Контрольная работа по "Логике"

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2013 в 11:55, контрольная работа

Краткое описание

1.Процедуры, сходные с определением: описание характеристика, сравнение и др.
Определение понятия есть логическая операция, которая раскрывает содержание понятия.
2.   Характеристика - это перечисление самых важных признаков.
Характеристика дает перечисление лишь некоторых внутренних, существенных свойств человека, явления, предмета, а не его внешнего вида, как это делается с помощью описания.
3. Описание как операция, сходная с определением.
Описание - это перечисление отличительных внешних признаков, способствующих выделению среди остальных.

Файлы: 1 файл

логика.doc

— 41.50 Кб (Скачать)

ЗАДАНИЕ 17

1.Процедуры,        сходные        с        определением:        описание характеристика, сравнение и др.

Определение понятия  есть логическая операция, которая  раскрывает содержание понятия.

С помощью определения  понятий мы в явной форме указываем на сущность отражаемых в понятии предметов, раскрываем содержание понятий и тем самым отличаем круг определяемых предметов от других предметов.

Например, «Флорой называется видовой состав растений, произрастающих на той или иной территории». «Естественный отбор – процесс выживания наиболее приспособленных особей, который ведёт к преимущественному повышению или понижению численности одних особей в популяции по сравнению с другими».

Самое распространённое определение  - определение через  ближайший род и видовое отличие. В нём устанавливаются существенные признаки определяемого понятия. Например, барометр – прибор для измерения давления.

В логике существуют неявные  определения понятий.

Неявное определение - это  определение понятия из контекста, когда его сущность, смысл проявляются по всему многообразию его связей с другими, знакомыми понятиями в рассматриваемом тексте. В неявном определении место определяющего понятия занимают контекст, набор аксиом или описание способа построения определяемого объекта. Неявные определения не имеют формы равенства двух понятий.

Дать явное определение  всем понятиям невозможно (к тому же в этом нет необходимости), поэтому  в науке и в процессе обучения используются другие способы введения понятий - приемы, сходные с определением: описание, характеристика, сравнение, разъяснение посредством примера и др.

1. Одним из приемов неявного определения понятий является сравнение. Сравнение - фиксирование факта совпадения или несовпадения признаков между объектами. К сравнению прибегают как на уровне научного познания, так и на уровне художественного отображения действительности.

В науке сравнение  позволяет выявить сходства и  различия сопоставляемых предметов. Например, тело медузы студенистое, похожее на зонтик.

Сравнение на уровне художественного отображения действительности позволяет подметить общее, сходное в двух предметах - и в яркой форме, образно выразить это сходство.

Сравнения часто включают в свой состав слова: «как», «как будто», «словно» и др.

2.   Характеристика - это перечисление самых важных признаков.

Характеристика дает перечисление лишь некоторых внутренних, существенных свойств человека, явления, предмета, а не его внешнего вида, как это делается с помощью  описания.

В характеристике может быть указан только один характерный в каком-либо отношении признак.

Иногда характеристика дается путем указания одного признака. Например, Аристотель - величайший мыслитель древности.

Характеристика литературных героев дается путем перечисления их деловых  качеств, моральных, общественно-политических взглядов, а также соответствующих действий, черт характера и темперамента, целей, которые они ставят перед собой.

3. Описание как операция, сходная с определением.

Описание - это перечисление отличительных внешних признаков, способствующих выделению среди остальных. Описание дает чувственно наглядный образ предмета, который человек может составить с помощью творческого или воспроизводящего представления. Описание включает как существенные, так и несущественные признаки.

Описание играет важную роль в следственной практике, например, при осмотре места совершенного преступления. Следователь, составляя протокол осмотра, должен стремиться к наиболее полному описанию, фиксируя не только то, что явно связано с событием, но и то, что может и не быть с ним связано.

Например, при осмотре  места, где был найден труп убитой женщины, следователь, составляя протокол, подробно описал в нем пустырь, на котором был найден труп, указав, в частности, на то, что почва на пустыре глинистая и после  недавно прошедших дождей вязкая. Именно эта деталь и сыграла решающую роль в изобличении убийцы. На ботинках подозреваемого была обнаружена глина. Криминалистическая экспертиза установила однородность этой глины с глиной, взятой с места преступления.

Описания широко применяются  в различных жанрах художественной литературы (например, описание внешности Наташи Ростовой), в исторической литературе (описание Ледового побоища), в технической литературе (описание внешнего вида машин).

4. Различение посредством примера используется тогда, когда легче

проиллюстрировать данное понятие, чем дать ему классическое определение.

Например, объяснение понятия  «полезные ископаемые» легче  усвоить путем выделения их видов (примеров): нефть, газ, уголь и т.д.

Так же поступают при разъяснении сложных слов родного языка. Разъяснение посредством примера используется и в дошкольном и школьном возрасте в процессе обучения.

 

2.Чисто  условные умозаключения как форма  мышления

 

Умозаключение наряду с понятием и суждением  является формой мышления.

Под умозаключением понимают форму мышления, в которой из одного или нескольких суждений получается новое суждение.

Построить умозаключение  можно при наличии одного или  нескольких истинных суждений (называемых посылками), поставленных во взаимную связь.

Пример умозаключения:

Все углероды горючи.

Алмаз – углерод.

Алмаз горюч.

И в науке, и в обиходе  приходится часто отмечать зависимость  тех или иных явлений, событий, процессов  от всякого рода обстоятельств: факторов, способных изменить течение дел, причинных воздействий, порождающих известные события, внешних влияний, которые удерживают ход вещей в известных рамках. Речь идет об условиях, определяющих все, что происходит вокруг нас.

Обычно условия задаются с помощью оборота «Если..., то...». Например, «Если работа окончена, то мы можем идти». Суждения, в которых задаются такого рода связи, называют условными, а в символической логике импликативными, или импликациями.

Чисто условные умозаключения  содержат и в посылках, и в заключении одни только условные суждения: «Если выпускается много денежных знаков, то растут денежные доходы».

Таким образом, чисто условным называется умозаключение, обе посылки которого являются условными суждениями. Например:

Если изобретение создано  совместным творческим трудом нескольких граждан (а), все они признаются соавторами изобретения (b).

Если они признаются соавторами изобретения (b), то порядок пользования правами на изобретение, созданное в соавторстве, определяется соглашением между соавторами (c).

Если изобретение создано совместным творческим трудом нескольких граждан (а), то порядок пользования правами на изобретение, созданное в соавторстве, определяется соглашением между соавторами (c).

В приведенном примере обе посылки являются условными суждениями, причем следствие первой посылки является основанием второй (b), из которого, в свою очередь, вытекает некоторое следствие (c). Общая часть двух посылок (b) позволяет связать основание первой (a) и следствие второй (c). Поэтому заключение также выражается в форме условного суждения.

 

Схема чисто условного  умозаключения:

 

(а-> b)

(b -> c)

_______

а -> c

 

Вывод в чисто условном умозаключении основывается на правиле: следствие следствия есть следствие  основания.

Умозаключение, в котором  заключение получается из двух условных посылок, относится к простым. Однако заключение может следовать из большего числа посылок, которые образуют цепь условных суждений. Такие умозаключения называются сложными.

 

3. Правильно ли проведено обобщение? Если -   нет, исправьте ошибку и напишите правильный вариант:

а) район → край → область республика → страна

Неверно. Беларусь →республика→страна.

б) ниссан    →    нисан    Х-трэил    →    машина    →    средство 
передвижения

Неверно. нисан    Х-трэил    → ниссан→   машина    →    средство

передвижения;

в) трактор "Кировец" → трактор → машина

Верно.

г) кабинет министров → правительство

Неверно. Кабинет министров (или правительство)– орган государственной  власти


Информация о работе Контрольная работа по "Логике"