Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2013 в 09:11, контрольная работа
Определить к какому виду относится данное понятие (произвести логический анализ понятия):
единичное, общее или пустое понятие;
конкретные или абстрактные;
регистрирующие или нерегистрирующие;
положительные или отрицательные;
Задание 1.
Формулировка:
Определить к какому виду относится данное понятие (произвести логический анализ понятия):
Содержание:
Понятие: «социальная политика»
Решение:
а) Понятие «социальная политика» по объему является единичным так как в нем мыслится только один элемент
б) является абстрактным понятием, так как является отношениями с субъектами в социальной сфере
в) нерестрирующее понятие, так как не подается подсчету.
г) положительное, так как указывает на наличие отношений.
д) несобирательное, так как элементы объёма не представляют собой множеств однородных объектов
е) относительное, так как понятие «социальная политика» предполагает отношение с множеством субъектов
Задание 2.
Формулировка:
а) объемов понятий;
б) содержания понятий;
Содержание:
Понятия: «Введение» (А) – «Заключение» (В).
Решение: между понятиями А и В существуют отношения соподчинение , так как:
а) понятия А и В обладают одной и той же степенью общности и принадлежат более общему понятию (текст).
б) понятия А и В исключают друг друга
, где А и В — соподчиненные
Задание 3.
Формулировка:
а) определения структурных
б) перечисления примененных правил;
в) объяснения, как осуществлялась проверка правильности данной логической операции по каждому из правил.
Содержание:
Определение понятия «Абстрактное мышление - процесс рационального отражения объективного мира в понятиях, суждениях, умозаключениях, гипотезах, теориях, позволяющий проникать в сущность, в закономерные связи действительности».
Решение:
а) определяемое понятие – «Абстрактное мышление», так как его содержание раскрывается;
б) определяющее понятие – «процесс рационального отражения объективного мира в понятиях, суждениях, умозаключениях, гипотезах, теориях, позволяющий проникать в сущность, в закономерные связи действительности», так как с помощью его раскрывается содержание определяемого понятия;
в) связка – «тире», так как этот грамматический знак соединяет определяемое понятие с определяющим понятием.
а) соразмерность определяемого и определяющего понятий;
б) отсутствие тавтологии в определяющем понятии;
в) четкость и ясность понятий, входящих в определяющее понятие.
а) правило соразмерности нарушено: объем определяющего понятия («процесс рационального отражения объективного мира в понятиях, суждениях, умозаключениях, гипотезах, теориях, позволяющий проникать в сущность, в закономерные связи действительности») шире объема определяемого понятия («Абстрактное мышление») Такое нарушение правила соразмерности называется ошибкой слишком широкого определения.
б) в определяющем понятии употреблены термины, не совпадающие по смыслу с определяемым понятием;
в) все термины, входящие в определяющее понятие, четкие и ясные по содержанию и объему.
Задание 4.
Формулировка:
а) определения структурных
б) перечисления примененных правил;
в) объяснения, как осуществлялась проверка правильности данной логической операции по каждому из правил.
Содержание:
Деление понятия «Обществознание делиться на пять разделов: философия, социология, политология, право, экономика».
Решение:
а) делимое понятие – «Обществознание», так как его объем раскрывается;
б) основание деления – «по объекту исследования дисциплин», так как на основе данного признака проводится деление;
в) члены деления – «философия», «социология», «политология», «право» и «экономика», так как они являются результатом деления.
2. Данное
деление является по
3.Проверка
правильности проведения
а) соразмерность делимого понятия и членов деления;
б) одно основание деления;
в) исключение членов деления друг от друга.
а) объем делимого понятия совпадает с объемом членов деления по данному основанию.
б) основание деления проведено по одному простому признаку;
в) объемы членов деления не совпадают, так как они находятся в отношении соподчинения.
Задание 5.
Формулировка:
Содержание:
Операция с понятием «К периодическим изданиям относятся, в частности, и журналы».
Решение: данная операция с понятием является ограничением, так как рассуждение идет от понятия с большим объемом «периодическое издание» к понятию с меньшим объемом «журнал».
Задание 6.
Формулировка:
а) выделите структурные элементы суждения, обозначив их соответствующими символами;
б) определите вид суждения;
в) запишите формулу (схему) суждения.
а) определения структурных
б) определения вида простого суждения.
Содержание:
Суждение «И дольше века длиться день».
Решение:
а) один член отношения (a) – «век», так как в нем отражена информация об одном из предметов;
другой член отношения (b) - «день», так как в нем также отражена информация о другом из предметов;
само отношение (R) – «дольше», так как в нем отражена информация об отношении между предметами «a» и «b».
б) это суждение с отношением, так как в нем содержится информация об отношении между предметами;
в)Rab .
Задание 7.
Формулировка:
а) формализуйте суждение посредством перевода его грамматической формы в логическую форму, в которой структурные элементы суждения должны быть:
б) выделите структурные элементы суждения на основе сопоставления грамматической и логической форм и обозначьте субъект и предикат логическими символами;
в) определите качество суждения;
г) определите количество суждения;
д) обозначьте соответствующим символом качественно-количественную характеристику суждения;
е) запишите схему суждения.
а)
структурных элементов
б) качества и количества суждения.
Содержание:
Решение:
1а. Логическая форма суждения: «Некоторые виды преступлений были порождены информационной революцией»
1б. На основе сопоставления
грамматической и логической
форм данного суждения можно
выделить в нем следующие
-кванторное слово – «новые» (грамматическая форма), «некоторые» (логическая форма), так как оно указывает объем субъекта;
- субъект (S) – «преступления» (грамматическая и логическая формы совпадают), так как в этом понятии отражена информация о предмете суждения;
- связка - «были» (логическая форма) связывает (S) и (P)
-предикат (P) – «порождены информационной революцией», так как в этом понятии отражена информация о признаке предмета суждения.
1в. По качеству данное суждение утвердительное, так как связь между субъектом и предикатом утвердительная (связка «были»).
1г. По количеству данное суждение частное, так как в объеме субъекта содержится информация только о части класса.
1д. Частноутвердительные суждения обозначаются символом «I».
1е. Схема
Задание 8.
Формулировка:
а) выделите структурные элементы суждения (простые суждения);
б) обозначьте соответствующими символами структурные элементы суждения;
в) определите вид логической связи;
г) запишите формулу суждения.
а) определения простого суждения;
б) определения вида логической связи;
в) способов выражения данной логической связи в естественном языке (ее возможные грамматические эквиваленты – союзы).
Содержание:
Суждение «Проблема дается нам не для жалоб, а для решения». (Р. Хен).
1а и б. В данном сложном суждении можно выделить следующие простые суждения:
(а) – «Проблема дается нам не для жалоб», так как в нем есть один субъект «проблема» и один предикат «дается нам не для жалоб»;
(b) – «Проблема дается нам для решения», так как в нем есть один субъект «проблема» и один предикат «дается нам для решения»;
1в. Простые суждения соединены логической связью отрицание, так как данная логическая связь прописана грамматическим союзом: «а».
1г. Формула суждения: a Ù b Ù c
Задание 9.
Формулировка:
а) выделения структурных
б) определения данного вида суждения.
Содержание:
Суждение «Афоризмы подобны адвокатам, неизбежно видящим только одну сторону дела ( А. Берджес)».
Решение:
Данное суждение простое, так как в нем содержится только один субъект «Афоризмы» и предикат «подобны адвокатам, неизбежно видящим только одну сторону дела».