Анализ ситуации на рынке котельного оборудования

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2012 в 23:25, курсовая работа

Краткое описание

Предложенный для анализа рынок (котельное оборудование) в настоящее время активно развивается. В первую очередь это вызвано продолжающимся развитием котлостроительной индустрии, а также энергетического комплекса, являющихся основными потребителями данного рода оборудования. В свою очередь рост производства котлов, как для промышленного, так и для индивидуального применения, а также отмечающаяся модернизация котельного оборудования определяются следующими основными факторами:

Файлы: 1 файл

Анализ ситуации на рынке котельного оборудования.doc

— 231.00 Кб (Скачать)


6

 

ГЛАВА 1 Анализ ситуации на рынке котельного оборудования

Предложенный для анализа рынок (котельное оборудование) в настоящее время активно развивается. В первую очередь это вызвано продолжающимся развитием котлостроительной индустрии, а также энергетического комплекса, являющихся основными потребителями данного рода оборудования. В свою очередь рост производства котлов, как для промышленного, так и для индивидуального применения, а также отмечающаяся модернизация котельного оборудования определяются следующими основными факторами:

                           Жилищно-коммунальная реформа, ориентированная на сокращение     и снятие дотаций населению в оплате, в том числе тепловой энергии.

                           Стабильный рост экономики в строительном и энергетическом секторах промышленности. Постепенное возрождение предприятий разных отраслей вызывает все более острую потребность в замене морально и материально устаревшего котельного оборудования.

                           Интеграция в экономику страны передовых теплоэнергетических технологий западных стран.

                           Пересмотр нормативно-правовой базы теплоэнергетики в пользу крупных инвесторов. Лоббирование в федеральных и региональных надзорно-разрешительных органах продукции крупных поставщиков.

                           Приближение внутренних цен на топливно-энергетические ресурсы к мировым.

                           Формирование на внутреннем рынке «дефицита» топливных ресурсов экспортного потенциала, и в первую очередь, природного газа и нефти. Увеличение доли угля и торфа в топливном балансе страны.

По оценкам отраслевых специалистов, наиболее слабое место отечественного котельного оборудования – не столько сами котлы, сколько автоматика, горелки, насосы, задвижки и т.д. Все это «навесное» оборудование часто отказывает, особенно в период обкатки, пока новая котельная выходит на нормальный режим работы.

Важнейшим критерием для отечественных потребителей при выборе котельного оборудования является не только возможность появления каких-либо проблем с техникой, но и быстрота и «безболезненность» устранения этих проблем. Поэтому все крупные зарубежные фирмы, а теперь уже и отечественные заводы, тратят на содержание сервисных и ремонтных служб значительные средства.

Таким образом, основными процессами, присутствующими на отечественном рынке и в сфере производства котельного оборудования являются:

      Сокращение объемов производства котлов мощностью свыше 20 МВт.

      Рост объемов производства котлов мощностью до 1 МВт, а также 1-20 МВт.

      Рост производства бытовых газовых котлов.

      Расширение лицензированного производства, использование импортных           комплектующих и зарубежных технологий производства котельного оборудования.

      Усиление конкуренции со стороны импортеров котельного оборудования.

На данный момент, в среднем по стране, износ теплосетей составляет 63%; 54,4% – износ котельных; среднегодовой КПД котельных - 50–60%; 30–45% – суммарные потери в ТС (500 млн Гкал) в год.

 

1.1    Внешняя торговля

 

Рис. 1 Внешняя торговля Республики Беларусь продукцией, идентифицируемой кодом ТН ВЭД 8403 (далее – котлы центрального отопления)

 

 

 

По информации Национального статистического комитета Республики Беларусь (Белстат), экспорт Республики Беларусь котлов центрального отопления в 2007 г. составил 5 793,9 тыс. долл. США (относительно 2006 г. больше на 40,5%), а импорт – 22 078,8 тыс. долл. США (больше на 105,9%).

В январе-августе 2008 г. объем поставок на внешние рынки составил 4 424,4 тыс. долл. США, что относительно импорта составляет 25,1%. Можно отметить, что объемы поставок на внешние рынки в августе в сравнении с январем выросли в стоимостном выражении в 1,9 раза.

Основным рынком сбыта данного оборудования в январе-августе 2008 г. является Российская Федерация (78,7%). Это объясняется тем, что котлы белорусского производства адаптированы к условиям работы в Российской Федерации по таким критериям как: качество воды, качество жидкого топлива, давление газа, перепады напряжения в энергосети. Кроме того, республика осуществляла экспорт во Францию (19,0%) и Украину (2,2%).

В январе-августе 2008 г. Беларусь импортировала котлы центрального отопления на сумму 19,2 млн. долл. США. Динамика импорта данного оборудования характеризуется высокими темпами роста: в августе относительно начала рассматриваемого периода интенсивность импорта увеличилась в 4,8 раза в стоимостном выражении.

 

Рис.2. Динамика экспорта Республики Беларусь котлов центрального отопления,

тыс. долл. США

 

 

 

 

 

 

 

Рис.2. Динамика импорта Республики Беларусь котлов центрального отопления,

тыс. долл. США

 

Наибольший объем импорта в рассматриваемом периоде приходится оборудование из Германии (24,7%). Вместе с тем в значительных объемах Беларусь импортировала котлы центрального отопления из России (18,0%), Италии (17,3%), Литвы (11,3%) и Украины (8,0%). Всего в рассматриваемом периоде республика импортировала оборудование из 21 страны.

Рис.3. Структура импорта Республики Беларусь котлов центрального отопления в

январе-августе 2008 г.

    

 

1.2 Выявление тенденций развития рынка

К основным тенденциям развития предложенного для исследования рынка можно отнести поддержание стабильного спроса на котельное оборудование в целом, усиление конкуренции между отечественными и зарубежными производителями.

Отдельно необходимо выделить активную маркетинговую политику зарубежных производителей. В частности, западные производители активно развивают собственные или совместные с белорусскими торговыми компаниями торговые и сервисные сети, что позволяет им повысить свои конкурентные преимущества на белорусском рынке. Наши заказчики все больше внимания уделяют возможности быстрого восстановления и ремонта приобретаемого ими котельного оборудования.

Также можно отметить интерес белорусских компаний к привлечению в отрасль новых технологий, что в конечном итоге позволит им усилить свои позиции не только на отечественном рынке, но и зарубежном по всем основным направлениям производства котельного оборудования.

На поступательное развитие исследуемого рынка будет продолжать влиять продолжающийся строительный бум. Введение в строй нового жилья объективно ведет к устойчивому спросу на котельное оборудование. Вместе с тем более активный переход от централизованной системы отопления жилья к индивидуальной станет мощным стимулом для развития отечественного котлостроения. Увеличение спроса на котельное оборудование небольшой мощности для индивидуального пользования уже заставил белорусские компании активно заняться разработкой и производством горелочных устройств для него. Ранее этот сектор рынка не был развит из-за практически полного преобладания систем центрального отопления. До недавнего времени данный рынок был почти полностью занят зарубежными производителями. Действия белорусских компаний привели к тому что, доля горелок зарубежного производства в поставляемом на рынок котельном оборудовании, в том числе для котлов белорусского производства, снизилась. В ближайшее время данная тенденция будет сохраняться.

 

1.3 Потребление и сбыт

Потребители

Основными категориями потребителей бытовых котлов малой мощности (условно до 30 кВт) на белорусском рынке являются:

− жители индивидуальных домов в селах и небольших городах (преимущественно дымоходные котлы отечественного производства мощностью 10-20 кВт);

− жители многоквартирных домов в районных центрах и малых городах (в основном предпочтение отдают парапетным котлам), областных центров и коттеджей (настенным котлам).

В основном, 70% потребителей приобретают котлы для отопления индивидуальных домов, 30% - для отопления квартир. Несмотря на то, что по основным показателям белорусские котлы во многом уступают импортным, потребители ориентируются часто на отечественную продукцию, поскольку далеко не все котельное оборудование импортного производства адаптировано к белорусским условиям работы.

Потребителями котлов мощностью 50-100 кВт являются учреждения соцкультбыта, школы, детские садики и отдельные организации, в особенности малого и среднего бизнеса. Широко применяется обустройство отопления путем установки так называемых «топочных» в составе 2-4 котлов мощностью до 100 кВт каждый.

Котлы мощностью свыше 100 кВт используются при строительстве котельных объектов, как промышленных предприятий, так и жилых микрорайонов, а также других значимых объектов.

Сбыт

Учитывая климатические условия Беларуси, особое внимание приходится уделять теплу - критерию комфорта и уюта. Значительные перепады температуры требуют серьезного подхода к выбору отопительного оборудования. Именно этим и объясняется большое количество компаний, специализирующихся на реализации климатической техники, в том числе и отопительных котлов. Только в Минске реализацией котельного оборудования занимается до 50 фирм. Условно их можно разделить на две группы:

1. фирмы, предлагающие системы автономного и поквартирного отопления и выполняющие полный комплекс услуг - проектирование, подбор и поставку оборудования, монтаж и в дальнейшем сервисное обслуживание. Многие из них имеют сервисные центры во многих белорусских городах, что также немаловажно при дальнейшей эксплуатации котельного оборудования;

2. фирмы, занимающиеся только реализацией, однако многие из них

тесно взаимодействуют с монтажными компаниями.

 

1.4 Цены на котельное оборудование

Рынок представлен котельным оборудованием различных ценовых диапазонов: от техники высшего класса, а значит, наиболее дорогой до изделий недорогих, предназначенных для потребителей с небольшими финансовыми возможностями. Следует заметить, что стоимость отопительных котлов в основном зависит от уровня их автоматизации. С учетом этого, самым дорогим оборудованием считается продукция немецких компаний.

  Таким образом, условно все оборудование на рынке Республики Беларусь можно разбить на три группы:

1. наиболее дорогое и качественное - немецкое (например, Buderus (Bosch Thermotechnik), Viessmann, LOOS (Германия - Австрия)).

2. среднее по стоимости и при этом достаточно качественное итальянское (например, Ferroli, ICI Caldaie, Systema, BIASI) и чешское (Protherm).

3. наиболее дешевое – отечественное (котлы РУП «Мозсельмаш», РУП «Белозерский энергомеханический завод», ОДО «Тисом» и др.).

Если рассматривать мировой рынок котлов, то всех производителей условно можно разделить на 3 сегмента:

      Premium

Эти компании существуют на рыке более 100 лет, обладают мощной технологической базой, обеспечивают высочайшее качество и полный цикл производства – начиная с собственного литья чугуна и стали, и заканчивая сборку готовой продукции.  Основным отличием этих компаний является 100% контроль качества продукции, что обеспечивает его высочайшую надежность. Срок службы этих котлов составляет 30-50 лет.

Эти компании являются технологическими лидерами рынка, все ключевые технологии производства и решения разрабатываются ими, а затем «заимствуются» другими компаниями.

Эти компании являются технологическими лидерами, обладают наработанной базой уникальных технологических решений, большое значение уделяют  разработке новых технологий и решений, которые в дальнейшем заимствуются конкурентами.

Список этих компаний невелик: Viessmann, Buderus (Германия), De Dietrich (Франция), CTC (Швеция).

Оборудование этих компаний характеризуется высоким КПД, длительным сроком службы, высочайшей надежностью.

      Medium

К данному сегменту относятся ACV (Бельгия), Riello, Beretta, Fondital (Италия), Bosch (Германия), Frisquet (Франция), Roca (Испания), выпускающие недорогие котлы вполне приличного качества со сроком службы до 10 лет;

      Econom

К данному сегменту относятся  чешские, словацкие, южнокорейские и отечественные производители, использующие опыт и комплектующие западных компаний. Их отличает выгодная для покупателя цена.

Оборудование данной категории обладает характеристиками (КПД и срок службы) схожими с категорией Medium, однако существенно уступает с точки зрения надежности.

Котлы Premium сегмента, в сравнении с котлами Middle сегмента отличаются высокой надежностью и безотказностью, увеличенным сроком службы, повышенной экономичностью, высоким КПД.

Стоимость котлов Premium сегмента естественно, существенно выше, в первую очередь это касается «раскрученных» на рынке немецких марок.

Котлы Middle сегмента при более низкой стоимости существенно уступают котлам Premium сегмента в сроке службы, надежности и КПД.  Последний фактор является наиболее «критичным» т.к. экономия при приобретении котла (30-50% стоимости, 500-1000€) «съедается» эксплуатационными расходами за 2-3 года.

Табл. 1.Сравнительная таблица характеристик оборудования               Premium и Middle

Информация о работе Анализ ситуации на рынке котельного оборудования