Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 07:46, аттестационная работа
Целью транспортной задачи является обеспечение получения (доставки) продукции (товара) потребителю в нужное время и место при минимально возможных совокупных затратах трудовых, материальных, финансовых ресурсов.
Цель транспортной деятельности считается достигнутой при выполнении шести условий:
1. нужный товар;
2. необходимого качества;
3. в необходимом количестве доставлен;
4. в нужное время;
5. в нужное место;
6. с минимальными затратами.
Введение
1 Исходные данные
2 Математическая модель исходной задачи (транспортная)
3 Построение опорного плана методом наименьшего элемента
4 Построение опорного плана методом северо-западного угла
5 Определение оптимального плана перевозок методом потенциалов
6 Решение транспортной задачи с использованием программы Microsoft Exel
7 Отчеты по результатам устойчивости пределам исходной задачи
Заключение
Литература
2 Графическая часть проекта
1 Диаграмма объема производства
2 Диаграмма использования ресурсов
3 Диаграмма транспортных издержек по каждому потребителю
1 Пояснительная записка
Введение
1 Исходные данные
2 Математическая модель исходной задачи (транспортная)
3 Построение опорного плана методом наименьшего элемента
4 Построение
опорного плана методом северо-
5 Определение оптимального плана перевозок методом потенциалов
6 Решение транспортной
задачи с использованием
7 Отчеты по
результатам устойчивости
Заключение
Литература
2 Графическая часть проекта
1 Диаграмма обьема производства
2 Диаграмма использования ресурсов
3 Диаграмма
транспортных издержек по
Введение
Каждый человек
ежедневно, не всегда осознавая это,
решает проблему: как получить наибольший
эффект, обладая ограниченными
Под названием
“транспортная задача”
Целью транспортной задачи является обеспечение получения (доставки) продукции (товара) потребителю в нужное время и место при минимально возможных совокупных затратах трудовых, материальных, финансовых ресурсов.
Цель транспортной деятельности считается достигнутой при выполнении шести условий:
Объектом изучения являются материальные и соответствующие им финансовые, информационные потоки, сопровождающие производственно-коммерческую деятельность. В данной курсовой работе будут рассмотрены различные методы решения, так же решение с помощью MS Excel .
1 Исходные данные
Экономическая часть
Требуется произвести перевозки однородного груза из пунктов отправления (склады) А1 … Аm , содержащих соответственно а1 , а2 , …, аm единиц груза, в пункт назначения (магазины) В1 , В2 ,…, Вn количествах b1 , b2 , … bn соответственно, при этом суммарные транспортные затраты должны быть наименьшими.
Известны Cij – затраты на перевозку 1 единицы груза из пункта Ai в Bj.
Исходные данные оформлены в таблице 1.
Таблица 1 – Исходные данные
Склады |
Магазины | ||||
В1 |
В2 |
В3 |
В4 |
В5 | |
А1 |
4 |
2 |
1 |
3 |
2 |
А2 |
3 |
6 |
4 |
3 |
2 |
А3 |
1 |
5 |
6 |
3 |
4 |
А4 |
8 |
9 |
3 |
2 |
3 |
Количество груза имеющегося в пунктах отправления
А1 |
А2 |
А3 |
А4 |
60 |
50 |
40 |
20 |
Количество груза имеющегося в пунктах отправления
В1 |
В2 |
В3 |
В4 |
В5 |
40 |
25 |
30 |
35 |
40 |
2 Математическая модель исходной задачи
Математическая модель исходной задачи (транспортная задача)
Переменным (неизвестными) транспортной задачи являются xij, i=1,2, … , m, j=1,2, … , n – объемы перевозок от каждого i-го поставщика, каждому j-му потребителю.
Так как произведение cijxij определяет затраты на перевозку груза от i-го поставщика j-му потребителю, то суммарные затраты на перевозку всех грузов равны :
По условию задачи требуется обеспечить минимум суммарных затрат. Следовательно, цельевая функция имеет вид :
Система ограничения задач состоит из двух групп уравнений. Первая группа из m уравнений описывает тот факт, что запасы всех m поставщиков вывозиться полностью :
Вторая группа из n уравнений выражает требование полностью удовлетворит запросы всех n потребителей :
Учитывая условие
не отрицательности объемов
Необходимое и
достаточное условие
Для того чтобы транспортная задача линейного программирования имела решение, необходимо и достаточно, чтобы суммарные запасы поставщиков равнялись суммарным запросам потребителей:
Определим математическую модель исходя из исходных данных:
Для спроса
Для предложения
Таким образом
4 Построение
опорного плана методом северо-
На каждом этапе максимально возможным числом заполняют левую верхнюю клетку оставшейся части таблицы. Заполнение таким образом, что полностью выносится груз из Ai или полностью удовлетворяется потребность Bj.
Рассмотрим маршрут доставки от поставщика A1 к потребителю B1.
Запасы поставщика A1 к потребителю B1 составляют 60 единиц продукции, потребность потребителя B1 составляет 40 единиц продукции. От поставщика A1 к потребителю B1 будем доставлять min=40 единиц продукции.
Поместим в ячейку A1B1 значение 40
Мы полностью удовлетворили потребность потребителя B1. Вычеркиваем столбец 1 таблицы, т.е. исключаем его из дальнейшего рассмотрения и т.д.
Склады |
Магазины | |||||
B1 |
B2 |
B3 |
B4 |
B5 |
||
A1 |
404 |
202 |
1 |
3 |
2 |
60 |
A2 |
3 |
56 |
304 |
153 |
2 |
50 |
A3 |
1 |
5 |
6 |
203 |
204 |
40 |
A4 |
8 |
9 |
3 |
2 |
203 |
20 |
40 |
25 |
30 |
35 |
40 |
F=40*4+20*2+5*6+30*4+15*3+20*
3 Построение опорного плана методом наименьшего элемента
Одним из способов решения задачи является метод наименьшего элемента. Его суть заключается в сведении к минимуму побочных перераспределений товаров между потребителями, из таблицы стоимостей выбирают наименьшую стоимость и в клетку, которая ей соответствует, вписывают большее из чисел. Проверяются строки поставщиков на наличии строки с израсходованными запасами и столбцы потребителей на наличие столбца, потребности которого полностью удовлетворены. Такие столбцы и строки далее не рассматриваются.
Минимальный элемент матрицы тарифов находится в ячейке A1B3 и равен 1.Запасы поставщика A1 составляют 60 единиц продукции. Потребность потребителя B3 составляет 30 единиц продукции. От поставщика A1 к потребителю B3 min=30 единиц продукции. Разместим в ячейку A1B3 значение равное 30. Мы полностью удовлетворили потребность потребителя B3.Вычеркиваем столбец 3 таблицы, т.е. исключаем из дальнейшего рассмотрения. Следующие действия производим аналогично взяв за основу следующий наименьший элемент таблицы который находится в ячейке A3B1 и равен 1…
Склады |
Магазины | |||||
B1 |
B2 |
B3 |
B4 |
B5 |
||
A1 |
4 |
252 |
301 |
3 |
52 |
60 |
A2 |
03 |
6 |
4 |
153 |
352 |
50 |
A3 |
401 |
5 |
6 |
3 |
4 |
40 |
A4 |
8 |
9 |
3 |
202 |
3 |
20 |
40 |
25 |
30 |
35 |
40 |
F =30*1+40*1+25*2+5*2+35*2+20*2+
Заключение
В курсовой работе
изложены основные подходы и методы
решения транспортной задачи, являющейся
одной из наиболее распространенных
задач линейного
Алгоритм и методы решения транспортной задачи могут быть использованы при решении некоторых экономических задач, не имеющих ничего общего с транспортировкой груза. В этом случае величины тарифов cij имеют различный смысл в зависимости от конкретной экономической задачи. К таким задачам относятся следующие: оптимальное закрепление за станками операций по обработке деталей. В них cij является таким экономическим показателем, как производительность. Задача позволяет определить, сколько времени и на какой операции нужно использовать каждый из станков, чтобы обработать максимальное количество деталей. Так как транспортная задача требует нахождения минимума, то значения cij берутся с отрицательным знаком; оптимальные назначения, или проблема выбора. Имеется m механизмов, которые могут выполнять m различных работ с производительностью cij. Задача позволяет определить, какой механизм и на какую работу надо назначить, чтобы добиться максимальной производительности; задача о сокращении производства с учетом суммарных расходов на изготовление и транспортировку продукции; увеличение производительности автомобильного транспорта за счет минимизации порожнего пробега. Уменьшение порожнего пробега сократит количество автомобилей для перевозок, увеличив их производительность; решение задач с помощью метода запрещения перевозок. Используется в том случае, если груз от некоторого поставщика по каким-то причинам не может быть отправлен одному из потребителей. Данное ограничение можно учесть, присвоив соответствующей клетке достаточно большое значение стоимости, тем самым в эту клетку не будут производиться перевозки. Таким образом, важность решения данной задачи для экономики несомненна. Приятно осознавать, что у истоков создания теории линейного программирования и решения, в том числе и транспортной задачи, стоял русский ученый - Леонид Витальевич Канторович.