Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 13:57, курсовая работа
Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что рыночная стратегия развития экономики предполагает сбалансированное развитие всех отраслей народного хозяйства – как отраслей материального производства, так и инфраструктуры.
Целью данной работы является совершенствование складской деятельности предприятия на логистической основе.
Объектом исследования данной работы является изучение баз и складов предприятия ЗАО „Столичные колбасы”.
Введение…………………………………………………………..…….…………3
1. Роль и функции складов в логистической системе предприятия…………...4
1.1. Основные функции и классификация складов…………………………..…4
1.2. Основные составляющие системы складирования………..…………..…...8
1.3. Логистический процесс на складе как основа складского хозяйства…...11
2. Анализ складской деятельности предприятия……..……………………..…16
2.1. Организационно-экономическая характеристика предприятия ЗАО «Столичные колбасы»……………………………………………………...……16
2.2. Порядок и особенности организации складской деятельности предприятия……………………………………………………………………...18
2.3. Проблемы организации складских операций на предприятии ЗАО «Столичные колбасы»…………………………..……………………….………21
3. Логистическая оптимизация складских операций на предприятии ЗАО «Столичные колбасы»…………………………………………………...………22
3.1. Критерии оптимизации и показатели эффективности работы ЗАО «Столичные колбасы» …………………………………………….…………….22
3.2. Организация складских процессов с элементами логистики……..……...24
Заключение………………………………………………………………….……31
Список использованных источников …………………………………………..33
1) операции, направленные на обеспечение склада запасами товаров;
2) операции, связанные с переработкой груза и оформлением документации;
3) операции, направленные на реализацию товаров в соответствии с заказами потребителей. Схематично логистический процесс можно изобразить следующим образом (рис. 2).
Рис.2. Схема логистического процесса на складе
К операциям, направленным на обеспечение склада запасами, следует отнести:
– снабжение склада запасами товаров – главная задача этой операции состоит в обеспечении склада товарами в соответствии с возможностью их эффективной переработки при условии полного удовлетворения заказов потребителей;
– учёт и контроль над поступлением запасов – позволяет обеспечить ритмичность поступления и переработки грузов, способствует максимальному использованию имеющегося объёма склада, созданию необходимых условий для хранения запасов и сокращению сроков их хранения.
Второй этап логистического процесса включает в себя операции, связанные с переработкой грузов и оформлением документации:
– разгрузка и приёмка поступивших грузов. Разгрузка поступивших грузов осуществляется на разгрузочных автомобильных или железнодорожных рампах и контейнерных площадках. Хорошее оснащение мест разгрузки и правильный выбор погрузочно-разгрузочных средств позволяет проводить разгрузку быстро и с минимальными затратами. При осуществлении
операций приемки грузов необходимо следить за соблюдением поставщиками условий поставки заключенных договоров. Разгрузка и приемка поступивших грузов состоит из целого ряда мероприятий: разгрузка транспортных средств, проверка документального и фактического соответствия поступивших товаров условиям заключенных договоров, документальное оформление прибывших товаров, формирование складской грузовой единицы; [13]
– внутрискладская
должно быть минимальным;
– складирование и хранение товаров. Процесс складирования и хранения включает в себя следующие операции: закладка товаров на хранение, непосредственное хранение их и обеспечение надлежащих для этого условий, контроль за наличием и состоянием товарных запасов на складе. Основной принцип оптимального складирования – эффективное использование объема зоны хранения.
Третий этап логистического процесса на складе включает еще более широкий перечень различных операций, связанных с реализацией товаров в соответствии с заказами потребителей.
– Комплектация (комиссионирование) заказов. Этот процесс предполагает выполнение следующих важных мероприятий: получение заказов клиентов и оформление отборочного листа; отбор товара каждого наименования по заказу клиента и его комплектация; укладка отобранного товара в тару, на товароноситель; документальное оформление подготовленного заказа;
формирование отдельных заказов в партию отправки; погрузка товаров в транспортное средство и оформление транспортных накладных;
– Транспортировка заказов потребителям – может осуществляться как складами, так и потребителями продукции. Наиболее распространенной и экономически оправданной является централизованная доставка товаров силами и средствами складов. В этом случае унитизация грузов и оптимальные маршруты доставки, используемые складом, значительно сокращают транспортные расходы и позволяют эффективно использовать
транспортные средства. Поставки осуществляются мелкими и более частыми партиями, что приводит к снижению издержек по хранению страховых запасов у потребителя.
– Сбор и возврат порожней тары. Тара (поддоны, контейнеры, тара-оборудование) при внутригородских перевозках иногда бывает многооборотной и подлежит возврату отправителю.
– Контроль над выполнением заказов потребителей предполагает контроль над соблюдением договорных обязательств перед потребителями, за выполнением их заказов в полном объеме и в широком ассортименте. Этот контроль осуществляется с помощью книг учета заказов, а также путем сверки фактически отгруженного количества товаров с данными заключенных договоров.
– Оказание логистических услуг является важным фактором
конкурентоспособности фирмы.
Выделяют три основных вида логистического обслуживания: допродажное, продажное и послепродажное.
Допродажные услуги включают маркетинговые исследования рынка, различного рода информационные услуги, заключение договоров на поставку товаров и т. д.
Продажные услуги включают полную проверку качества поставляемых товаров, их сортировку, фасовку и упаковку, замену заказанного товара на другой, предпродажная настройка товаров сложной бытовой техники, транспортно-экспедиционные услуги и т. д.
К послепродажным услугам относятся: установка изделий, их гарантийное обслуживание, обеспечение запчастями, приемка и замена дефектной продукции.
– Информационное обслуживание склада. Логистический процесс на современных складах предполагает наличие систем, управляющих информационными потоками. Такие системы осуществляют управление приемкой и отправкой грузов: управление запасами на складе; обработку поступающей документации; подготовку сопроводительных документов при отправке товаров и т.д. В зависимости от технической оснащенности склада
и от уровня организации программно-технических средств выделяют:
- обработку информации вручную;
- обработку информации в пакетном режиме, когда подготовка и ввод в ЭВМ данных о поступающих и отгруженных товарах производится периодически вручную или автоматически;
- обработку информации в режиме реального времени, когда информация вводится в ЭВМ автоматически одновременно с движением товаров, т. е. в момент их перехода через контрольные пункты. Системы управления информацией в пакетном режиме и в режиме реального времени не зависят от технических характеристик грузов и технологии их обработки на складе. Они могут применяться как на складах с ручным обслуживанием, так и на
складах с высоким уровнем механизации. [13]
2. Анализ складской деятельности предприятия
2.1. Организационно-экономическая характеристика предприятия ЗАО „Столичные колбасы”
ЗАО „Столичные колбасы” – это компания, производящая и реализующая высококачественные (дорогие) колбасные изделия собственного производства.
История компании:
Компания начала свою деятельность в марте 2000 года. Первым ее названием было „Мясная фабрика. Деликатес”. В Августе 2003 года достоялось слияние ЗАО „Мясная фабрика. Деликатес” с ЗАО „Фаворит”. В том же месяце объединенная компания была перерегистрирована как ЗАО „Столичные колбасы”.
С ноября 2003 года началось сотрудничество с компанией „Food additives, Ltd.”. Данная трансъевропейская компания составила договор с ЗАО „Столичные колбасы” на поставки пищевых ингредиентов.
Компания владеет двумя торговыми марками „Московские колбасы” и „Фаворит”, каждая из которых имеет свой ассортимент колбасных изделий.
Компания быстро возрастает: с момента учреждения, когда в 2000 г. было продано колбасных изделий на сумму 900 млн. руб., объемы возросли до 24000 950 млн. руб. в 2007 году.
Миссия компании:
Удовлетворять вкусы российских потребителей наилучшими видами мясной продукции, путем постоянного усовершенствования качества, технологии производства, постоянных инноваций, партнерских отношений с поставщиками и клиентами.
Цели компании на 2008-2010 гг.:
- быть лидером на рынке качественной колбасной продукции;
- достичь и удерживать 30% рынка качественных колбасных изделий;
- постоянно усовершенствовать технологии и качество продукции;
- обеспечивать постоянное возрастание прибыльности за счет увеличения продаж;
- постоянно улучшать наличие продукции в торговой сети страны;
- обеспечивать 70% ассортимента продукции в 10000 торговых точках;
- обеспечить увеличение количества активных клиентов.
Структура сбыта. Компания имеет 7 регионов продажи: Центральный, Северо-Западный, Кавказский, Уральский, Западно-Сибирский, Восточно-Сибирский и Дальневосточный.
Во всех регионах робота осуществляется через дистрибьюторов, количество которых доходит до 50. Кроме столицы, где компания самостоятельно осуществляет прямые продажи торговым сетям.
С 2005 года компания также начала экспорт в страны СНГ, на так называемых, "этнических" украинских и российских торговых точках.
Учитывая миссию и цели компании ЗАО „Столичные колбасы” можно
прийти к выводу, что решение задач логистики имеет первостепенную важность для нее. Особенно вопрос организации единого технологического процесса функционирования баз и складов.
Товарная номенклатура компании составляет свыше 70 наименований и имеет широкий ассортимент высококачественных колбасных изделий.
Оценивается уровень обслуживания клиентов, количество неотправленной продукции, стоимость неотправленной продукции, стоимость запасов и отношение к ним устаревших позиций, сумма отклонений продаж, продуктивность склада, расходы на перемещение единицы продукции, средняя длительность погрузочно-разгрузочных работ, длительность простоев и их стоимость. [6]
Перейдем ближе к экономическому анализу организации функционирования складов и ба ЗАО „Столичные колбасы”.
Для оценки размеров производства организации в среднем и в динамике за последние три года приведем таблицу 1.
Таблица 1
Основное производство ЗАО «Столичные колбасы» за 2006-2007гг.
2006 |
2007 |
2008 | |
Выручка от реализации, тыс. руб. |
185975 |
387217 |
448197 |
Себестоимость валовой продукции, тыс. руб. |
172621 |
357327 |
414997 |
Из данной таблицы
можно сделать следующие
1. За 2007 год выручка от реализации возросла
до 387271 тыс. руб., что на 108,2% больше по сравнению
с 2006г; себестоимость валовой продукции составила
357327 тыс. руб. (рост по сравнению с 2004 г.
на 107%).
2. За 2008 год выручка
от реализации возросла до 448197
тыс. руб., что на 15,7% больше по
сравнению с 2007г и на 141% больше
по сравнению с 2006г;
2.2.Порядок
и особенности организации
Производственно-складская структура.
ЗАО „Столичные колбасы” имеет следующую структуру производства и логистики:
Заводы:
г. Москва – производство ТМ „Московские колбасы”.
г. Новосибирск – производство ТМ „Фаворит”.
Центральные склады и базы:
г. Москва: ТМ „Московские колбасы” и „Фаворит”, материалы компании „Food additives, Ltd.” (материальный, производственный, сбытовый).
г. Новосибирск: ТМ „Фаворит” (материальный, производственный, сбытовый).
Региональные склады и базы.
г. Ростов-на-Дону: ТМ „Московские колбасы”, ТМ „Фаворит”. (сбытовый).
г. Екатеринбург: ТМ „Московские колбасы”, ТМ „Фаворит” (сбытовый).
г. Иркутск: ТМ „Фаворит” (сбытовый).
г. Хабаровск: ТМ „Фаворит” (сбытовый).
Рассмотрим особенности организации складской деятельности регионального склада «ТМ Фаворит» г. Хабаровска.
Склад обеспечен круглосуточной охраной, подъездными путями для автомобильного и ж/д транспорта, имеется в наличии практически вся необходимая погрузочная техника. Это позволяет обеспечить работу всех участков предприятия.
Ангарная площадка с 4-мя складскими помещениями, которые оснащены холодильным камерами.
Общая площадь 4500 кв. м., в том числе.: 4000 кв. м., четыре складских помещения; 500 кв.м, открытая площадка.
На рисунке 3 представлена схема деления ангарной площадки склада «ТМ Фаворит» на рабочие зоны:
Параметры рабочих зон, являются параметрами всего склада, что делает их особо значимыми. Оптимальная деятельность рабочих зон рассматривается, исходя из общей цели функционирования всего склада.
Рис. 3. Схема деления ангарной площадки склада «ТМ Фаворит» на рабочие зоны
2.3. Проблемы функционирования складов и баз ЗАО „Столичные колбасы”
Основными проблемами складирования данного предприятия являются:
Информация о работе Совершенствование складской деятельности предприятия на логистической основе