Официальный портал Администрации Санкт-Петербурга

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2011 в 15:58, доклад

Краткое описание

Транспортно-логистический комплекс Санкт-Петербурга (рис.1) объединяет различные виды транспорта и дорожное хозяйство, транспортную и терминально-складскую инфраструктуру, участников транспортно-логистической деятельности, находящихся в зависимости и взаимодействии при оказании транспортных, логистических, складских, дистрибутивных и вспомогательных услуг как в интересах экономики и жителей Санкт-Петербурга, так и в интересах экономик и жителей иных регионов России и иностранных государств.

Файлы: 1 файл

роль транспортно-логист комплекса с развитии страны.docx

— 22.20 Кб (Скачать)

Официальный портал Администрации  Санкт-Петербурга

Транспортно-логистический комплекс Санкт-Петербурга (рис.1) объединяет различные виды транспорта и дорожное хозяйство, транспортную и терминально-складскую инфраструктуру, участников транспортно-логистической деятельности, находящихся в зависимости и взаимодействии при оказании транспортных, логистических, складских, дистрибутивных и вспомогательных услуг как в интересах экономики и жителей Санкт-Петербурга, так и в интересах экономик и жителей иных регионов России и иностранных государств. 
Санкт-Петербург – единственный мегаполис в России, в котором транспортно-логистический комплекс представлен всеми основными видами городского, пригородного и внешнего транспорта. 
Структура транспортно-логистического комплекса Санкт-Петербурга включает 4 основных компонента: 
- внутригородской транспорт, обеспечивающий грузовые и пассажирские перевозки на территории г.Санкт-Петербурга; 
- внешний транспорт, обеспечивающий межрегиональные и международные перевозки грузов и пассажиров, транспортировку продукции топливной промышленности; 
- транспортную и терминально-складскую инфраструктуру; 
- систему управления движением, объединяющую информационное обеспечение и технические средства управления движением. 
Эффективное функционирование и развитие ТЛК Санкт-Петербурга с такой сложной структурой может быть обеспечено только при условии организации четкого взаимодействия всех  его  компонентов.

Роль  транспортно-логистического комплекса Санкт-Петербурга в социально-экономическом  развитии Российской Федерации

Транспортно-логистический комплекс реализует выгоды географического положения города, являющегося объективным и неотъемлемым конкурентным преимуществом Санкт-Петербурга как на международном, так и на внутрироссийском рынках транспортно-логистических услуг. 
Именно преимущества географического положения города, которые не зависят от политической конъюнктуры в стране, позволяют ТЛК Санкт-Петербурга занимать лидирующие позиции в России и обеспечивают более выгодные условия для развития транспортно-логистической деятельности. 
Благодаря уникальному географическому положению на побережье Балтийского моря в непосредственной близости к странам  Европейского Союза (далее – ЕС) и крупнейшим портам Европы, Санкт-Петербург стал воротами в Россию, через которые проходит существенная доля экспортно-импортных грузов страны. Благодаря ТЛК Санкт-Петербурга обеспечиваются как экспорт российских сырьевых материалов, продукции российских предприятий, так и стабильные поставки в Россию импортных товаров народного потребления, материалов, комплектующих и оборудования для всех отраслей экономики страны. 
В настоящее время через территорию Санкт-Петербурга осуществляется около 20% от общего объема перевозок российских внешнеторговых и транзитных грузов. Суммарные объемы перевозок грузов через Санкт-Петербург составили в 2005г. около 270 млн. тонн, из которых 43% приходится на экспортно-импортные грузы (табл.1).

Таблица 1. 
Основные показатели работы транспортно-логистического комплекса Санкт-Петербурга, млн. тонн (%), 2005 год

Показатели Экспортные  грузы  Импортные грузы  Прочие  
грузы 
Итого
ВСЕГО всеми видами транспорта, 
в том числе:  
117,1 (43%)    153,3 (57%)  270,4 (100%)
Морской порт  44,6* (78%) 12,9* (22%) 57,5 (100%)
Железнодорожный узел  27,9* (27%)   76,1 (73%)  104,0 (100%)
Речные  перевозки  9,8** (90%)  0,2* (2%) 0,9 (8%)  10,9 (100%)
Автотранспортные  
перевозки 
19,2* (20%)   75,8 (80%)  95 (100%)
Авиационный транспорт  0,006 (30%)    0,014 (70%) 0,02 (100%)
Трубопроводный  
транспорт
2,5* (83%) 0,5 (17%)  3,0 (100%)
 

  

* - грузы, связанные  с обслуживанием Большого порта  Санкт-Петербург; 
**- из общего объема 9,8 млн. тонн речных грузов, следующих на экспорт, 7,9 млн. тонн переваливается в морском порту с речного транспорта на морской, а 1,9 млн. тонн напрямую вывозятся на судах «река–море».

Транспортно-логистический комплекс Санкт-Петербурга играет важнейшую роль в связях «Россия–Европа», «Россия–Азия» (большинство товаров из Европы и Азии попадает в центральную часть России через Большой порт Санкт-Петербург), а также обеспечивает часть транзитных грузовых перевозок в сообщении «Европа-Азия». На долю стран ЕС приходится 52% внешнеторгового оборота Российской Федерации и 55% экспорта российской продукции. ТЛК Санкт-Петербурга обеспечивает транспортировку большей части международных грузов по направлению «Россия - страны ЕС», способствуя развитию торговли и международных отношений. Повышение роли транспортно-логистического комплекса Санкт-Петербурга в глобальной транспортной системе является важной составляющей стратегии интеграции Российской Федерации в мировую экономику и позволяет реализовать приоритетные интересы страны. 
По территории города  проходят 2 евроазиатских транспортных коридора – «Север–Юг» и «Транссиб», а также панъевропейский транспортный коридор №9. В настоящее время остро стоит проблема развития на территории города транспортной инфраструктуры для обеспечения растущего спроса на экспортно-импортные перевозки и потребностей экономики страны. 
Большой порт Санкт-Петербург играет ключевую роль в обеспечении международных перевозок Российской Федерации, выполняемых морским транспортом. Это связано с тем, что через Большой порт Санкт-Петербург осуществляются поставка в Россию 51% всех импортных грузов и вывоз 13% от общего объема экспортных грузов, перевозимых на морском транспорте (рис.2 и 3). Большой порт Санкт-Петербург является лидером по перевалке сухих, контейнерных и рефрижераторных грузов среди морских портов России. 
Через Большой порт Санкт-Петербург осуществляются внешнеторговые связи со странами всех континентов (рис.4 и 5). 
К Большом порту тяготеют экспортно-импортные грузы не только прилегающих к Санкт-Петербургу субъектов Российской Федерации, но и многих других регионов России, расположенных на значительном удалении от города – Центрального, Уральского, Приволжского и Сибирского федеральных округов (рис.6). К доставке импортных товаров через портовые комплексы Санкт-Петербурга тяготеет почти вся Европейская часть России, в которой проживает 95 млн. чел. (около 65% от общей численности населения страны), расположены основные предприятия базовых отраслей промышленности, многие из которых используют для модернизации производства импортное оборудование. Указанное обстоятельство, с одной стороны, ведёт к значительному росту проходящих через Санкт-Петербург грузопотоков, а, с другой стороны, стимулирует развитие города в качестве транспортно-распределительного центра международного значения. 
Расположение Санкт-Петербурга в 650-ти км от Москвы обуславливает тесное взаимодействие двух мегаполисов, являющихся основными зонами деловой активности, крупными промышленными, торговыми, культурными и административными центрами страны, где проживает около 10% населения России с наиболее высокими уровнем доходов и покупательной способностью. Значение Санкт-Петербурга усиливается тем, что в городе расположен ближайший к столице и центральной части страны морской порт, через который проходит кратчайший морской маршрут из России в Европу, обеспечивающий экспортно-импортные поставки для регионов Российской Федерации. 
Наличие самого крупного порта Балтийского моря и второго по грузообороту морского порта России, лидирующего в стране по переработке сухих и контейнерных грузов, достаточно развитой сети железных и автомобильных дорог, системы воздушных сообщений, Волго-Балтийского водного пути, трубопроводного транспорта делает Санкт-Петербург важнейшим транспортным центром страны. 
Зона влияния ТЛК Санкт-Петербурга охватывает около половины территории России, где сконцентрированы крупнейшие города и промышленные центры страны. Во многом именно с использованием ТЛК Санкт-Петербурга осуществляется коммуникация этих районов с наиболее развитыми странами мира, являющимися основными экспортерами и импортерами для Российской Федерации. Это свидетельствует о важнейшей роли транспортно-логистического комплекса Санкт-Петербурга в обеспечении внешнеэкономических интересов Российской Федерации, его ключевой роли в повышении конкурентоспособности транспортной системы страны.

Роль  транспортно-логистического комплекса в социально-экономическом  и градостроительном  развитии Санкт-Петербурга

ТЛК Санкт-Петербурга относится к числу важнейших  отраслей жизнеобеспечения города, от функционирования которой зависят  качество жизни населения, эффективность  работы других отраслей экономики Санкт-Петербурга и возможности использования  его градостроительного и социально-экономического потенциала. К пользователям услуг  ТЛК Санкт-Петербурга относятся  около 6 млн. жителей региона  и свыше 500 тыс. предприятий всех отраслей экономики, многие из которых занимают лидирующие позиции в стране. 
Сегодня транспорт – одна из основных наиболее динамично развивающихся отраслей экономики Санкт-Петербурга: 
- в структуре валового регионального продукта доля транспорта и дорожного хозяйства составляет 9,4%; 
- в отрасли работает 13,5 тыс. предприятий, на которых трудится свыше 230  тыс. чел. (около 10% от общего числа занятых в экономике города); 
- общий объем инвестиций в развитие транспортно-логистического комплекса города превысил в 2005г. 31,3 млрд. руб. (25% от общего объема инвестиций в экономику Санкт-Петербурга); 
- суммарный объем экспорта и импорта транспортных услуг  достиг в Санкт-Петербурге в 2005г. 1143,4 млн. долларов США  (66% от  общего объема  экспорта и импорта услуг отраслей экономики Санкт-Петербурга). 
Эффективное развитие транспортно-логистического комплекса является важным фактором повышения привлекательности Санкт-Петербурга для жизни и работы людей, роста экономической активности, расширения производства, сферы обслуживания и туризма, повышения конкурентоспособности, общественной и инвестиционной привлекательности города. 
Развитие города и транспортно-логистического комплекса взаимно обусловлено. С одной стороны, расположение и объемы работы предприятий и транспортных терминалов, размещение жилых районов и мест приложения труда формируют объемы и направления грузо- и пассажиропотоков и определяют нагрузку на транспортную систему. С другой стороны, развитие ТЛК способствует росту производительности труда, размещению и развитию новых производств, расширению торговых и деловых связей. 
Транспорт обеспечивает перевозки грузов от производителей к потребителям, обслуживает хозяйственные связи предприятий Санкт-Петербурга, Северо-Западного федерального округа и других регионов России. Снижение транспортных издержек и ускорение доставки грузов непосредственно отражаются на конкурентоспособности отечественных производителей, способствуют снижению стоимости товаров и услуг, стимулируют расширение транспортно-экономических связей. 
ТЛК города не только обеспечивает потребности экономики Санкт-Петербурга, но и является градообразующей отраслью, создающей значительный вклад в формирование валового регионального продукта, пополнение доходной части бюджета, влияющей на занятость и  денежные доходы  населения. 
В отличие от других базовых отраслей, транспортно-логистический комплекс  Санкт-Петербурга выполняет системообразующую функцию, создающую саму возможность развития в городе целого ряда отраслей экономики. Именно этот факт является одним из основных конкурентных преимуществ ТЛК Санкт-Петербурга по отношению к другим базовым отраслям  экономики города. 
Транспортно-логистический комплекс Санкт-Петербурга является одним из важнейших элементов инвестиционной привлекательности Санкт-Петербурга – решения о размещении в городе многих производств принимаются в немалой степени с учетом уровня транспортно-логистического сервиса, который может быть оказан в Санкт-Петербурге. 
Целый ряд новых предприятий был расположен на территории Санкт-Петербурга во многом за счет близости к Большому порту, что позволило им снизить затраты на доставку сырья и комплектующих. К ним относятся: 
–  предприятия автомобильной промышленности, на которые поставляются импортные комплектующие, а вывозятся готовые автомобили; 
–  предприятия по производству бытовой техники и товаров народного потребления, ориентированные на импортные комплектующие и продажу готовой продукции в регионах России; 
–  предприятия пищевой промышленности, работающие на импортном сырье (мясоперерабатывающие, производящие напитки, консервы и продукты питания с использованием импортных компонентов); 
–  табачные фабрики, на которые через терминалы порта поставляется табак и т.д. 
Транспортно-логистический комплекс выступает в настоящее время катализатором многих социально-экономических процессов в Санкт-Петербурге, в том числе в значительной степени – развития промышленности города. 
Необходимость оптимизации транспортно-логистической деятельности,  связанной с перевалкой, хранением, обработкой и дистрибуцией значительного количества грузов, стимулирует развитие научной, проектной и инновационной деятельности в Санкт-Петербурге. В городе расположены ведущие высшие учебные заведения  страны, в которых готовят специалистов для всех видов транспорта и логистики, а также многие научные и проектные организации, выполняющие перспективные разработки для транспортного комплекса Российской Федерации. 
ТЛК Санкт-Петербурга обеспечивает потребности всех отраслей экономики второго по значимости города страны – развитого промышленного, туристического и торгового центра, играет важную роль в градостроительном развитии агломерации, создании необходимых условий для привлечения инвестиций и повышения привлекательности территории для развития бизнеса. Именно транспортная доступность Санкт-Петербурга, скоростные характеристики, провозные и пропускные возможности транспортно-логистического комплекса во многом определяют качество и интенсивность обмена товарами, ресурсами, технологиями и информацией, а, следовательно, и перспективы города в международном и внутрироссийском разделении труда.

Информация о работе Официальный портал Администрации Санкт-Петербурга