Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 16:31, контрольная работа
Работа содержит 5 заданий по дисциплине "Логика" и их решения
1. Задание № 1………………………………………………………………
3
2. Задание № 2….…………………………………………………………..
4-5
3. Задание № 3………………………………………………………………
6
4. Задание № 4………………………………………………………………
7-8
5. Задание № 5………………………………………………………………
9-10
6. Литература……………………………………………………………….
11
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОУ ВПО ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АРХИТЕКТУРНО-
СТРОИТЕЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
КАФЕДРА ГУМАНИТАРНЫХ И СОЦИАЛЬНЫХ НАУК
Вариант № 02
заочной формы обучения
Проверил:
Тюмень, 2012 г.
Содержание
1. Задание № 1……………………………………………………………… |
3 |
2. Задание № 2….………………………………………………………….. |
4-5 |
3. Задание № 3……………………………………………………………… |
6 |
4. Задание № 4……………………………………………………………… |
7-8 |
5. Задание № 5……………………………………………………………… |
9-10 |
6. Литература…………………………………………………… |
11 |
Задание 1.
Законспектируйте следующий вопрос: Когда возникла наука логика? Каков вклад Аристотеля в создание этой науки?
Логика как наука зародилась в древней Греции. Самое раннее упоминание логической проблематики можно найти в сочинениях Парменида Элейского, родившегося около 540 г. до н.э. и Гераклита Эфесского, жившего приблизительно между 530 и 470 гг. до н.э. О логике в смысле науки можно говорить лишь со времен Аристотеля (IV в. до н.э.). Логику, основанную Аристотелем, принято называть формальной. Это название закрепилось за ней потому, что она возникла и развилась как наука о формах мышления. Как ни странно, название науки логики дал не Аристотель, а Александр Афродизийский 500 лет спустя, комментируя труды философа, хотя уже при жизни Стагирита логика практически достигла совершенства.
Великая заслуга Аристотеля состоит в том, что он впервые сделал приемы рассуждения предметом научных изысканий, именно приемы рассуждения как целостные образования, а не только те или иные компоненты рассуждения. Благодаря философии Аристотеля наука логика получила свое логическое переосмысление. Мышление становится у него предметом специального изучения. В VI и V столетиях до н.э. греческой философией (Гераклитом, элейцами, Демокритом, софистами и особенно Платоном) трактовались лишь отдельные проблемы логики, только у Аристотеля логика выступает как особая систематическая наука. Логика Аристотеля, в соответствии с требованиями, предъявляемыми им к любой науке, стремятся проследить отношения между понятиями, которые соответствовали бы отношениям бытия.
Задание 2.
Определите следующие понятия:
абстрагирование - прием мышления, который заключается в отвлечении от ряда свойств и отношений изучаемого явления с одновременным выделением интересующих нас свойств и отношений. Результатом абстрагирующей деятельности мышления является образование абстракций, которыми являются как отдельно взятые понятия и категории, так и их системы.
абстрактное понятие - понятие, в которых мыслится не целый предмет, а какой-либо из признаков предмета, взятый отдельно от самого предмета.
безотносительное понятие - понятие, в котором мыслится предмет, существующий самостоятельно, вне зависимости от другого предмета такие понятия, предметы в которых мыслятся как существующие самостоятельно, сами по себе, независимо от того, в каком отношении они находятся с другими предметами. Например, «человек» (как существо, способное трудиться, мыслить и говорить), «кража» (как особые деяния, которые совершаются тайно и состоят в хищении чужого имущества).
деление понятия - это логическая операция, позволяющая с помощью избранного основания деления (признака, по которому осуществляется деление) распределить объем делимого понятия (множество) на ряд членов деления (подмножеств). При делении понятия объем делимого (родового) понятия раскрывается путем перечисления его видов. Например, делимое (родовое) понятие “инертный газ” делится на следующие члены деления (виды): “гелий”, “неон”, “аргон”, “криптон”, “ксенон”, “радон”. В зависимости от цели, практических потребностей одно понятие можно разделить по различным основаниям деления (например, по функционированию во времени вулканы делятся на действующие, уснувшие и потухшие; по форме - на центральные и трещинные).
единичное понятие - понятие, в объеме которого содержится ровно один элемент. Например: "Луна", "самое высокое здание в Томске", "американский президент, убитый в Далласе" и др. Языковой формой единичных понятий - и это видно из примеров - являются либо имена собственные, либо дескрипции, фиксирующие индивидуальные признаки конкретного предмета.
конкретное понятие – понятие о признаках (свойствах и отношениях) предметов, которые сами по себе вне предметов реально не существуют (например, "белизна", "глубина", "храбрость", "скорость" и др.).
несовместимые понятия - понятия, объемы которых не совпадают ни полностью, ни частично.
обобщение понятия – соединение в единое целое всех признаков, объединение в одной мысли всех объектов, имеющих выделенные признаки.
объем понятия – это совокупность предметов, которая мыслится в понятии.
определение понятия – логическая операция раскрывающая содержание понятия.
понятие – это форма мышления, в которой отражаются существенные и отличительные признаки отдельного предмета или класса однородных предметов.
совместимые понятия - понятия в объемах, которых есть хотя бы один общий элемент.
тождественные понятия - это понятия, объемы которых полностью совпадают.
Задание 3.
Ответьте на вопрос:
Чем законы логики отличаются от законов естествознания?
Законы логики связаны с законами других специальных наук. Между ними есть как сходство, так и различие. Сходство проявляется в том, что эти законы имеют объективный характер, а также в том, что используется человеком в его практической деятельности. Различие заключается в том, что законы логики имеют очень широкую область применения, так как отражают такие простейшие стороны и отношения между предметами, которые имеют место повсюду.
Задание 4.
Решите тесты:
А) Укажите виды приведенных определений
Термином «труд» обозначают все физические и умственные способности людей, применяемые в производстве товаров и услуг |
1. Реальное
|
|
|
|
|
|
1. Реальное 2. Номинальное 3. Явное 4. Неявное 5. Генетическое 6. Через ближайший род и видовое отличие |
|
1. Реальное 2. Номинальное 3. Неявное 4. Индуктивное 5. Через указание к своей противоположности |
Б) Определите распределение терминов в суждении
1. Все студенты второго курса успешно сдали экзамены
2. Некоторые студенты второго курса не являются отличниками
4.Некоторые студенты второго Курса сдали экзамены с оценкой «отлично»
5. Акциз — косвенный налог на товары, реализуемые на внутреннем рынке частными фирмами |
1. S— распределен, Р — не распределен 2. S и Р распределены 3. Ни S, ни Р не распределены 4. S — не распределен, Р — распределен
1. S— распределен, Р — не распределен 2. S и Р распределены 3. Ни S, ни Р не распределены 4. S — не распределен, Р — распределен
1. S— распределен, Р — не распределен 2. S и Р распределены 3. Ни S, ни Р не распределены 4. S — не распределен, Р — распределен
1. S— распределен, Р — не распределен 2. S и Р распределены 3. Ни S, ни Р не распределены 4. S — не распределен, Р — распределен
1. S— распределен, Р — не распределен 2. S и Р распределены 3. Ни S, ни Р не распределены 4. S — не распределен, Р — распределен |
Задание 5.
Решите задачу и выполните упражнения
А) Абитуриент, сдававший вступительные экзамены в МГУ,- получил тройку за решение следующей задачи: „Стороны треугольника 3, 4 и 5. Какой это треугольник?" Формулировка ответа была такова: „Из теоремы Пифагора нам известно, что во всяком прямоугольном треугольнике квадрат гипотенузы равен сумме квадратов двух других сторон. А здесь мы имеем 52 = З2 + 42. Значит, из теоремы Пифагора следует, что данный треугольник прямоугольный.
Как вы думаете, почему ответ был оценён тройкой?
Ответ: не полностью раскрыто определение теоремы Пифагора, «квадрат длины гипотенузы».
Б) Какие ошибки допущены в следующих доказательствах.
— В «Мнимом больном» Мольера бакалавру
на Экзаменах ставится вопрос: «Почему
опиум вызывает сон?» Бакалавр отвечает:
«Опиум
вызывает сон потому, что в нем содержится
снотворная сила, которая
имеет способность усыплять чувства».
— В романе И. Тургенева «Отцы и дети» есть диалог:
Базаров: Да на что нам эта логика? Мы и
без нее обходимся.
Павел Петрович: Как так?
Базаров: Да так же. Вы, я надеюсь, не нуждаетесь в логике для того, чтобы положить себе кусок хлеба в рот, когда вы голодны. Куда нам до этих отвлеченностей!
Ответ: здесь слова в контексте не дают ясного, точного смысла такой
метод мышления бездоказательный, тавтология - повторение одного и того же - лишает речь, какой бы то ни было новой информации.
В) Сделайте вывод путем обращения
Литература
1. Гетманова А.Д. Логика: Учебник умо. – М., 2007.