Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2011 в 16:38, задача
Под потребностью в сырье и материалах понимается их количество, необходимое к определенному сроку на установленный период для обеспечения выполнения заданной программы производства или имеющихся заказов. Потребность в материалах на определенный период называется периодической потребностью. Она складывается из первичной, вторичной и третичной. Под первичной понимается потребность в готовых изделиях, узлах и деталях, предназначенных для продажи, а также в покупных запасных частях
     Под 
потребностью в сырье и материалах 
понимается их количество, необходимое 
к определенному сроку на установленный 
период для обеспечения выполнения 
заданной программы производства или 
имеющихся заказов. Потребность 
в материалах на определенный период 
называется периодической потребностью. 
Она складывается из первичной, вторичной 
и третичной. Под первичной понимается 
потребность в готовых изделиях, узлах 
и деталях, предназначенных для продажи, 
а также в покупных запасных частях. Под 
вторичной понимается потребность в комплектующих 
узлах, деталях и сырье, необходимых для 
выпуска готовых изделий. Под третичной 
понимается потребность производства 
во вспомогательных материалах и изнашивающемся 
инструменте. 
 
     Задача 
«сделать или купить». Не существует 
предприятий, которые могли бы самостоятельно 
производить все используемые в своей 
деятельности ресурсы. Поэтому актуальной 
является задача принятия решения (ПР) 
о том, закупать ли те или иные материалы, 
комплектующие изделия, детали или производить 
самим. ПР по проблеме «сделать или купить» 
(MOB — Make-or-Buy Problem) базируется на учете внешних 
и внутренних факторов. 
К внешним факторам 
ПР относится степень развития логистических 
отношений в данной экономической 
системе. Чем более развиты 
К плюсам самостоятельного 
производства относятся: снижение зависимости 
предприятия от поставщиков, от колебаний 
рыночной конъюнктуры, т.е. повышение устойчивости 
функционирования предприятия; возможность 
непосредственного управления качеством 
комплектующих на стадии их производства 
и др. К плюсам внешних закупок относятся: 
как правило, более высокое качество и 
низкая себестоимость комплектующих вследствие 
специализации производителя; концентрация 
усилий на основном виде деятельности; 
гибкость в изменении видов выпускаемой 
продукции за счет быстрого получения 
требуемых МР от поставщиков и др. В табл. 
3.1 представлены условия, при которых может 
быть (но не обязательно) принято решение 
о внешних закупках или собственном производстве. 
   
Помимо анализа 
перечисленных факторов, для принятия 
такого решения необходимо определить 
и сопоставить затраты на закупку 
и на собственное производство. В 
целом затраты на закупку определяются 
ценой поставщика, но при этом включают: 
затраты на оформление заказа; транспортировку; 
страхование; упаковку; складирование; 
обработку (переработку, сортировку и 
т.п.); оплату персонала, связанного с закупками 
и т.п. 
Затраты на собственное производство состоят из затрат на производство (стоимость сырья, энергии, рабочей силы, хранения, амортизации, накладных расходов) и возможных капитальных затрат на организацию требуемого производства (покупка, доставка, монтаж оборудования, обучение рабочих).
Задача «что закупить» заключается в принятии одного из двух альтернативных решений — делать комплектующее изделие самим (если это в принципе возможно) или же покупать у другого производителя. В англоязычной литературе эта задача встречается под названием Make-or-Buy Problem (задача «сделать или купить»), или сокращенно - задача MOB,* решение которой зависит от ряда внешних факторов, а также от условий на самом предприятии.
* В более широком плане задача MOB — это обоснование решения вопроса о степени использования в производственном процессе собственных средств производства. Решения принимаются как по использованию собственных средств труда (собственный транспорт, склады, техника, оборудование), так и по использованию собственных предметов труда, то есть изготовленных своими силами заготовок, полуфабрикатов, комплектующих изделий. Альтернативные решения — наемный транспорт, лизинг оборудования, аренда складов, а также закупка полуфабрикатов или комплектующих изделий.
Значимым с точки зрения настоящего курса внешним фактором является степень развития логистики в экономике. Самостоятельное производство комплектующих снижает зависимость предприятия от колебаний рыночной конъюнктуры. Предприятие может устойчиво функционировать вне зависимости от складывающейся на рынке ситуации (естественно, в известных пределах). В то же время, высокое качество и низкую себестоимость комплектующих скорее обеспечит производитель, который специализируется на их выпуске. Поэтому, отказываясь от собственного производства и принимая решение о закупке комплектующих у специализированного поставщика, предприятие получает возможность поднять качество и снизить себестоимость, однако попадает при этом в зависимость от окружающей экономической среды. Риск потерь, обусловленный ростом зависимости, будет тем ниже, чем выше надежность поставок и чем более развиты в экономике логистические связи. Таким образом, чем выше степень развития логистики в обществе, тем «спокойнее» предприятие отказывается от собственного производства комплектующих и перекладывает эту задачу на специализированного производителя.
Вне зависимости от ситуации во внешней среде, на самих предприятиях могут действовать факторы, обусловливающие отказ от собственного производства. Решение в пользу закупок комплектующих и соответственно против собственного производства должно быть принято в случае, если:
  — потребность 
в комплектующем изделии 
— отсутствуют необходимые для производства комплектующих мощности;
  — отсутствуют 
кадры необходимой 
Решение против закупок и в пользу собственного производства принимается в том случае, когда:
— потребность в комплектующих изделиях стабильна, и достаточно велика;
— комплектующее изделие может быть изготовлено на имеющемся оборудовании.