Делиния и понятие в логике

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2013 в 15:36, контрольная работа

Краткое описание

Операция деление одновременно является мысленным делением предмета на его формы (или виды), благодаря делению выявляется круг предметов, на которые распространяется слово, выражающее понятие о них.
Существуют и практические или искусственные классификации, они имеют также немалое, хоть и вспомогательное значение. Это, например, разделение учащихся средней школы по классам, студентов по факультетам, курсам, группам и т.п.

Оглавление

Деление понятие, его виды и правила 3
Закон тождества 9
Условное и условно-категорическое умозаключение 17

Файлы: 1 файл

Деление.docx

— 77.54 Кб (Скачать)

 

Требования закона тождества  выступают в качестве самоочевидной  нормы правильного мышления, обязательной для выведения объективно истинного  знания. Нарушение их ведет к логической ошибке -- потере или подмене предмета мысли. Она может возникнуть или непроизвольно, или умышленно.

 

Тождество есть равенство, сходство предметов в каком-либо отношении. Например, все жидкости теплопроводны, упруги. Каждый предмет тождествен самому себе. В объективной реальности тождество существует в связи  с различием. Нет и не может  быть двух абсолютно тождественных предметов в действительности (например, двух листочков дерева, близнецов и т.д.).

 

Одна и та же вещь вчера  и сегодня и тождественна, и  различна. Так, например, внешность  человека изменяется с течением времени, но мы его узнаем и считаем одним  и тем же человеком. Но при известных  условиях (в определенных границах) мы можем отвлечься от существующих различий и фиксировать свое внимание только на тождестве предметов или  их свойств.

 

В мышлении закон тождества  выступает в качестве нормативного правила. Он означает, что в процессе рассуждения нельзя подменять одну мысль другой, одно понятие другим. Нельзя тождественные мысли выдавать за различные, а различные за тождественные.

 

Например, тождественными по объему будут такие два понятия: "основатель Московского университета"; "русский ученый, первый академик Петербургской академии наук". Тождественными (по объему) будут и такие пять понятий; 1) "преподаватель Оксфорда Чарлз Лютвидж Доджсон"; 2) "автор романа "Сильви и Бруно" и поэмы "Охота на Снарка""; 3) "английский ученый, автор книг "Логическая игра", "Символическая логика", "История с узелками", "Математические курьезы"; 4) "английский писатель Льюис Кэрролл""; 5) "создатель сказок Алиса в Стране Чудес" и "Алиса в Зазеркалье", занимающих в англоязычных странах по количеству упоминаний и цитат одно из первых мест после Шекспира"". Здесь везде речь идет об одном и том же человеке.

 

Нарушение закона тождества  приводит к двусмысленности, что  можно видеть, например, в следующих  рассуждениях: "Ноздрев был в  некотором отношении исторический человек. Ни на одном собрании, где  он был, не обходилось без истории" (Н.В.Гоголь). "Стремись уплатить свой долг, и ты достигнешь двоякой цели, ибо тем самым ты его исполнишь" (Козьма Прутков). В эпиграмме Николая Минского (1855-1937) говорится:

 

Переводимы все -- прозаик и поэт.

 

Лишь переводчикам -- им перевода нет.

 

Специалист по истории  искусства Николай Врангель (1880--1915) так иронизировал по поводу скуки  на приеме:

 

Вот я к Вам приехал  в среду,

 

Но уж больше не приеду;

 

Ведь попал я на беду

 

В очень скучную среду.

 

И могу сказать Вам смело:

 

Всех гостей "среда  заела!"

 

Игра слов в этих примерах построена на употреблении омонимов.

 

Многочисленные примеры  двусмысленных выражений мастерски  обыгрывает в своих сказках об Алисе Льюис Кэрролл.

 

Вот разговор Алисы и Чеширского Кота. Алиса спрашивает: *

 

-- Скажите, пожалуйста, куда  мне отсюда идти?

 

-- А куда ты хочешь  попасть? -- ответил Кот.

 

-- Мне все равно... -- сказала Алиса.

 

-- Тогда все равно, куда  и идти, -- заметил Кот.

 

--... только бы попасть  куда-нибудь, -- пояснила Алиса.

 

-- Куда-нибудь ты обязательно  попадешь, -- сказал Кот... (Д.Кэрролл. Алиса в Стране Чудес).

 

Алиса встречает Белого Короля. Он говорит:

 

-- Взгляни-ка на дорогу! Кого ты там видишь?

 

-- Никого, -- сказала Алиса.

 

-- Мне бы такое зрение! -- заметил Король с завистью. -- Увидеть Никого! Да еще на таком расстоянии! (Л.Кэрролл. Алиса в Зазеркалье).

 

Разговор Алисы с Черной и Белой Королевами. Черная Королева спрашивает:

 

-- Откуда берется хлеб? Отвечай!

 

-- Это я знаю, -- радостно начала Алиса. -- Он печется...

 

-- Печется? -- повторила Белая Королева. О ком это он печется?

 

-- Не о ком, а из  чего, -- объяснила Алиса. -- Берешь зерно, мелешь его ...

 

-- Не зерно ты мелешь, а чепуху! -- отрезала Белая Королева.

 

(Л. Кэрролл. Алиса в Зазеркалье).

 

Иногда в ходе дискуссии  спор по существу подменяют спором о словах. Иногда люди говорят о  разных вещах, думая, что они имеют  в виду одного и того же человека, одну и ту же вещь или событие. Отражая  эту ситуацию, народная мудрость гласит: кто про Фому, а кто про Ерему. Логические ошибки часто совершают при употреблении омонимов, т.е. слов, имеющих два значения ("следствие", "материя", "содержание" и др.). Например: "Ученики прослушали разъяснения учителя", "Из-за рассеянности шахматист не раз на турнирах терял очки". Иногда ошибка возникает при использовании личных местоимений "она", "оно", "они, "мы" и т.д., когда приходится уточнять: "Кто -- он?" или "Кто -- она?". В результате отождествления различных понятий возникает логическая ошибка, называемая подменой понятия.

 

При нарушении закона тождества  возникает и другая ошибка, называемая подменой тезиса. В ходе доказательства или опровержения выдвинутый тезис  часто умышленно или неосознанно  подменяется другим. В научных  и иных дискуссиях это проявляется  в приписывании оппоненту того, чего он не говорил. Такие приемы ведения  дискуссий недопустимы.

 

Блестящий пример логической ошибки "подмена тезиса" приводит Гегель в своей работе "Кто  мыслит абстрактно?" следующим диалогом: "Эй, старуха, ты торгуешь тухлыми  яйцами! -- говорит покупательница торговке. -- Что? -- кричит та. - Мои яйца тухлые? Ты! Да не твоего ли отца вши в канаве заели, не твоя ли мать с французами крутила, не твоя ли бабка сдохла в богадельне! Ишь целую простыню на платок извела! Знаем, небось, откуда все эти тряпки да шляпки! Если бы не офицеры, не щеголять тебе в нарядах! Порядочные-то за своим домом следят, а таким -- самое место в каталажке! Дырки бы на чулках заштопала!"

 

К.А.Тимирязев писал о том, что излюбленным приемом антидарвинистов был прием подмены тезиса: вместо одного вопроса стремятся искусно подсунуть другой, чтобы отвлечь в нужный момент внимание читателя, наговорив кучу к делу не относящихся вещей, приписать противнику то, чего он не говорил, и т.д.

 

Отождествление (или идентификация) широко используется в следственной практике, например при опознании  предметов, людей, сличении почерков, документов, подписей, отпечатков пальцев. Итак, закон исключенного третьего применяется там, где познание имеет дело с "жесткой" ситуацией: или -- или, истина -- ложь; там же, где отражается неопределенность в объективных процессах или неопределенность в самом процессе познания, закон исключенного третьего часто не может быть применен. Следовательно, нужен конкретный анализ конкретной ситуации с учетом особенностей предметной области.

 

 

Условные умозаключения

 

Чисто условное умозаключение.

 

Чисто условным называется умозаключение, обе посылки которого являются условными суждениями. Условным называется суждение, имеющее структуру: “Если а, то b”

 

Схема чисто условного  умозаключения:

 

(р -» q) ^ (q -> г) р->г

 

Вывод в чисто условном умозаключении основывается на правиле: следствие следствия есть следствие  основания.

 

Умозаключение, в котором  заключение получается из двух условных посылок, относится к простым. Однако заключение может следовать из большего числа посылок, которые образуют цепь условных суждений. Такие умозаключения называются сложными.

 

Условно-категорическое умозаключение

 

Условно-категорическим называется умозаключение, в котором одна из посылок —условное, а другая посылка и заключение — категорические суждения.

 

Это умозаключение имеет  два правильных модуса: 1) утверждающий и 2) отрицающий.

1. В утверждающем модусе  посылка, выраженная категорическим  суждением, утверждает истинность  основания условной посылки, а  заключение утверждает истинность  следствия;рассуждение направлено от утверждения истинности основания к утверждению истинности следствия.

 

2. В отрицающем модусе  посылка, выраженная категорическим  суждением, отрицает истинность  следствия условной посылки, а  заключение отрицает истинность  основания. Рассуждение направлено  от отрицания истинности следствия  к отрицанию истинности основания.

 


Информация о работе Делиния и понятие в логике