Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Июня 2015 в 21:26, реферат
Краткое описание
Значение определения понятия играет важную роль в теоретической и практической деятельности. Выражая в сжатом виде знания о предмете, оно является существенным моментом в познании действительности. Однако содержащаяся в определении «сжатая» информация о предмете не может дать достаточно полного знания о нем. Изучить какую-либо науку только по ее определениям невозможно. Раскрывая главное в предмете, определение позволяет выделить данный предмет, отличить его от других предметов, предостерегает от смешения понятий, от путаницы в рассуждениях.
Оглавление
1. Введение………………………….………………………………………3 2. Понятие определения………………………...………………………….5 3. Виды понятий…………………..………………………………………..6 4. Требования определения………….……………………………………12 5. Правила определения……………………………………….…………..13 6. Сущность определения…………………………………………………15 7. Заключение…………………………………...…………………………16 8. Литература………………………………………………………………17
Рид (преступление) в данной
статье не указан, поскольку нет необходимости
в каждой статье повторять одно и то же
понятие - (преступление) Все деяния, названные
в особой части Уголовного кодекса, от
дин род - \"преступление злочин".
Требования
Правильное определение понятия
подчиняется следующим требованиям:
Определение должно быть логически
правильным, т.е. иметь структуру, соответствующим
описанным выше способам определения;
определение не должно содержать
ссылок на ещё не определённые понятия;
определение не должно содержать
порочного круга, т.е. определяемое понятие
не должно содержаться (явно или неявно)
в определяющем;
определение не должно быть
соразмерным (адекватным) определяемому
понятию;
определение не должно содержать
указаний на такие свойства определяемых
понятий, которые вытекают из определения;
каждый термин (символ) должен
определяться не более одного раза, определив
его, необходимо следить за тем, что бы
и в дальнейшем;
определяя понятия, необходимо
приводить параметры объектов, ему удовлетворяющих,
т.е. объём понятия не должен быть пустым.
Правила определения
Определение должно быть
не только истинным по содержанию, но и
правильным по своему строению, по форме.
Если истинность определения обусловливается
соответствием указанных в нем признаков
действительным свойством определяемого
предмета, то его правильность зависит
от его структуры, которая регулируется
логическими правилами.
Определение должно
быть соразмерным.
Определение должно быть соразмерным
определяемому. Т. е. определяющее и определяемое
должны иметь равные объемы. Если это правило
нарушается, получается либо слишком широкое,
либо слишком узкое определение.
Например, определение чайки
как морской птицы будет узким, потому
что чайки живут также на реках и озерах.
Определение социологии как науки об обществе
будет широким, потому что существуют
и другие науки об общества помимо социологии.
Определение не должно
заключать в себе круга.
Если при определении мы прибегаем
к другому понятию, которое, в свою очередь,
определяется при помощи первого, то такое
определение содержит в себе круг. Например,
вращение определяется как движение вокруг
оси, а ось - как прямая, вокруг которой
происходит вращение'.
Разновидностью круга в определении
является тавтология - ошибочное
определение, в котором определяющее понятие
повторяет определяемое. Например, идеалист
— человек идеалистических убеждений.
Такие ошибочные определения
называют (то же через, то же самое). Эти
и им подобные определения не раскрывают
содержания понятия. Если мы не знаем,
что такое идеалист, то указание на то,
что это человек идеалистических убеждений,
ничего не прибавит к нашим знаниям.
Тавтология, как это видно из
приведенных примеров, отличается от круга
в определении меньшей сложностью построения.
Определяющее понятие является повторением
определяемого.
Определение должно
быть ясным.
Оно должно указывать на известные
признаки, не нуждающиеся в определении
и не содержащие двусмысленности. Если
же понятие определяется через другое
понятие, признаки которого неизвестны
и которое само нуждается в определении,
то это ведет к ошибке, называемой определением
неизвестного через неизвестное, или определением
x через y.
Правило ясности предостерегает
от подмены определения метафорами, сравнениями
и т.д., которые, хотя и помогают составить
представление о предмете, однако не раскрывают
его существенных признаков.
Определение не должно
быть отрицательным.
Отрицательное определение
не раскрывает определяемого понятия.
Оно указывает, чем не является предмет,
не указывая, чем он является.
Таково, например, определение
«Сравнение — не доказательство». Однако
на определение отрицательных понятий
это правило не распространяется. «Безбожник
— это человек, не признающий существования
бога», «Бесхозное имущество — имущество,
не имеющее собственника или собственник
которого неизвестен» — примеры правильных
определений.
Деление понятий.
При изучении какого-либо понятия
нередко встает задача раскрыть его объем,
т.е. распределить предметы, которые мыслятся
в понятии, на отдельные группы. Логическая
операция, раскрывающая объем понятия,
называется делением.
Сущность деления
В операции деления следует
различать делимое понятие - объем, которого
следует раскрыть, члены деления - соподчиненные
виды, на которые делится понятие, (они
представляют собой результат деления),
и основание деления - признак, по которому
производится деление.
Логическая операция деления
может быть представлена схемой, где А
- делимое понятие, В, С, D - члены деления.
Сущность деления состоит в
том, что предметы, входящие в объем делимого
понятия, распределяются по группам.
Делимое понятие рассматривается
при этом как родовое, и его объем разделяется
на соподчиненные виды.
Операция деления позволяет
правильно распределить предметы по группам,
изучить их, а, следовательно, глубже познать
весь класс в целом.
Заключение
Значение определения понятия
играет важную роль в теоретической и
практической деятельности. Выражая в
сжатом виде знания о предмете, оно является
существенным моментом в познании действительности.
Однако содержащаяся в определении
«сжатая» информация о предмете не может
дать достаточно полного знания о нем.
Изучить какую-либо науку только по ее
определениям невозможно.
Раскрывая главное в предмете,
определение позволяет выделить данный
предмет, отличить его от других предметов,
предостерегает от смешения понятий, от
путаницы в рассуждениях. И в этом огромная
ценность определений в познании и практической
деятельности.
Определение - прекрасное средство
против неясности наших понятий и рассуждений.
Но при его использовании нужно, как и
в случае любых других средств, чувствовать
и соблюдать меру.
Прежде всего, невозможно определить
абсолютно все, точно так же как невозможно
доказать все. Определение сводит неизвестное
к известному, не более. Оно всегда предполагает,
что есть вещи, известные без всякого определения
и разъяснения, ясные сами по себе и не
требующие дальнейших уточнений с помощью
чего-то еще более очевидного.
Искусство определения как
раз в том и состоит, чтобы использовать
определения тогда, когда это требуется
существом дела. При этом следует обращаться
именно к тем формам определений, которые
наиболее уместны в конкретной ситуации.
В одном случае полезным может быть явное
родовидовое определение, в другом - контекстуальное,
в третьем - определение путем указания
на интересующий предмет и т.д.
В науке, как и в любых других
областях, определение ценно не само по
себе. Оно должно быть естественным итогом
и закономерным выводом предшествующего
процесса изучения предмета.
Литература
Гетманова А. Д. Логика. - М.: Изд-во
„ Омега-Л “, 2007.
Гусев Д. Краткий курс логики:
глоссарий. - М., 2003.
Иванов Е.А. Логика. - М., 1996.
Ивин А., Никифорович А. Словарь
по логике. -М., 1998.
Ивин А.А. Логика. Учебное пособие.
Издание 2-е. - М.: Издательство "Знание",
1998.
Ивин А.А. Практическая логика.
Задачи и упражнения. - М., 1996.
Кемеров В. Философская энциклопедия.
- М.: "Панпринт", 1998.
Курбатов В.И. Логика; Логика
в вопросах и ответах. - Ростов-на-Дону,
1997.
Локтионов В.И. Логика. М.,2004.
Тимощук А.С. Методическая разработка
(лекция №2) проведения занятия по теме
3 “Понятие” курса “Логика” для слушателей
дневной формы обучения. - Владимир: ВлЮИ
МЮ РФ, 1999.
Титов В.В. Системно-морфологический
подход в технике, науке, социальной сфере.
- М., 2006.
Упражнения по логике / Под ред.
В.И. Кириллова. - М.,2002.
Яшин Б.Л. Логика. - М., 2004.
Ивин А., Никифорович А. Словарь
по логике. -М., 1998.