Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2011 в 17:24, контрольная работа
Определение – это логическая операция, направленная на раскрытие содержания понятия, т.е. на раскрытие тех признаков, которые мыслятся в данном понятии.
С помощью определения понятий раскрывается содержание понятия, что позволяет отличать мыслимые в нем предметы от других предметов. Так, например, давая определение понятия “трапеция”, мы отличаем его от других четырехугольников – ромба, квадрата, прямоугольника или параллелограмма: “Трапеция – четырехугольник, у которого две стороны параллельны, а две другие – не параллельны”.
1. Сравнение как прием определения понятий.
2. Характеристика как вид неявного определения.
3. Описание как операция, сходная с определением.
Упражнения
1. Определите вид следующего определения: «Голова без ума – это фонарь без свечи» (Л. Н. Толстой).
2. Опишите спектакль, религиозную службу или личную встречу.
3. Охарактеризуйте историческое событие, научный факт или человека.
4. Определите вид сложного умозаключения: ((р®q)∧ùq)®ùp и проверьте его правильность при помощи таблицы истинности.
Данное
определение относится к такому
виду неявного определения понятия,
как сравнение, поскольку фиксирует
факт совпадения признаков между
сравниваемыми объектами (а именно,
факт отсутствия у них основополагающих
элементов: ума и свечи, без которых существование
самих объектов бессмысленно).
2.
Опишите спектакль, религиозную
службу или личную встречу
Описание части религиозной службы
Молодая пара, женщина и мужчина, с нагим младенцем на руках с серьезными выражениями лица стояли около большого чашеобразного сосуда с водой и предвкушали таинство, которое должно произойти. Священник благословил воду: он трижды осенил ее крестным знамением, дунул на нее, произнося молитву: «Да сокрушится под знамением образа Твоего креста все противные силы». Затем еще после некоторых молитв и священнодействий священник помазал младенца маслом: лоб, грудь и плечи.
Затем священник взял малыша на руки и трижды погрузил его в воду со словами: «Крещается раб Божий Михаил, во имя Отца, Аминь (первое погружение). И Сына, Аминь (второе погружение). И Святаго Духа, Аминь (третье погружение). После Святой Отец вернул ребенка женщине, которая принялась вытирать малыша полотенцем.
Затем священник принялся снова помазывать маслом младенца, а именно: его лоб, глаза, ноздри, уста, уши, грудь, руки и ноги. Всякий раз он повторял слова: «Печать дара Духа Святаго. Аминь.»
После, прочитав Священное Писание и еще несколько молитв, священник разрешил одеть ребенка. Спешно одев малыша, молодая пара двинулась к выходу Храма.
Данное
описание дает неявное определение
христианского таинства Крещения, выделяя
основные элементы данного обряда.
3.
Охарактеризуйте историческое
Она была на редкость самостоятельной и настойчивой женщиной, стремящейся к удовлетворению своих желаний. Если ей сильно перечить или встать преградой на её пути, можно стать объектом её козней и истерик. Шумные компании мало привлекали её, она предпочитала усидчивый образ жизни. Учиться она особо не любила, хотя и была очень начитанной, а в молодости числилась в хорошо успевающих учениках и студентах. Дружила она в основном с женщинами, с мужчинами плохо находила общий язык. Но даже самой близкой подруге она никогда не доверяла своих секретов.
Планы ее были всегда грандиозны и масштабны, чем иногда она приводила в изумление всех окружающих. Однако она никогда не оценивала себя трезво в своих неудачах и зачастую винила в них окружающих или считала, что ей просто не повезло. В ее поступках постоянно присутствует строгий расчет. Следует также отметить, что была она экономна и скуповата.
Данная
характеристика представляет образ
скупой, властной самодовольной женщины.
4.
Определите вид сложного
Данное сложное умозаключение является дедуктивным. Умозаключение является правильным, т.к. при любых комбинациях значений принимает значение «истина». Подтверждением тому служит таблица истинности.
Л | Л | И | И | И | И | И |
Л | И | И | Л | Л | И | И |
И | Л | И | И | Л | Л | И |
И | И | И | Л | Л | Л | И |
Список
использованной литературы
1. Малыхина, Г. И. Логика / Г. И. Малыхина. –Минск, 2002.
2. Иванов, Е. И. Логика / Е. И. Иванов. –М.,2000.
6. Ивин, А. А. Логика / А. А. Ивин. – М., 2000.
7. Кириллов, В. И. Логика / В. И. Кириллов, А. А. Старченко. – М., 1995.
8. Свинцов, В. И. Логика / В. И. Свинцов. – М., 1995.
4. Ивлев, Ю.В. Логика. / Ю. В. Ивлев. – М.: Логос, 1997.