Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2012 в 12:06, контрольная работа
Аттестация персонала - кадровые мероприятия, призванные оценить соответствие уровня труда, качеств и потенциала личности требованиям выполняемой деятельности. Главное ее назначение - не контроль исполнения (хотя это тоже очень важно), а выявление резервов повышения уровня отдачи работника.
Рассмотрим основные факторы оценки, применимые к большинству работников. К ним можно отнести: профессиональные (знания, опыт, навыки); моральные (трудолюбие, принципиальность, честность, обязательность, самокритичность); волевые (энергичность, упорство, работоспособность); деловые и организаторские (инициативность, целеустремленность, самостоятельность, собранность, исполнительность, дисциплинированность, лидерские задатки, оперативность, творческий подход к делу); потенциальные способности, т.е. качества, которые не раскрыты, но, вероятно, раскроются в будущем (в данный момент определяются на основе тестирования). При этом люди аттестуются только с точки зрения содержания работы. Личность человека как таковая оценке не подлежит, иными словами, нельзя делать выводы, хорошим он является в целом или плохим.
Если рассматривать вопрос более конкретно, в качестве основных факторов оценки руководителей можно назвать моральные и волевые качества, эрудицию, организаторские способности, общие итоги работы организации или подразделения. Причем при оценке руководителей функциональных служб речь идет об управленческих итогах, а линейных - о производственных с учетом «цены» этих результатов.
Для специалистов факторами оценки будут компетентность, творческая активность, потенциальные возможности, умение излагать свои мысли. Результаты их труда могут оцениваться степенью достижения поставленных целей, своевременностью, оперативностью, полнотой и качеством выполнения заданий. Основным фактором оценки квалификации работника является производственный стаж; деловые качества количественной оценке не поддаются.
Деятельность людей
Сложность труда работника управления оценивается по таким факторам, как содержание работы, разнообразность, самостоятельность, масштабы и сложность руководства, характер и степень ответственности, соотношение творческих и стандартных процедур.
При оценке стандартных работ можно пользоваться затратами времени на выполнение основных обязанностей, поэтому важно разделять работы на свойственные и несвойственные должности, планируемые и не планируемые, нормируемые и ненормируемые.
Саму оценку затрат времени можно проводить, учитывая перечень и удельный вес следующих работ: свойственных данной должности, повторяющихся, планируемых, нормируемых, нестандартных и творческих.
Для измерения сложности труда и качеств работника могут применяться следующие методы:
Описательная характеристика труда или работника.
Характеристика, исходящая из идеальных критериев (реальные работники сопоставляются с ними и фиксируются отличия), но в этом случае сложно определить идеал.
Сравнение с реальными критериями - другими видами труда или работниками (индивидуальные, парные, групповые сравнения),
В виде источников информации для оценки руководителей могут использоваться операционный и балансовый отчеты; анализ экспертами положения дел в организации и причин отклонений от поставленных целей; протоколы заседаний комитетов и комиссий; результаты опроса работников, потребителей и клиентов; отзывы в средствах массовой информации.
Одним из наших новых профилей деятельности (с 2004 года) является подготовка и проведение комплекса мероприятий для аттестации персонала. Аттестация является эффективным средством получения информации о возможностях, квалификации, настроениях персонала.
1. Разработка проекта аттестации.
Постановка целей аттестации персонала в соответствии с целями и задачами компании, ее стратегией развития. Определение круга необходимых сведений, постановка задачи сбора информации. Согласование проекта с руководством компании.
2. Стандартизация и
ранжирование предметов,
Предметами оценки могут быть характеристики одной из следующих групп - особенности поведения, эффективность деятельности, уровень достижения цели, уровень компетенции.
Для различных групп
сотрудников, различных
Производственные рабочие.
Наиболее оптимальным методом оценки, профессионально и корпоративно важных качеств, для группы производственного персонала является метод групповой экспертной оценки. В качестве экспертов выступают начальники цехов, участков, мастера смен.
Персонал магазинов, салонов - продавцы, продавцы-консультанты, менеджеры по работе с клиентами.
Для оценки профессиональных
знаний о характеристиках
Специалисты в области информационных технологий - программисты, системные администраторы
Для адекватности
восприятия результатов
Уровень знаний
данной группы сотрудников
Начальники подразделений, отделов.
Лучшим способом оценки профессиональной компетенции будет квалификационная работа, позволяющая выявить стратегию поведения данного руководителя в повседневных и кризисных ситуациях.
3. Систематизация информации о персонале.
В зависимости от уже существующей системы учета сведений о персонале может быть использована как уже имеющаяся база данных, так и новая база данных, созданная для конкретного случая.
Сведения о каждом конкретном сотруднике: фамилия, имя, отчество, дата рождения, семейное положение, дети, место прописки, место жительства, паспортные данные, данные загранпаспорта, индивидуальный номер налогоплательщика, номера в системе пенсионного обеспечения и медицинского страхования, данные о полученном профессиональном и дополнительном образовании (дипломы, удостоверения и т.п.), сведения о профессиональной деятельности (предыдущие места работы по трудовой книжке и со слов сотрудника, рекомендации и т.п.), информацию о продвижении сотрудника в период работы в компании, сведения о профессиональных и общегражданских наградах, наличие автомобиля и водительских прав, сведения об имеющемся у сотрудника имуществе (недвижимость, вклады в банках и т.п.), наличие судимостей (при наличии - информация о решении суда и отбытии наказания), любая другая информация по запросу кадровых служб или руководства предприятия.
Сведения о структуре предприятия: перечень должностей с иерархией отношений начальник – подчиненный; должностные обязанности и инструкции.
Сведения о предшествующих аттестациях: отзывы, характеристики, результаты испытаний и принятые решения.
4. Сбор и упорядочивание сведений по профессиональным знаниям и навыкам
Информация делится на группы по видам профессиональной деятельности персонала компании:
Для продавцов/менеджеров по сбыту - основные характеристики готовых изделий (или товаров), способы использования (применения), отличия и сходства, отзывы.
Для секретарей/менеджеров по работе с клиентами - ситуационные решения в телефонных переговорах, правила хорошего тона и способы быстрого завершения ненужных звонков.
Для технологов - технические аспекты производства, основные технологические и дополнительные операции, цепочки операций, характеристики станков.
Любые другие группы сведений по тем или иным областям деятельности.
5. Проведение аттестации
Весь комплекс мероприятий по аттестации, начиная с пробного тестирования и заканчивая обработкой результатов. Аттестация проводится согласно разработанным методикам и правилам.
Ответы сотрудников,
протоколы заседаний
По результатам
проведенной аттестации
6. Разработка системы мотивации персонала.
Для компаний и отделов
с большим числом одинаковых должностей
и невозможностью роста внутри компании
разумно вводить несколько
система денежных премий, выдаваемых каждый месяц по определенным показателям (за качество, за количество, за максимальный объем сделки, за минимальные потери при производстве и т.п.);
система распределения социального пакета (полностью или частично оплачиваемые обеды, компенсируемый проезд на транспорте, полностью или частично оплачиваемая медицинская страховка);
организация полностью
или частично оплачиваемых туристических
поездок (групповые поездки
рекламирование (для дизайнеров, художников - создание портфолио и упоминание в печатных и электронных материалах компании);
распределение акций компании среди сотрудников (на возмездной основе по льготным ценам или на безвозмездной основе);
организация дополнительного обучения (полностью или частично оплачиваемые языковые курсы).
Современные системы аттестации персонала не могут не использовать возможности компьютерной обработки информации. Аттестация даже десяти сотрудников требует изрядного документооборота и множества взаимосвязанных действий, которые ускоряются и упрощаются в результате перевода большей части данных в электронный вид и применения программных алгоритмов анализа полученных сведений.
Cостав автоматизированной системы:
База данных о сотрудниках - личные карточки, отзывы и характеристики, дополнительные сведения о персоне, характеристики, информация о предыдущих аттестациях и т.п.
База данных о предприятии - структура персонала, должностные обязанности и инструкции, состав отделов и групп, взаимосвязи внутри компании.
База данных о характеристиках и свойствах готовой продукции (товаров) - классификация по группам, видам, типам с выделением групповых свойств и отдельных параметров.
База данных вопросов и ответов - содержание опросных листов с вариантами ответов (и указанием правильного ответа при необходимости).
Хранилище данных проведенных аттестаций - вся информация об аттестации - протоколы заседаний, опросные листы, принятые решения, документы о перемещении персонала.
Преимущества использования автоматизированной системы:
Экономия времени - нет необходимости в долгих заседаниях комиссий по аттестации - участники аттестации могут ответить на вопросы тестов поблизости от своего рабочего места (или непосредственно на нем), причем сотрудники могут проходить процедуру тестирования одновременно.
Организационная четкость - Все сотрудники должны будут ответить на одинаковое количество вопросов, примерно одинаковой сложности. Результаты тестирования будут храниться как в электронном, так и в бумажном виде.
Географическая доступность - при необходимости тестирование могут пройти сотрудники удаленных филиалов без необходимости личного присутствия всех членов аттестационной или экзаменационной комиссии.
Объективность и снижение конфликтности - При надлежащей подготовке системы - баллы, получаемые участниками тестирования, не будут зависеть от личных симпатий и антипатий членов комиссии. Фиксирование результатов с возможностью последующего пошагового разбора исключает возможность манипулирования как со стороны участников, так и со стороны комиссии.