Особенности логистики товародвижения

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 10:21, реферат

Краткое описание

Рассмотрим основные положения логистического распределения, товародвижения, сбыта, маркетинга и их взаимосвязи.

Файлы: 1 файл

особенности логистики товародвижения.docx

— 28.47 Кб (Скачать)

Распределительная логистика представляет собой науку о планировании, контроле и управлении транспортированием, складированием и другими материальными и нематериальными операциями, совершаемыми в процессе доведения готовой продукции до потребителя в соответствии с требованиями последнего, а также передачи, хранения и обработки соответствующей информации.

Распределительная логистика - это процесс управления коммерческим, канальным и физическим распределением готовой продукции и услуг с целью удовлетворения спроса потребителей и извлечения прибыли.

Задачи распределительной  логистики:

На уровне предприятия (микроуровень):

    1. планирование процесса реализации;
    2. организация получения и обработки заказа;
    3. выбор вида упаковки;
    4. организация отгрузки продукции;
    5. организация транспортирования и послереализационного обслуживания;

На макроуровне:

    1. выбор способа распределения продукции;
    2. определение оптимального количества распределительных центров (складов) на обслуживаемой территории;
    3. определение оптимального месторасположения распределительного центра.

Рассмотрим основные положения логистического распределения, товародвижения, сбыта, маркетинга и их взаимосвязи.

Если маркетинг отвечает за то, какой товар нужен, где, когда, в каком количестве и какого качества, т.е. в целом определяет потребительский спрос, то логистика, в области распределения, обеспечивает, используя соответствующий технико-технологический инструментарий, удовлетворение этого спроса наиболее эффективным способом, т.е. физическое продвижение требуемого продукта с минимальными затратами.

Под сбытом продукции понимается деятельность по распределению ресурсов, обеспечению их движения, контролю и регулированию с целью удовлетворения потребностей клиентов и получения прибыли.

Под товародвижением понимается процесс физического перемещения продукта от производителя до потребителя, сопровождающийся передачей информации и перераспределением финансовых средств, участвующих в нем хозяйствующих субъектов.

Логистика товародвижения - это процесс планирования, выполнения планов и контроля за эффективным, экономным с точки зрения затрат хранением и перемещением сырья, производственных запасов, готовой продукции и относящейся к перечисленной информации с момента производства до момента потребления с целью улучшения обслуживания клиентуры.

    • Снижение запасов на всем пути движения материального потока;
    • Сокращение времени прохождения товаров;
    • Сокращение затрат на товародвижение;
    • Сокращение затрат ручного труда на операции с грузом.

 

Процесс движения товаров  начинается со склада готовой продукции  и заканчивается поступлением на склады конечных потребителей.

Транзитные  поставки - поставки от изготовителя непосредственно к потребителю для потребления крупными партиями.

Складские поставки - поставки через складские предприятия посредников, потребляются обычно мелкими партиями или в комплекте.

Канал распределения - упорядоченная совокупность юридических или физических лиц, находящихся в нескольких технологических цепях и выполняющих однородные функции и операции по передаче прав собственности на ресурсы, их разделению на партии, сортировке и физическому перемещению.

Канал движения ресурсов - упорядоченная совокупность юридических или физических лиц, находящихся в единой технологической цепи и обеспечивающих доставку потребителю необходимой ему партии продукции.

Логистические каналы и цепи подразделяются на прямые и эшелонированные. Прямые логистические каналы характеризуются управлением движением материальных потоков без участия посреднических торговых структур (два звена: поставщик - потребитель). Эшелонированные логистические каналы характеризуются перемещением материальных потоков от производителя до потребителя через посреднические структуры; содержат 3 и более звеньев. Данные каналы состоят из эшелонированных цепей, включающих звенья торговых и транспортных предприятий, которые помогают трансформировать материальные потоки в зависимости от характера сбыта товарной продукции.

Посредники делятся на три категории:

  1. независимые торговые и транспортные посредники (ориентированы как по отраслевому, так и по территориальному признаку);
  2. снабженческие и транспортные структуры потребителей;
  3. сбытовые и транспортные структуры производителей.

Деятельность 2 и 3 категорий  подконтрольна производителям или  потребителям. Материальные потоки соответствуют  по структуре их ассортименту.

Обобщенно логистические каналы и цепи можно охарактеризовать по числу их уровней. Уровень распределения логистического потока - это любой торговый посредник, участник логистической системы, выполняющий распределительные функции.

Протяженность логистического канала характеризуется количеством уровней.

Кроме продвижения материального  потока логистические каналы и цепи выполняют ряд маркетинговых функций. Отсюда при выборе и формировании логистических каналов необходимо учитывать их сравнительные характеристики.

Развитие посреднических связей становится все более актуальным, и наличие логистических посредников, выполняющих различные функции, становится необходимым условием реализации продукции.

Эти функции можно разделить на:

  1. Функции (операции) физического распределения. Типы посредников: различные специализированные транспортные, экспедиторские, транспортно-экспедиторские фирмы, грузовые терминалы, распределительные центры, грузоперерабатывающие и другие предприятия.
  2. Функции обмена (купли-продажи). К посредникам относятся торговые посредники, главная функция которых - осуществление купли-продажи.
  3. Поддерживающие функции (страхование, информационная поддержка, финансирование и др.). Посредники: учреждения финансового сервиса (банки, клиринговые центры, финансовые компании), предприятия информационного центра, страховые компании, учреждения лицензирования и т.д..

Центральное место среди  логистических посредников занимают торговые посредники, которые кроме функции обмена могут выполнять функции физического распределения и поддерживающие.

Торговые посредники могут  быть классифицированы (в соответствии с американской моделью):

Дистрибьюторы с  полным циклом обслуживания (виды услуг: хранение товаров, представление продавцов, доставка товаров, кредитование, управленческие услуги). Торговцы оптом торгуют в основном с розничными предприятиями и отличаются друг от друга широтой представляемого ассортимента.

Дистрибьюторы с  ограниченным циклом обслуживания оказывают гораздо меньший комплекс услуг. Оптовик-коммивояжер - экспедиторские функции. Оптовик-организатор работает с конкретным заказом. Оптовик-консигнант - доставка товаров непищевого ассортимента, вкладка товаров в магазинах, назначение цены, следят за наличием товарно-материального запаса. Право собственности на товар за ними сохраняется. Оптовик-посылторговецзанимается рассылкой каталогов.

Брокеры и агенты. Не имеют права собственности на товар, выполняют ограниченные функции. Брокеры содействуют, сводят покупателя и продавца, получая вознаграждение 2-6%. Агенты организуют сбыт товаров, выступая при этом представителем какой-либо из сторон на долговременной основе (агенты по закупкам, сбытовые агенты, агенты производителей...). Оптовик-комиссионер берет на реализацию товар производителя, который не находится в его собственности, торгует от своего имени.

Оптовые отделения  и конторы производителей осуществляют торговые операции без привлечения независимых посредников. Закупочные конторы - структурные подразделения предприятий-производителей.

В общем виде классификация типов посредников основывается на ряде таких признаков, как:

  1. степень зависимости посредников от производителя и обладания правом предоставления продукции на рынке по своему усмотрению;
  2. возможность использования посредником необходимого количества собственных финансовых средств на пути продвижения продукции от производителя к потребителю.

Помимо физической логистической деятельности, логистические посредники обеспечивают информационный и электронный обмен данными между предприятиями, обработку заказов, а в ряде случаев - управление запасами продукции, ведение учета и статистики, фактурирование и получение задолженности с клиентов. Они оказывают помощь и содействие в исследовании товарного рынка и прогнозировании продаж, отправке грузов по стране и за рубеж.

Оптово-торговые организации, оказывая новые виды логистических слуг, способны кардинально изменить систему производственного обслуживания, которая включает:

  • оказание маркетинговых услуг предприятию, (что позволит изучить совокупный спрос обслуживаемых предприятий);
  • в процессе товародвижения организацию кооперированного использования собственных и производственных складов, приемку продукции на ответственное хранение, содействие в организации и модернизации складского хозяйства предприятий, помощь в тарировании и упаковке готовой продукции;
  • в процессе транспортирования участие в погрузочно-разгрузочных работах на складах предприятий, содействие в организации и модернизации транспортного хозяйства и осуществлении внутрипроизводственных перевозок, оказание помощи в формировании транспортной документации и заключении договоров на перевозку;
  • в процессе оказания информационных и консалтинговых услуг предоставление информации о наличии продукции на внутренних и внешних товарных рынках, спросе на выпускаемую продукцию, оказание консультации по совершенствованию структуры совокупных запасов продукции.

Можно констатировать, что  соотношение поставок продукции  по прямым связям и через оптовые  организации стабилизировалось  на уровне 80/20. Высокий процент продукции  продаж по прямым связям объясняется  экономией затрат (в условиях спекулятивных  операций), экономически обоснованными  условиями партии поставок, неразвитость сферы малого и среднего предпринимательства, наличие устоявшихся хозяйственных  связей, стремление снизить последствия  инфляционных процессов за счет создания запасов продукции.

Доля государственных  посреднических организаций в товарообороте  по мере укрупнения оборота предприятия  практически не увеличивается, а  объемы реализации через частные  коммерческие структуры и через  дочерние снабженческо-сбытовые фирмы  возрастает.

Для малых (50-200 чел.) и средних (200-1000) предприятий доля поставок по прямым связям превышает 80%, для крупных (до 5000) и сверхкрупных предприятий (свыше 5000) она снизилась до 76% и 64% соответственно. В целом как общероссийскую тенденцию можно отметить преимущественное использование прямого маркетинга, хотя в тоже время налицо увеличение использования посреднических звеньев  в различных видах оптовой  торговли.

Оптовая торговля становится важным звеном системы распределения  и товародвижения продукции, которое  может решить и решает маркетинговые  задачи предприятий-производителей.

Многоплановая и ведущая  роль в организации товародвижения на современном уровне принадлежит  оптово-торговым посредническим организациям, с каждым годом увеличивающих  объем и виды оказываемых логистических услуг.

Деятельность любого посредника увеличивает стоимость товара, поэтому  задача оптового звена состоит в  формировании минимальной торговой наценки. Это достигается за счет рационализации сбыта на основе логистических операций, придания товарам дополнительной, приемлемой для покупателей потребительной стоимости.

Основные операции коммерческой работы по оптовой продаже:

    • установление хозяйственных связей с покупателями товаров;
    • организация и технология оптовой продажи товаров;
    • оказание услуг розничной торговли;
    • организация учета и выполнения договоров с покупателями;
    • рекламная и информационная деятельность.

Две основные формы  продажи:

        1. транзит;
        2. склад (свой).

Одной из перспективных форм продажи, получившей за рубежом большое  распространение, является продажа  через мелкооптовые магазины типа «Cash & Carry» («плати и увози» - работает в режиме самообслуживания). Зарубежный магазин-склад предназначен для мелких розничных потребителей.

Показатели  эффективности - показатели, определяющие затраты на конечные результаты деятельности. То есть экономическая эффективность должна быть направлена не на увеличение объемных показателей, а на экономию средств, затрачиваемых на удовлетворение потребностей обслуживаемых предприятий в товародвижении.

Информация о работе Особенности логистики товародвижения