Средневековая логика

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2014 в 20:10, реферат

Краткое описание

Средневековая логика (VI—XV вв.) — это особый тип мышления, стремящийся дать рациональное теоретическое обоснование религиозному мировоззрению средствами человеческого разума. Для средневековой логики характерно обращение к Библии как к основному источнику знаний, а также признание Аристотеля, с которым средневековые мыслители были знакомы через арабскую философию. Главной чертой средневековой логики была тесная связь ее с теологией.

Оглавление

• Ведение:
1. Понятие средневековой логики;
2. Принципы средневековой логики;
• Основная часть:
3. Цели средневековой логики;
4. Проблемы, которые разрабатывались в средневековой логике;
5. Основные направления средневековой логики;
6. Средневековые логисты
• Заключение

Файлы: 1 файл

Средневековаялогика.doc

— 665.00 Кб (Скачать)

 

Немецкий философ и теолог А. Великий (около 1193-1280) определял логику как созерцательную мудрость, которая учит, как от известного прийти к познанию неизвестного. Логика, по А. Великому, состоит из двух частей: учения о несвязанных элементах, относительно которых возможен лишь вопрос об их сущности, и учения о взаимно связанных мыслях, где рассматриваются различные виды умозаключений.

 

Философ и логик П. Испанский (около 1210-1277) разрабатывал учение о суждении, силлогизме и ложных умозаключениях, фактически предвосхитил изучение операций логики высказываний. П. Испанский дал названия всем модусам категорического силлогизма.

 

Вопросы логики рассматривал и средневековый католический теолог Ф. Аквинский в сочинениях "О природе рода", "О модальных суждениях", "О заблуждениях". В теории универсалий он придерживается реализма: общие понятия существуют раньше единичных вещей, но затем выступают в своих вещах в виде сущности и потом снова вне вещей как понятия человеческого ума. Рассматривая теорию универсалий, Ф. Аквинский отмечает три разновидности общего:

 

1) то, которое заключено в вещи  или в самой природе, состоящей  из единичных предметов;

2) то, которое получается с помощью абстракции, и в этом смысле существует после вещи;

3) то, которое существует до вещи, предшествует самой вещи.

 

Много внимания Ф. Аквинский уделил разработке проблем модальной логики, процедуре получения абстракции и определений, теории тождества, предметов и доказательства, анализу умозаключений. Он различает четыре типа умозаключений:

 

1) аподиктическое (силлогистически  необходимое);

2) диалектическое(вероятностное);

3) умозаключение для спора;

4) софистическое (ошибочно умышленное или неумышленное).

 

Источником человеческого познания Ф. Аквинский считал чувственное познание. Деятельный интеллект обрабатывает этот материал дальше. Познание сущности возможно с помощью абстракции. По мнению Ф. Аквинского, если образ совпадает с действительностью, значит познание правильное. Конечная цель человека заключается в познании, созерцании и любви к Богу.

 

Французский средневековый философ-мистик, богослов Р. Луллий (около 1235 — около 1315) пытался формализировать логические операции. В своих работах Р. Луллий выступает против аверро-истической схоластики и, в частности, против учения о двойственном характере истины. Логику он рассматривал как "великое искусство" распознавать с помощью разума истину и ложь и отделять одну от другой. Большое внимание философ уделял изучению логической сущности вопросительных предложений. Он выделяет девять типовых вопросов:

 

  1) так ли?;

2) что?;

3) почему?;

4) каким образом?;

5) из чего?;

  6) как велико?;

7) какого качества?;

8) где?;

9) когда?

Эти вопросы Р. Луллий использовал при классификации понятий. В сочинении "Введение в диалектику" он анализировал суждения и их виды, рассматривал, при каких условиях они могут быть истинными или ложными, исследовал силлогизм и метод индукции, правила следования, логические связки "и" и "или". Основной частью логики он считал учение о доказательстве.

 

В сочинении "Великое искусство" Р. Луллий пытался посредством комбинаторики высших, наиболее общих, очевидных понятий вывести все остальные истины и наглядно изобразить их во взаимосвязи, что дает основание считать его предшественником современной логистики. Р. Луллий отрицал учение о двоякой форме истины. Он считал, что существует только одна истина и только один метод ее постижения. Отправным пунктом в познании, по Р. Луллию, должны быть принципы, которые признаются всеми людьми. Он высказал предположение, что существует метод сочетания исходных принципов, понятий, дающий на основе самих сочетаний всегда истинные результаты.

 

Если этот метод найден и если законы сочетаний известны, то верные результаты должны получиться автоматически, наподобие машины. Р. Луллий сконструировал "логическую машину", состоящую из семи вращающихся вокруг одного центра кругов. На каждом из них были написаны слова, обозначающие понятия (например, знание, истина, человек, количество, качество и т. п.) и логические отношения (например, различие, противоречие, равенство, согласие и т. п.). При вращении этих концентрических кругов получаются всевозможные сочетания понятий.

 

Идеи Р. Луллия о машинизации процессов умозаключения оказали большое влияние на Г. Лейбница и, в известной мере, на развитие математической (символической) логики вообще.

 

Видный представитель оппозиционной схоластики И. Скот считал, что предметом логики являются понятия, порожденные деятельностью разума. Он отделяет логику от теологии. По И. Скоту, логика исследует мыслимое сущее, иными словами, концепты человеческого ума. Философ считает, что логика не является реальной наукой, наукой о словесных выражениях и способах речи, а есть умозрительная наука, так как имеет дело с концептами, чем-то средним между вещами и речами или словами.

 

И. Скот исследует абстрактное и конкретное знание, понятия и суждения, которые, по его мнению, являются интегральными частями силлогизма. Серьезное внимание он уделяет анализу умозаключения, с помощью которого исследователь идет от известного к пониманию неизвестного.

 

 

Итак, средневековая логика  изучена еще недостаточно. В средние века теоретический поиск в логике развернулся главным образом по проблеме истолкования природы общих понятий.

 

 

 

Источники:

http://allrefs.net/c12/470de/p103/

http://cribs.me/logika/srednevekovaya-logika

http://pravouch.com/page/logikakl/ist/ist-18--idz-ax300--nf-71.html

 


Информация о работе Средневековая логика