Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 00:29, контрольная работа
Мышление человека подчиняется логическим законам и протекает в логических формах независимо от науки логики. Люди мыслят логично, не зная её правил, подобно тому, как они правильно говорят, не зная правил грамматики.
Что касается логики, то её задача заключается в том, что бы научить человека сознательно применять законы и формы мышления и на основе этого логичнее мыслить и, следовательно, правильнее познавать мир.
1.Введение стр 3
2. Основная часть
2.1 Общая характеристика понятий стр 4-5
2.2 Логические приёмы образования понятий стр 5-6
2.3 Содержание и объем понятия. Стр 6-8
2.4 Логика содержания. Стр 8-9
2.5 Виды понятий. Стр 9-12
2.6 Понятие как элемент юридического мышления стр 12-15
3.Заключение стр 16
4.Список используемой литературы стр 17
Пустые объемы.
Иногда говорят, что объемы тех или иных понятий являются пустыми. Объем (класс), согласно распространенной точке зрения, может быть пустым в двух случаях:
- когда предметы, отраженные
в понятии, противоречат
- когда речь идет о
само противоречивых понятий.
И те, и другие понятия, говорят,
имеют свое содержание, но объемы
их пусты. Эти понятия
Онтологическая модальность понятий.
Существует понятие
Логическое существование — это существование вообще, в самом широком смысле слова существование, безотносительно, каким способом и в качестве чего.
Эти виды существования перекрещиваются, и мы можем наметить основные виды (классы) существования вещей:
• чувственно-объективное – это вещи, которые нами ощущаются и которые физически реальны. Таковы предметы, которые мы видим вокруг себя солнце, облака, деревья, другие люди и т. д.
• чувственно-субъективное - это наше настроения, мысли, фантазии, мечты, образы и т.п.;
• скрыто-объективное - это то, что есть физически, но что не дано нам в ощущениях непосредственно, прежде всего, физический и биологический микромир, иные планеты и космические миры;
• скрыто-субъективное - это то, что называют бессознательным содержанием нашей психики, различные комплексы и установки.
Объем того или иного понятия существует лишь в каком-то из этих четырех классов. Будучи перенесенным, не в свой класс, он оказывается пустым, т. е. его элементы лишаются такого признака, как существование.
Сделаем вывод
— абсолютно пустых объемов
нет. Пустота объема
2.5 Виды понятий.
Понятия принято делить на следующие виды:
a) Понятия единичные и общие:
В зависимости от того, мыслится в них один элемент или множество элементов. Понятие, в котором мыслится один элемент, называется единичным (например, «Москва», «Л.Н. Толстой», «Российская Федерация»). Понятие, в котором мыслится множество элементов, называется общим (например, «столица», «писатель», «федерация»).
Общие понятия могут быть регистрирующими и не регистрирующими. Регистрирующими называются понятия, в которых множество мыслимых в нем элементов поддается учету, регистрируется (во всяком случае, в принципе).
Общее понятие, относящееся
к неопределенному числу
b) Понятия собирательные и не собирательные.
Понятия, в которых мыслятся признаки некоторой совокупности элементов, составляющих единое целое, называются собирательными. Например, «коллектив», «полк», «созвездие». Содержание собирательного понятия нельзя отнести к каждому отдельному элементу, входящему в его объем, оно относится ко всей совокупности элементов. Собирательные понятия могут быть общими (коллектив, созвездие) и единичными (коллектив нашего института, созвездие Большой Медведицы).
Понятие, в котором мыслятся признаки, относящиеся к каждому его элементу, называется не собирательным.
Если высказывание относится к каждому элементу класса, то такое употребление понятия будет разделительным; если же высказывание относится ко всем элементам, взятым в единстве, и неприложимо к каждому элементу в отдельности, то такое употребление понятия называется собирательным.
c) Понятия конкретные и абстрактные.
В зависимости оттого, что они отражают: предмет (класс предметов) или его признак (отношение между предметами).
Понятие, в котором мыслится предмет или совокупность предметов как нечто самостоятельно существующее, называется конкретным.
Понятие, в котором мыслится признак предмета или отношение между предметами, называется абстрактным.
Различие между конкретными и абстрактными понятиями основано на различии между предметом, который мыслится как целое, и свойством предмета, отвлеченным от последнего и отдельно от него не существующим.
Абстрактные понятия образуются в результате отвлечения, абстрагирования определенного признака предмета; эти признаки мыслятся как самостоятельные объекты мысли.
Не следует смешивать конкретные понятия с единичными, а абстрактные с общими. Общие понятия могут быть и конкретными, и абстрактными (например, понятие посредник - общее, конкретное; понятие посредничество - общее, абстрактное).
d) Понятия положительные и отрицательные.
В зависимости от того, составляют ли их содержание свойства, присущие предмету, или свойства, отсутствующие у него.
Понятия, содержание которых составляют свойства, присущие предмету, называются положительными.
Понятия, в содержании которых указывается на отсутствие у предмета определенных свойств, называются отрицательными. Так, понятия: грамотный и порядок, являются положительными, а понятия неграмотный и беспорядок - отрицательными.
e) Понятия безотносительные и соотносительные.
В зависимости от того, мыслятся ли в них предметы, существующие раздельно или в отношении с другими предметами.
Понятия, отражающие предметы, существующие раздельно и мыслящиеся вне их отношения к другим предметам, называются безотносительными. Таковы понятия студент, государство.
Соотносительные понятия содержат признаки, указывающие на отношение одного понятия к другому понятию. Например: родители (по отношению к понятию дети) или начальник (подчиненный).
Определить, к какому виду относится то или иное понятие, значит, дать ему логическую характеристику. Логическая характеристика понятий помогает уточнить их содержание и объем, вырабатывает навыки более точного употребления понятий в процессе рассуждения.
2.6. Понятие
как элемент юридического
Практическое значение логики. Юрист-практик занимается конкретным делом. Цели, которые он ставит перед собой, достаточно легко выражаются в определенной совокупности средств. Часто эти средства и процедуры их применения строго предписаны юристу, а достижение цели имеет четкие критерии и временные рамки. Все это требует развитости соответствующего делу рационального мышления. В юридическую сферу, в правоохранительные органы приходят люди совершенно определенного склада ума, характера, специфических качеств. Юристу чрезвычайно важно выполнять свои задачи в условиях, когда профессионально значимые социальные связи устойчивы и предельно определены; когда варианты принятия решений реально просчитываемы, а свои и чужие возможности поддаются рациональной оценке. В немалой степени сегодня делу помогают технические информационные средства, но, тем не менее, основное "оружие" юриста – его ум, способность глубоко и грамотно мыслить. Для человека жизненно необходимо думать логически правильно, потому что иначе он не смог бы разумно направлять свои действия. Но само по себе знакомство с правилами логики не научит их сознательному применению, и это применение может на первых порах вызывать значительные затруднения. Можно логично рассуждать, даже не зная правил логики: ведь умеют же люди выражать свои мысли с помощью речи, не зная или не помня ее грамматики. Но знание логики, несомненно, повышает культуру мышления, способствует четкости и последовательности рассуждений. Логическая культура - не врожденное качество. Обрести ее достаточно быстро можно только при условии знакомства с основами логической науки, которая в течение двухтысячелетнего развития накопила, несомненно, оправдавшие себя на практике методы и приемы рассуждения и аргументации. Но главное для юриста - это систематические занятия логикой, целенаправленное применение ее правил и методов в повседневном общении, в учебе, в практической деятельности.
Возможности формальной логики. Формальная
логика мышления обладает такими свойствами,
говорит о таких законах и
правилах мысли, которые непосредственно
приложимы в юридической
Истинность
и формальная правильность мысли. В
процессе познания мы стремимся получить
истинное знание. С точки зрения
здравого повседневного мышления истинность
знания всегда есть его соответствие
действительности. Понятия истинности
или ложности относятся лишь к
конкретному содержанию того или
иного высказывания. Если в высказывании,
верно, отражено то, что имеет место
в действительности, то оно истинно,
в противном же случае - оно ложно.
Например, высказывание "некоторые
подразделения
Свойства
правильного мышления. Чтобы мышление
было правильным, оно должно отвечать
трем требованиям, а именно: быть определенным,
последовательным и обоснованным. Логические
черты определенности, последовательности
и обоснованности не являются чертами,
которые мышление породило из самого
себя и которые не имеют основания
в свойствах самой
Понятие
логической формы. Каждому высказыванию
и каждому ряду связанных между
собой высказываний принадлежит, кроме
особого содержания, также определенная
форма самого высказывания. Хотя во
всех высказываниях, какое ни взять
например, "Сотрудник был подготовлен
к решению проблемы", "День был
насыщен событиями", "Работа была
выполнена своевременно" речь идет
о разном, но им присущи и общие
черты. В каждом из них мысль раскрывает
принадлежность предмету известного свойства.
Слово "был" показывает, что во
всех трех высказываниях имеется
один и тот же способ связи частей
содержания мыслимого предмета. Логической
формой конкретной мысли является строение
этой мысли, т.е. способ связи ее составных
частей. Логическая форма есть не составная
часть мыслимого содержания, а
лишь способ, посредством которого
составные части содержания связываются
в мысли между собой. Логическая
форма в этом смысле слова и
составляет собственно предмет изучения
логики. Хотя можно дать и более
строгое и развернутое
Логика как совокупность интеллектуальных установок. Логика представляет собой не только науку и не только форму и ход рационального мышления. Она должна быть понята еще и как совокупность интеллектуальных установок. Дело в том, что хотя логика как теория и предлагает комплекс стандартных форм, с помощью которых мы упорядочиваем мысль, получаем и обосновываем знания неопытным путем, сама по себе она мало приспособлена к синтезу новых знаний и не способна заполнить те "проскоки" в познавательном процессе, в которых только и производится знание качественного характера. Исходные принципы и законы формального мышления не только выражают свойства объективной реальности и свойства самого мышления, но и обозначают те условия, при которых только и возможно логическое оперирование информацией. Проявленные в понятиях аксиомы рационального мышления имеют свои основания в некоторых интеллектуальных установках общественного сознания определенной эпохи, культуры, этапа развития познания. Интеллектуальные установки логического мышления изменчивы, хотя изменения в них – весьма длительный и постепенный процесс, незаметный даже ряду поколений людей. Охарактеризуем некоторые наиболее характерные свойства юридического мышления, которые определяют особенности его логики, применения принципов, законов и правил логического мышления
Информация о работе Понятие как элемент логического мышления предпринимателя (юриста)