Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2011 в 15:58, доклад
Транспортно-логистический комплекс Санкт-Петербурга (рис.1) объединяет различные виды транспорта и дорожное хозяйство, транспортную и терминально-складскую инфраструктуру, участников транспортно-логистической деятельности, находящихся в зависимости и взаимодействии при оказании транспортных, логистических, складских, дистрибутивных и вспомогательных услуг как в интересах экономики и жителей Санкт-Петербурга, так и в интересах экономик и жителей иных регионов России и иностранных государств.
Официальный портал Администрации Санкт-Петербурга
Транспортно-логистический
комплекс Санкт-Петербурга (рис.1) объединяет
различные виды транспорта и дорожное
хозяйство, транспортную и терминально-складскую
инфраструктуру, участников транспортно-логистической
деятельности, находящихся в зависимости
и взаимодействии при оказании транспортных,
логистических, складских, дистрибутивных
и вспомогательных услуг как в интересах
экономики и жителей Санкт-Петербурга,
так и в интересах экономик и жителей иных
регионов России и иностранных государств.
Санкт-Петербург – единственный мегаполис
в России, в котором транспортно-логистический
комплекс представлен всеми основными
видами городского, пригородного и внешнего
транспорта.
Структура транспортно-логистического
комплекса Санкт-Петербурга включает
4 основных компонента:
- внутригородской транспорт, обеспечивающий
грузовые и пассажирские перевозки на
территории г.Санкт-Петербурга;
- внешний транспорт, обеспечивающий межрегиональные
и международные перевозки грузов и пассажиров,
транспортировку продукции топливной
промышленности;
- транспортную и терминально-складскую
инфраструктуру;
- систему управления движением, объединяющую
информационное обеспечение и технические
средства управления движением.
Эффективное функционирование и развитие
ТЛК Санкт-Петербурга с такой сложной
структурой может быть обеспечено только
при условии организации четкого взаимодействия
всех его компонентов.
Роль транспортно-логистического комплекса Санкт-Петербурга в социально-экономическом развитии Российской Федерации
Транспортно-логистический
комплекс реализует выгоды географического
положения города, являющегося объективным
и неотъемлемым конкурентным преимуществом
Санкт-Петербурга как на международном,
так и на внутрироссийском рынках транспортно-логистических
услуг.
Именно преимущества географического
положения города, которые не зависят
от политической конъюнктуры в стране,
позволяют ТЛК Санкт-Петербурга занимать
лидирующие позиции в России и обеспечивают
более выгодные условия для развития транспортно-логистической
деятельности.
Благодаря уникальному географическому
положению на побережье Балтийского моря
в непосредственной близости к странам
Европейского Союза (далее – ЕС) и крупнейшим
портам Европы, Санкт-Петербург стал воротами
в Россию, через которые проходит существенная
доля экспортно-импортных грузов страны.
Благодаря ТЛК Санкт-Петербурга обеспечиваются
как экспорт российских сырьевых материалов,
продукции российских предприятий, так
и стабильные поставки в Россию импортных
товаров народного потребления, материалов,
комплектующих и оборудования для всех
отраслей экономики страны.
В настоящее время через территорию Санкт-Петербурга
осуществляется около 20% от общего объема
перевозок российских внешнеторговых
и транзитных грузов. Суммарные объемы
перевозок грузов через Санкт-Петербург
составили в 2005г. около 270 млн. тонн, из
которых 43% приходится на экспортно-импортные
грузы (табл.1).
Таблица
1.
Основные показатели
работы транспортно-логистического комплекса
Санкт-Петербурга, млн. тонн (%), 2005 год
|
* - грузы, связанные
с обслуживанием Большого
**- из общего объема 9,8 млн. тонн речных
грузов, следующих на экспорт, 7,9 млн. тонн
переваливается в морском порту с речного
транспорта на морской, а 1,9 млн. тонн напрямую
вывозятся на судах «река–море».
Транспортно-логистический
комплекс Санкт-Петербурга играет важнейшую
роль в связях «Россия–Европа», «Россия–Азия»
(большинство товаров из Европы и Азии
попадает в центральную часть России через
Большой порт Санкт-Петербург), а также
обеспечивает часть транзитных грузовых
перевозок в сообщении «Европа-Азия».
На долю стран ЕС приходится 52% внешнеторгового
оборота Российской Федерации и 55% экспорта
российской продукции. ТЛК Санкт-Петербурга
обеспечивает транспортировку большей
части международных грузов по направлению
«Россия - страны ЕС», способствуя развитию
торговли и международных отношений. Повышение
роли транспортно-логистического комплекса
Санкт-Петербурга в глобальной транспортной
системе является важной составляющей
стратегии интеграции Российской Федерации
в мировую экономику и позволяет реализовать
приоритетные интересы страны.
По территории города проходят 2 евроазиатских
транспортных коридора – «Север–Юг»
и «Транссиб», а также панъевропейский
транспортный коридор №9. В настоящее
время остро стоит проблема развития на
территории города транспортной инфраструктуры
для обеспечения растущего спроса на экспортно-импортные
перевозки и потребностей экономики страны.
Большой порт Санкт-Петербург играет ключевую
роль в обеспечении международных перевозок
Российской Федерации, выполняемых морским
транспортом. Это связано с тем, что через
Большой порт Санкт-Петербург осуществляются
поставка в Россию 51% всех импортных грузов
и вывоз 13% от общего объема экспортных
грузов, перевозимых на морском транспорте
(рис.2 и 3). Большой порт Санкт-Петербург
является лидером по перевалке сухих,
контейнерных и рефрижераторных грузов
среди морских портов России.
Через Большой порт Санкт-Петербург осуществляются
внешнеторговые связи со странами всех
континентов (рис.4 и 5).
К Большом порту тяготеют экспортно-импортные
грузы не только прилегающих к Санкт-Петербургу
субъектов Российской Федерации, но и
многих других регионов России, расположенных
на значительном удалении от города –
Центрального, Уральского, Приволжского
и Сибирского федеральных округов (рис.6).
К доставке импортных товаров через портовые
комплексы Санкт-Петербурга тяготеет
почти вся Европейская часть России, в
которой проживает 95 млн. чел. (около 65%
от общей численности населения страны),
расположены основные предприятия базовых
отраслей промышленности, многие из которых
используют для модернизации производства
импортное оборудование. Указанное обстоятельство,
с одной стороны, ведёт к значительному
росту проходящих через Санкт-Петербург
грузопотоков, а, с другой стороны, стимулирует
развитие города в качестве транспортно-распределительного
центра международного значения.
Расположение Санкт-Петербурга в 650-ти
км от Москвы обуславливает тесное взаимодействие
двух мегаполисов, являющихся основными
зонами деловой активности, крупными промышленными,
торговыми, культурными и административными
центрами страны, где проживает около
10% населения России с наиболее высокими
уровнем доходов и покупательной способностью.
Значение Санкт-Петербурга усиливается
тем, что в городе расположен ближайший
к столице и центральной части страны
морской порт, через который проходит
кратчайший морской маршрут из России
в Европу, обеспечивающий экспортно-импортные
поставки для регионов Российской Федерации.
Наличие самого крупного порта Балтийского
моря и второго по грузообороту морского
порта России, лидирующего в стране по
переработке сухих и контейнерных грузов,
достаточно развитой сети железных и автомобильных
дорог, системы воздушных сообщений, Волго-Балтийского
водного пути, трубопроводного транспорта
делает Санкт-Петербург важнейшим транспортным
центром страны.
Зона влияния ТЛК Санкт-Петербурга охватывает
около половины территории России, где
сконцентрированы крупнейшие города и
промышленные центры страны. Во многом
именно с использованием ТЛК Санкт-Петербурга
осуществляется коммуникация этих районов
с наиболее развитыми странами мира, являющимися
основными экспортерами и импортерами
для Российской Федерации. Это свидетельствует
о важнейшей роли транспортно-логистического
комплекса Санкт-Петербурга в обеспечении
внешнеэкономических интересов Российской
Федерации, его ключевой роли в повышении
конкурентоспособности транспортной
системы страны.
Роль
транспортно-логистического
комплекса в социально-
ТЛК Санкт-Петербурга
относится к числу важнейших
отраслей жизнеобеспечения города, от
функционирования которой зависят
качество жизни населения, эффективность
работы других отраслей экономики Санкт-Петербурга
и возможности использования
его градостроительного и социально-экономического
потенциала. К пользователям услуг
ТЛК Санкт-Петербурга относятся
около 6 млн. жителей региона и свыше
500 тыс. предприятий всех отраслей экономики,
многие из которых занимают лидирующие
позиции в стране.
Сегодня транспорт – одна из основных
наиболее динамично развивающихся отраслей
экономики Санкт-Петербурга:
- в структуре валового регионального
продукта доля транспорта и дорожного
хозяйства составляет 9,4%;
- в отрасли работает 13,5 тыс. предприятий,
на которых трудится свыше 230 тыс. чел.
(около 10% от общего числа занятых в экономике
города);
- общий объем инвестиций в развитие транспортно-логистического
комплекса города превысил в 2005г. 31,3 млрд.
руб. (25% от общего объема инвестиций в
экономику Санкт-Петербурга);
- суммарный объем экспорта и импорта транспортных
услуг достиг в Санкт-Петербурге в 2005г.
1143,4 млн. долларов США (66% от общего объема
экспорта и импорта услуг отраслей экономики
Санкт-Петербурга).
Эффективное развитие транспортно-логистического
комплекса является важным фактором повышения
привлекательности Санкт-Петербурга для
жизни и работы людей, роста экономической
активности, расширения производства,
сферы обслуживания и туризма, повышения
конкурентоспособности, общественной
и инвестиционной привлекательности города.
Развитие города и транспортно-логистического
комплекса взаимно обусловлено. С одной
стороны, расположение и объемы работы
предприятий и транспортных терминалов,
размещение жилых районов и мест приложения
труда формируют объемы и направления
грузо- и пассажиропотоков и определяют
нагрузку на транспортную систему. С другой
стороны, развитие ТЛК способствует росту
производительности труда, размещению
и развитию новых производств, расширению
торговых и деловых связей.
Транспорт обеспечивает перевозки грузов
от производителей к потребителям, обслуживает
хозяйственные связи предприятий Санкт-Петербурга,
Северо-Западного федерального округа
и других регионов России. Снижение транспортных
издержек и ускорение доставки грузов
непосредственно отражаются на конкурентоспособности
отечественных производителей, способствуют
снижению стоимости товаров и услуг, стимулируют
расширение транспортно-экономических
связей.
ТЛК города не только обеспечивает потребности
экономики Санкт-Петербурга, но и является
градообразующей отраслью, создающей
значительный вклад в формирование валового
регионального продукта, пополнение доходной
части бюджета, влияющей на занятость
и денежные доходы населения.
В отличие от других базовых отраслей,
транспортно-логистический комплекс Санкт-Петербурга
выполняет системообразующую функцию,
создающую саму возможность развития
в городе целого ряда отраслей экономики.
Именно этот факт является одним из основных
конкурентных преимуществ ТЛК Санкт-Петербурга
по отношению к другим базовым отраслям
экономики города.
Транспортно-логистический комплекс Санкт-Петербурга
является одним из важнейших элементов
инвестиционной привлекательности Санкт-Петербурга
– решения о размещении в городе многих
производств принимаются в немалой степени
с учетом уровня транспортно-логистического
сервиса, который может быть оказан в Санкт-Петербурге.
Целый ряд новых предприятий был расположен
на территории Санкт-Петербурга во многом
за счет близости к Большому порту, что
позволило им снизить затраты на доставку
сырья и комплектующих. К ним относятся:
– предприятия автомобильной промышленности,
на которые поставляются импортные комплектующие,
а вывозятся готовые автомобили;
– предприятия по производству бытовой
техники и товаров народного потребления,
ориентированные на импортные комплектующие
и продажу готовой продукции в регионах
России;
– предприятия пищевой промышленности,
работающие на импортном сырье (мясоперерабатывающие,
производящие напитки, консервы и продукты
питания с использованием импортных компонентов);
– табачные фабрики, на которые через
терминалы порта поставляется табак и
т.д.
Транспортно-логистический комплекс выступает
в настоящее время катализатором многих
социально-экономических процессов в
Санкт-Петербурге, в том числе в значительной
степени – развития промышленности города.
Необходимость оптимизации транспортно-логистической
деятельности, связанной с перевалкой,
хранением, обработкой и дистрибуцией
значительного количества грузов, стимулирует
развитие научной, проектной и инновационной
деятельности в Санкт-Петербурге. В городе
расположены ведущие высшие учебные заведения
страны, в которых готовят специалистов
для всех видов транспорта и логистики,
а также многие научные и проектные организации,
выполняющие перспективные разработки
для транспортного комплекса Российской
Федерации.
ТЛК Санкт-Петербурга обеспечивает потребности
всех отраслей экономики второго по значимости
города страны – развитого промышленного,
туристического и торгового центра, играет
важную роль в градостроительном развитии
агломерации, создании необходимых условий
для привлечения инвестиций и повышения
привлекательности территории для развития
бизнеса. Именно транспортная доступность
Санкт-Петербурга, скоростные характеристики,
провозные и пропускные возможности транспортно-логистического
комплекса во многом определяют качество
и интенсивность обмена товарами, ресурсами,
технологиями и информацией, а, следовательно,
и перспективы города в международном
и внутрироссийском разделении труда.
Информация о работе Официальный портал Администрации Санкт-Петербурга