Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 12:12, контрольная работа
Необходимо вспомнить, что категория (от греч. Kategoria – высказывание, обвинение, признак) – предельно общее фундаментальное понятие, отражающее наиболее существенные, закономерные связи и отношения действительности и познания.
Чтобы познать сущность предмета и явлений объективного мира, необходимо получить знание об их главных, необходимых свойствах и отношениях. Это достигается с помощью такой формы мышления, как понятие.
1 Общая характеристика понятий………………………………………………..3
- понятие как форма мышления
- существенные и несущественные признаки предмета
- логические приемы формирования понятий
- объем и содержание понятия
2 Характеристика суждения……………………………………………………...6
- суждение как форма мышления
- простые и сложные суждения
3 Понятие об умозаключении……………………………………………………9
Заключение……………………………………………………………………….10
Список использованных источников…………….……………………………..11
Содержание
1 Общая характеристика понятий………………………………………………..3
- понятие как форма мышления
- существенные
и несущественные признаки
- логические приемы формирования понятий
- объем и содержание понятия
2 Характеристика
суждения……………………………………………………..
- суждение как форма мышления
- простые и сложные суждения
3 Понятие об
умозаключении……………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список использованных
источников…………….……………………………..
1
Общая характеристика понятий
Необходимо вспомнить, что категория (от греч. Kategoria – высказывание, обвинение, признак) – предельно общее фундаментальное понятие, отражающее наиболее существенные, закономерные связи и отношения действительности и познания.
Чтобы познать сущность предмета и явлений объективного мира, необходимо получить знание об их главных, необходимых свойствах и отношениях. Это достигается с помощью такой формы мышления, как понятие.
Понятие – форма мышления, с помощью которой обобщаются предметы по их существенным признакам. Понятие как форма мышления отражает предметы и их совокупность в абстрактной обобщенной форме на основании их существенных признаков.
Понятие не существуют в объективном мире. Они возникают в сознании человека и заменяют предметы и явления объективного мира, являясь их идеальными образами.
Каждый
предмет и классы предметов имеют
множество свойств, черт, состояний,
находятся в различных
Признак предмета – то, в чем предметы сходны друг с другом или чем они отличаются друг от друга (любые свойства, стороны, состояния предметов). Среди множества признаков предметов можно выделить существенные признаки – такие, которые необходимо принадлежат предмету, выражают внутреннюю природу предмета, его сущность, и несущественные признаки- такие, которые могут принадлежать, а могут и не принадлежать. Предмету и не выражают внутреннюю природу предмета.
Так в содержание понятия «конституция государства» входят такие существенные признаки, как «быть основным законом государства», юридически закрепляющим систему государственных органов», «порядок их образования и деятельности», «основные права и обязанности граждан» и другие.
Основными логическими приемами формирования понятий являются анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение.
Понятие формируется на основе обобщения существенных признаков (т.е. свойств и отношений), присущи ряду однородных предметов.
Для выделения существенных признаков необходимо абстрагироваться (отвлечься) от несущественных, которых в любом предмете очень много. Например в статье 13 пункт 4 Конституции РФ говорится:
«Общественные
объединения равны перед
Для выделения ряда признаков требуется произвести анализ, то есть мысленно разделить целый предмет на его составные части, элементы, стороны, отдельные признаки.
Обратная
операция – синтез (мысленное объединение)
частей предмета, отдельных признаков,
при том признаков
Сравнение – это метод, позволяющий установить сходства и различия между предметами. Так, 2 глава Конституции РФ называется «Прав и свободы человека и гражданина».
Понятие
человека и гражданин отличаются.
Гражданин это лицо, принадлежащее
к постоянному населению
Человек
представлен в общем смысле с
его индивидуальными
Примером государственной защиты граждан может служить статья 46 Конституции РФ пункт 1;
«Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод».
Примером
обязанности граждан перед
Еще один логический прием формирования понятия – это обобщение , то есть объединение отдельных предметов на основе общих свойств в группы предметов или класс.
Каждое понятие состоит из двух частей: имеет содержание и объём.
Объем понятия – совокупность предметов, которые мыслятся (обобщаются) в понятие. Глава 5 Конституции РФ о Федеральном собрании. Так понятие»федеральное собрание» - точнее объем, охватывает структуру представительной и законодательной власти, ее функции, права, обязанности, состав и другое. Меньший объем понятия будет у собрания жителей микрорайона или «родительское собрание».
Содержание понятия – совокупность существенных признаков предметов, по которым происходит обобщение предметов в данном понятии. Например в статье 1 Конституции РФ – правовое государство. Содержанием понятия «правовое государство» является совокупность существенных признаков: верховенство правового закона; реальность прав и свобод граждан; взаимная ответственность государства и личности; разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную.
Содержание
и объем тесно связаны друг
с другом. Если к содержанию какого-то
понятия (к содержанию понятия право).
И наоборот, уменьшение содержания
понятия ведет к образованию
нового понятия с большим объемом.
Например: «хозяйственное преступление»
и «преступление». Эта взаимосвязь между
содержанием и объемом понятий выражается
в законе обратного отношения между объемом
и содержанием понятия.
2
Характеристика суждения
Познавая мир человек раскрывает связи между предметами и их признаками, устанавливает отношения между самими предметами.
Находить сходство и различие между предметами и приписывать им какие-либо признаки, значит судить, или рассуждать. В данном случае основу рассуждений составляют понятия о тех или иных свойствах, качествах предметов. А наиболее глубинные связи и отношения отражаются в мышлении в форме суждений.
Суждение – это такая форма мышления, в которой что-либо утверждается или отрицается о существовании предметов и явлений, о связях между предметами. Например статья 118 Конституции РФ утверждает: «правосудие в РФ осуществляется только судом»..
Данное суждение является истинным, так как в нем отражено то, что имеет место в действительности. Существуют ложные суждения, в которых связь понятий искажает объективные свойства и отношения предмета мыли. Например: «Санкт-Петербург есть столица России». Языковой формой выражения суждения является предложение. Суждение есть мысль, предложение – выражение этой мысли словами. Всякое суждение выражается в предложении. Но не всякое предложение выражает суждение. Суждение выражается повествовательным предложением, в котором содержится какое-то сообщение, информация: например: «Россия – суверенное государство» (см. статью 4 Конституции РФ). Вопросительные и побудительные предложения суждений не выражают.
Суждение, являясь формой мышления, имеет свою внутреннюю структуру. По составу суждения бывают простые и сложные.
1)
Простым суждением является
2)сложными
является суждение, какая-либо логическая
часть которого является
Элементами логической структуры простого суждения являются: субъект, предикат, связка и квантор.
1. Логическое подлежащее (субъект) – то, о чем говорится в суждении. Обозначается буквой S.
2.
Логическое сказуемое (
3. Связка (союз) – та часть суждения, которая выражает связь между субъектом и предикатом. Она характеризует принадлежность предмету мысди какого-либо свойства, отраженного в предикате, или его отсутствие. Обычно выражается знаком «тире» или словами «есть», «Суть», «не есть», «является», «не является». Например статья 80 Конституции РФ: президент РФ является главой государства. Общая формула: S является Р.
4. Кванторы – символы , - указывающие, относится признак, выраженный в предикате суждения, ко всему объему или к части объема понятия, выражающего субъект.
Квантор находится перед субъектом и обозначается кванторными словами «все», «некоторые», «ни один» и другие. В некоторых суждениях квантор может отсутствовать.
Сложные суждения состоят из двух и более простых суждений, соединенных логическими союзами (связками): «не», «и», «или», «если», «то», «если, и только если.., то».
Например: 1) статья 9 Конституции РФ пункт 2: Земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности. В данном примере субъекты – земля и природные ресурсы, предикат – формы собственности, связка – союз «и».
2) статья 19 Конституции РФ пункт 3: мужчина и женщина имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации.
3) Умозаключения, как и понятия и суждения, являются формой абстрактного мышления.
3 Понятие
об умозаключении
Умозаключение – форма мышления или умственное действие, посредством которого из одного или нескольких связанных суждений выводится новое суждение.
Структура любого умозаключения включает три элемента:
- посылки – суждения, содержащие исходное, уже имеющееся знание
- заключение –вновь полученное суждение, содержащее новое знание;
-
обосновывающее знание –
Например статья 49 Конституции РФ пункт 1 гласит: «Каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда».
Вина обвиняемого не доказана – предпосылки.
Обвиняемый считается невиновным, пока его виновность не будет доказана – заключение.
Например статья 25 Конституции РФ: «Жилище неприкосновенно. Никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц иначе как в случаях, установленных федеральным законом, или на основании судебного решения».
Предпосылки: 1) жилище неприкосновенно:
2)имеется судебное решение.
Заключение
Проникнуть в жилище против воли проживающих возможно на основании судебного решения.
В своей работе я рассмотрела такие формы мышления как понятие, суждение и умозаключение. Все они являются логическими категориями. Для обоснования ответов послужили примеры, которыми стали отдельные статьи Конституции РФ.
Список использованных источников
1.Арюлин
А.А Учебно-методическое
2.Ерашев А.А., Сластенко Е.Ф. Логика.: М.: изд-во Проспект, 1993 514 с.
3.Хоменко Е.В., Алексюк И.А. Основы логики: М.: изд-во Проспект,1996 215 с.