Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 13:51, контрольная работа
Дайте логическую характеристику следующих понятий:
Клевета, небесполезный, негоция, непорочный.
ВАРИАНТ 18
Задание 1. Дайте логическую характеристику следующих понятий:
Клевета, небесполезный, негоция, непорочный.
Клевета
– по объему: непустое (обозначается реально существующее понятие); общее (существует больше, чем одна ситуация, к которой применимо это понятие); не регистрирующее (все количество не поддается учету).
- по содержанию: не собирательное (можно отнести к отдельному событию); конкретное (указывает на самостоятельно существующий предмет мысли); положительное (указывает на наличие свойства); безотносительное (не требует соотнесения с другими предметами)
небесполезный
- по объему: непустое (обозначается реально существующий предмет); общее (существует больше, чем одно лицо, к которому применимо это понятие); не регистрирующее (все количество предметов не поддается учету);
- по содержанию: не собирательное (можно отнести к отдельному лицу); абстрактное (отражает отдельный признак объекта); положительное (указывает на наличие свойства у предмета мысли); относительное (мыслится предмет, предполагающий существование другого)
негоция
- по объему: непустое; общее
(в нем мыслится множество
- по содержанию: не собирательное (можно отнести к отдельному лицу); абстрактное (отражает отдельный признак объекта); положительное (указывает на наличие свойства у предмета мысли); безотносительное (не требует соотнесения с другими предметами)
непорочный
- по объему: непустое (обозначается реально существующий предмет); общее (существует больше, чем одно лицо, к которому применимо это понятие); не регистрирующее (все количество предметов не поддается учету);
- по содержанию: не собирательное (можно отнести к отдельному лицу); абстрактное (отражает отдельный признак объекта); положительное (указывает на наличие свойства у предмета мысли); безотносительное (не требует соотнесения с другими предметами)
Задание 2. Определите логические отношения между следующими понятиями и выразите эти отношения с помощью круговых схем:
Контролирующие органы, законодательные органы, исполнительные органы, органы власти.
Обозначаем понятия:
органы власти A
контролирующие органы B
законодательные органы C
исполнительные органы D
Определяем логические отношения: А по отношению к В, С и D является родовым, а потому включает их себя в качестве видовых; между собой В, С и D находятся в отношении пересечения.
Задание 3. Являются ли следующие высказывания определением? Если определение неверное, то укажите, какие правила нарушены:
Гражданин — это личность в ее отношении к государству и праву.
Процессуальное действие — следственное, судебное или иное действие, предусмотренное УПК.
Гражданин — это личность в ее отношении к государству и праву
Так как приведенное суждение отвечает на вопрос, что такое гражданин, оно является определением.
Проверяем правила определения:
- определение должно быть
соразмерным - объем определяющего
понятия равен объему
- определение не должно заключать в себе «круга» - это правило здесь соблюдено
- определение должно быть четким, ясным - это правило здесь соблюдено
- определение положительных
понятий не должно быть
Данное определение верное
Процессуальное действие — следственное, судебное или иное действие, предусмотренное УПК.
Так как приведенное суждение отвечает на вопрос, что такое процессуальное действие, оно является определением.
Проверяем правила определения:
- определение должно быть
соразмерным - объем определяющего
понятия равен объему
- определение не должно заключать в себе «круга» - это правило здесь соблюдено
- определение должно быть четким, ясным - это правило здесь соблюдено
- определение положительных
понятий не должно быть
Данное определение верное
Задание 4. Дайте объединенную классификацию суждений, изобразите отношение между терминами с помощью кругов Эйлера, установите распределенность субъекта и предиката:
Не все юристы — судьи.
Выступление в гражданском процессе по сложному делу не может не быть научным исследованием.
Не все юристы — судьи
1. Не все юристы (S) – судьи (P)
В суждении имеет место внешнее отрицание. Внешнее отрицание относится ко всему суждению и подвергает отрицанию как его качество так и количество, то есть связку и квантор суждения оно меняет на обратные. Именно это позволяет отнести данное суждение к частноотрицательным (О – по объединенной классификации). В стандартной логической форме суждение может быть выражено так: «Некоторые юристы – не судьи»
Формула в традиционной логике – Некоторые S не суть P или SoP.
Субъект не распределен, так как мыслится лишь часть юристов, а предикат распределен, ибо в нем мыслятся все судьи.
Выступление в гражданском процессе по сложному делу (S) не может не быть научным исследованием.(Р)
Общеутвердительное суждение, по объединенной классификации обозначается А
Формула в традиционной логике – Все S суть P или SаP.
Объем субъекта и предиката совпадают
Задание 5. Признав первое суждение истинным, определите, что может быть сказано при этом условии относительно истинности второго суждения. Используйте в случаях, когда это можно, «логический квадрат»:
Ни один из задержанных не имеет претензий к милиции.
Многие из задержанных не имеют претензий к милиции.
1. Ни один из задержанных не имеет претензий к милиции
2. Многие из задержанных не имеют претензий к милиции
В данном случае представлены
совместимые суждения, находящиеся
в отношении логического
Возьмем суждение «Ни один из задержанных не имеет претензий к милиции» - Это суждение А Общеутвердительное (подчиняющее). Суждение I «Многие из задержанных не имеют претензий к милиции» - подчиненное. Для суждений, находящихся в отношении логического подчинения, истинность общего суждения определяет истинность частного суждения.
Задание 6. Определите вид и составьте символическую запись следующих сложных суждений:
1. Если проживающие
в жилище лица возражают
Условное или импликативное суждение. p ® q
2. Если законность
— это принцип уголовного
Условное или импликативное суждение. p ® q
3. Допрос возможен только при установлении лица, подлежащего допросу.
Двойная импликация p ¬® q
4. При постановлении
обвинительного приговора суд
вправе отказать в
Условное или импликативное суждение. p ® q
Задание 7. Сделайте заключение, если это возможно, путем обращения, превращения и противопоставления предикату следующего суждения:
Большинство граждан являются законопослушными.
Превращение: превращением является такое непосредственное умозаключение, в выводе которого субъектом является субъект исходного суждения, а предикатом – понятие, противоречащее предикату исходного суждения; при этом связка изменяется на противоположную
(О) Некоторые S не есть не-Р
Некоторые граждане не являются не законопослушными.
Обращение: происходит перемена местами субъекта и предиката, сохраняя при этом качество суждения
Большинство граждан (S) являются законопослушными (Р)
Некоторые законопослушные (Р) – граждане (S)
Противопоставление предикату:
«Большинство граждан (S) являются законопослушными (Р)» превращаем в «Большинство граждан не являются не законопослушными»; затем данное суждение обращаем в «Некоторые законопослушные (Р) – граждане (S)», после противопоставления предикату получаем «Некоторые граждане являются законопослушными»
Задание 8. Проверьте правильность следующего простого категорического силлогизма. (Соблюдение общих правил и специальных правил фигур, а также наличие выделяющих суждений в посылках, позволяющих не соблюдать эти правила). При отсутствии заключения, сделайте его, руководствуясь правилами восстановления энтимемы.
Административное
Административное
Административное правонарушение (М) не является преступлением. (S)
Следовательно... не является преступлением (S) антиобщественное деяние (Р)
Первое суждение является большей посылкой, второе – меньшей.
М Р
М S
S Р
В соответствии с правилом посылок: если одна из посылок отрицательная, то и вывод будет отрицательным.
Большая посылка – общее суждение; меньшая посылка отрицательное суждение Е
Модус АЕЕ. Для третьей фигуры категорического силлогизма данный модус не является правильным.
Заключение не является достоверным.
Задание 9. Проверьте правильность следующего условно-категорического умозаключения, определите модус, постройте его схему. Если заключение не следует с необходимостью, установите причину его проблематичности. (Этой причиной могут быть рассуждения по неправильному модусу, а также ложный либо вероятный характер посылок).
Если суд придет к выводу о подложности документа, он устранит его из числа доказательств. Суд устранил данный документ из числа доказательств.
Если суд придет к выводу о подложности документа (р), он устранит его из числа доказательств.(q)
Суд устранил данный документ из числа доказательств.
Следовательно, суд пришел к выводу о подложности документа
Выделяем сложное суждение: оно является первым. В нем выявляем основание (р) и следствие (q). Условная зависимость основания и следствия в этой посылке выражает отношение достаточности, что выражается прямой импликацией ®. Анализ категорической посылки показывает, что в нем подтверждается следствие.
Так как в условной посылке подтверждается следствие – модус утверждающий. Приводимое в рассуждении заключение носит лишь вероятностный характер. р® q,q;
Задание 10. Осуществите
анализ посылок разделительно-
Требование о защите нарушенного
права принимается к
Выявляем количество дизъюнктов в разделительном суждении: Требование о защите нарушенного права принимается к рассмотрению судом (р), арбитражем (q) или Третейским судом.(r)
Анализируем категорическую посылку: Данное требование о защите нарушенного права принято Третейским судом. – В ней подтверждается третий дизъюнкт .(r)
В соответствии с правилом: если мы утверждаем какой-либо из дизъюнктов, то отрицать остальные можно, если дизъюнкция в разделительной посылке является строгой. В данном случае это правило выдерживается.
Значит можно заключить, что из данных посылок с необходимостью следует, что в данном случае имеет место защита нарушенного права.
p v q v r. q
ù (p v r)
Задание 11. Постройте рассуждения в форме дилеммы; при отсутствии (либо нечеткости) разделительной посылки сформулируйте ее в явной форме; сделайте вывод и составьте схему вывода: