Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 18:18, контрольная работа
Понятие - это форма мышления, отражающая предметы в их существенных признаках. Признаком предмета называют то, в чем предметы сходны друг с другом или чем они друг от друга отличаются. Любые свойства, черты, состояния предмета, которые, так или иначе, характеризуют, выделяют его, помогают распознать среди других предметов, составляют его признаки. Признаками могут быть не только свойства, принадлежащие предмету; отсутствующее свойство (черта, состояние) также рассматривается как его признак.
Введение.
Тема: «Отношение между понятиями».
1. Общая характеристика отношений между понятиями.
2. Совместимые понятия.
3. Несовместимые понятия.
Решение задач на тему:
1. «Понятие»
2. «Суждение»
3. «Умозаключение»
Заключение.
Список литературы.
Введение
Понятие - это форма мышления, отражающая предметы в их существенных признаках. Признаком предмета называют то, в чем предметы сходны друг с другом или чем они друг от друга отличаются. Любые свойства, черты, состояния предмета, которые, так или иначе, характеризуют, выделяют его, помогают распознать среди других предметов, составляют его признаки. Признаками могут быть не только свойства, принадлежащие предмету; отсутствующее свойство (черта, состояние) также рассматривается как его признак.
Понятие представляет собой отражение единой мысли существенных признаков предмета. Оно может распространяться на один, несколько групп (класс) однородных предметов и явлений, обладающих одинаковыми признаками. Исходя из этого, в логической структуре каждого понятия нужно разделять две стороны: содержание и объем.
Содержанием понятия называется совокупность существенных признаков, свойств предмета, которая мыслится в данном понятии. Например, «государство» обладает следующими признаками: а) аппарат управления; б) определенная территория; в) публичная власть; и др.
Объемом понятия называется совокупность (класс) предметов, которая мыслится в данном понятии. Например: «человек» (включает всех людей), «домашнее животное» (включает: собака, кошка, корова и т.д.).
Содержание и объем понятия тесно связаны друг с другом. Эта связь выражается в законе обратного отношения между объемом и содержанием понятия, который устанавливает, что увеличение содержания понятия ведет к образованию понятия с меньшим объемом, и наоборот.
Установление логических отношений между понятиями мы будем связывать с ответами на следующие вопросы:
а) имеют ли объемы двух (или более) понятий общие элементы, или таких элементов у них нет?
б) является ли содержание одного понятия частью другого (других), или в их содержаниях нет общих признаков?
По отношению друг к другу понятия делятся на сравнимые и несравнимые.
Сравнимыми называются понятия, имеющие некоторые общие (родовые) признаки, позволяющие сравнивать эти понятия друг с другом (например: пресса и телевидение - сравнимые понятия, они имеют общие признаки, характеризующие средства массовой информации).
Несравнимыми называют понятия, не имеющие общих признаков, поэтому и сравнивать эти понятия невозможно (например, "квадрат" и " общественное порицание"). Они относятся к разным, весьма отдаленным друг от друга областям действительности и не имеют признаков, на основании которых их можно было бы сравнивать друг с другом.
Отметим в этой связи, что следует различать два типа отношений:
а) отношения понятий по объему, как это имеет место у понятий «судья» и «юрист»;
б) отношения понятий, в одном из которых мыслится предмет как целое («университет»), а в другом – часть этого же предмета («факультет»).
Различие этих отношений хорошо видно на наших примерах: про судью справедливо будет утверждать, что он – юрист, а про факультет нельзя сказать, что он есть университет.
Первый тип отношений будет называть таксономическим (от «таксон» - класс), а второй - мереологическим (от др.гр. «мерос», то есть часть).
В логических отношениях могут находиться только сравнимые понятия, которые делятся на совместимые и несовместимые (см. Приложение).
Отношения между понятиями принято иллюстрировать с помощью круговых схем (кругов Эйлера), где каждый круг обозначает объем понятия, а каждая точка - предмет, входящий в его объем. Круговые схемы позволяют наглядно представить отношения между различными понятиями, лучше понять и усвоить эти отношения.