный редактор Прохоров А.М. - М. -1970. 

3 - Амбарцумов А.  А. и др. 1000 терминов рыночной  экономики. -М.: Крон-Пресс. - 1993. - С. 302. 

4 - Практическое пособие  по организации и проведению  подрядных торгов в Российской  Федерации. – М. -1995.-С. 122. 

2. Этапы развития  аукционов в России 

Коренная реформа  экономики Российской Федерации, направленная на развитие рыночных отношений, требует  пересмотра сложившихся в условиях административно-хозяйственной системы  экономических представлений, анализа  новых реалий, возникших в ее ходе. Это, прежде всего, относится к рынку  и его элементам. Среди них  и такая форма рыночной экономики  как аукционы. Их рассмотрение оправдано  начать с краткой историко-экономической  характеристики.  

Становление аукционов  относится к периоду возникновения  и развития капитализма, при котором  товарное производство становится всеобщим.  

Уже в самом начале аукционы носили как добровольный, так и принудительный характер. В  зависимости от вида аукциона менялись и объекты торговли. Объектом принудительных аукционов являлась конфискованная по тем или иным причинам недвижимость или иное имущество. Объект добровольных аукционов составляли такие товары как пушнина, табак, чай, пробковая  кора, племенной скот и другие, отличавшиеся однородностью.  

В процессе развития стали возникать международные  аукционы, проводившиеся достаточно регулярно 2-4 раза в год. Их центрами были такие города, как Лондон, Нью-Йорк, Амстердам, Калькутта, Ливерпуль, Кейптаун, Сидней и др. Для каждого аукционного  товара сложился свой центр аукционной торговли. По продаже пушнины и  мехового сырья и ныне, во всем мире проводятся более 150 международных  аукционов. К примеру, главными центрами аукционной торговли норкой являются Нью-Йорк, Монреаль, Осло, Стокгольм, Санкт - Петербург. Аукционными центрами по продаже каракуля стали Лондон и  Санкт Петербург.  

Аукционная деятельность развивалась и в России, но она  шла медленнее в силу отставания страны в капиталистическом развитии от США и стран Западной Европы.  

Целесообразно, на наш  взгляд, выделить такие этапы развития аукционов в России.  

Первый этап существования  аукционов в России включает в  себя период развития капитализма и  его монополистическую стадию до 1917 года, где они были распространенной формой продажи товаров и недвижимости. Основным товаром, продаваемым с  аукционов, был племенной скот.  

Второй этап охватывает период первой мировой войны и  послеоктябрьских преобразований (1917 - 1921 гг.). В это время общая обстановка упадка и дестабилизации экономики, жесткая политика военного коммунизма, резкое сокращение сферы товарно-денежных отношений привели фактически к  прекращению аукционной торговли.  

Третьим этапом можно  считать период НЭПа (1921 - 1928 гг.), при  котором были частично восстановлены  товарно-денежные отношения под  жестким контролем государства. Допускалась свободная торговля, биржи и восстанавливались аукционы.  

Четвертый этап охватывает длительный временной отрезок от первых пятилеток до конца 80-ых годов, т. е. до начала коренного реформирования экономики России. Этот период характеризуется  ограничением товарно-денежных отношений  при господстве административно - командной  системы. Аукционы в СССР в эти  годы проводились исключительно  на основе монопольного права государства  на данную форму торговли. Можно  отметить аукционы по продаже пушнины, проводимые в Санкт - Петербурге Министерством  внешней торговли, начиная с 1931 года. На них реализовались шкурки лисицы, соболя, белки (всего около 80% всей пушнины). С 1965 года в Москве начал проводиться  международный аукцион по продаже  чистокровных рысистых и скаковых лошадей.  

Пятый этап охватывает 90-ые годы коренных экономических преобразований. С этого времени в стране начали предприниматься первые шаги по организации  и проведению аукционов. Уже в 1991 году в России состоялось около 200 аукционов, из них более половины - в Москве. Большинство аукционов дали положительный  результат. Это относится, например, к проведенному Моссоветом аукциону по реализации переданных ему в дар  японскими фирмами легковых автомобилей, видеоаппаратуры и других товаров. Успешно прошли в Москве аукционы торговых фирм «ГАЗ», «Автомобиль», Центрального салона Союза художников, Салона народных промыслов, Гжельского завода и другие. Но наибольшую популярность аукционы приобрели к середине 90-ых годов. К этому времени родилась и  завоевала достаточно большую популярность самая перспективная антикварная структура в России «Гелос». В 1997 году возникли аукционы по закупки продовольственных товаров для армии. Было проведено по стране 9.5 тысяч аукционов и закуплено товаров на 32 трлн. рублей.  

В заключении краткого историко-экономического анализа сделаем  следующие выводы: развитие аукционов  в России прошло пять этапов. Аукционная торговля внутри каждого этапа происходила  под влиянием складывающихся конкретных исторических, социально-экономических  и политических условий.  

Насущная необходимость  проведения аукционов возникла в  период формирования новой системы  хозяйствования. Переход к рыночной экономике значительно усилил роль аукционов, как формы рыночных отношений, одного из важных путей формирования многообразных форм собственности.  
 

3. Виды аукционов: 

• Английский аукцион  — самый распространенный вид  аукциона, который предусматривает, что покупатели предлагают за товар  пошагово возрастающую цену, пока не останется  один аукционер — победитель. Также  его называют повышательным аукционом.  

• Слепой аукцион  — аукцион, в котором аукционеры должны к определенному сроку  подать свои предложения запечатанными  в конвертах.  

• Депозитный аукцион  — это аукцион, в ходе которого Центральный Банк принимает к  размещению депозиты коммерческих банков. Основность целью депозитных аукционов  является стерилизация денежной массы.  

• Залоговый аукцион  — аукцион, который применяется  в случаях, когда продажа происходит принудительно, в основном — при  продаже имущества, являющегося  залогом выдающегося кредита.  

• Интернет-аукцион  — аукцион, в котором роль аукциониста  выполняет электронная торговая система, а покупка-продажа товара происходит непосредственно между  людьми.  

• Золотой аукцион  — аукцион, предназначенный специально для продажи золота. 

• Голландский аукцион  — аукцион, который предусматривает  продажу на основе понижения цены, когда вначале назначается максимальная цена, а потом она понижается, пока кто-нибудь из покупателей не согласится ее заплатить. Также известен как  реукцион и аукцион на понижение.  

• Авто аукцион —  аукцион, в котором продаются  подержанные и новые автомобили. 

• Закрытый, или заочный  аукцион, или тендер — аукцион, в  котором цена на товары предлагается покупателями и продавцами одновременно, и в запечатанных конвертах, а  товар достается тому покупателю, который предложил наибольшую цену, соответственно, продает товар тот  продавец, который запросил наименьшую цену.  
 

4.Центры и техника  организации аукционной торговли. 

Роль аукционов  в международной торговле некоторыми товарами велика. Исторически сложилось  так, что для каждого аукционного  товара имеются свои центры аукционной торговли. “Например, через международные  аукционы в США и Канаде реализуется  свыше 76 % продаваемой этими странами пушнины, в Дании — 90 %, в Швеции и Норвегии — примерно 95 %. Через  международные аукционы реализуется  около 70 % чая, продаваемого на мировом  рынке, 90-95 % немытой шерсти, экспортируемой Австралией и Новой Зеландией”5. Важнейшими центрами, где осуществляется торговля немытой шерстью, являются Лондон, Ливерпуль, Сидней. Торговля цветами  сосредоточена в Нидерландах. “Важнейшими  центрами торговли табаком являются Нью-Йорк, Амстердам, Бремен); овощами  и фруктами — Антверпен и Амстердам; лошадьми — Довиль (Франция), Лондон, Успенское (под Москвой)”6.  

Информация о работе Аукционы и их роль в экономике