Понятие как элемент логического мышления предпринимателя (юриста)

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 00:29, контрольная работа

Краткое описание

Мышление человека подчиняется логическим законам и протекает в логических формах независимо от науки логики. Люди мыслят логично, не зная её правил, подобно тому, как они правильно говорят, не зная правил грамматики.
Что касается логики, то её задача заключается в том, что бы научить человека сознательно применять законы и формы мышления и на основе этого логичнее мыслить и, следовательно, правильнее познавать мир.

Оглавление

1.Введение стр 3
2. Основная часть
2.1 Общая характеристика понятий стр 4-5
2.2 Логические приёмы образования понятий стр 5-6
2.3 Содержание и объем понятия. Стр 6-8
2.4 Логика содержания. Стр 8-9
2.5 Виды понятий. Стр 9-12
2.6 Понятие как элемент юридического мышления стр 12-15

3.Заключение стр 16
4.Список используемой литературы стр 17

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 36.05 Кб (Скачать)

 

Пустые объемы.

Иногда говорят, что объемы тех или иных понятий являются пустыми. Объем (класс), согласно распространенной точке зрения, может быть пустым в двух случаях:

- когда предметы, отраженные  в понятии, противоречат физической  возможности. Это либо вещи  вроде вечного двигателя, либо  порождения фантазии (кентавры, русалки  и т. п.).

- когда речь идет о  само противоречивых понятий.  И те, и другие понятия, говорят,  имеют свое содержание, но объемы  их пусты. Эти понятия называют  еще ложными.

 

 

 

Онтологическая  модальность понятий.

Существует понятие модальности. Модальность - способ существования какого-либо объекта или протекания какого-либо процесса (онтологическая модальность) или же способ понимания, суждения об объекте, явлении или событии (гносеологическая или логическая модальность).

Логическое существование — это существование вообще, в самом широком смысле слова существование, безотносительно, каким способом и в качестве чего.

Эти виды существования  перекрещиваются, и мы можем наметить основные виды (классы) существования вещей:

• чувственно-объективное – это вещи, которые нами ощущаются и которые физически реальны. Таковы предметы, которые мы видим вокруг себя солнце, облака, деревья, другие люди и т. д.

• чувственно-субъективное - это наше настроения, мысли, фантазии, мечты, образы и т.п.;

• скрыто-объективное - это то, что есть физически, но что не дано нам в ощущениях непосредственно, прежде всего, физический и биологический микромир, иные планеты и космические миры;

• скрыто-субъективное - это то, что называют бессознательным содержанием нашей психики, различные комплексы и установки.

Объем того или иного понятия  существует лишь в каком-то из этих четырех классов. Будучи перенесенным, не в свой класс, он оказывается пустым, т. е. его элементы лишаются такого признака, как существование.          

 Сделаем вывод  — абсолютно пустых объемов  нет. Пустота объема относительна. Тот или иной объем может  быть пустым, лишь с точки зрения  принимающей  какой-либо класс существования за единственный и игнорирующий все остальные.

2.5   Виды понятий.

Понятия принято делить на следующие виды:

a)   Понятия единичные и общие:

В зависимости от того, мыслится в них один элемент или множество  элементов. Понятие, в котором мыслится один элемент, называется единичным (например, «Москва», «Л.Н. Толстой», «Российская Федерация»). Понятие, в котором мыслится множество элементов, называется общим (например, «столица», «писатель», «федерация»).

Общие понятия могут быть регистрирующими и не регистрирующими. Регистрирующими называются понятия, в которых множество мыслимых в нем элементов поддается учету, регистрируется (во всяком случае, в принципе).

Общее понятие, относящееся  к неопределенному числу элементов, называется не регистрирующим. Множество мыслимых в них элементов не поддается учету: в них мыслятся все люди, следователи, указы прошедшего, настоящего и будущего. Не регистрирующие понятия имеют бесконечный объем.

b)   Понятия собирательные и не собирательные. 

Понятия, в которых мыслятся признаки некоторой совокупности элементов, составляющих единое целое, называются собирательными. Например, «коллектив», «полк», «созвездие». Содержание собирательного понятия нельзя отнести к каждому отдельному элементу, входящему в его объем, оно относится ко всей совокупности элементов. Собирательные понятия могут быть общими (коллектив, созвездие) и единичными (коллектив нашего института, созвездие Большой Медведицы).

Понятие, в котором мыслятся признаки, относящиеся к каждому  его элементу, называется не собирательным.

Если высказывание относится  к каждому элементу класса, то такое  употребление понятия будет разделительным; если же высказывание относится ко всем элементам, взятым в единстве, и неприложимо к каждому элементу в отдельности, то такое употребление понятия называется собирательным.  

 

c)   Понятия конкретные и абстрактные.

В зависимости оттого, что  они отражают: предмет (класс предметов) или его признак (отношение между предметами).

Понятие, в котором мыслится предмет или совокупность предметов как нечто самостоятельно существующее, называется конкретным. 

Понятие, в котором мыслится признак предмета или отношение между предметами, называется абстрактным.

Различие между конкретными  и абстрактными понятиями основано на различии между предметом, который мыслится как целое, и свойством предмета, отвлеченным от последнего и отдельно от него не существующим. 

Абстрактные понятия образуются в результате отвлечения, абстрагирования  определенного признака предмета; эти  признаки мыслятся как самостоятельные  объекты мысли.

Не следует смешивать  конкретные понятия с единичными, а абстрактные с общими. Общие  понятия могут быть и конкретными, и абстрактными (например, понятие  посредник - общее, конкретное; понятие посредничество - общее, абстрактное).

d)  Понятия положительные и отрицательные.         

  В зависимости от того, составляют ли их содержание свойства, присущие предмету, или свойства, отсутствующие у него.

Понятия, содержание которых  составляют свойства, присущие предмету, называются положительными.

Понятия, в содержании которых  указывается на отсутствие у предмета определенных свойств, называются отрицательными. Так,  понятия:  грамотный и порядок,  являются положительными, а понятия неграмотный и беспорядок -  отрицательными.

e)   Понятия безотносительные и соотносительные. 

В зависимости от того, мыслятся ли в них предметы, существующие раздельно или в отношении  с другими предметами.

Понятия, отражающие предметы, существующие раздельно и мыслящиеся вне их отношения к другим предметам, называются безотносительными. Таковы понятия  студент,  государство. 

Соотносительные понятия содержат признаки, указывающие на отношение одного понятия к другому понятию. Например:  родители  (по отношению к понятию  дети) или  начальник (подчиненный).

Определить, к  какому виду относится то или иное понятие, значит, дать ему логическую характеристику.   Логическая  характеристика понятий помогает уточнить их содержание и объем, вырабатывает навыки более точного употребления понятий в процессе рассуждения.     

 

 

 

 2.6. Понятие   как элемент юридического мышления

 

 

 Практическое значение логики. Юрист-практик занимается конкретным делом. Цели, которые он ставит перед  собой, достаточно легко выражаются в определенной совокупности средств. Часто эти средства и процедуры  их применения строго предписаны юристу, а достижение цели имеет четкие критерии и временные рамки. Все это  требует развитости соответствующего делу рационального мышления. В юридическую  сферу, в правоохранительные органы приходят люди совершенно определенного  склада ума, характера, специфических  качеств. Юристу чрезвычайно важно  выполнять свои задачи в условиях, когда профессионально значимые социальные связи устойчивы и  предельно определены; когда варианты принятия решений реально просчитываемы, а свои и чужие возможности  поддаются рациональной оценке. В  немалой степени сегодня делу помогают технические информационные средства, но, тем не менее, основное "оружие" юриста – его ум, способность  глубоко и грамотно мыслить. Для  человека жизненно необходимо думать логически правильно, потому что  иначе он не смог бы разумно направлять свои действия. Но само по себе знакомство с правилами логики не научит их сознательному применению, и это  применение может на первых порах  вызывать значительные затруднения. Можно  логично рассуждать, даже не зная правил логики: ведь умеют же люди выражать свои мысли с помощью речи, не зная или не помня ее грамматики. Но знание логики, несомненно, повышает культуру мышления, способствует четкости и последовательности рассуждений. Логическая культура - не врожденное качество. Обрести ее достаточно быстро можно  только при условии знакомства с  основами логической науки, которая  в течение двухтысячелетнего  развития накопила, несомненно, оправдавшие  себя на практике методы и приемы рассуждения  и аргументации. Но главное для  юриста - это систематические занятия  логикой, целенаправленное применение ее правил и методов в повседневном общении, в учебе, в практической деятельности.

 

 

 Возможности формальной логики. Формальная логика мышления обладает такими свойствами, говорит о таких законах и  правилах мысли, которые непосредственно  приложимы в юридической деятельности. Какие качества мышления развивает  формальная логика? Изучение логики развивает  ясность и четкость мышления, способность  оптимально уточнять предмет мысли, внимательность, аккуратность, обстоятельность, уравновешенность, убедительность и  надежность в суждениях, умение абстрагироваться от конкретного содержания и сосредоточиться  на структуре своей мысли. Тот, кто  овладевает знанием и навыками формально-логического  мышления, всегда понятен окружающим людям, сознательно исключает какую  бы то ни было расплывчатость в деловом  разговоре, непонятность и непоследовательность в деловой документации, бессистемность в обработке информации. Он способен быстро выделить рациональное зерно  даже в сбивчивой чужой речи, оценивать  доказательную силу высказываний в  споре, дискуссии, находить короткие и  правильные пути исправления ошибок.

Истинность  и формальная правильность мысли. В  процессе познания мы стремимся получить истинное знание. С точки зрения здравого повседневного мышления истинность знания всегда есть его соответствие действительности. Понятия истинности или ложности относятся лишь к  конкретному содержанию того или  иного высказывания. Если в высказывании, верно, отражено то, что имеет место  в действительности, то оно истинно, в противном же случае - оно ложно. Например, высказывание "некоторые  подразделения правоохранительных органов специализируются в борьбе с экономическими преступлениями", истинно, а высказывание "к полномочиям  органов прокуратуры относится  проведение предварительного расследования  по фактам совершения правонарушений" - ложно. Как отличить истину от заблуждения? Для конкретного мышления достаточным  критерием истины всегда является практика. Знание, которое мы получаем, должно быть верным, т.е. служить основой  для принятия правильных решений, вести  к достижению искомого результата. Истины, которые не позволяют принимать  правильных решений, с практической точки зрения оцениваются как  неверные. Наконец, наши рассуждения  должны быть формально правильными. Формальная правильность относится лишь к логическим действиям и операциям мышления. Итак, истинность есть соответствие мысли действительности, правильность мышления состоит в соблюдении законов и правил логики, а верность - в способности истинной и правильной мысли воплощаться в практической деятельности.

Свойства  правильного мышления. Чтобы мышление было правильным, оно должно отвечать трем требованиям, а именно: быть определенным, последовательным и обоснованным. Логические черты определенности, последовательности и обоснованности не являются чертами, которые мышление породило из самого себя и которые не имеют основания  в свойствах самой действительности. Правильное мышление обладает этими  чертами только потому, что они  представляют некоторые коренные свойства самой действительности, той действительности, которую воспринимает каждый из людей. Все, что существует вне нашей  мысли и что может быть предметом  мышления, обладает свойством определенности. Будучи определенным, в своих свойствах, предмет требует, чтобы и наше мышление о нем было мышлением  определенным. Со свойством определенности тесно связано другое свойство. Так  как каждый предмет есть именно этот определенный предмет и в этом смысле отличается от всех других, то не может быть, чтобы те свойства, которые  в данный момент принадлежат ему, как отличающие его от всех других предметов, в тот же самый момент не принадлежали ему. Наконец, со свойством  определенности в каждом предмете связано  еще одно коренное свойство, а именно: всякое свойство предмета, отличающее этот предмет в качестве определенного  от всех других предметов, существует не само по себе, но лишь потому, что  существует нечто такое, чем это  свойство обусловлено и без чего оно не могло бы существовать. Всякое правильное утверждение обусловлено  правильностью тех утверждений, на которые оно опирается как  на свое основание. Эта черта мышления, соответствующая обусловленности  каждого существующего факта  другими фактами, называется обоснованностью  мышления. Таким образом, определенное мышление есть мышление точное, свободное  от всякой сбивчивости. Последовательное мышление есть мышление, свободное  от внутренних противоречий, разрушающих  связи между мыслями там, где  они необходимы. Обоснованное мышление есть мышление, не просто формулирующее  истину, но вместе с тем указывающее  на те основания, по которым она с  необходимостью должна быть признана истинной. Так как черты определенности, последовательности и доказательности  неотъемлемо принадлежат всякому  правильному мышлению, то они имеют  над мышлением силу законов. Всегда и везде, где наше мышление оказывается  правильным, оно во всех своих действиях  и операциях повинуется некоторым  законам, осуществление которых  и сообщает ему характер мышления определенного, последовательного  и обоснованного.

Понятие логической формы. Каждому высказыванию и каждому ряду связанных между  собой высказываний принадлежит, кроме  особого содержания, также определенная форма самого высказывания. Хотя во всех высказываниях, какое ни взять  например, "Сотрудник был подготовлен  к решению проблемы", "День был  насыщен событиями", "Работа была выполнена своевременно" речь идет о разном, но им присущи и общие  черты. В каждом из них мысль раскрывает принадлежность предмету известного свойства. Слово "был" показывает, что во всех трех высказываниях имеется  один и тот же способ связи частей содержания мыслимого предмета. Логической формой конкретной мысли является строение этой мысли, т.е. способ связи ее составных  частей. Логическая форма есть не составная  часть мыслимого содержания, а  лишь способ, посредством которого составные части содержания связываются  в мысли между собой. Логическая форма в этом смысле слова и  составляет собственно предмет изучения логики. Хотя можно дать и более  строгое и развернутое определение  предмета логики, более наукообразное  и современное, но с практической точки зрения сказанного о связанности  логики с изучением и использованием форм мысли вполне достаточно.

Логика  как совокупность интеллектуальных установок. Логика представляет собой  не только науку и не только форму  и ход рационального мышления. Она должна быть понята еще и как  совокупность интеллектуальных установок. Дело в том, что хотя логика как  теория и предлагает комплекс стандартных  форм, с помощью которых мы упорядочиваем  мысль, получаем и обосновываем знания неопытным путем, сама по себе она  мало приспособлена к синтезу  новых знаний и не способна заполнить  те "проскоки" в познавательном процессе, в которых только и производится знание качественного характера. Исходные принципы и законы формального мышления не только выражают свойства объективной  реальности и свойства самого мышления, но и обозначают те условия, при которых  только и возможно логическое оперирование информацией. Проявленные в понятиях аксиомы рационального мышления имеют свои основания в некоторых  интеллектуальных установках общественного  сознания определенной эпохи, культуры, этапа развития познания. Интеллектуальные установки логического мышления изменчивы, хотя изменения в них  – весьма длительный и постепенный  процесс, незаметный даже ряду поколений  людей. Охарактеризуем некоторые наиболее характерные свойства юридического мышления, которые определяют особенности  его логики, применения принципов, законов  и правил логического мышления

 

 

 

 

  

 

Информация о работе Понятие как элемент логического мышления предпринимателя (юриста)