Контрольная работа по "Логике"

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2014 в 21:10, контрольная работа

Краткое описание

Первая и наиболее простая форма мышления — это понятие. В качестве составной части оно входит в другие, более сложные формы мышления — суждение и умозаключение. Понятием называется форма мышления, которая обозначает собой какой-либо объект или его свойство. В окружающем нас мире существует бесконечное множество различных объектов и свойств, а в нашем сознании они отражаются в виде понятий. Так, например, мы называем один предмет «горой», другой — «небесным телом», третий — «растением»; одно свойство или признак мы называем «мужеством», другое — «хитростью» и т.д. и т.п. Поэтому можно сказать, что понятия — это мысленные названия объектов или, говоря условно, «имена вещей».

Оглавление

Стр.
Что такое содержание и объем понятия?..............................................................................3
В чем сущность и практическое значение логических операций обобщения
и ограничения понятий? (Решение практических задач по обобщению и
ограничению понятий)…………………………………………………………………………..6
Что такое определение понятия? Какие существуют виды определения?
Какие существуют правила определения? (Решение практических задач по
анализу определений и обнаружению ошибок в определениях)…………………………..…9
Что такое деление понятия? Каким правилам подчиняются операции
деления? (Решение практических задач по делению понятий)……………………………...13
Задача………………………………………………………………………..………………15
Задача.……………………………………………………………………..……………...…16
Задача………………………………………………………………………..………………16
Задача……………………………………

Файлы: 1 файл

ЛОГИКА.docx

— 57.99 Кб (Скачать)

Любая классификация — это не что иное, как логическая операция деления понятия. Только классификации могут быть обширными, подробными, научными, но также могут быть простыми, обыденными, повседневными. Когда мы говорим: «Люди делятся на мужчин и женщин» или «Учебные заведения бывают начальными, средними и высшими», то в этом случае уже создаем пусть маленькую и простую, но — классификацию. Итак, логическая операция деления понятия лежит в основе любой классификации, без которой не обходится ни научное, ни повседневное мышление.

В процессе деления понятия необходимо соблюдать четыре правила, которые обеспечивают четкость и полноту деления.

1. Деление должно быть соразмерным.

Задача деления заключается в том, чтобы перечислить все виды делимого понятия. Поэтому объем членов деления должен быть равен в своей сумме объему делимого понятия. Если, например, при делении преступлений в зависимости от характера и степени общественной опасности выделить преступления небольшой тяжести, средней тяжести и тяжкие преступления, то правило соразмерности деления будет нарушено, так как не указан еще один член деления: особо тяжкие преступления. Такое деление называется неполным. Правило соразмерности будет нарушено и в том случае, если будут указаны лишние члены деления, т.е. понятия, не являющиеся видами данного рода. Такая ошибка будет иметь место, если, например, при делении понятия «уголовное наказание» кроме всех видов наказания указывается предупреждение, которое не входит в перечень мер наказания в уголовном законодательстве, а является видом административного взыскания. Такое деление называется делением с лишними членами.

2. Деление должно производиться  только по одному основанию. В  процессе деления избранный нами  признак должен оставаться одним  и тем же и не подменяться  другим признаком. Например, граждан  какой-либо страны в зависимости  от поставленной задачи можно  разделить по их социальному  положению или национальности, профессии  или полу. Но нельзя смешивать  эти признаки и делить, скажем, граждан России на рабочих, русских, шахтеров и женщин.

3. Члены деления должны исключать  друг друга. Это правило вытекает  из предыдущего. Если выбрано  не одно основание, то члены  деления — видовые понятия  — будут находиться в отношении  частичного совпадения, как в  приведенном выше примере. Подобный  же результат получим при делении  преступлений на умышленные, неосторожные  и воинские. Деление всех студентов  института на заочников, первокурсников  и спортсменов также приведет  к нарушению данного правила.

4. Деление должно быть непрерывным.

В процессе деления родового понятия нужно переходить к ближайшим видам, не пропуская их. Например, понятие «преступление» можно разделить в соответствии с Уголовным кодексом Российской Федерации на преступления против личности, в сфере экономики, против общественной безопасности и общественного порядка, против военной службы и др. Каждый из этих видов в свою очередь может быть разделен на виды. Так, понятие «преступление против воинской службы» можно разделить на неисполнение приказа, сопротивление начальнику, самовольное оставление части или места службы, нарушение уставных правил караульной службы, утрата военного имущества и т.д. Но нельзя переходить от деления на виды одного порядка к делению на виды другого порядка, например, делить преступления на преступления против личности, в сфере экономики, и утрату военного имущества. Такое деление лишено последовательности, оно называется скачком в делении.

 

 

5. Задача.

Проведите операции ограничения и обобщения понятия «человек, прочитавший некоторые романы Ф.М. Достоевского».

Ограничение: «человек, прочитавший некоторые романы Ф.М. Достоевского» 4«девушка, прочитавшая некоторые романы Ф.М. Достоевского»4 «девушка, прочитавшая основные романы Ф.М. Достоевского» 4«девушка, прочитавшая роман Ф.М. Достоевского «Идиот»»4 «Мария, прочитавшая роман Ф.М. Достоевского «Идиот»»4 «Мария Кузнецова, прочитавшая роман Ф.М. Достоевского «Идиот»» 4 «Мария Кузнецова из г.Лысьва, прочитавшая роман Ф.М. Достоевского «Идиот»».

Обобщение: «человек, прочитавший некоторые романы Ф.М. Достоевского» 4 «человек, прочитавший романы Ф.М. Достоевского»4«человек, прочитавший романы знаменитых писателей XIX века»4 «человек, прочитавший романы знаменитых писателей»4 «человек, прочитавший романы»4 «человек» 4 «примат»4 «млекопитающее»4 «позвоночное»4 «животное» 4 «живой организм»4 «материя».

 

6. Задача.

Изобразите кругами Эйлера соотношение объема понятий: 
1. самолет, 2. реактивный самолет, 3. реактивный двигатель


 

 


 

 

 

 

 

7. Задача.

 

Найдите ошибку в определении: «Пальма – это растение, которое не растет в тундре».

Ошибка заключается в том, что определение не должно быть только отрицательным. Определение может быть отрицательным в том случае, когда оно дополнено положительной частью, которая в рассматриваемом примере отсутствует.

 

 

8. Задача.

 

Проведите деление объема понятия «индивидуальные часы», принимая в качестве основания деления способ ношения часов.

Понятие «Индивидуальные часы» в зависимости от способа ношения часов может быть подразделено на понятия «часы наручные, «часы карманные» и «часы-подвески».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

9.Список  литературы.

Гетманова А.Д. Учебник по логике. — М.: Че Ро, 2000.

Гусев Д.А. Логика: Учебное пособие для вузов. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004.

Гусев Д.А. Конспект лекций с задачами: Учебное пособие для вузов. — М.: Айрис Пресс, 2005.

Гусев Д.А. Логика: Учебное пособие. — М.: МПСИ, 2005.

Гусев Д.А. Тестовые задания и занимательные задачи по логике. — М.: МПСИ, 2003.

Ивин А.А. Логика: Учебное пособие. — М.: Знание, 1998.

Ивин А.А. Практическая логика. Задачи и упражнения. — М.: Просвещение, 1996.

Ивин А.А. Строгий мир логики. — М., 1988.

Краткий словарь по логике. — М., 1991.

Свинцов В.И. Логика. Элементарный курс для гуманитарных специальностей. — М., 1998.

В.И. Кириллов, А.А. Старченко Логика: Учебник для юридических факультетов и институтов. - М.: Юристъ, 1996. – 256

В. Ф. Барков Логика: Учебник для ВУЗов. - М.: 1997. – 236 с.

В. А. Бочаров, В. И. Маркин Основы логики: Учебник. - М.: ИНФРА-М, 2002. – 296 с.

 

 

 

 


 



Информация о работе Контрольная работа по "Логике"