Понятие, функции логистики. Цепи поставок

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 19:15, доклад

Краткое описание

Цель логистической деятельности считается достигнутой, если эти семь условий выполнены, т. е. нужный товар необходимого качества в необходимом количестве доставлен определенному потребителю в нужное время в нужное место с минимальными затратами.

Файлы: 1 файл

Логистика.docx

— 22.54 Кб (Скачать)
    1.  Понятие логистики

В настоящее время существует несколько десятков определений термина логистики. Если рассмотреть в совокупности круг проблем, которые затрагивает логистика, то общим для них будут вопросы управления материальными и соответствующими им информационными, финансовыми и другими потоками.

Термин появился первоначально  в интендантской службе Вооружённых  Сил. Сам термин «логистика» происходит от греческого «logistike», что означает искусство вычислять, рассуждать. Впервые употребляется в трактатах по военному искусству византийского императора Льва VI (865—912 гг.).

В Византийской империи при  дворе императора были «логистики», в обязанности которых входили распределение продуктов питания. Есть сведения, что Наполеон применял в своей армии логистические принципы.

Термин логистика ввел в русский язык в начале XIX века французский военный специалист Антуан Жомини.

 Ряд определений рассматривает  логистику как науку: 

"Логистика - это наука  об управлении и оптимизации  материальных потоков, потоков услуг и связанных с ними информационных и финансовых потоков в определенной микро- мезо- или макроэкономической системе для достижения поставленных перед ней целей".

 Другая группа определений  трактует логистику как хозяйственную  деятельность:

"Логистика - это интегральный  инструмент менеджмента, способствующий  достижению стратегических, тактических  или оперативных целей организации  бизнеса за счет эффективного  с точки зрения снижения общих  затрат и удовлетворения конечных  потребителей к качеству продуктов  и услуг управления материальными  и (или) сервисными потоками, а  также сопутствующими им потоками  информации и финансовых средств".

 В 1991г. Совет логистического менеджмента США (Council of Logistics Management) разработал новую формулировку термина:

"Логистика - это процесс  планирования и обеспечения (включая  контроль) эффективного и непрерывного  поступления товаров, услуг и  сопутствующей информации оттуда, где они создаются, к потребителю,  направленный на всемерное удовлетворение  потребительских запросов".

 Данное определение  не охватывает абсолютно все  специальные понятия, которые  входят в функциональную область  логистики, оно отражает необходимость  в едином управлении товарно-материальными  потоками от источника сырья  и материалов до пункта распределения  готового продукта.

Логистика обладает рядом  функций. На уровне организации бизнеса  принято выделять базисные, ключевые и вспомогательные. К базисным логистическим функциям относятся: снабжение, производство и сбыт.

1.2 Функции логистики

 В качестве ключевых  логистических функций выделяют следующие:

• Поддержание стандартов обслуживания потребителя.

 • Управление закупками. 

 • Транспортировка. 

 • Управление запасами.

 • Управление процедурами  заказов. 

 • Управление производственными  процедурами. 

 • Ценообразование. 

 • Физическое распределение. 

 К вспомогательным  (поддерживающим) логистическим функциям относят:

• Складирование.

 • Грузопереработку.

 • Защитную упаковку.

 • Поддержку возврата  товаров; обеспечение запасными  частями и сервисом.

 • Сбор возвратных  отходов. 

 • Информационную  поддержку.

 

 

 

2. Логистические системы. Цепи поставок.

 

Понятие логистической системы является одним из ключевых понятий логистики. Существует несколько определений логистической системы:

Логистическая система - это адаптивная система с обратной связью, выполняющая те или иные логистические функции. Она, как правило, состоит из нескольких подсистем и имеет развитые связи с внешней средой.

 Логистическая система - это сложная организационно завершенная (структурированная) экономическая система, состоящая из взаимосвязанных в едином процессе управления материальными и сопутствующими им потоками элементов-звеньев, совокупность которых, границы и задачи функционирования объединены внутренними целями организации бизнеса и (или) внешними целями.

 Логистические системы делятся на две большие группы: микрологистические и макрологистические системы.

 Микрологистические относятся, как правило, к определенной организации бизнеса, например, компании-производителю товара (ассортимента товаров) и предназначены для управления и оптимизации материальных и связанных с ними потоков (информационных, финансовых) в процессе производства и (или) снабжения и сбыта, соответственно, различают внутренние (внутрипроизводственные) внешние и интегрированные микрологистические системы.

 Макрологистические системы могут быть классифицированы по нескольким признакам. По признаку административно-территориального деления страны различают: районные, межрайонные. городские, областные, региональные, межрегиональные. транснациональные, глобальные. По объектно-функциональному признаку - логистические системы группы предприятий; одной или нескольких отраслей; ведомственные, торговые, военные и т.п.

 2.1 Управление цепями поставок (SCM - Supply Chain Management)

Наряду с понятием логистической системы используется термин логистическая цепь (цепь поставок). Естественно, в реальности организации не действуют изолированно друг от друга. Фактически каждая из них действует как заказчик, когда покупает материальные ресурсы у своих поставщиков, а затем сама становится поставщиком, когда поставляет свою продукцию собственным потребителям.

 Большинство видов  продукции в ходе создания  проходят через несколько организаций,  перемещаясь от поставщиков начального  уровня до конечных потребителей. Скажем, молоко в ходе этого  процесса проходят через ферму,  молоковоз, молокозавод, разливочное  предприятие, оптовую компанию  и магазин, прежде чем окажется  на нашем столе. Путь зубной  щетки начинается в нефтедобывающей  компании, а затем проходит через  трубопровод, нефтеочистительное  предприятие, химический завод,  компанию по производству пластмасс,  производителя щеток, импортера,  оптовую и розничную торговлю, прежде чем закончится в ванной  комнате конечного потребителя. 

 Для всех этих цепочек  деятельности применяются самые  разные названия. Когда акцент  делается на операциях, говорят  "процесс", когда подчеркивается  маркетинг, - "логистический канал"; когда на первое место ставят добавленную ценность, появляется термин "цепочка ценности" (value chain) когда анализируется удовлетворение потребительскою спроса, говорят о "цепочке спроса", когда рассматривается движение материального потока, используют общий термин - "цепь поставок" (supply chain).

 Цепь поставок - множество  звеньев логистической системы, линейно упорядоченное по материальному (информационному, финансовому) потоку с целью анализа или синтеза определенного набора логистических функций и (или) затрат.

 Цепь поставок описывает  весь путь материалов, которые  они проходят с самого начала  до самого конца. На этом  пути материалы могут проходить  через поставщиков сырья, производителей, операции по доводке, логистические центры, склады, операторов-посредников, транспортные компании, оптовиков, розничную торговлю и множество других операций и участников. Иногда цепь поставок не заканчивается на конечном потребителе, а дополнительно охватывает этап переработки и повторного использования материалов.

 2.2 Структура цепи поставок

 Самый простой способ  представить цель поставок - показать, как продукт перемещается через  ряд компаний, каждая из которых  добавляет к нему дополнительную  ценность. Если рассматривать этот  поток с точки зрения какой-то  компании, то виды деятельности, выполняемые до нее, т.е. передвижение материалов в эту компанию, называются предыдущими, видами деятельности, а те, которые осуществляются после выхода материалов из компании, последующими.

 Предыдущие виды деятельности  распределяются по уровням поставщиков.  Так, поставщик, отправляющий  материалы непосредственно в  компанию для осуществления с  ней дальнейших операций, называется  поставщиком первого уровня; поставщика, отправляющего материалы поставщику  первого уровня, называют поставщиком  второго уровня; и так далее  до первоначального источника  материальных ресурсов. Потребители  также занимают разные места  в общей цепи. Тех из них,  кто получает продукт непосредственно  после операций, выполненных в  компании, называют потребителями  первого уровня; те, кто получает  этот продукт от потребителей  первого уровня, становятся потребителями  второго уровня, и т.д. до конечных  потребителей.

 Отдельные цепи поставок  соединяются друг с другом, чтобы  удовлетворить спросы самых разных  типов потребителей. Например, производители  автомобильных запчастей продают  часть своей продукции сборочным  заводам, часть - оптовикам для  гаражей и авторемонтных предприятий,  часть - розничным магазинам для  индивидуальных потребителей, а  какую-то часть - непосредственно  потребителям, пользуясь для этого  своими веб-сайтами. Видно, что общая цель поставок разделяется на отдельные ветви, когда один и тот же продукт следует до разных пользователей разными путями. Концепция SCM позволяет эффективно управлять ветвями цепи поставок, сокращая общий уровень затрат и повышая уровень логистического сервиса.

3. Экономический  эффект от использования логистики

 Материальный поток,  двигаясь от первичного источника  сырья через цепь производственных, транспортных и посреднических  звеньев к конечному потребителю,  постоянно увеличивается в стоимости.  Проведенные в Великобритании  исследования показали, что в  стоимости продукта, попавшего к  конечному потребителю, более  70% составляют расходы, связанные  с хранением, транспортировкой, упаковкой  и другими операциями, обеспечивающими  продвижение материального потока. Высокая доля расходов на логистику  в конечной цене товара показывает, какие резервы улучшения экономических  показателей субъектов хозяйствования  содержит оптимизация управления  материальными потоками.

 Применение логистики  в сферах производства и обращения  позволяет: 

- снизить запасы на  всем пути движения материального  потока;

- сократить время прохождения  товаров по логистической цепи;

- снизить транспортные  расходы; 

- снизить расходы на  хранение или упразднить их;

- сократить затраты ручного  труда и соответствующие расходы  на операции с грузом.

Значительная доля экономического эффекта достигается за счет сокращения запасов на всем пути движения материального  потока. По данным Европейской промышленной ассоциации сквозной мониторинг материального  потока обеспечивает сокращение материальных запасов на 30-70% (по данным промышленной ассоциации США снижение запасов  происходит в пределах 30 - 50%).

 Высокая значимость  оптимизации запасов объясняется  следующим: 

" в общей структуре  издержек на логистику расходы  на содержание запасов составляют  более 50%, включая расходы на  управленческий аппарат, а также  потери от порчи или кражи  товаров, 

" большая часть оборотного  капитала предприятий, как правило,  отвлечена в запасы (от 10 до 50% всех  активов предприятий),

" в производстве расходы  по содержанию запасов составляют  до 25 - 30% от общего объема издержек.

 Сокращение запасов  при использовании логистики  обеспечивается за счет высокой  степени согласованности действий  участников логистических процессов, за счет повышения надежности поставок, за счет рациональности распределения запасов, а также по ряду других причин.

 Следующая составляющая  экономического эффекта от применения  логистики образуется за счет  сокращения времени прохождения  товаров по логистической цепи. Сегодня в общих затратах времени, отводимых на складирование, производственные операции и доставку, затраты времени на собственно изготовление продукта труда составляют в среднем от 2 до 5%.

 Таким образом, свыше  95% времени оборота приходится  на логистические операции. Сокращение этой составляющей позволяет ускорить оборачиваемость капитала, соответственно увеличить прибыль, получаемую в единицу времени, снизить себестоимость продукции. Экономический эффект от применения логистики возникает также от снижения транспортных расходов. Оптимизируются маршруты движения транспорта, согласуются графики, сокращаются холостые пробеги, улучшаются другие показатели использования транспорта. Логистический подход, как уже отмечалось, предполагает высокую степень согласованности участников товародвижения в области технической оснащенности грузоперерабатывающих систем. Применение однотипных средств механизации, одинаковой тары, использование аналогичных технологических приемов грузопереработки во всех звеньях логистической цепи образуют следующую составляющую экономического эффекта от применения логистики - сокращение затрат ручного труда и соответствующих расходов на операции с грузом.

 Логистический подход создает также условия для улучшения многих других показателей функционирования материалопроводящей системы, так как совершенствуется ее общая организация, повышается взаимная связь отдельных звеньев, улучшается управляемость.

 Совокупный экономический  эффект от использования логистики,  как правило, превышает сумму  эффектов от улучшения перечисленных  показателей. Это объясняется  возникновением у логистически организованных систем, так называемых интегративных свойств, т. е. качеств, которые присущи всей системе в целом, но не свойственны ни одному из элементов в отдельности.

 Интегративные качества  логистических систем представляют собой способность этих систем реализовывать конечную цель, которая получила название "семь правил логистики":

1. Продукт - нужный продукт.

2. Качество - необходимого  качества.

Информация о работе Понятие, функции логистики. Цепи поставок