Специфика логистического подхода к управлению материальными потоками в экономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 18:24, контрольная работа

Краткое описание

Понятие логистики имеет свою историю. Семантика (словарное значение) слова восходит к Древней Греции, где «logistike» обозначало «счётное искусство» или «искусство рассуждения, вычисления». Ещё в период Римской империи существовали служители, которые именовались «логисты», которые занимались распределением продуктов питания. В первом тысячелетии, а именно во времена византийского императора Льва VI (866–912 гг.) логистика определялась, как искусство снабжения армии и управления её запасами, включая подготовку каждого военного похода.

Файлы: 1 файл

Контроль и ревизия.doc

— 115.50 Кб (Скачать)

МАТЕРИАЛЬ-НЫЕ ПОТОКИ

 

 

 

Признак классификации

Вид потока

Отношение

к логистической системе

внешние, внутренние, входные, выходные

Натурально-вещественный

состав

одноассортиментные,

многоассортиментные

Количество груза

массовые, крупные, мелкие, средние

Удельный вес груза

тяжеловесные,

легковесные

Степень совместимости

совместимые,

несовместимые

Консистенция груза

насыпные, навалочные, тарно-штучные, наливные


Рис. 1. Классификация материальных потоков.

              Управление материальным потоком складывается из двух частей: принятие решения; реализация принятого решения.                                                        Абстрагирование от ряда факторов и выделение материального потока в качестве объекта исследования и управления позволяет проектировать сквозные логистические цепи, изучать и прогнозировать их поведение, существенно сокращая при этом размерность задач моделирования, а также открывает новые возможности формализованного исследования экономических процессов. На объект логистики можно смотреть с разных точек зрения: с позиции маркетолога, финансиста, менеджера по планированию и управлению производством, ученого. Этим объясняется многообразие определений понятия логистики.                                                                                                                                                          Принимая во внимание все вышесказанное, перейдем к рассмотрению основного вопроса контрольной работы.                                                                                                  Общепризнанного определения, которое отражало бы специфику логи-стики, пока не выработано. Поэтому рассмотрение специфики логистического подхода к управлению материальными потоками нужно осуществлять, как на микро-, так и на макроуровне.                                                                                                                              На макроуровне цепь, через которую последовательно проходит некоторый материальный поток, состоит из нескольких самостоятельных предприятий. Традиционное управление каждым из этих предприятий осуществляется собственником обособленно. При этом задача управления сквозным материальным потоком не ставится и не решается. Не выделяется также категория «сквозной материальный поток». В результате такие показатели этого потока, как его себестоимость, надежность поступления, качество и другие, на выходе из цепи складываются в значительной степени случайно и, как правило, далеки от оптимальных. Продвижение материального потока по всей цепи начинает осуществляться с минимальными затратами.                             На микроуровне цепь, через которую последовательно проходит некоторый материальный поток, чаще всего состоит из различных служб одного предприятия. При традиционном подходе задача совершенствования сквозного материального потока внутри предприятия, как правило, не имеет приоритетного значения ни для одного из подразделений. Показатели материального потока на выходе из предприятия, так же как и в первом примере, имеют случайное значение и далеки от оптимальных.

Система поставок « точно в срок».

              Пример применения системы « точно в срок» в торговле.                                                        Ряд компаний, в числе первых была Toyota, в 1970-е годы затратили годы на разработку концепции "точно в срок" (just in time) или JIT, другое название «точно вовремя». Эти методы оказались настолько эффективными, что все крупные организации в настоящее время в той или иной степени используют элементы этого подхода. Традиционный подход к организации работы предполагает, что запасы– это важный элемент всей системы, гарантирующий отсутствие сбоев при выполнении операций. MRP сокращает объем запасов, используя основной график таким образом, чтобы обеспечить более близкое соответствие между поставками материалов и спросом на них, при этом некоторый страховой запас все же существует на случай непредвиденных проблем. Очевидно, что чем выше будет обеспечена степень соответствия между поставками и спросом, тем меньший запас нам потребуется. Если нам удастся в полной мере устранить несоответствие между поставками и спросом, нам вообще не нужны будут запасы. На этом основана работа "точно в срок".               В основе этой концепции лежит уверенность, что запасы возникают из-за плохого управления, плохой координации работ и поэтому проблемы прячутся в запасы. Отсюда следует вывод, что надо отыскать причины, вызывающие разницу между предложением и спросом, улучшить выполнение операций, после чего запасы исчезнут. В более широком значении JIT рассматривает предприятие как набор проблем, мешающих эффективному выполнению операций, например, большое время выполнения заказов, нестабильность доставки заказов, несбалансированные друг с другом операции, ограниченная мощность, поломки оборудования, бракованные материалы, перерывы в работе, ненадежные поставщики, низкое качество ГП, слишком большой объем бумажной работы и многое другое. Менеджеры пытаются решить эти проблемы, создавая запасы, приобретая дополнительные мощности, устанавливая резервное оборудование, приглашая специалистов по «тушению пожаров» и т.д. Однако на самом деле эти действия только скрывают причины проблем. Конструктивный подход заключается в том, чтобы выявить настоящие проблемы и решить их. Концепция JIT приводит к изменению взглядов по следующим направлениям:
·Запасы. Организации должны выявлять и решать проблемы, приводящие к запасам, стремясь к минимальным (нулевым запасам) МР, незавершенного производства,ГП.
·Качество. Необходимо добиваться не приемлемого уровня брака, а его полного отсутствия на основе комплексного управления качеством.
·Поставщики. Заказчики должны полностью полагаться на своих поставщиков, поэтому им необходимо устанавливать долгосрочные партнерские соглашения с небольшим числом надежных поставщиков и перевозчиков.
·Объем партий. Необходимо искать способы снижения объемов производст-венных партий, добиваться коротких производственных циклов, чтобы излишек производства не накапливался в запасах ГП.
·Время выполнения заказов. Необходимо снижать время выполнения заказов, чтобы снизить факторы неопределенности, которые могут изменить ситуацию за время долгой поставки.                                                                                                                                             В чем же заключается эффективность применения логистического подхода к управлению материальными потоками в экономике?                                          Материальный поток, двигаясь от первичного источника сырья через цепь производственных, транспортных и посреднических звеньев к конечному потребителю, постоянно увеличивается в стоимости. Более 70 % составляют расходы, связанные с хранением, транспортировкой, упаковкой и другими операциями, обеспечивающими продвижение материального потока.

Применение логистики позволяет:

      снизить запасы на всем пути движения материального потока;

      сократить время прохождения товаров по логистической цепи;

      снизить транспортные расходы;

      сократить затраты ручного труда и соответствующие расходы на операции с грузом.

Значимость оптимизации запасов объясняется следующим:

      в общей структуре издержек на логистику расходы на содержание запасов составляют более 50 %, включая расходы на управленческий аппарат, а также потери от порчи или кражи товаров;

      большая часть оборотного капитала предприятий, как правило, отвлечена в запасы (от 10 до 50 % всех активов предприятий);

      в производстве расходы по содержанию запасов составляют до 25 – 30 % от общего объема издержек.

Структура стоимости товара на пути от первичного источника сырья до конечного потребителя с выделением элемента логистики

 

Условные обозначения:

             – полная стоимость товара;

             – логистическая составляющая полной стоимости товара;

ППТН – продукция производственно-технического назначения;

ТНП – товары народного потребления;

Распределительный центр ТНП №1 – оптовик, расположенный в местах сосредоточенья производства и осуществления закупки крупных партий товаров народного потребления;

Распределительный центр ТНП №2 – оптовик, расположенный в местах сосредоточенья потребления и осуществляющий реализацию широкого ассортимента товаров народного потребления;

В общих затратах времени, отводимых на складирование, производственные операции и доставку, затраты времени на собственно изготовление продукта труда составляют в среднем от 2 до 5 %.

 

Приблизительное соотношение времени на собственно изготовление продукта труда и общего времени, необходимого для снабжения, изготовления и сбыта.

Таким образом, свыше 95 % времени оборота приходится на логистические операции. Сокращение этой составляющей позволяет ускорить оборачиваемость капитала, соответственно увеличить прибыль, получаемую в единицу времени, снизить себестоимость продукции.                                          Экономический эффект от применения логистики возникает также от снижения транспортных расходов. Оптимизируются маршруты движения транспорта, согласуются графики, сокращаются холостые пробеги, улучшаются другие показатели использования транспорта.                                                                      Применение однотипных средств механизации, одинаковой тары, использование аналогичных технологических приемов грузопереработки во всех звеньях логистической цепи позволяет сократить затраты ручного труда и расходы на операции с грузом.                                                                                                  Совокупный экономический эффект от использования логистики превышает сумму эффектов от улучшения перечисленных показателей. Это объясняется возникновением у логистических систем интегративных свойств, то есть качеств, которые присущи всей системе в целом, но не свойственны ни одному из элементов в отдельности.                                                                                    Интегративные качества логистических систем представляют собой способность этих систем реализовывать конечную цель, которая получила название «шесть правил логистики»:

1.      ПРОДУКТ – нужный продукт;

2.      КАЧЕСТВО – необходимого качества;

3.      КОЛИЧЕСТВО – в необходимом количестве;

4.      ВРЕМЯ – должен быть доставлен в нужное время;

5.      МЕСТО – в нужное место;

6.      ЗАТРАТЫ – с минимальными затратами.

Цель логистической деятельности считается достигнутой, если эти шесть условий выполнены, т. е. нужный продукт необходимого качества в необходимом количестве доставлен в нужное время в нужное место с минимальными затратами.

Накопленный опыт управления показывает, что традиционные возможности и способы повышения эффективности и совершенствования управления с целью оптимизации движения материальных и денежных потоков себя исчерпали и нужны новые формы и методы. Проведенные исследования показали, что в стоимости продукта, дошедшего до конечного потребителя, более 70% составляют расходы на логистику, т.е. транспортировку, хранение, упаковку и прочее.

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

1.      Гаджинский А.М./ Логистика: Учебник для студентов высших учебных заведений. – 11-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательско-торговая корпорация "Дашков и К°", 2005. – 408 с.

2.      Логистика: рабочая тетрадь / сост. Т.В. Пасько. – Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2009. – 40 с.

3.      Логистика: Учебное пособие под ред. проф. Б.А.Аникина. – М.: ИНФРА-М, 2006. – 420с.

4.      Нерушин Ю.М./ Логистика: учеб. – 4-е изд., перераб. и доп. – М: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006. – 520 с.

5.      Основы логистики: Учеб. пособие/ Под ред. Л.Б. Миротина и В.И. Сергеева. – М.: ИНФРА-М, 2009. – 200 с.



Информация о работе Специфика логистического подхода к управлению материальными потоками в экономике