Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 16:05, доклад
Сегодня предприятия-производители как никогда раньше стоят перед необходимостью улучшить систему своих поставок. Движущими силами происходящих изменений выступают конкуренция и растущие требования клиентов. Поскольку в современных условиях рынок диктует условия компаниям, которые в нем функционируют, отсутствие надлежащего качества в обслуживании при поставках может вызвать отток клиентов. Чтобы избежать подобных последствий, компаниям необходимо постоянно проводить мониторинг рынка, анализировать сложившиеся на рынке ситуации и своевременно реагировать на изменившиеся приоритеты в отрасли. Поэтому предприятия пытаются создать и внедрить в использование рациональную и работоспособную логистическую цепь поставок.
Сегодня предприятия-производители как никогда раньше стоят перед необходимостью улучшить систему своих поставок. Движущими силами происходящих изменений выступают конкуренция и растущие требования клиентов. Поскольку в современных условиях рынок диктует условия компаниям, которые в нем функционируют, отсутствие надлежащего качества в обслуживании при поставках может вызвать отток клиентов. Чтобы избежать подобных последствий, компаниям необходимо постоянно проводить мониторинг рынка, анализировать сложившиеся на рынке ситуации и своевременно реагировать на изменившиеся приоритеты в отрасли. Поэтому предприятия пытаются создать и внедрить в использование рациональную и работоспособную логистическую цепь поставок.
Управления цепями поставок (англ. Supply Chain Management, SCM) как научная дисциплина изучает ресурсы промышленных, логистических и торговых предприятий, а также принимаемые людьми решения в отношении процессов межорганизационного взаимодействия для преобразования, трансформации и использования этих ресурсов на всей протяженности цепи создания стоимости от источников исходного сырья до конечного потребителя. С практической точки зрения это системный подход к интегрированному планированию и управлению всем потоком информации, материалов и услуг от конечного потребителя через предприятия и склады до поставщиков сырья.
Цепь поставок (процессное понимание) (англ. Supply Chain) — это совокупность потоков и соответствующих им кооперационных и координационных процессов между различными участниками цепи создания стоимости для удовлетворения требований потребителей в товарах и услугах.
Цепь поставок (объектное понимание) — это совокупность организаций (предприятий-изготовителей, складов, дистрибуторов, 3PL и 4PL провайдеров, экспедиторов, оптовой и розничной торговли), взаимодействующих в материальных, финансовых и информационных потоках, а также потоках услуг от источников исходного сырья до конечного потребителя.
Системы управления цепями поставок (англ. Supply Chain Management, SCM) предназначены для автоматизации и управления всеми этапами снабжения предприятия и для контроля всего товародвижения на предприятии. Система SCM позволяет значительно лучше удовлетворить спрос на продукцию компании и значительно снизить затраты на логистику и закупки. SCM охватывает весь цикл закупки сырья, производства и распространения товара. Исследователи, как правило, выделяют шесть основных областей, на которых сосредоточено управление цепями поставок: производство, поставки, месторасположение, запасы, транспортировка и информация.
В составе SCM-системы можно условно выделить две подсистемы:
Управление цепями поставок (SCM)
Система разработана для автоматизации деятельности дистрибьютера. В ее функции входит управление цепочками поставок, включая работу с поставщиками, потребителями, посредниками и перевозчиками, учет документов, отслеживание состояния текущих проектов, расчет себестоимости и формирование баланса.
В компании каждая поставка оформляется как проект, который начинается с заявки от потребителя и имеет несколько стадий. На первой стадии специалист получает от заказчика заявку, в которой указано сколько, чего, в какие сроки и по какой цене он хочет приобрести. В процессе обработки заявки специалист просмотривает, какие товары из заказываемых имеются на складе компании, выставляет поставщикам списки требуемых комплектующих (Inquiry) которые поставщики возвращают с указанием возможности, количества, сроков и цены поставки каждой позиции. Затем менеджеры обрабатывают эту информацию, выбирают, какой товар будет поставляться со склада, а какой закупаться, по Inquiry выбирают поставщиков, отправляют Заказчику коммерческое предложение, согласуют с ним условия поставки, запрашивают у поставщиков Order confirmation (подтверждение того, что цены, указанные в Inquiry, не изменились за прошедшее время) и формируют для каждого поставщика Проформы инвойса – списки товаров, с указанием для каждой позиции цены, количества, срока поставки. В составе проформы инвойса могут находится товары заказанные рамках разных проектов. Для одного поставщика в заданный момент времени может существовать несколько действующих проформ. Далее поставщик объявляет о готовности отгрузить часть товаров, указанных в одной из его проформ (в идеале все товары) и на ее основе формирует Инвойс. Инвойс содержит подмножество товаров своей проформы. На те товары из Проформы, которые не может поставить, поставщик отправляет Компании Credit Note. Для оптимизации транспортных расходов от разных поставщиков на базе за рубежом формируется партия поставки, сопровождаемая документом Package List In (PLIN, входящий упаковочный лист). В PLIN могут входить товары из Инвойсов, разных проформ от разных поставщиков. При получении партии сотрудники компании сравнивают PLIN с фактически поставленными товарами, поставленные подтверждают, из недостающих формируют Лист недопоставки. После оприходования товары попадают на склад отгрузки. Там формируется партия отгрузки товаров Заказчику, которая сопровоздается документов PLOUT (Package List Out, исходящий упаковочный лист, документ, аналогичный по содержанию PLIN, в котором Компания выступает в роли Поставщика). Если в течении 30 дней от Заказчика не поступило претензий, товар считается доставленным полностью. В случае неполучения части товаров Заказчиком, формируется Акт недопоставки (перечень товаров, которые Заказчик должен был получить и не получил). После истечения 30 дней проект закрывается, если требуется допоставить часть товаров, они допоставляются в рамках других проектов.
При невозможности поставки части товаров из проформы Компания формирует Акт невозможности поставки.
Цены на товары могут меняться много раз в течении проекта. Цены, указанные в PLIN не являются окончательными, это говорит только о том, что если внешние условия изменяться, поставщик должен будет согласовывать повышение цены с компанией, а она с потребителем.
Существуют также вид проектов внутренних поставок, когда товары поставляются на склад компании без заявок потребителей, под будущие заказы.
Функциональные фозможности системы и примеры экранных форм
Система позволяет создавать проект,
изменять его содержание, переводить
на стадию вперед или назад, создавать
по шаблонам, редактировать и просматривать
связанные с ним документы, импортировать
данные из документов, закрывать проект.
По каждому проекту системы
Два гиганта — Wal-Mart и Procter&Gamble — первыми начали внедрять SCM в конце 80-х годов, когда производители и продавцы были полностью информационно изолированы друг от друга. P&G первая с помощью специально разработанного ПО получила в режиме реального времени доступ к товарным остаткам магазинов Wal-Mart. Это позволило поставщику оптимизировать процесс производства и доставки и в конечном итоге предложить для Wal-Mart рекордно низкие цены на продукцию P&G.
В российской торговле логистическая модель на основе SCM может стать одним из основных рычагов повышения конкурентного преимущества компании. Может, но пока не стала в силу ее трудной реализуемости по целому ряду причин, о которых много говорилось на форумах RT 2008 и «СТЛ–2008», посвященных торгово-логистическим технологиям.
Основные принципы SCM:
Список используемой литературы