Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2012 в 13:31, доклад
Одним из мощных инструментов решения большого класса маркетинговых задач является анализ безубыточности производства. Посредством такого анализа можно определять точку безубыточности, планировать целевой объем производства, устанавливать цены на продукцию, осуществлять выбор наиболее эффективных технологий производства, разрабатывать оптимальные производственные планы.
где Q - ежемесячный объем продаж продукции, натур. ед.;
P - цена реализации единицы продукции, руб.;
Y - величина среднедушевых денежных доходов населения, руб.
Для определения прогнозного значения объема продаж продукции необходимо проводить вариантные расчеты, зафиксировав прогнозное значение величины денежных доходов населения Y и соответствующим образом изменяя величину цены P.
С использованием метода наименьших квадратов для продукции П1 была выявлена функция общих затрат: C = 3280,04 + 102,61.q (где 3280,04 - уровень постоянных затрат (руб.); 102,61 - уровень переменных затрат на единицу продукции (руб.)).
Данные табл. 1 показывают, что применение описываемого подхода по сравнению с бухгалтерской моделью по данным продукции П1 позволяет существенно повысить достоверность результатов проводимого анализа без-убыточности. Это достигается, во-первых, за счет учета в расчетах того факта, что изменение объемов продаж продукции П1 на практике возможно лишь при соответствующем изменении цены реализации одной единицы, а во-вторых, за счет учета дополнительного фактора, влияющего на спрос этой продукции, - среднедушевых денежных доходов населения. Из табл. 1 следует также, что при расчетах выдается пара значений для ряда анализируемых показателей - по аналогии с экономической моделью безубыточности. Достоверность результатов анализа безубыточности, полученных с использованием разработанного подхода, подтверждается данными, отраженными в табл. 2.
Открыть таблицу 1 "Результаты анализа безубыточности производства продукции П1" >>>
Расчеты, приведенные в табл. 2, показывают, что переход от убыточного к прибыльному производству имеет место при объеме 12 единиц - это первая точка безубыточности, вторая точка безубыточности имеет место при объеме 75 единиц. Рассчитанные пороговые значения продукции задают, таким образом, область объема производства и реализации, в рамках которой обеспечивается безубыточная деятельность предприятия. В то же время, как показывают расчеты, применение бухгалтерской модели дает столько вариантов точек безубыточности для одного и того же вида продукции, сколько вариантов возможных цен подвергается анализу. Данная особенность вызвана допущением постоянства цены реализации. Так, например, при цене 200 руб. ожидаемый объем продаж составит 55 единиц продукции в месяц. При этом точка безубыточности по бухгалтерской модели составляет 34 ед. Однако данная величина рассчитана исходя из следующего предположения: по цене 200 руб. за изделие будут продаваться не только 55 изделий в месяц, но и все другие (большие либо меньшие) объемы продукции. Аналогично, например, при цене 140 руб. прогнозный объём продаж - 78 ед.; точка безубыточности по бухгалтерской модели - 88 ед., в то время как убыток при объёме 78 ед. уже составляет 364 руб. и при увеличении объема производства и реализации (как того требует бухгалтерская модель) этот убыток только возрастет.
Открыть таблицу 2 "Анализ условий безубыточности производства продукции П1*" >>>
* Прогнозное значение величины среднедушевых денежных доходов населения (Y) - 1108 руб.
Описанный подход к анализу безубыточности, таким образом, выгодно отличается от традиционной бухгалтерской модели по следующим причинам: отсутствует допущение о неизменности цены реализации единицы продукции; общие затраты и выручка от реализации могут являться как линейными, так и нелинейными функциями; при анализе появляется возможность учета разнообразных факторов, влияющих на изменение спроса; в силу указанных выше причин повышается достоверность результатов проводимого анализа безубыточности.
Ограничением для применения подхода является необходимость дополнительного синтезирования функции спроса на выпускаемую продукцию. Вместе с тем необходимо учитывать, что принятие качественных маркетинговых решений невозможно без применения моделей, наиболее адекватных реальной действительности и позволяющих осуществлять необходимые расчеты, используя все возможности имеющейся у предприятия информации.
Литература
Информация о работе Анализ безубыточности в маркетинговой деятельности