Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2013 в 16:23, контрольная работа
Индуктивным называется умозаключение, в котором на основании принадлежности признака отдельным предметам или частям некоторого класса делают вывод о его принадлежности классу в целом.
В истории денежной единице США, например, было установлено, что доллар неплохо обращается, а Америке, Европе, Азии и Австралии. Учитывая принадлежность этих частей света можно сделать индуктивное умозаключение, что доллар – он и в Африке доллар.
Любой процесс количественных
изменений имеет свои критическ
Д) Метод остатков
Применение метода связано с установлением причины, вызывающей определенную часть сложного действия при условии, что причины, вызывающие другие части этого действия, уже выявлены.
Методом остатков был сделан вывод о существовании некоторых химических элементов — гелия, рубидия и др. Предположение основывалось на результатах, полученных в процессе спектрального анализа: были обнаружены новые линии, которые не принадлежали ни одному из уже известных химических элементов.
Подобно другим индуктивным выводам метод остатков дает, как правило, проблематичное знание. Степень вероятности заключения в таком выводе определяется, во-первых, точностью знаний о предшествующих обстоятельствах, среди которых идет поиск причины исследуемого явления, во-вторых, точностью знания о степени влияния каждой из известных причин на совокупный результат. Приблизительный и неточный перечень предшествующих обстоятельств, как и неточное представление о влиянии каждой из известных причин на совокупное действие, может привести к тому, что в заключении вывода в качестве неизвестной причины будет представлено не необходимое, а лишь сопутствующее обстоятельство.
Рассуждения по методу остатков
нередко используются в процессе
расследования преступлений, главным
образом в тех случаях, когда
устанавливают явную несоразмер
Рассмотренные методы установления причинных связей по своей логической структуре относятся к сложным рассуждениям, в которых собственно индуктивные обобщения строятся с участием дедуктивных выводов. Опираясь на свойства причинной связи, дедукция выступает логическим средством элиминации (исключения) случайных обстоятельств, тем самым она логически корректирует и направляет индуктивное обобщение.
Взаимосвязь индукции и дедукции обеспечивает логическую состоятельность рассуждений при применении методов, а точность выраженного в посылках знания определяет степень обоснованности получаемых заключений.
5.Статистические обобщения
Особым видом умозаключений неполной индукции являются статистические обобщения,связанные с анализом массовых событий. К ним относятся, например, массовые транспортные перевозки пассажиров и грузов, рождаемость и смертность людей, распространение заболеваний, транспортные происшествия, динамика преступлений и многие другие.
Учитывая трудности
выявления причинных
Статистическое
обобщение — это умозаключение
неполной индукции, в котором установленная
в посылках количественная информация
о частоте определенного
В отличие от индукции
через перечисление при отсутствии
противоречащего случая в посылках
статистического умозаключения
фиксируется следующая
Частота появления признака р (f(p) – частота признака) в образце S представляет собой отношение числа благоприятных случаев n к общему числу исследованных явлений m:
f(p) = n/m.
Так, например, статистическая информация о посещаемости студентов на пары, показывает, что 95 из 100 случаев посещаемость зависит от преподавателя и наличия зачета. Значит, при злом преподователе и наличии зачета посещаемость определяется как 95/100, т.е. равна 95%.
Статистическое обобщение,
будучи выводом неполной индукции,
относится кнедемонстративным умозаключениям. Логический переход от посылок к заключению
дает здесь лишь проблематичное знание. Степень обоснованности статистическою
обобщения зависит от специфики исследованного
образца: его величины по отношению к популяции ипредставительности (
Тщательность статистического описания исследуемого образца и логически корректный перенос частоты признака на популяцию обеспечивают высокую вероятность и тем самым практическую эффективность статистических обобщений в различных областях науки, культуры, производства, правовой деятельности.
Список использованной литературы:
1. Бузук Г.Л., Ивин А.А., Панов М.И. «Наука убеждать: логика и риторика в вопросах и ответах» М., 2004.
2. Гжегорчик А., Популярная логика, М., 2001.
3. Зегет В., Элементарная логика, М., 2000.
4. Ивин А.А. «Логика» Учебное пособие. Издательства: Оникс, Мир и Образование, Харвест, 2009 г.