Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2010 в 14:55, реферат
Основными формами мышления являются понятие, суждение и умозаключение. В работе рассматривается понятие (его виды, содержание и объём, отношение между понятиями и логические операции с понятиями).
Введение
Понятие как простейшая форма мысли.
Классификация понятий.
Отношения между понятиями.
Операции над понятиями.
Заключение
Список литературы
Отношения
противоположности
В отношении соподчинения
После рассмотрения понятий в статичной форме необходимо приступить к изучению операции над ними. Среди операций можно выделить такие, как отрицание, умножение, сложение, вычитание, обобщение, ограничение, деление, определение.
Наиболее
понятной операцией с понятиями
является отрицание. Она проводится
путем простого прибавления к
исходному понятию частицы «не»
Операция сложения
Операция умножения
Вычитание объема одного
Обобщение в логике является
методом, а так же операцией
над понятиями. Как операция
оно состоит в увеличении
Обратная операция обобщению – ограничение. Соответственно это переход от понятия с большим объемом к понятию с меньшим объемом. Оно совершается, как правило, путем прибавления к исходному понятию одного или нескольких новых признаков. Например, к содержанию понятия «житель города Новосибирска» можно прибавить еще один признак «житель Октябрьского района города Новосибирска». Продолжать эту операцию можно до тех пор, пока не сформируется единичное понятие о конкретном человеке. В операции обобщение уловить суть предельного понятия несколько сложнее, оно будет являться философской категорией («юноша», «человек», «примат», «млекопитающее», «позвоночное», «живой организм», «материя»). Поэтому, на мой взгляд, проделать операцию ограничения несколько проще.
Деление
– логическая операция, раскрывающая
объем исходного понятия на виды,
группы, классы. По единому признаку.
В делении существует делимое
понятие, основание и члены деления.
Основанием деления служит общий
признак для всех членов деления.
Например, один рубль можно расчленить
на копейки. Но деление это особое
расчленение, каждый член как составная
часть объема понятия должен сохранять
признак делимого. Одна копейка в
отдельности не составляет рубля. Если
разделить понятие «рубль», то можно
получить «рубль металлический» и «рубль
бумажный», полученные понятия полностью
сохраняют свойства делимого понятия.
Делению поддаются общие
Определение – логическая операция, раскрывающая содержание понятия, а именно это перечисление существенных и отличительных признаков предмета, которые отражают мысль о нем. Например, «гепатит - инфекционное заболевание, передающиеся воздушно-капельным путем». Следует заметить, что определение не должно быть отрицательным, так как отрицание не раскрывает сущности предмета, не перечисляет существенные признаки. Последовательным переходом от определения понятия будет рассмотрение суждений.
Таким
образом, выше было рассмотрено понятия
как наиболее простейшая формы мысли,
состоящей из объема и содержания.
Задача №1
Человек живет на 17-м этаже. На свой этаж он поднимается на лифте только в дождливую погоду или тогда, когда кто-нибудь из соседей с ним едет в лифте. Если погода хорошая и он один в лифте, то он едет до 9-го этажа, а дальше до 17-го этажа идет пешком по лестнице... Почему?
Ответ:
Этот человек
- лилипут, и до кнопки 17-го этажа
дотягивается только зонтиком или просит
кого-нибудь нажать на эту кнопку.
Задача №2
Имеется круглое глубокое озеро диаметром 200 метров и два дерева, одно из которых растет на берегу у самой воды, другое - по центру озера на небольшом островке. Человеку, который не умеет плавать, нужно перебраться на островок при помощи веревки, длина которой чуть больше 200 метров. Как ему это сделать?
Ответ:
Привязав веревку
одним концом к дереву, растущему
на берегу, необходимо обойти с веревкой
озеро по окружности и привязать
второй конец веревки к тому же
дереву. В результате между деревьями
будет натянута сдвоенная веревка
для переправы на остров.
Задача №3
Вы находитесь на верху скалы высотой 100 метров. Из скалы растут два дерева, одно из которых растет вверху скалы у самого ее обрыва, второе - из стены скалы на высоте 50 метров на которое при спуске можно сесть. У Вас есть веревка длиной 75 метров и нож, для того чтобы эту веревку разрезать. Каким образом в данной ситуации можно осуществить спуск со скалы. Длину веревки, необходимую для завязывания узлов можно не учитывать.
Ответ:
Разрезаем веревку
на две части 25 и 50 метров. 25-ти метровую
веревку одним концом привязываем
к верхнему дереву, а на другом конце
делаем узел с маленькой петлей,
через которую до половины пропускаем
50-ти метровую веревку и слаживаем ее вдвое.
По этим двум веревкам (одинарной 25-ти
метровой и сложенной пополам 50-ти метровой)
спускаемся на нижнее дерево, и за один
конец вытягиваем из петли 50-ти метровую
веревку, перевязываемся и спускаемся
по ней на землю.
Заключение.
Учение о понятии было одним из наиболее фундаментальных разделов в традиционной логике. Однако после создания математической логики данная проблематика на долгое время отошла на второй план, что объяснялось как доминированием номиналистической установки в современной логике, так и недостаточной разработанностью самого учения о понятии, которое в своем традиционном виде не отвечало новым логическим критериям строгости, содержало массу пробелов и внутренних несоответствий.
Понятия
играют важную роль как в науке, так
и в повседневной практике. Рациональное
познание отличается от чувственного,
в частности, тем, что на данной ступени
познаются не только отдельные предметы,
но и выделяется то общее, что есть
у различных предметов, то есть формируются
понятия, с помощью которых
Список литературы:
1. Бочаров В.А., Маркин В.И. Основы логики. - М.: Космополис, 1994. - 272 с.
2. Ивлев Ю.В. Логика. М.: Логос, 1997.
3. Войшвилло Е.К. Понятие. - М.: Изд-во МГУ, 1967. - 286 с.
4. Орловска Е. Логические аспекты изучения понятий // Логические исследования. Вып.1. - М.: Наука, 1993. - С. 20–33
5. Кириллов В.И. Старченко А.А. Логика. – Москва: Юрист, 2002 г.