Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Сентября 2013 в 00:18, реферат
Под логистикой подразумевается планирование, управление поступающего на предприятие, движущегося внутри его и исходящего из него материального, а также сопутствующих потоков — информационного и финансового. Также как само физическое движение материалов или компонентов от поставщиков через производственное предприятие к конечным потребителям в нужный срок, с нужным уровнем качества, партиями нужного объема и с наиболее низкими издержками.
Концепция логистики — система взглядов на повышение эффективности функционирования логистических систем предприятия. Концепция логистики реализуется на основе системного подхода. Она показывает направление, в котором следует развивать логистическую систему предприятия.
Понятие и сущность логистики, задачи логистики
Под логистикой подразумевается планирование, управление поступающего на предприятие, движущегося внутри его и исходящего из него материального, а также сопутствующих потоков — информационного и финансового. Также как само физическое движение материалов или компонентов от поставщиков через производственное предприятие к конечным потребителям в нужный срок, с нужным уровнем качества, партиями нужного объема и с наиболее низкими издержками.
Концепция логистики — система взглядов на повышение эффективности функционирования логистических систем предприятия. Концепция логистики реализуется на основе системного подхода. Она показывает направление, в котором следует развивать логистическую систему предприятия.
Объект исследования логистики: материальные потоки, потоковые процессы, процесс выполнения заказов потребителей, процесс продвижения продукции по цепи поставок. Все эти объекты объединяются в общую интегрированную материалопроводящую систему.
Предмет исследования логистики — это деятельность логистиков по управлению, планированию, организации, контролю, регулированию, учету процесса продвижения продукции и услуг.
«8 правил логистики»:
1. ПРОДУКТ - нужный продукт;
2. КАЧЕСТВО - необходимого качества;
3. СТОИМОСТЬ - с требуемым уровнем затрат;
4. ПОТРЕБИТЕЛЬ нужному
5. КОЛИЧЕСТВО - в необходимом количестве;
6. ВРЕМЯ — должен быть доставлен в нужное время;
7. МЕСТО — в нужное место;
8. ПЕРСОНИФИЦИРОВАННОСТЬ — система обслуживания разрабатывается для каждого заказа.
Главным в управлении логистических систем является создание новых бизнес-возможностей, обеспечивающих конкурентоспособность организации.
Масштабное применение принципов логистики хозяйствующих субъектов объясняется необходимостью сокращения интервалов времени между приобретением сырья и материалов и реализацией готовой продукции конечным потребителям. Логистические методы позволяют сокращать материальные запасы, а в ряде случаев вообще отказаться от их использования. Сокращения времени доставки готовой продукции, ускорения процесса получения информации, повышения уровня предпродажного и послепродажного сервиса.
Рисунок1 Производственно-коммерчесмкий цикл производства и реализации продукции
Логистика включает управление транспортом, складским хозяйством, запасами, кадрами, организацию информационных систем, коммерческую деятельность и многое другое. В торговых организациях также происходит движение материальных потоков, создаются запасы и осуществляется складирование и транспортировка. Вместе с тем производственная стадия цикла при этом отсутствует
Новизна логистического подхода взаимная связь, интеграция транспортных, производственных и складских звеньев в единую систему движения материальных потоков (материалопроводящая система).
Главной задачей логистики является создание интегрированной эффективной системы управления и контроля материальных и информационных потоков, обеспечивающее высокое качество поставки готовой продукции потребителям, достижение с наименьшими затратами максимальной приспособленности предприятий и организаций к изменяющейся рыночной обстановке, повышение на рынке своей доли, получение преимуществ перед конкурентами.
Управление материальными потоками сравнительно недавно приобрело положение важной функции экономики. Основная причина — переход от рынка продавца к рынку покупателя, вызвавший необходимость гибкого реагирования производственных и торговых систем на быстро изменяющиеся приоритеты потребителей. В условиях рынка продавца спрос на продукцию значительно превышает предложение: практически все, что производится, быстро продается. У производителей не возникает проблем со сбытом, они не ощущают жесткой ценовой конкуренции и не стремятся к снижению издержек путем оптимизации движения потоковых процессов. В условиях рынка покупателя последний предъявляет свои требования к качеству и цене продукции. При прочих равных условиях покупается тот товар, который имеет меньшую цену при одинаковом качестве. Ценовая конкуренция приводит к необходимости снижать издержки, прежде всего в области управления материальными потоками.
Главные причины, обусловившие резкое возрастание интереса к логистике, заключаются в следующем:
■ обеспечение конкурентных преимуществ за счет снижения себестоимости готовой продукции и улучшения качества поставок;
■ компьютеризация управления, позволившая создавать модели логистических систем и процессов;
■ превращение рынка продавца в рынок покупателя.
Выделяют три этапа развития логистических принципов управления производством.
Логистическую структуру можно выразить такими функциональными областями, как запасы (планирование материальных запасов), информация (обработка заказов, прогнозирование спроса), складирование и складская обработка (размещение складов, управление складской переработкой, упаковка и т.д), транспортировка продукции (выбор вида транспорта, составление графиков обслуживания потребителей) и другие области.
Запасы играют буферную роль между транспортом, производством и реализацией. Они позволяют экономично и эффективно функционировать всей производственной системе. Запасы могут быть сосредоточены
непосредственно у производителя или их хранение может быть приближено к потребителю. В первом случае речь идет о производственных запасах, во втором — о запасах готовой продукции.
Транспорт при логистическом подходе включает не только перевозку груза от поставщика до потребителя, с предприятия на склад, со склада на склад, но также доставку со склада потребителю. Учитываются все транспортные связи, даже если поставщик и потребитель оплачивают наемный транспорт. Основными характеристиками транспорта являются стоимость и степень надежности.
Складское хозяйство включает в себя складские помещения для хранения материальных ценностей, размещение складских помещений и их использование.
Информация. Любая логистическая система управляется при помощи информационной и контролирующей подсистемы, которая формирует заказы на поставку материальных ресурсов, требования об отгрузке и транспортировке готовой продукции, поддерживает оптимальный уровень запасов.
Концепция логистики представляет собой систему взглядов на рационализацию хозяйственной деятельности путем оптимизации потоковых процессов. Логистическая функция — это укрупненная группа логистических операций, направленных на реализацию целей логистической системы.
Выделяют три этапа развития логистических принципов управления производством.
Первый этап — конец 60-х годов XX в. — характеризуется объединением складского хозяйства с транспортом и координацией их совместного использования. На этом этапе транспорт и склад, прежде связанные лишь операцией погрузки или разгрузки, приобретают взаимные связи. Они начинают «работать» на один экономический результат по единой согласованной технологии.
Второй этап — середина 80-х годов. К взаимодействию складирования и транспортировки начинает подключаться планирование производства. Это позволило повысить качество обслуживания покупателей за счет своевременности выполнения заказов, улучшить использование оборудования
Рисунок 2 Третий этап развития логистики
Третий этап – конец 90-х годов. Совокупность интегрирующих материалопроводящих звеньев приобретает целостный характер (рисунок2)
Рисунок 3 Взаимодействие материального и информационного потоков
На этой схеме представлено движение двух видов потоков — материальных и информационных. Движение первых на всем пути от источника сырья до конечного потребителя происходит в одном направлении, в то время как информационные потоки движутся в обоих направлениях.
Выделяют четыре основных свойства логистических систем.
1. Целостность и делимость
2. Наличие связей между элементами. Они должны быть более мощными, чем связи отдельных элементов с внешней средой, иначе система: не сможет существовать.
3. Организация. Для
создания системы необходимо
сформировать упорядоченные
4. Интеграционные качества.
Отличительными свойствами логистических систем являются наличие потокового процесса и определенная системная целостность. Это адаптивная система с обратной связью, выполняющая конкретные функции, имеет несколько подсистем и развитые связи с внешней средой.
Цель логистической системы — доставка товаров и изделий в заданное место, в нужном количестве и ассортименте, подготовленных к производственному или личному потреблению при заданном «уровне издержек».
Все логистические системы можно разделить на два основных вида.
1. Макрологистическая — крупная система управления материальными потоками, охватывающая предприятия и организации промышленности, посреднические, торговые и транспортные организации различных ведомств, расположенных в регионах страны или за рубежом. МаЛС представляет собой определенную инфраструктуру экономики региона.
2. Микрологистические
являются подсистемами, структурными
составляющими
Логистика предполагает формирование и обеспечение функционирования материальных потоков на отдельных этапах движения материалов. Выделяют три функции логистики:
1.интегрирующая - формирование процесса товародвижения как единой целостной системы;
2.организующая - обеспечение взаимодействия и согласование стадий и действий участников товародвижения;
.управляющая - поддержание
параметров
Интегрирующая функция. При доставке товаров от поставщика к потребителю материальный поток проходит стадии закупки материалов, производства и распределения (сбыта) продукции. Каждая стадия товародвижения характеризуется специфическими особенностями и решает присущие только ей задачи. Однако ни одна из них не может рассматриваться самостоятельно, вне единого процесса товародвижения. Определяющая роль в данном процессе принадлежит сбыту. Именно он обусловливает организационные и экономические особенности производства, объем и номенклатуру закупок материалов, а также отношения этих стадий друг к другу. Вместе с тем каждая из стадий товародвижения, в свою очередь, оказывает воздействие как непосредственно на процесс производства, так и на протекание процесса товародвижения в целом. Например, расширение рынка сбыта приводит к росту объема производства и закупок. Временное прекращение поставок материалов или резкий рост цен на них обусловливает увеличение уровня запасов за счет приобретения материалов в больших количествах и по более низким ценам и т.п.
Логистика объединяет стадии закупки, производства и сбыта в единый процесс. Посредством логистики управление движением потоков материалов осуществляется как управление единой, интегрированной системой, включающей источник сырья, ряд стадий обработки (изготовления продукции) и сбыта готовых изделий. Происходит переход от частных, локальных задач подсистем к глобальным целям производственной организации.
Организующая функция. В процессе товародвижения между поставщиками, производителями и сбытовиками устанавливаются и реализуются хозяйственные связи. Объективной основой хозяйственных связей выступает разделение труда по стадиям товародвижения, которое ведет к обособлению отдельных процессов и вызывает потребность налаживания объединяющих различные сферы связей. Решение данной задачи осуществляется посредством организации в рамках единого потокового процесса перемещения материалов и информации по всей цепи от производителя к потребителю, обеспечения взаимодействия отдельных стадий и согласования действий всех участников товародвижения.
Управляющая функция. Для того чтобы добиться рационального взаимодействия и согласования всех частей рассматриваемого процесса, необходимо им управлять. Логистическое управление направлено на экономию всех видов ресурсов, сокращение затрат живого и овеществленного труда на стыках стадий товародвижения. В широком смысле управляющее воздействие логистики на процесс движения материалов заключается в поддержании параметров материалопроводящей системы в заданных пределах.
Таким образом, логистика обеспечивает формирование процесса товародвижения, его эффективное функционирование путем установления необходимых хозяйственных связей между отдельными стадиями и участниками логистического процесса и управление движением материальных потоков.
Принципы логистики представляют собой исходные положения, на основе которых осуществляется построение и функционирование логистических систем.
1.Принцип системности предполагает формирование интегрированной системы управления материальными потоками в рамках производственно-сбытовой системы. Данный принцип находит свое отражение в разработке и осуществлении на практике единого технологического процесса выполнения производственных заказов на стадиях закупки, производства и сбыта продукции.
2.Принцип обратной связи предусматривает, что цели и задачи логистической системы определяются требованиями рынка продуктов и услуг. Исходя из ожидаемых заказов, необходимого качества и сроков поставок устанавливаются масштабы и ассортимент производимой продукции, формируются заказы на материалы. В свою очередь, в соответствии с принятой стратегией закупок определяется величина текущего и необходимого запаса и т.д. Реализация принципа обратной связи требует выделения в составе логистической системы соответствующего блока, который бы осуществлял сбор и обработку информации об эффективности действий управляющей системы и требованиях товарного рынка.
Информация о работе Понятие и сущность логистики, задачи логистики