Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 12:33, реферат
Актуальность проблемы транспорта в логистической системе предприятий в последние годы постоянно возрастает, что в значительной степени объясняется развитием инфраструктуры отечественного товарного рынка, увеличением товарооборота, ужесточением конкурентной борьбы на экономических рынках и все возрастающей необходимостью к оптимизации затрат на всех участках логистической цепи.
Введение…………………………………………………………………….2
Сущность и задачи транспортной логистики. Виды транспортных систем…………………………………………………………………….3
Виды транспорта в логической системе………………………………5
Основные виды перевозок……………………………………………...7
Транспортные тарифы и правила их применения…………………….9
Заключение………………………………………………………………….13
Список литературы…………………………………
Содержание:
Введение…………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Введение
Развитие рыночной экономики в России и во всем мире идет по пути глобализации деятельности компаний, концентрация компаний на ключевых компетенциях и аутсорсинг непрофильных направлений, стремление к сокращению размера логистической цепочки и оптимизации затрат на ее участках, сокращение жизненного цикла продукции и новые подходы к маркетингу и дистрибуции продукта.
Не смотря на определенные успехи экономического развития становится очевидно, что рыночная экономика наиболее эффективна только в случае ускорения оборачиваемости оборотных средств. Это ускорение в значительной степени обеспечивается решением проблем товародвижения, которые являются основными для логистической системы предприятии. В связи с этим возрастает роль транспортировки – как ключевой логической функции предприятия.
Актуальность
проблемы транспорта в логистической
системе предприятий в последние годы
постоянно возрастает, что в значительной
степени объясняется развитием инфраструктуры
отечественного товарного рынка, увеличением
товарооборота, ужесточением конкурентной
борьбы на экономических рынках и все
возрастающей необходимостью к оптимизации
затрат на всех участках логистической
цепи.
1.Сущность и задачи транспортной логистики. Виды транспортных систем
Транспорт — это отрасль материального производства. осуществляющая перевозки людей и грузов. В структуре общественного производства транспорт относится к сфере производства материальных услуг.
Значительная часть логистических операций на пути движения материального потока от первичного источника сырья до конечного потребления осуществляется с применением различных транспортных средств. Затраты на выполнение этих операций составляют до 50% от суммы общих затрат на логистику.
Транспорт представляют как систему, состоящую из двух подсистем: транспорт общего пользования и транспорт не общего пользования.
Транспорт общего пользования — отрасль народного хозяйства, которая удовлетворяет потребности всех отраслей народного хозяйства и населения в перевозках грузов и пассажиров. Транспорт общего пользования обслуживает сферу обращения и население. Его часто называют магистральным (магистраль — основная, главная линия в какой-нибудь системе, в данном случае — в системе путей сообщения).
Понятие транспорта общего пользования охватывает железнодорожный транспорт, водный транспорт (морской и речной), автомобильный, воздушный транспорт и транспорт трубопроводный.
Транспорт не общего пользования — внутрипроизводственный транспорт, а также транспортные средства всех видов, принадлежащие нетранспортным предприятиям, является, как правило, составной частью каких-либо производственных систем.
Транспорт
органично вписывается в
К задачам
транспортной логистики в первую
очередь относят задачи, решение
которых усиливает
Применение логистики в транспорте, так же, как и г производстве или торговле, превращает контрагентов и; конкурирующих сторон в партнеров, взаимодополняющих друг друга в транспортном процессе.
Логистика, как отмечалось, это единая техника, технология, экономика и планирование. Соответственно, к задачам транспортной логистики следует отнести обеспечение технической и технологической сопряженности участников транспортного процесса, согласование их экономических интересов, а также использование единых систем планирования. Кратко охарактеризуем каждую из этих задач.
Техническая сопряженность в транспортном комплексе означает согласованность параметров транспортных средств как внутри отдельных видов, так и в межвидовом разрезе. Эта согласованность позволяет применять модальные перевозки, работать с контейнерами и грузовыми пакетами.
Технологическая сопряженность подразумевает применение единой технологии транспортировки, прямые перегрузки, бесперегрузочное сообщение.
Экономическая сопряженность — это общая методология исследования конъюнктуры рынка и построения тарифной системы.
Совместное планирование означает разработку и применение единых планов графиков.
К задачам транспортной логистики относят также:
• создание транспортных систем, в том числе создание транспортных коридоров и транспортных цепей;
• обеспечение технологического единства транспортно-складского процесса;
• совместное планирование транспортного процесса со складским и производственным;
• выбор вида транспортного средства;
• выбор типа транспортного средства;
•
определение рациональных маршрутов
доставки и др.
2. Виды транспорта в логической системе
Существуют следующие основные виды транспорта: железнодорожный, морской, внутренний водный (речной), автомобильный, воздушный, трубопроводный.
У каждого вида транспорта есть конкретные особенности, достоинства и недостатки, определяющие возможности его использования в логистической системе.
Сравнительные логистические характеристики различных видов транспорта.
Виды транспорта | Достоинства | Недостатки |
Железнодорожный | Высокая провозная
и пропускная способность. Не зависит
от
климатических условий, времени года и суток. Высокая регулярность перевозок. Высокая скорость доставки грузов на расстояния выше 1500 км. |
Ограниченное число перевозчиков (естественная монополия). Большие капитальные вложения в производственно-техническую базу. Высокая материалоемкость и энергоемкость перевозок. Недоступен в конечных точках продаж. Недостаточно высокая сохранность груза. |
Морской | Возможность межконтинентальных перевозок. Низкая себестоимость перевозок на дальние расстояния. | Ограниченная география перевозок. Низкая скорость доставки. Зависит от географических, навигационных и погодных условий. Малая частота отправок. Жесткие требования к упаковке и креплению грузов. Необходимо создавать сложную портовую инфраструктуру. |
Внутренний водный (речной) | Высокие провозные возможности на глубоководных реках и водоемах. Низкая себестоимость перевозок. Низкая капиталоемкость. | Ограниченность
географии перевозок. Низкая скорость
доставки. Зависит от
неравномерности глубин рек и водоемов, навигационных условий. Сезонность. Недостаточная надежность. перевозок и сохранность груза. |
Автомобильный |
Высокая доступность.
Возможность доставки
груза «от двери к двери». Высокая маневренность, гибкость, динамичность Высокая скорость доставки. Возможность использовать различные маршруты и схемы доставки. Возможность отправки груза маленькими партиями. Широкие возможности выбора наиболее подходящего перевозчика. |
Низкая эффективность.
Зависимость от погодных и
дорожных условий. Высокая себестоимость перевозок на большие расстояния. Невозможность длительного ожидания разгрузки. Возможность хищения груза и угона
автотранспорта. |
Воздушный | Наивысшая скорость | Высокая себестоимость и |
|
доставки груза. Высокая | тарифы. Высокая |
|
надежность Наивысшая | капиталоемкость, |
|
сохранность груза. | материалоемкость и |
|
Наиболее короткие | энергоемкость перевозок. |
|
маршруты перевозок. | Зависимость от погодных |
|
условий. Ограниченная | |
|
|
географическая доступность. |
Трубопроводный | Низкая себестоимость. | Особые виды грузов (газ, |
|
Высокая | нефтепродукты, эмульсии |
|
производительность. | сырьевых материалов). |
Высокая сохранность | Транспортировка только | |
|
груза. Низкая | больших объемов. |
капиталоемкость. |
Таблица
1. Сравнительные виды транспорта.
У каждого вида транспорта (за исключением трубопроводного) имеются определенные типы транспортных средств (подвижной системы, подвижные единицы) и производственно–техническая база, необходимая для эксплуатации, технического обслуживания и ремонта транспортных средств.
Для логистического
менеджмента особенно важны некоторые
технико– эксплуатационные параметры
подвижного состава, путей сообщения и
терминалов. Выбирая соответствующий
вид транспорта, логистический менеджер
должен учитывать мощность и провозные
возможности, технико- эксплуатационные
характеристики и пространственную доступность
транспорта. Важным условием выбора является
обеспечение сохранности груза в пути,
соблюдение стандартов качества перевозочного
процесса, международных экологических
требований.
Унимодальная (одновидовая) транспортировка осуществляется одним видом транспорта, например, автомобильным. Обычно применяется, когда заданы начальный и конечный пункты транспортировки логистической цепи без промежуточных операций складирования и грузопереработки. Критериями выбора вида транспорта в такой перевозке обычно являются вид груза, объем отправки, время доставки груза потребителю, затраты на перевозки.
Смешанная перевозка грузов осуществляется обычно двумя видами транспорта, например: железнодорожным – автомобильным, речным – автомобильным, морским – железнодорожным и т.п. При этом груз доставляется первым видом транспорта в так называемый пункт перевалки или грузовой терминал без хранения или с кратковременным хранением и последующей перегрузкой на другой вид транспорта. Типичным примером смешанной перевозки является обслуживание автотранспортными фирмами железнодорожных станций или морского (речного) порта транспортного узла.
Признаками смешанной
перевозки является наличие нескольких
транспортных документов, единой тарифной
ставки фрахта, схема последовательного
взаимодействия участников транспортного
процесса. При прямой смешанной перевозке
грузовладелец заключает
Комбинированная перевозка отличается от смешанной использованием более двух видов транспорта. Использование смешанных (комбинированных) видов транспортировки часто обусловлено в логистической системе структурой дистрибутивных каналов: отправка крупных партий груза производится с завода – изготовителя на оптовую базу железнодорожным транспортом (с целью максимального снижения затрат), а развозка с оптовой базы в пункты розничной торговли – автомобильным.
читается смешанные, комбинированные, интермодальные перевозки и прямое смешанное сообщение синонимами, т.е. «транспортирование грузов, осуществляемое двумя и более перевозчиками различных видов транспорта общего пользования по единому перевозочному документу с перевалкой груза в передаточном пункте (или пунктах) без участия грузовладельца». Следует заметить, что в Гражданском кодексе РФ термины «комбинированные перевозки» и «прямые смешанные перевозки» используются как синонимы (ст.788 ГК РФ).
Необходимо отметить,
что до сих пор нет согласованной
терминологии по видам транспортировки
(способам перевозки), причем это касается
нетолько России, но и международной практики.
Это свидетельствует о необходимости
продолжить стандартизацию терминологии
смешанных перевозок и формирование законодательной
базы. В частности, в настоящее
Расчеты за услуги, оказываемые транспортными организациями, осуществляются с помощью транспортных тарифов. Тарифы включают в себя:
• платы, взыскиваемые за перевозку грузов;
• сборы за дополнительные операции, связанные с перевозкой грузов;
• правила исчисления плат и сборов.
Как экономическая
категория транспортные тарифы являются
формой цены на продукцию транспорта.
Их построение должно обеспечивать:
• транспортному предприятию — возмещение эксплуатационных расходов и возможность получения прибыли;
• покупателю транспортных услуг — возможность покрытия транспортных расходов.
Как показано в предыдущем параграфе, одним из существенных факторов, влияющих на выбор перевозчика, является стоимость перевозки. Борьба за клиентов, неизбежная в условиях конкуренции, также может вносить коррективы в транспортные тарифы. Например, железные дороги Украины испытывают сегодня серьезную конкуренцию автомобильного транспорта в области пере возок небольших партий грузов так называемых мелких малотоннажных отправок. Это оказывает сдерживающее влияние на рост соответствующих железнодорожных та рифов.
Информация о работе Сущность и задачи транспортной логистики. Виды транспортных систем