Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2014 в 16:28, контрольная работа
Задание 24. К данному тезису подберите аргументы, продемонстрируйте их связь с тезисом, используя дедуктивную форму обоснования; запишите схему.
Дается тезис: «Полученный в лаборатории металл не является натрием»
Для его доказательства мы располагаем рядом аргументов:
1) Все щелочные металлы различают воду при комнатной температуре.
2) Натрий – щелочной металл.
3) Полученный в лабораории металл не различает воду при комнатной температуре.
Все перечисленные в качестве аргументов утверждения являются истинными.
ВАРИАНТ II
ПОНЯТИЕ
Задание 1. Содержание какого понятия богаче в следующих парах понятий?
а) Преступление против личности. Клевета.
б) Военнослужащий. Сержант.
Ответ:
а) Согласно ст. 129 УК РФ «Клевета» входит в раздел «Преступления против личности», поэтому первое понятие шире.
б) Сержант является воинским званием военнослужащих и поэтому это понятие менее богатое, т.е. первое понятие шире.
Задание 2. Дайте полную логическую характеристику понятий:
а) судимость
б) Рязанский кремль
Ответ:
а) Понятие общее, абстрактное, относительное, отрицательное, собирательное.
б) Понятие конкретное, единичное, безотносительное, несобирательное.
Задание 3. Подберите понятия, равнозначные данным:
а) Конституция
б) арест
Ответ:
а) Основной закон государства.
б) Задержание, взятие под стражу.
Задание 4. Определите отношения между следующими понятиями и выразите эти отношения с помощью круговых схем:
а) юрист
б) женщина
в) человек
г) дочь
д) адвокат
Ответ:
|
Задание 5. Обобщите понятия:
а) общественное порицание
б) министр
Ответ:
а) Наиболее мягкая мера наказания.
б) Член правительства или федеральный/региональный служащий.
Задание 6. Проверьте правильность следующих огрниченных понятий:
а) допрос – допрос свитетеля – допрос подозреваемого
б) военнослужащий – офицер – лейтенант
Ответ:
а) Неправильное ограничение. Правильно: допрос – допрос участников уголовного процесса – допрос свидетеля/подозреваемого
б) Правильное ограничение. Военнослужащий – самое общее и т.п.
Задание 7. Выясните, заключено ли в следующих примерах деление понятий. В делениях укажите: вид деления, делимое понятие, члены деления, основание деления. В неправильных делениях укажите, какие правила не соблюдены.
а) Уголовные наказания по характеру их назначения подразделяются на основные наказания и дополнительные наказания.
б) Батальон делится на роты.
Ответ:
а) Вид деления – по видоизменению признака, делимое понятие – «уголовные наказания», члены деления – «основные наказания и дополнительные наказания», основание деления – «по характеру их назначения» (классификация);
б) Деление неправильное: нарушено правило соразмерности деления. Это деление на части, которое не является, собственно, делением, т.к. не раскрывает объем понятия
Задание 8. Правильно ли определены следующие понятия:
а) Равнобедренный треугольник – это треугольник, не являющийся равносторонним и разносторонним.
б) Шар – это шарообразное тело.
Ответ:
а) Неправильное определение, т.к. отрицательное определение не раскрывает определяемого понятия. Оно указывает, чем не является предмет, не указывая, чем он является.
б) Неправильное определение, т.к. определение не должно содержать в себе круга . Ошибка в том, что определяющее понятие является повторением определяемого.
СУЖДЕНИЕ
Задание 9. Имеется ли распределенность терминов при переходе от одного примера к другому в следующем случае?
Все тела расширяются при нагревании.
Почти все тела расширяются при нагревании.
Некоторые тела сужаются при нагревании.
Не все тела расширяются при нагревании.
Ответ:
В первом случае, Все S есть P. Общеутвердительное суждение. Субъект распределен полностью, а предикат не распределен или распределен полностью. Во втором и четвертом случаях имеют место частноутвердительные суждения. В этих случаях оба термина не распределены. Во втором случае – частноотрицательное суждение при котором субъект не распределен, а предикат распределен.
Задание 10. Признав первые суждения в каждой паре приведенных суждений истинными, определите, что может быть сказано при условии относительно истинности (ложности) второго суждения той же пары.
а) Чистосердечное раскаяние является обстоятельством, смягчающем ответственность. – Чистосердечное раскаяние не является обстоятельством, смягчающем ответственность.
б) Некоторые птицы не летают. – Некоторые птицы летают.
Ответ:
а) В этом случае имеет место несовместимость и сделать вывод нельзя.
б) Частичная совместимость. Можно сказать – Птицы летают, за исключением некоторых видов.
Задание 11. Определите логическое строение, качество и количество следующих суждений. Определите распределенность терминов и выразите соотношение между субъектом и предикатом с помощью круговых схем.
а) Граждане РФ имеют право на труд.
б) Некоторые орденоносцы – герои России.
Ответ:
а) Граждане РФ (S) имеют право на труд (P).
б) Некоторые орденоносцы (S) – герои России (P).
Задание 12. Рассмотрите сложные суждения, выразите их в символической записи.
а) Если он при пожаре выпрыгнет из окна, то рискует получиь либо ожоги, либо травму, либо и то, и другое.
б) Испраительные работы могут назначаться как с лишением свободы, так и без.
Ответ:
а) А ® В, С, В и С.
б) А ® (В v не-В).
ОСНОВНЫЕ ЗАКОНЫ ЛОГИКИ
Задание 13. Могут ли быть одновременно истинными следующие пары суждений?
а) Все задачи решены. – Некоторые задачи решены.
б) Все задачи решены. – Не все задачи – решены.
Ответ:
а) В данном случае – отношение подчинения. При истинности общего частное истинно. Т.е. могут быть одновременно истинными.
б) Отношение противоположности, т.е. не могут быть одновременно истинными.
Задание 14. Требования каких формально-логических законов выражены в следующих статьях?
а) О прекращении дела следователь составляет мотивированное постановление, в котором излагается сущность дела и основания прекращения (ст. 209 УП РСФСР).
б) В соответствие со ст. 16 КЗОТ запрещается необоснованный отказ в приеме на работу.
Ответ:
а) Закон достаточного основания.
б) Закон тождества
Задание 15.Сделайте вывод путем обращения следующих посылок:
а) Некоторые свидетельские показания не являются достоверными.
б) Марксизм – не догма.
Ответ:
а) Не являются достоверными все свидетельские показания.
б) Догмой не является и марксизм.
Задание 16.Сделайте вывод путем превращения из следующих посылок:
а) Ни один свидетель не должен давать ложных показаний.
б) Не все утверждения защитника были убедительными.
Ответ:
а) Все свидетели должны давать правдивые показания.
б) Некоторые утверждения защитника были неубедительными.
ДЕДУКТИВНЫЕ ВЫВОДЫ ИЗ ПРОСТЫХ ПОСЫЛОК
Задание 17. Определите состав, фигуру и модус следующих силлогизмов; найдите вывод, термины силлогизмов, большую и меньшую посылки. Изобразите отношения между терминами силлогизма с помощью круговых схем.
а) Акула дышит жабрами, значит, она не является млекопитающим, так как ни одно млекопитающее не дышит жабрами.
б) Ни один человек, не изучавший логику, не знает ее. Иванов изучал логику, следовательно, он ее знает.
Ответ:
а) Перефразируем: Акула (P) дышит жабрами (М). Все млекопитающие (S) не дышат жабрами (М). Акула (P) не являются млекопитающим (S).
Модус: АЕЕ
б) Ни один человек, не изучавший логику, не знает ее. Иванов изучал логику. Иванов знает логику.
Модус: EIO |
Задание 18. Правильно ли построен следующй силлогизм? Выясните допущенные ошибки.
а) Все существующее имеет начало и конец. Материя существует, значит, она имеет начало и конец.
б) Не может быть неряшливо одетого слушателя. Этот человек одет неряшливо. Значит, он не слушатель.
Ответ:
а) Силлогизм построен правильно.
б) Силлогизм построен неправильно, потому, что не соблюдено правило: При двух утвердительных посылках заключение не может быть отрицательным.
Задание 19. Сделайте вывод из посылок, определите фигуру и модус силлогизма. Установите, следует ли вывод с необходимостью.
а) Некоторые слушатели – отличники. Иванов – слушатель. Следовательно...
б) Все адвокаты имеют высшее юридическое образование. Петров имеет высшее юридическое образование. Следовательно...
Ответ:
а) Вывод не следует: допущена ошибка, при которой средний термин не распределен в одной из посылок. б) Первая фигура
Модус: АII |
ДЕДУКТИВНЫЕ ВЫВОДЫ ИЗ СЛОЖНЫХ ПОСЫЛОК
Задание 20. Постройте приведенный текст в форме чисто условного умозаключения, найдите основание и следствие, сделайте вывод. Постройте схему умозаключения.
При расследовании дела о массовом падеже скота было установлено, что причина падежа – истощение организма животных. Дальнейшее расследование показало, что причиной истощения является недостаток кормов, причиной же недостатка ормов явилось их расхищение и расбазаривание.
Ответ:
Расхищение и разбазаривание приводят к недостаче кормов.
Недостаток кормов ведет к истощению животных.
Истощение животных может привести к массовому падежу.
Следовательно, расхищение и разбазаривание могут привести к массовому падежу животных.
Если а, то в
Если в, то с
Если с, то d
Если а, то d
а – основание, в – следствие
в – основание, с – следствие
c – основание, d – следствие
а – основание, d – следствие
Вывод правомерен. Чисто условное умозаключение. Вывод в таком умозаключении основывается на правиле: «следствием следствия есть следствие основания».
Зададние 21. Правильно ли сделаны следующие выводы? Обоснуйте свой ответ.
а) Судья не может учавствовать в рассмотрении дела, если он является потерпевшим. Сулья К. Не является потерпевшим. Следовательно, он может учавствовать в рассмотрении дела.
б) Если в момент совершения преступления потерпевший оставил ссадины на теле преступника, то они должны быть на нем. На руках, лице и шее подозреваемого М. Имеются ссадины. Следовательно, они оставлены потерпевшим.
Ответ:
а) Правильный вывод по схеме:
Отрицающее-утверждающий модус:
а или в
не-а
в
б) Дилемма – условно-разделительное умозаключение с двумя альтернативами. Ссадины на преступнике могут быть от потерпевшего или нет. Вывод неправомерен.
Задание 22. Можно ли сделать вывод из следующих посылок? Если можно, то какой? Если нельзя, то почему? Дайте символическую запись умозаключения.
а) Осужденные к лишению свободы отбывают наказание ав ИТК или тюрьме. Осужденный к лишению свободы М. Не отбывает наказания в ИТК. Следовательно...
б) Потерпевшему может быть нанесен моральный или имущественный ущерб. Потерпевшему Н. Нанесен моральный ущерб. Следовательно...
Ответ:
а) Отрицающее-утверждающий модус:
Следовательно, М. отбывает наказание в тюрьме
а или в
не-а
в
б) Вывод сделать нельзя, т.к. первое утверждение ложно. Потерпевшему может быть нанесен моральный и имущественный (материальный) ущерб.
Задание 23. К данному тезису подберите аргументы, продемонстрируйте их связь с тезисом, используя дедуктивную форму обоснования, запишите схему.
Заключение «данное государство является федеративным», следующее из посылок «государство может быть либо федеративным, либо унитарным», «данное государство не является унитарным» – достоверно.
Ответ:
Отрицающее-утверждающий модус:
Задание 24. К данному тезису подберите аргументы, продемонстрируйте их связь с тезисом, используя дедуктивную форму обоснования; запишите схему.
Дается тезис: «Полученный в лаборатории металл не является натрием»
Для его доказательства мы располагаем рядом аргументов:
Все перечисленные в качестве аргументов утверждения являются истинными.
Ответ:
Промежуточный тезис из двух первый аргументов: «Натрий различает воду при комнатной температуре» - А. Третий – Б. Натрий (S) различает воду при комнатной температуре (M). Полученный в лаборатории металл (P) не различает воду при комнатной температуре (M).
М – P М – S P – S |
Список используемой литературы