Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2011 в 16:38, задача
Под потребностью в сырье и материалах понимается их количество, необходимое к определенному сроку на установленный период для обеспечения выполнения заданной программы производства или имеющихся заказов. Потребность в материалах на определенный период называется периодической потребностью. Она складывается из первичной, вторичной и третичной. Под первичной понимается потребность в готовых изделиях, узлах и деталях, предназначенных для продажи, а также в покупных запасных частях
Под
потребностью в сырье и материалах
понимается их количество, необходимое
к определенному сроку на установленный
период для обеспечения выполнения
заданной программы производства или
имеющихся заказов. Потребность
в материалах на определенный период
называется периодической потребностью.
Она складывается из первичной, вторичной
и третичной. Под первичной понимается
потребность в готовых изделиях, узлах
и деталях, предназначенных для продажи,
а также в покупных запасных частях. Под
вторичной понимается потребность в комплектующих
узлах, деталях и сырье, необходимых для
выпуска готовых изделий. Под третичной
понимается потребность производства
во вспомогательных материалах и изнашивающемся
инструменте.
Задача
«сделать или купить». Не существует
предприятий, которые могли бы самостоятельно
производить все используемые в своей
деятельности ресурсы. Поэтому актуальной
является задача принятия решения (ПР)
о том, закупать ли те или иные материалы,
комплектующие изделия, детали или производить
самим. ПР по проблеме «сделать или купить»
(MOB — Make-or-Buy Problem) базируется на учете внешних
и внутренних факторов.
К внешним факторам
ПР относится степень развития логистических
отношений в данной экономической
системе. Чем более развиты
К плюсам самостоятельного
производства относятся: снижение зависимости
предприятия от поставщиков, от колебаний
рыночной конъюнктуры, т.е. повышение устойчивости
функционирования предприятия; возможность
непосредственного управления качеством
комплектующих на стадии их производства
и др. К плюсам внешних закупок относятся:
как правило, более высокое качество и
низкая себестоимость комплектующих вследствие
специализации производителя; концентрация
усилий на основном виде деятельности;
гибкость в изменении видов выпускаемой
продукции за счет быстрого получения
требуемых МР от поставщиков и др. В табл.
3.1 представлены условия, при которых может
быть (но не обязательно) принято решение
о внешних закупках или собственном производстве.
Помимо анализа
перечисленных факторов, для принятия
такого решения необходимо определить
и сопоставить затраты на закупку
и на собственное производство. В
целом затраты на закупку определяются
ценой поставщика, но при этом включают:
затраты на оформление заказа; транспортировку;
страхование; упаковку; складирование;
обработку (переработку, сортировку и
т.п.); оплату персонала, связанного с закупками
и т.п.
Затраты на собственное производство состоят из затрат на производство (стоимость сырья, энергии, рабочей силы, хранения, амортизации, накладных расходов) и возможных капитальных затрат на организацию требуемого производства (покупка, доставка, монтаж оборудования, обучение рабочих).
Задача «что закупить» заключается в принятии одного из двух альтернативных решений — делать комплектующее изделие самим (если это в принципе возможно) или же покупать у другого производителя. В англоязычной литературе эта задача встречается под названием Make-or-Buy Problem (задача «сделать или купить»), или сокращенно - задача MOB,* решение которой зависит от ряда внешних факторов, а также от условий на самом предприятии.
* В более широком плане задача MOB — это обоснование решения вопроса о степени использования в производственном процессе собственных средств производства. Решения принимаются как по использованию собственных средств труда (собственный транспорт, склады, техника, оборудование), так и по использованию собственных предметов труда, то есть изготовленных своими силами заготовок, полуфабрикатов, комплектующих изделий. Альтернативные решения — наемный транспорт, лизинг оборудования, аренда складов, а также закупка полуфабрикатов или комплектующих изделий.
Значимым с точки зрения настоящего курса внешним фактором является степень развития логистики в экономике. Самостоятельное производство комплектующих снижает зависимость предприятия от колебаний рыночной конъюнктуры. Предприятие может устойчиво функционировать вне зависимости от складывающейся на рынке ситуации (естественно, в известных пределах). В то же время, высокое качество и низкую себестоимость комплектующих скорее обеспечит производитель, который специализируется на их выпуске. Поэтому, отказываясь от собственного производства и принимая решение о закупке комплектующих у специализированного поставщика, предприятие получает возможность поднять качество и снизить себестоимость, однако попадает при этом в зависимость от окружающей экономической среды. Риск потерь, обусловленный ростом зависимости, будет тем ниже, чем выше надежность поставок и чем более развиты в экономике логистические связи. Таким образом, чем выше степень развития логистики в обществе, тем «спокойнее» предприятие отказывается от собственного производства комплектующих и перекладывает эту задачу на специализированного производителя.
Вне зависимости от ситуации во внешней среде, на самих предприятиях могут действовать факторы, обусловливающие отказ от собственного производства. Решение в пользу закупок комплектующих и соответственно против собственного производства должно быть принято в случае, если:
— потребность
в комплектующем изделии
— отсутствуют необходимые для производства комплектующих мощности;
— отсутствуют
кадры необходимой
Решение против закупок и в пользу собственного производства принимается в том случае, когда:
— потребность в комплектующих изделиях стабильна, и достаточно велика;
— комплектующее изделие может быть изготовлено на имеющемся оборудовании.