Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2014 в 02:29, реферат
Следование законам и принципам формальной логики - это, конечно, безусловная предпосылка правильного и эффективного мышления. Нелогичное мышление представляет собой попросту сумбур и хаос.
Однако то, на чем настаивает формально-логическая теория, - это всего лишь элементарная дисциплина мышления.
Искусство правильно мыслить предполагает не только логическую последовательность, но и многое другое. И прежде всего стремление к истине, интеллектуальную честность, творчество и смелость, критичность и самокритичность ума, его неуспокоенность, умение опереться на предшествующий опыт, выслушать и принять другую сторону, если она права, способность аргументированно отстаивать свои собственные убеждения и т.д.
|
Введение Логика - одна из самых старых наук. Ее богатая событиями история началась еще в Древней Греции и насчитывает две с половиной тысячи лет. В конце прошлого - начале нынешнего века в логике произошла научная революция, в результате которой в корне изменились стиль рассуждений, методы и наука как бы обрела второе дыхание. Теперь логика - одна из наиболее динамичных наук, образец строгости и точности даже для математических теорий. Говорить о логике и легко, и одновременно сложно. Легко потому, что ее законы лежат в основе нашего мышления. Интуитивно они известны каждому. Всякое движение мысли, постигающей истину и добро, опирается на эти законы и без них невозможно. В этом смысле логика общеизвестна. Один из героев комедии Мольера только случайно обнаружил, что он всю жизнь говорил прозой. Так и с усвоенной нами стихийно логикой. Можно постоянно применять ее законы - и притом весьма умело - и вместе с тем не иметь ясного представления ни об одном из них. Однако, стихийно сложившиеся навыки логически совершенного мышления и научная теория такого мышления совсем разные вещи. Логическая теория своеобразна. Она высказывает об обычном - о человеческом мышлении-то, что кажется на первый взгляд необычным и без необходимости усложненным. К тому же основное ее содержание формулируется на особом, созданном специально для этих целей искусственном языке. Отсюда сложность первого знакомства с логикой: на привычное и устоявшееся надо взглянуть новыми глазами и увидеть глубину за тем, что представлялось само собою разумеющимся. Подобно тому, как умение говорить существовало еще задолго до грамматики, так и искусство правильно мыслить существовало до возникновения науки логики. Подавляющее большинство людей и сейчас размышляют и рассуждают, не обращаясь за помощью к особой науке и не рассчитывая на эту помощь. Некоторые склонны даже считать собственное мышление естественным процессом, требующим анализа и контроля не больше, чем, скажем, дыхание или хотьба. Разумеется, это заблуждение. Наука непримирима к противоречиям и успешно борется с ними. Но в жизни многих научных теорий, особенно в начале их развития, имеются периоды, когда они не свободны от внутренних противоречий. Логика, требующая исключения противоречий , должна считаться с этим обстоятельством. К тому же, ей самой присущи внутренние противоречия (логические парадоксы), периодически доставляющие немало беспокойства. Классическая логика подходит к противоречиям несколько прямолинейно. Согласно одному из ее законов, из противоречия следует все, что угодно. Это означает, что противоречие запрещается, притом запрещается под угрозой, что в случае его появления в теории окажется доказуемым любое утверждение. Очевидно тем самым теория будет разрушена. Однако реально никто не пользуется этим разрешением выводить из противоречий все, что попало. Практика научных рассуждений резко расходится в данном пункте с логической теорией.
В качестве реакции на это
рассогласование в последние
десятилетия начали |
Конструктивные логики
Конструктивная логика, отличная от логики
классической, своим рождением обязана
конструктивной математике. Конструктивная
математика может быть кратко охарактеризована
как абстрактная умозрительная наука
о конструктивных процессах и нашей способности
их осуществлять. В результате конструктивного
процесса возникает конструктивный объект,
т. е. такой объект, который задается эффективным
(точным и вполне понятным) способом построения
(алгоритмом).
Конструктивное направление (в математике
и логике) ограничивает исследование конструктивными
объектами и проводит его в рамках абстракции
потенциальной осуществимости (реализуемости),
т. е. игнорирует практическое ограничение
наших возможностей построений в пространстве,
времени, материале.
Между идеями конструктивной логики советских
исследователей и некоторыми идеями интуиционистской
логики (например, в понимании дизъюнкции,
в отказе от закона исключенного третьего)
имеются точки соприкосновения.
Однако между конструктивной и интуиционистской
логиками имеются и существенные отличия.
1. Различные объекты исследования.
В основу конструктивной логики, которая
является логикой конструктивной математики,
положена абстракция потенциальной осуществимости,
а в качестве объектов исследования допускаются
лишь конструктивные объекты (слова в
определенном алфавите).
В основу интуиционистской логики, которая
является логикой интуиционистской математики,
положена идея “свободно становящейся
последовательности”, т. е. строящейся
не по алгоритму, которую интуиционисты
считают интуитивно ясной.
2. Обоснование интуиционистской математики
и логики дается с помощью идеалистически
истолкованной интуиции, а обоснование
конструктивной математики и логики дается
на базе математического понятия алгоритма
(например, нормального алгоритма А. А.
Маркова) или эквивалентного ему понятия
рекурсивной функции.
3. Различные методологические основы.
Методологической основой конструктивного
направления в математике является признание
практики источником познания и критерием
его истинности (в том числе и научного).
Это положение сохраняет свою силу и для
таких наук, как логика и математика, хотя
здесь практика входит в процесс познания
лишь опосредованно, в конечном счете.
Интуиционисты же считают источником
формирования математических понятий
и методов первоначальную “интуицию”,
а критерием истинности в математике -
“интуитивную ясность”.
4. Различные интерпретации1. А. Н.
Колмогоров интерпретировал интуиционистскую
логику как исчисление задач. А. А. Марков
интерпретировал логические связки конструктивной
логики как прилагаемые к потенциально
осуществимым конструктивным процессам
(действиям).
Интуиционистская логика Л. Брауэра и
А. Рейтинга интерпретируется ими как
исчисление предложений (высказываний),
причем область высказываний у них ограничивается
математическими предложениями.
5. Отличие ряда логических средств.
Представители узко-конструктивной логики
признают в качестве принципа: если имеется
алгоритмический процесс и удалось опровергнуть,
что он продолжается бесконечно, то, следовательно,
процесс закончится. Некоторые из представителей
конструктивной логики доказывают этот
принцип в уточненной форме.
Представители интуиционистской логики
не признают данного принципа.
Конструктивные исчисления высказываний
В. И. Гливенко и А. Н. Колмогорова
Первыми представителями конструктивной
логики были математики А. Н. Колмогоров
(1903-1987) и В. И. Гливенко (1897-1940). Первое исчисление,
не содержащее закон исключенного третьего,
было предложено в 1925 г. А. Н. Колмогоровым
в связи с его критикой концепции Л. Брауэра,
а в дальнейшем развито В. И. Гливенко.
Позже было опубликовано исчисление Гейтинга,
которое Колмогоров интерпретировал как
исчисление задач, что породило содержательное
истолкование исчислений, не пользующихся
законом исключенного третьего, а это,
в свою очередь, легло в основу всех дальнейших,
подлинно научных исследований таких
исчислений.
Введя понятия “псевдоистинность” (двойное
отрицание суждения) и “псевдоматематика”
(“математика псевдоистинности”), Колмогоров
доказал, что всякий вывод, полученный
с помощью закона исключенного третьего,
верен, если вместо каждого суждения, входящего
в его формулировку, поставить суждение,
утверждающее его двойное отрицание. Тем
самым он показал, что в “математике псевдоистинности”
законно применение принципа исключенного
третьего.
Колмогоров различает две логики суждений
– общую и частную. Различие между ними
заключается в одной аксиоме
→ А, которая имеется лишь среди аксиом
частной логики. Интересна диалектика
соотношения содержания и областей применения
этих логик: содержание частной логики
суждений богаче, чем общей, так как частная
логика дополнительно включает аксиому
→ А, но область применения ее уже.
Из системы частной логики можно вывести
все формулы традиционной логики суждений.
Какова же область применения частной
логики суждений? Все ее формулы верны
для суждения типа А. , в том числе для всех финитных
и для всех отрицательных суждений, т.
е. область применимости ее совпадает
с областью применимости формулы двойного
отрицания
→А. (Символами А. ,В. ... обозначены произвольные
суждения, для которых из двойного отрицания
следует само суждение).
Конструктивная логика А. А. Маркова
Проблема конструктивного понимания логических
связок, в частности отрицания и импликации,
требует применения в логике специальных
точных формальных языков. В основе конструктивной
математической логики А. А. Маркова (1903-1979)
лежит идея ступенчатого построения формальных
языков. Сначала вводится формальный язык
Я0, в котором предложения выражаются по
определенным правилам в виде формул;
в нем имеется определение смысла выражения
этого языка, т. е. семантика. Правила вывода
позволяют, исходя из верных предложений,
всегда получать верные предложения.
В конструктивной математике формулируются
теоремы существования, утверждающие,
что существует объект, удовлетворяющий
таким-то требованиям. Под этим подразумевается,
что построение такого объекта потенциально
осуществимо, т. е. что мы владеем способом
его построения. Это конструктивное понимание
высказываний о существовании отличается
от классического. В конструктивной математике
и логике иной является и трактовка дизъюнкции,
которая понимается как осуществимость
указания ее верного члена. “Осуществимость”
означает потенциальную осуществимость
конструктивного процесса, дающего в результате
один из членов дизъюнкции, который должен
быть истинным. Классическое же понимание
дизъюнкции не предполагает нахождения
ее истинного члена.
Новое понимание логических связок требует
новой логики. Мы считаем утверждение
А. А. Маркова о неединственности логики
верным и весьма глубоким: “В самой идее
неединственности логики, разумеется,
нет ничего удивительного. В самом деле,
с какой стати все наши рассуждения, о
чем бы мы ни рассуждали, должны управляться
одними и теми же законами? Для этого нет
никаких оснований. Удивительным, наоборот,
было бы, если бы логика была единственна”'.
В конструктивную математическую логику
А. А. Марков вводит понятие “разрешимое
высказывание” и связанное с ним понятие
“прямое отрицание”. В логике А. А. Маркова
имеется и другой вид отрицания - усиленное
отрицание, относящееся к так называемым
полуразрешимым высказываниям.
Кроме материальной и усиленной импликации,
при становлении истинности которых приходится
заботиться об истинности посылки и заключения,
А. А. Марков вводит дедуктивную импликацию,
определяемую по другому принципу. Дедуктивная
импликация “если А, то В” выражает возможность выведения В из А по фиксированным правилам, каждое
из которых в применении к верным формулам
дает верные формулы. Всякое высказывание,
выводимое из истинного высказывания,
будет истинным. :
Через дедуктивную импликацию А. А. Марков
определяет редукционное отрицание (reductioadabsurdum). Редукционное отрицание
высказывания А (сформулированного в данном языке)
понимается как дедуктивная импликация
“если А, то Л”, где через Л обозначен абсурд. Это определение
отрицания соответствует обычной практике
рассуждений математика: математик отрицает
то, что можно привести к абсурду. Для установление
истинности редукционного отрицания высказывания
не требуется вникать в его смысл. Высказывание,
для которого установлена истинность
редукционного отрицания, не может быть
истинным.
Эти три различных понимания отрицания
не вступают в конфликт друг с другом,
они согласованы, что, по мнению А.А. Маркова,
даст возможность объединить все эти понимания
отрицания.
Показательно такое обстоятельство. А.
А. Марков строит свои конструктивные
логические системы для обоснования конструктивной
математики таким образом, что у него получается
не одна законченная система, а целая иерархия
систем. Это система языков Я0, Я1, Я2, Я3,, Я4 , Я5,..., Яn (где п - натуральное число) и объемлющего
их языка Яw; после Яw строится язык Яw '.
Итак, мы склонны думать, что развивающуюся
конструктивную логику и математику невозможно
вместить в одно формальное исчисление,
для этого нужна система, состоящая из
целой иерархии систем, в которой будет
иерархия отрицаний.
Проблемами конструктивной логики и теории
алгоритмов занимается также математик
Н. М. Нагорный и др.
Положительные логики
Положительные логики (сокращенно - ПЛ) - это логики, построенные без операции отрицания. Их можно разделить на два вида:
1)
ПЛ в широком смысле слова,
или квазипозитивные логики. Они
построены без операции
2)
ПЛ в узком смысле слова. Они
построены без операции
Можно предложить классификацию ПЛ и по другому основанию: числу логических операций, на котором построена ПЛ.
Квазипозитивными логиками, построенными на одной операции, являются логика, построенная на операции “штрих Шеффера” (антиконъюнкция), и логика, основанная на операции антидизъюнкции. Квазипозитивная логика, построенная на операции антидизъюнкции, которая соответствует сложному союзу “ни..., ни...” и обозначается аb (“ни а, ни b), таблично определена так:
а |
b |
ab |
|
И |
И |
Л |
|
И |
Л |
Л |
|
Л |
И |
Л |
|
Л |
Л |
И |
|
Ряд квазипозитивных логик основан на двух операциях. ПЛ в узком смысле, основанными на одной операции, являются импликативная логика, основанная на операции импликации, и логика, построенная на операции эквиваленции. Ряд ПЛ основан на двух операциях:
а) на импликации и конъюнкции;
б) на дизъюнкции и конъюнкции;
в) на импликации и дизъюнкции.
ПЛ (в узком смысле) является подсистемой (частичной системой) более сильных логик - интуиционистской и классической. Все утверждения ПЛ имеют силу как в интуиционистской логике, так и в классической логике. Внутри самих ПЛ также имеются различные по силе системы. Так, импликативная логика, включающая две аксиомы, слабее, чем ПЛ, включающая, кроме этих двух, аксиомы, характеризующие конъюнкцию и дизъюнкцию. Аксиоматическое построение подтверждает это соотношение: самой сильной является классическая логика, слабее интуиционистская, еще слабее ПЛ.
Общим для ПЛ в широком и узком смыслах является то, что среди логических констант этих систем нет операции отрицания.
Отличия этих систем следующие:
1)
в квазипозитивных логиках
2)
квазипозитивные логики
Роль ПЛ в искусственных языках весьма значительна. Особенно это касается конструктивной логики А. А. Маркова, которая строится на иерархии языков. В алфавите языка Я1, нет отрицания, и в нем нельзя выразить отрицание, ибо нет импликации. Марковым был построен язык Я1, который хотя и узок, но приспособлен для описания работы нормальных алгоритмов. Этот язык пригоден для выражения некоторых отношений между словами, встречающимися в чистой семиотике и в теории алгоритмов. С помощью языка Я1, (языка без отрицания) можно дать описание работы различных алгоритмов - и в этом состоит важное значение языка без операции отрицания.
Логическая система без операции логического отрицания находит свое применение при построении машинных программ. Но если взять искусственные языки - такие, как ФОРТРАН или КОБОЛ, которые позволяют воспользоваться высокоэффективным способом программирования, то в их состав, кроме логического сложения и логического умножения, входит и логическое отрицание, соответствующее частице “не” и обозначаемое знаком “ ”. Все инструкции о том, как произвести сборку замков, мебели, по использованию машин, инструментов, технических приборов и т. п. основаны на содержательном (не формализованном) использовании ПЛ.
Паранепротиворечивая логика
Эта логика представляет одно из направлений современной неклассической математической логики. Объективными основами появления паранепротиворечивых логик является стремление отразить средствами логики специфику мышления человека о переходных состояниях, которые наряду с устойчивостью и относительным покоем наблюдаются в природе, обществе и познании. В природе и обществе происходят изменения, предметы и их свойства переходят в свою противоположность, поэтому нередки переходные состояния, промежуточные ситуации, неопределенность в познании, переход от незнания или неполного знания к более полному и точному. Действие законов двузначной логики — закона исключенного третьего и закона непротиворечия — в этих ситуациях ограничено или вообще неприменимо. На необщезначимость этих законов указывал еще Аристотель. Говоря о будущих единичных случайных событиях, по Аристотелю, нельзя считать суждение истинным или ложным, оно неопределенно.
Закон непротиворечия утверждает, что два противоположных суждения не могут быть истинными в одно и то же время и в одном и том же отношении. Но в разное время они могут быть оба истинными. Аристотель писал: «Все изменяющееся необходимо должно быть делимым... необходимо, чтобы часть изменяющегося предмета находилась в одном (состоянии), часть — в другом, так как невозможно сразу быть в обоих или ни в одном»51.
Вследствие неопределенности интервалов и неопределенности состояний изменяющегося предмета предполагается временная интервальная паранепротиворечивая семантика, допускающая истинность как высказывания А, так и не-А. Кроме временных интервалов с переходными состояниями наше мышление имеет дело с так называемыми нечеткими понятиями (нежесткими, расплывчатыми, размытыми — fuzzy), отражающими нежесткие множества, концепция которых предложена в 1965 г. американским математиком Л. Заде. Все это обусловило необходимость и возможность появления паранепротиворечивых логик (paraconsistent logics) — логических исчислений, которые могут лежать в основе противоречивых формальных теорий. Противоречивые данные возникают в судебных заседаниях, дискуссиях, полемике, постановке диагноза болезни, в научных теориях (прежних и новых), в ситуациях, связанных с решением нравственных проблем, и в других сферах интеллектуальной деятельности. В связи с этим встала проблема создания информационной системы, работающей с противоречивыми данными.
Предшественниками паранепротиворечивой логики как нового вида неклассической формальной логики явились Н. А. Васильева и Я. Лукасевич. Как новый вид математической логики паранепротиворечивая логика разрабатывалась в работах польского логика Ст. Яськовского (1948) и бразильского математика Ньютона да Коста (начиная с 1958 г.). История паранепротиворечивой логики изложена бразильским логиком А. И. Аррудой в работе «Обзор паранепротиворечивой логики. Математическая логика в Латинской Америке»53 .
В паранепротиворечивых системах принцип (закон) непротиворечия лишен всеобщей значимости. Логике не присущи ни единство, ни абсолютность — эту мысль мы встречаем у многих современных логиков, в том числе у II. да Коста. В статье, специально написанной для журнала «Философские науки» («Философское значение паранепротиворечивой логики»), Н. да Коста пишет: «Допустим, что имеющийся у нас язык дедуктивной теории Т содержит в себе символ отрицания. Т называют противоречивой (inconsistent) теорией, если и только если в Т имеются две теоремы, одна из которых есть отрицание другой; в противоположном случае Т считается непротиворечивой (consistent). Т считают тривиальной, если и только если все формулы (или все высказывания [sentences]) языка Т являются также теоремами Г; в противном случае мы называем Т нетривиальной. ... Система логики паранепротиворечива, если она может быть использована как логика, лежащая в основе противоречивых, но нетривиальных теорий»54. Н. да Коста полагает, что вместо стандартных теорий множеств могут быть использованы паранепротиворечивые теории множеств логиках отражены жесткие ситуации «или—или» («истина—ложь»), конструктивный процесс . Система паранепротиворечивой логики в общем случае должна удовлетворять следующим условиям: 1) из двух противоречащих формул А и в общем случае нельзя вывести произвольную формулу В; 2) дедуктивные средства классической логики должны быть максимально сохранены, поскольку они — основа всех обычных рассуждений. В первую очередь должен быть сохранен modus ponens, т. е. рассуждение по формуле
Паранепротиворечивая логика связана со многими видами неклассических логик: с модальной логикой (т. е. системой S5) К. И. Льюиса, с многозначными логиками, с релевантной логикой, где тоже не принимается принцип «из противоречия следует все, что угодно». Исследование многозначных логик показало, что закон непротиворечия, т. е. формула не является тавтологией в следующих системах: трехзначных логиках — Я. Лукасевича, Г. Рейхенбаха (для циклического и диаметрального отрицаний), Р. П. Гудстейна, Д. Бочвара (для внутреннего отрицания); m-значной логике Э. Л. Поста. В исследованных нами (А. Г.) 13 формализованных логических системах из 17 имеющихся в них видов отрицания для 10 видов закон непротиворечия является тавтологией (доказуемой формулой), для остальных же 7 он не является тавтологией. Это происходит потому, что кроме значений истинности — «истина» и «ложь» в многозначных логиках имеется значение «неопределенно». Но в классической, конструктивных и интуиционистских логиках от закона непротиворечия нельзя отказаться, ибо в этих присутствует или его нет, одновременно то и другое не может быть. Поэтому классическая, интуиционистская, конструктивная и ряд других логик не годятся в качестве логик, которые могут быть основанием противоречивых, но нетривиальных теорий. Положительные логики также для этого не годятся, ибо в них нет операции отрицания. Некоторые современные логики (например, немецкий логик К. Вессель) не признают паранепротиворечивые логики. Построением паранепротиворечивых логических системи анализом их философского значения занимаются А. С. Карпенко, А. Т. Ишмуратов и другие ученые.
Интересны и оригинальны статьи американского математика Н. Белнапа «Как нужно рассуждать компьютеру» (1976) и «Об одной полезной четырехзначной логике» (1976), посвященные формализации общения с информационными системами, в которых содержится противоречивая информация. Белнап построил четырехзначную логику, значениями истинности которой являются следующие: Т — «говорит только Истину»; F — «говорит только Ложь»; None — «Не говорит ни Истины, ни Лжи»; Both — «говорит и Истину, и Ложь»55. Н. Белнап отмечает, что входные данные поступают в компьютер из нескольких независимых источников, и в таких условиях проявляется типичная особенность информационной ситуации: угроза противоречивости информации. Что в таком случае должен делать компьютер, особенно если в системе содержится необнаруженное противоречие? Свою четырехзначную логику Белнап и предлагает в качестве практического руководства в рассуждениях56.
Итак, паранепротиворечивые логики демонстрируют возможность наличия очень сильных противоречивых, но нетривиальных (т. е. паранепротиворечивых) теорий.
Заключение.
Следование законам и принципам формальной логики - это, конечно, безусловная предпосылка правильного и эффективного мышления. Нелогичное мышление представляет собой попросту сумбур и хаос.
Однако то, на чем настаивает формально-логическая теория, - это всего лишь элементарная дисциплина мышления.
Искусство правильно мыслить предполагает не только логическую последовательность, но и многое другое. И прежде всего стремление к истине, интеллектуальную честность, творчество и смелость, критичность и самокритичность ума, его неуспокоенность, умение опереться на предшествующий опыт, выслушать и принять другую сторону, если она права, способность аргументированно отстаивать свои собственные убеждения и т.д.
Логика настолько богата, что о ней можно говорить бесконечно.
Как советовал Гораций: "Надо сегодня сказать лишь то, что уместно сегодня. Прочее все отложить и сказать в подходящее время".
Знание законов и правил - одно из самых ценных наших знаний. Оно делает ум максимально точным и ювелирно тонким в своем анализе. И нельзя упускать возможности углубить это знание и усовершенствовать его практическое применение.
Информация о работе Конструктивные, положительные логики. Паранепротиворечивая логика