Производить или покупать

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2012 в 13:17, доклад

Краткое описание

Бывает так, что предприятию приходится решать: закупать определенные материалы или производить их самостоятельно. Такая проблема может возникнуть по целому ряду причин: как реакция на ненадежность поставщика, свободные производственные мощности на предприятии, желание усилить контроль над производственным процессом, рост цен.

Файлы: 1 файл

Производить или покупать-управление закупками.docx

— 23.02 Кб (Скачать)

Производить или покупать?

 

Бывает так, что предприятию  приходится решать: закупать определенные материалы или производить их самостоятельно. Такая проблема может  возникнуть по целому ряду причин: как  реакция на ненадежность поставщика, свободные производственные мощности на предприятии, желание усилить  контроль над производственным процессом, рост цен.

 

Почему возникает проблема выбора: покупать компоненты или производить  их самим?

 

В принципе, Вы должны исходить из того, что Вам более выгодно: изготовить все самому, либо купить уже изготовленные  кем-то компоненты, подходящие для Ваших  изделий. Поэтому в отношении  каждого расходуемого элемента, компонента продукции или узла Вам следует  рассматривать вопрос о целесообразности его покупки или изготовления своими силами. Даже готовая продукция  может быть объектом решения такого вопроса, хотя покупка готовых товаров  перемещает бизнес из сферы производства в сферу посредничества и обслуживания.

 

На практике производители чаще всего стараются достигнуть оптимального с их точки зрения баланса между  «чужими» и «своими» компонентами. Расходные элементы, такие, как сверла, эмульсии, припои для электроприборов, смолы и краски, производятся в  достаточном количестве относительно недорого и вполне доступны. Как  правило, не возникает даже вопроса  относительно самостоятельного изготовления такой стандартной продукции.

 

Небольшие, недорогие компоненты для  производственных процессов, такие, как  винты, болты, предохранители и подшипники, также широко распространены, и их можно приобрести по цене, которая  значительно ниже расходов на собственное  производство.

 

На некоторых стадиях производственного  процесса часто требуется обработка  или доводка, например, отделка поверхности, закалка металла, полировка или  покрытие смолой. Все эти операции могут выполняться субподрядчиками, которые, являясь специалистами  в данной области, сделают это  дешевле, чем Вы сами.

 

Из приведенных выше простых  примеров видно, что решение о  том, производить компоненты самим  или покупать их, зависит в основном от трех факторов: цены, наличия компонентов и возможности избежать вложения капитала в стандартный производственный процесс. Эти факторы облегчают принятие решения. Но проблема состоит в том, чтобы выбрать те компоненты и процессы, на которые действительно распространяется возможность собственного производства. И здесь выбор сделать гораздо труднее.

 

Как наш выбор может повлиять на масштаб производственного процесса?

 

Рассмотрим два крайних случая.

 

Если все основные компоненты и  узлы покупаются, а фирма производит только их сборку, это приводит к  относительно ограниченному производственному  процессу, который называется узкомасштабным производственным процессом и зависит от политики внешних закупок и координации снабжения.

 

При прямо противоположной ситуации, когда закупается только сырье, а  большинство компонентов, узлов  и отделочных работ осуществляется своими силами, частично упрощается проблема снабжения, но при этом производственный процесс приобретает широкие  масштабы, а значит, усложняются  Ваши производственные задачи.

 

На практике многие растущие малые  фирмы начинают с производства компонентов  или узлов как субподрядчики, и только потом, по мере роста объема продажи и осознания ситуации на рынке, переходят к широкомасштабному  производству.

 

Как принять решение: покупать компоненты или производить их самим?

 

Сначала определите положение Вашего бизнеса на шкале масштаба производственного  процесса. Не забывайте, что это положение  меняется с течением времени, поэтому:

 

Укажите положение Вашего бизнеса пять лет назад или во время создания фирмы.

 

Укажите положение Вашего бизнеса  на сегодняшний день.

 

Если Вы способны указать основные причины таких изменений, то сможете  определить влияние рынка на Ваш  бизнес. Вы сможете также более  глубоко проанализировать Ваше управление фирмой, если точно определите, были ли эти изменения запланированы  или произошли в результате роста  бизнеса или расширения ассортимента продукции. Повлияло ли введение новой  технологии на соотношение объема компонентов, закупаемых и производимых своими силами? Если Вы можете определить последствия, Вам будет легче планировать  ваш бизнес в будущем.

 

Какие еще аспекты необходимо принять  во внимание?

 

До этого мы говорили только о  производственных аспектах, а решение  о покупке или производстве своими силами связано с целым рядом  других проблем (расширение производства, маркетинг, общие перспективы бизнеса). Учитывая эти проблемы, попробуйте составить перечень вопросов, которые  необходимо принять во внимание:

    • наличие и надежность снабжения;
    • сравнение расходов на собственное производство и стоимости покупки компонентов;
    • собственные возможности - квалификация и знания;
    • контроль производства и снабжения;
    • возможность реагировать на меняющийся спрос;
    • гибкость нового процесса;
    • наличие капитала;
    • уверенность в спросе;
    • конкурентоспособность при наличии у кого-либо такой же лицензии;
    • дополнительное увеличение стоимости и т.д.

 

Содержание этого перечня может  быть разным, в зависимости от характера  бизнеса и характера принимаемых  решений. Но отнестись к составлению  перечня надо очень ответственно, привлекая к этой работе и к  принятию решений Ваших коллег.

 

Как проанализировать возможные последствия  выбора варианта покупки или собственного производства компонентов?

 

Большое значение здесь имеет метод  рассмотрения вариантов решения  по вопросу покупки или собственного производства компонентов. Окончательное  решение представляет собой комбинацию анализа, опыта и сравнения многих факторов.

 

Наиболее вероятно рассмотрение следующих  вопросов:

 Имеются ли у Вашего бизнеса  внутренние возможности - квалифицированные  работники, ноу-хау, оборудование  и резервные мощности, чтобы производить  данный компонент своими силами?

 Вписывается ли его производство  в существующие процессы?

 Какая степень независимости  Вашего бизнеса Вам необходима?

Действительно ли для Вас важно производить данный компонент своими силами, или же Вы можете найти надежных поставщиков?

 Существуют ли поставщики, которые  уже производят что-то подобное  и могут легко приспособить  свое производство для выпуска данного компонента?

Предлагаются ли необходимые услуги широко, или они ограничены небольшим  числом компаний, имеющих довольно редкую квалификацию?

Могут ли эти компании гарантировать  поставки?

Могут ли они обеспечить необходимое  качество при доступной цене?

Каковы возможные последствия  для размера запасов продукции?

Можно ли организовать своевременные  поставки?

При покупке компонентов не произойдет ли потери квалификации или ноу-хау?

Имеются ли какие-то технические элементы, которые создают угрозу конкуренции, если они будут поступать извне?

Вложена ли в продукцию или технологию какая-то интеллектуальная собственность, которая нуждается в охране и  должна оставаться в пределах собственного предприятия?

 Достаточно ли точно определены  затраты? 

Учтены ли все производственные затраты?

Как правило, капиталовложения в технологию, оборудование и другое оснащение  очевидны, но учтены ли другие накладные  расходы, такие, как транспорт или  затраты на другие виды обслуживания или производства?

Достаточно ли реалистично оценены  накладные расходы для собственного производства компонента или экономия при их покупке?

 В решении производить компоненты  своими силами учтено ли увеличение  расходов на управление производством  в связи с повышением его  сложности? 

При решении покупать компоненты учтены ли расходы на дополнительное руководство  поставками и планированием?

Уменьшится ли гибкость Вашего производства при решении производить компоненты своими силами из-за потребности в капиталовложениях в оборудование и долгосрочных обязательствах?

Какова при этом степень риска?

Можно ли запланировать поэтапные  капиталовложения?

Улучшатся ли перспективы Вашего бизнеса  благодаря приобретению оборудования и повышению квалификации обслуживающего персонала?

Участвовали ли Ваши главные коллеги  в принятии решений? Если ситуация с  каким-либо компонентом или узлом  действительно критическая и  требует капиталовложений, возможны различные мнения и даже эмоциональные  высказывания.

 Как себя ведут конкуренты? Каковы традиции и практика  в рамках данной отрасли? Соответствует  ли Ваш бизнес общим тенденциям  или движется в новом направлении?  В чем могут состоять преимущества  перед конкурентами?

 

Хотя этот перечень вопросов и не является исчерпывающим, он дает представление  о возможных направлениях обсуждения, если необходимо учесть все варианты. Конечно, Ваши ответы на эти вопросы  будут зависеть от характера Вашей  отрасли, степени развития Вашего бизнеса  и Ваших личных настоящих или  будущих целей.

 

В отношении каждого расходуемого элемента, компонента продукции или  узла Вам следует рассматривать  вопрос о целесообразности его покупки  или изготовления своими силами. Чем  тщательнее Вы рассмотрите эти вопросы, тем вероятнее, что Вы выберете именно тот вариант, который будет наиболее целесообразным в Вашем бизнесе. И не забывайте учитывать эти  аспекты постоянно по мере роста  Вашего бизнеса!

 

(Для презентации)  Обычно, при решении производить или закупать продукт, в расчет берутся следующие факторы:

 

1. Стоимость производства  в сравнении со стоимостью  закупок, включая расходы на  запуск производственного процесса.

 

2. Стабильность спроса  и возможная сезонность.

 

3. Качество у поставщика  в сравнении с собственными  возможностями предприятия в  этой области.

 

4. Желание усилить  контроль над процессом производства.

 

5. Наличие в пределах  организации свободных производственных  мощностей.

 

6. Сроки производства  либо сроки исполнения заказа  по закупкам.

 

7. У кого находятся  патенты, экспертная база и  т.п. (если это значимые факторы).

 

8. Стабильность технологии; если технология постоянно меняется, то лучше использовать поставщика.

 

9. Степень, в которой  необходимые операции согласовываются  или конфликтуют с существующими  производственными операциями.

 

 

МЕТОДЫ ЗАКУПКИ

Закупки можно осуществлять несколькими  методами, выбор, которого зависит от ряда характеристик:

 

1)   сложности конечного производимого  продукта;

2)   состава комплектующих  изделий и используемых материалов;

3)   особенностей производимого  продукта и используемого материала;

4)   периодичности заказа;

5)   величины партии единовременного  заказа;

6)   объема закупки;

7)   уровня постоянных затрат;

8)   службы снабжения и ее  организации;

9)   от уровня затрат на  формирование и содержание запасов.

 

Основные методы закупки

 

1. Закупка товара одной партией  (оптовые закупки). Предполагается, что такой метод осуществляется  поставкой товаров одной большой партией.

Преимущества: простота оформления документов, гарантии поставки всей партии, повышенные торговые скидки, небольшой документооборот, связанный с заказом. Недостатки: большая потребность в запасах  и складских помещениях, медленная  оборачиваемость капитала — эффект замораживания финансовых средств, негибкость ценового фактора, большие  потери от порчи материала при  хранении.      

2.  Регулярная закупка мелкими  партиями (в этом случае заказ  поставляется несколькими размельченными  партиями). Преимущества: ускоряется  оборачиваемость капитала (по сравнению  с предыдущим методом), товары  оплачиваются по мере поступления  на склад, производится сокращение  необходимых складских помещений,  уменьшение арендной платы, расходов  на содержание помещений и  дополнительного складского персонала,  небольшой документооборот, связанный  с заказом товара, т.к. заказ  оформляется только один раз.  Недостатки: вероятность заказа  избыточного количества, необходимость  оплаты всего оформленного заказа (по частям.)

3. Регулярные закупки (ежедневные, ежемесячные) по котировочным  ведомостям. Такой методзакупок используется при закупке недорогого быстроиспользуемого товара. Чтобы проследить потребность, регулярно составляются котировочные ведомости, в которых указываются полный перечень товаров, количество товара на складе, требуемое количество товаров. Преимущества: ускоренная оборачиваемость капитала, низкие затраты на хранение и складирование, низкие издержки от порчи товаров при хранении, отсутствие дополнительного обслуживающего персонала, своевременность поставок. Недостатки: зависимость от поставщика, постоянный учет товаров — большие трудозатраты, большой документооборот на заказы.

4.  Получение товаров по мере  необходимости. При этом методе поставщик поставляет заказ мелкими партиями, при этом в заказе количество товара определяется не точно, а приблизительно, поставка каждой мелкой партии осуществляется при согласовании с заказчиком, оплачивается не то количество, которое было оговорено в договоре о поставке, а то, которое было действительно получено при согласовании, по истечении срока договора заказчик не должен принимать и оплачивать товары, которые еще только должны быть доставлены. Преимущества: отсутствие жестких обязательств по покупке определенного количества товаров, возможность корректировки договора о заказе; ускоренный оборот капитала; минимальный документооборот, связанный с осуществлением связи с поставщиком, необходимость минимального количества складских помещений.

Информация о работе Производить или покупать