Научно-исследовательская работа студентов

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2011 в 13:05, доклад

Краткое описание

Цели:
Заинтересовать и привлечь студентов к выполнению научно-исследовательских работ.
Участие студентов в научных исследованиях, реальных разработках и техническом творчестве.
Привлечь студентов к участию на внутривузовых и межвузовых конференциях.

Оглавление

Введение.
Понятие научно-исследовательских работ.
Научно-исследовательская работа студентов (НИРС): цели и задачи.
Организация НИРС.
Заключение.
Список литературы.
Приложение.

Файлы: 1 файл

Научно-исследовательская работа студентов.docx

— 35.80 Кб (Скачать)

     Московский  Государственный университет экономики, статистики и информатики 

     Кафедра Философии и Гуманитарных наук 
 
 
 
 

     Научный проект

     Тема:

     «Научно-исследовательская  работа студентов» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Москва  – 2010

     Содержание 

      Введение.

  1. Понятие научно-исследовательских работ.
    1. Научно-исследовательская работа студентов (НИРС): цели и задачи.
  2. Организация НИРС.

      Заключение.

      Список  литературы.

                 Приложение. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                 Введение.

     Научно-исследовательская  работа студентов является одним  из важнейших средств повышения  качества подготовки специалистов с  высшим образованием, способных творчески  применять в практической деятельности достижения научно-технического прогресса, а, следовательно, быстро адаптироваться к современным условиям развития государства.

     Объектом  данного сообщения является научно-исследовательская  деятельность студентов.

     Предметом исследования является значение и роль исследовательской деятельности студентов в современном обществе.

     Основными задачами моего исследования являются:

    • Обучение применению методологии рационального и эффективного добывания и использования знаний.
    • Выявление основных целей и задач научно-исследовательских работ студентов.
    • Рассмотреть организацию научно-исследовательской деятельности студентов как в учебное, так и во внеучебное время.

     Моя работа может быть использована студентами в качестве методологии при написании  научно-исследовательских работ.

     Цели:

    • Заинтересовать и привлечь студентов к выполнению научно-исследовательских работ.
    • Участие студентов в научных исследованиях, реальных разработках и техническом творчестве.
    • Привлечь студентов к участию на внутривузовых и межвузовых конференциях.
 
 
 
 
     
  1. Понятие научно-исследовательских  работ.

     Научно-исследовательские  работы – работы научного характера, связанные с проведением исследований, экспериментов в целях расширения имеющихся и получения новых знаний, проверки научных гипотез, установления закономерностей, проявляющихся в природе и в обществе, научных обобщений, научного обоснования проектов.1  

    1. Научно-исследовательская  работа студентов.

     Тематика  научных исследований, выполняемых  студентами, связана со всеми этапами учебного процесса. Результаты исследования отражаются в выступлениях на научно-практических конференциях, в отчетах о производственной практике, курсовых, научных и дипломных работах. Углубление результатов научных исследований, внедрение их в учебный и производственный процесс осуществляется при участии студентов в госбюджетных и хоздоговорных научно-исследовательских работах.

     Основной  целью НИРС является формирование и  усиление творческих способностей студентов, развитие и совершенствование форм привлечения молодежи к научной, конструкторской, технологической, творческой и внедренческой деятельности, обеспечивающих единство учебного, научного, воспитательного  процессов для повышения профессионально-технического уровня подготовки специалистов с высшим образованием.

     Основными задачами НИРС являются:

  • обучение методологии рационального и эффективного добывания и использования знаний;
  • совершенствование и поиск новых форм интеграции2 системы высшего образования с наукой3 и производственной деятельностью в рамках единой системы учебно-воспитательного процесса
  • повышение навыков научной, творческой и исследовательской деятельности;
  • участие студентов в научных исследованиях, реальных разработках и техническом творчестве;
  • создание и развитие молодежных творческих объединений;
  • освоение современными технологиями в области науки, техники, производства;
  • знакомство с современными научными методологиями, работа с научной литературой;
  • выявление способной молодежи для дальнейшего обучения в аспирантуре, работы на кафедрах и в научных лабораториях;
  • развитие технического творчества учащихся школ и университетов, обеспечение отбора в вузы молодежи, проявившей склонность к творчеству и науке. 4
 
 
     
  1. Организация НИРС.

     НИРС  является продолжением и углублением  учебного процесса и организуется непосредственно  на кафедрах и в лабораториях высших учебных заведений (проблемные и  отраслевые лаборатории, обсерватории5, ботанические сады, вычислительные центры и т.д.) и в студенческих конструкторских, технологических, экономических и других бюро. Руководство научно-исследовательской работой студентов осуществляют профессора и преподаватели вуза. Могут привлекаться к руководству НИРС также сотрудники научно-исследовательских учреждений и аспиранты.

     Научно-исследовательская  работа студентов подразделяется на:

    • научно-исследовательскую работу, включаемую в учебный процесс;
    • научно-исследовательскую работу, выполняемую во внеучебное время.

     Научно-исследовательская  работа студентов, включаемая в учебный  процесс, предусматривает:

  • выполнение заданий, лабораторных работ, курсовых и выпускных квалификационных работ, содержащих элементы научных исследований;
  • выполнение конкретных нетиповых заданий научно-исследовательского характера в период производственных и учебных практик;
  • изучение теоретических основ методики, постановки, организации выполнения научных исследований, планирования и организации научного эксперимента, обработки научных данных. Названная дисциплина может включаться в учебный план за счет часов, находящихся в распоряжении вуза.6

     Научно-исследовательская  работа студентов, выполняемая во внеучебное время, организуется по форме:

  • работы в студенческих научных семинарах;
  • участия студентов группами или в индивидуальном порядке в выполнении госбюджетной или хоздоговорной тематики, в работах по творческому содружеству, в рамках государственных, межвузовских или внутривузовских грантов, а также индивидуальных планов преподавателей, выполняемых на кафедрах и в научных учреждениях вуза;
  • работы в студенческих конструкторских, проектных, технологических, научно-информационных, переводческих, экономических и других бюро, в творческих мастерских и студиях;
  • лекторской работы по распространению знаний в области науки, техники и культуры;
  • работы в качестве преподавателей различных ВУЗов и школ. 7

     Студенческие  научные семинары организуются при  общенаучных и специальных кафедрах, научных подразделениях вуза. В них  студенты составляют рефераты по отечественной  и иностранной специальной литературе, овладевают навыками проведения эксперимента и обработки полученных результатов, проектируют и изготовляют наглядные  пособия, лабораторные установки и  технические средства обучения, участвуют  в разработке и отладке программ для ЭВМ8, принимают участие в разработке деловых игр по имитационному моделированию практических ситуаций и явлений, выступают с сообщениями по результатам научных исследований.

     Студенты, как правило, включаются в число  исполнителей научно-исследовательских  работ, проводимых кафедрами и научными подразделениями вуза. Поручения  студентам, привлеченным к выполнению указанных работ, должны предусматривать  творческие элементы. Студенческие бюро организуются в вузах и направляют свою деятельность на приобретение студентами навыков коллективной творческий и  организаторской работы, а также  оказания практической помощи кафедрам и лабораториям вуза, предприятиям, научным организациям в выполнении исследовательских, проектно-конструкторских и других работ. Деятельность студенческих бюро определяется ректоратом на основе типового положения об СКБ9.

     Участвующими  в научно-исследовательской работе считаются студенты, выполняющие  элементы самостоятельной научной  работы студентов в области гуманитарных, технических и естественных наук. Научно-исследовательская работа студентов  завершается обязательными представлением отчета, выступлением на студенческом научном семинаре или внутривузовских, городских, всероссийских конференциях. Научно-исследовательские, проектно-конструкторские  и творческие работы студентов, выполненные  во внеучебное время и отвечающие требованиям учебных программ, могут  быть зачтены в качестве соответствующих  лабораторных, курсовых или выпускных  квалификационных работ и других учебных заданий.  
 

Заключение.

     Современное время требует новые технологии образования, связанные с формированием интеллектуальной культуры и возвышением творческих способностей специалиста.

     Бесспорно, что навыки исследовательской работы студентов способствуют быстрой адаптации молодых специалистов к современным условиям развития общества. 
 
 
 
 

Список  литературы.

  1. Большой энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1978.
  2. Кудинов В. А., Пикалов И. Ю., Добрица В. П., Бабкин Е. А., Васильев Д. А., Гостева И. Н., Жмакин А. П., Кондратов Р. Ю., Никоненок В. Г., Прасолова А. Е., Толстова Г. С. Материалы II Международной научно-практической конференции «Информационные технологии в образовании (ИТО – Черноземье – 2008)».Ч.2. Курск: КГУ, 2008.
  3. Мильчин А. Э. Издательский словарь-справочник. Изд. 3-е, испр. и доп. М.: ОЛМА-Пресс, 2006.
  4. Пилипенко В. Ф. Безопасность: теория, парадигма, концепция, культура. Словарь-справочник. Изд. 2-е, доп. и перераб. М.: ПЕР СЭ-Пресс, 2005.
  5. Положение о научно-исследовательской работе студентов (НИРС) высших учебных заведений. М.: МГТУ им. Косыгина А. Н., 2010. С. 3.
  6. Райзберг Б. А., Лозовский Л. Ш., Стародубцева Е. Б. Современный экономический словарь. 5-е изд., перераб. и доп.  М.: ИНФРА-М, 2007.
  7. Толковый словарь русского языка.// Под. ред. Ушакова Д. Н. М.: Советская энциклопедия, 1935.
  8. Шестаков А. В. Экономика и право. Энциклопедический словарь. М.: Дашков и Ко, 2000.
 
 

    Приложение.

    Презентация №1.

Информация о работе Научно-исследовательская работа студентов