Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2011 в 15:58, доклад
Транспортно-логистический комплекс Санкт-Петербурга (рис.1) объединяет различные виды транспорта и дорожное хозяйство, транспортную и терминально-складскую инфраструктуру, участников транспортно-логистической деятельности, находящихся в зависимости и взаимодействии при оказании транспортных, логистических, складских, дистрибутивных и вспомогательных услуг как в интересах экономики и жителей Санкт-Петербурга, так и в интересах экономик и жителей иных регионов России и иностранных государств.
Официальный портал Администрации Санкт-Петербурга
Транспортно-логистический 
комплекс Санкт-Петербурга (рис.1) объединяет 
различные виды транспорта и дорожное 
хозяйство, транспортную и терминально-складскую 
инфраструктуру, участников транспортно-логистической 
деятельности, находящихся в зависимости 
и взаимодействии при оказании транспортных, 
логистических, складских, дистрибутивных 
и вспомогательных услуг как в интересах 
экономики и жителей Санкт-Петербурга, 
так и в интересах экономик и жителей иных 
регионов России и иностранных государств. 
Санкт-Петербург – единственный мегаполис 
в России, в котором транспортно-логистический 
комплекс представлен всеми основными 
видами городского, пригородного и внешнего 
транспорта. 
Структура транспортно-логистического 
комплекса Санкт-Петербурга включает 
4 основных компонента: 
- внутригородской транспорт, обеспечивающий 
грузовые и пассажирские перевозки на 
территории г.Санкт-Петербурга; 
- внешний транспорт, обеспечивающий межрегиональные 
и международные перевозки грузов и пассажиров, 
транспортировку продукции топливной 
промышленности; 
- транспортную и терминально-складскую 
инфраструктуру; 
- систему управления движением, объединяющую 
информационное обеспечение и технические 
средства управления движением. 
Эффективное функционирование и развитие 
ТЛК Санкт-Петербурга с такой сложной 
структурой может быть обеспечено только 
при условии организации четкого взаимодействия 
всех  его  компонентов.
Роль транспортно-логистического комплекса Санкт-Петербурга в социально-экономическом развитии Российской Федерации
Транспортно-логистический 
комплекс реализует выгоды географического 
положения города, являющегося объективным 
и неотъемлемым конкурентным преимуществом 
Санкт-Петербурга как на международном, 
так и на внутрироссийском рынках транспортно-логистических 
услуг. 
Именно преимущества географического 
положения города, которые не зависят 
от политической конъюнктуры в стране, 
позволяют ТЛК Санкт-Петербурга занимать 
лидирующие позиции в России и обеспечивают 
более выгодные условия для развития транспортно-логистической 
деятельности. 
Благодаря уникальному географическому 
положению на побережье Балтийского моря 
в непосредственной близости к странам  
Европейского Союза (далее – ЕС) и крупнейшим 
портам Европы, Санкт-Петербург стал воротами 
в Россию, через которые проходит существенная 
доля экспортно-импортных грузов страны. 
Благодаря ТЛК Санкт-Петербурга обеспечиваются 
как экспорт российских сырьевых материалов, 
продукции российских предприятий, так 
и стабильные поставки в Россию импортных 
товаров народного потребления, материалов, 
комплектующих и оборудования для всех 
отраслей экономики страны. 
В настоящее время через территорию Санкт-Петербурга 
осуществляется около 20% от общего объема 
перевозок российских внешнеторговых 
и транзитных грузов. Суммарные объемы 
перевозок грузов через Санкт-Петербург 
составили в 2005г. около 270 млн. тонн, из 
которых 43% приходится на экспортно-импортные 
грузы (табл.1).
Таблица 
1. 
Основные показатели 
работы транспортно-логистического комплекса 
Санкт-Петербурга, млн. тонн (%), 2005 год 
  | 
* - грузы, связанные 
с обслуживанием Большого 
**- из общего объема 9,8 млн. тонн речных 
грузов, следующих на экспорт, 7,9 млн. тонн 
переваливается в морском порту с речного 
транспорта на морской, а 1,9 млн. тонн напрямую 
вывозятся на судах «река–море».
Транспортно-логистический 
комплекс Санкт-Петербурга играет важнейшую 
роль в связях «Россия–Европа», «Россия–Азия» 
(большинство товаров из Европы и Азии 
попадает в центральную часть России через 
Большой порт Санкт-Петербург), а также 
обеспечивает часть транзитных грузовых 
перевозок в сообщении «Европа-Азия». 
На долю стран ЕС приходится 52% внешнеторгового 
оборота Российской Федерации и 55% экспорта 
российской продукции. ТЛК Санкт-Петербурга 
обеспечивает транспортировку большей 
части международных грузов по направлению 
«Россия - страны ЕС», способствуя развитию 
торговли и международных отношений. Повышение 
роли транспортно-логистического комплекса 
Санкт-Петербурга в глобальной транспортной 
системе является важной составляющей 
стратегии интеграции Российской Федерации 
в мировую экономику и позволяет реализовать 
приоритетные интересы страны. 
По территории города  проходят 2 евроазиатских 
транспортных коридора – «Север–Юг» 
и «Транссиб», а также панъевропейский 
транспортный коридор №9. В настоящее 
время остро стоит проблема развития на 
территории города транспортной инфраструктуры 
для обеспечения растущего спроса на экспортно-импортные 
перевозки и потребностей экономики страны. 
Большой порт Санкт-Петербург играет ключевую 
роль в обеспечении международных перевозок 
Российской Федерации, выполняемых морским 
транспортом. Это связано с тем, что через 
Большой порт Санкт-Петербург осуществляются 
поставка в Россию 51% всех импортных грузов 
и вывоз 13% от общего объема экспортных 
грузов, перевозимых на морском транспорте 
(рис.2 и 3). Большой порт Санкт-Петербург 
является лидером по перевалке сухих, 
контейнерных и рефрижераторных грузов 
среди морских портов России. 
Через Большой порт Санкт-Петербург осуществляются 
внешнеторговые связи со странами всех 
континентов (рис.4 и 5). 
К Большом порту тяготеют экспортно-импортные 
грузы не только прилегающих к Санкт-Петербургу 
субъектов Российской Федерации, но и 
многих других регионов России, расположенных 
на значительном удалении от города – 
Центрального, Уральского, Приволжского 
и Сибирского федеральных округов (рис.6). 
К доставке импортных товаров через портовые 
комплексы Санкт-Петербурга тяготеет 
почти вся Европейская часть России, в 
которой проживает 95 млн. чел. (около 65% 
от общей численности населения страны), 
расположены основные предприятия базовых 
отраслей промышленности, многие из которых 
используют для модернизации производства 
импортное оборудование. Указанное обстоятельство, 
с одной стороны, ведёт к значительному 
росту проходящих через Санкт-Петербург 
грузопотоков, а, с другой стороны, стимулирует 
развитие города в качестве транспортно-распределительного 
центра международного значения. 
Расположение Санкт-Петербурга в 650-ти 
км от Москвы обуславливает тесное взаимодействие 
двух мегаполисов, являющихся основными 
зонами деловой активности, крупными промышленными, 
торговыми, культурными и административными 
центрами страны, где проживает около 
10% населения России с наиболее высокими 
уровнем доходов и покупательной способностью. 
Значение Санкт-Петербурга усиливается 
тем, что в городе расположен ближайший 
к столице и центральной части страны 
морской порт, через который проходит 
кратчайший морской маршрут из России 
в Европу, обеспечивающий экспортно-импортные 
поставки для регионов Российской Федерации. 
Наличие самого крупного порта Балтийского 
моря и второго по грузообороту морского 
порта России, лидирующего в стране по 
переработке сухих и контейнерных грузов, 
достаточно развитой сети железных и автомобильных 
дорог, системы воздушных сообщений, Волго-Балтийского 
водного пути, трубопроводного транспорта 
делает Санкт-Петербург важнейшим транспортным 
центром страны. 
Зона влияния ТЛК Санкт-Петербурга охватывает 
около половины территории России, где 
сконцентрированы крупнейшие города и 
промышленные центры страны. Во многом 
именно с использованием ТЛК Санкт-Петербурга 
осуществляется коммуникация этих районов 
с наиболее развитыми странами мира, являющимися 
основными экспортерами и импортерами 
для Российской Федерации. Это свидетельствует 
о важнейшей роли транспортно-логистического 
комплекса Санкт-Петербурга в обеспечении 
внешнеэкономических интересов Российской 
Федерации, его ключевой роли в повышении 
конкурентоспособности транспортной 
системы страны.
Роль 
транспортно-логистического 
комплекса в социально-
ТЛК Санкт-Петербурга 
относится к числу важнейших 
отраслей жизнеобеспечения города, от 
функционирования которой зависят 
качество жизни населения, эффективность 
работы других отраслей экономики Санкт-Петербурга 
и возможности использования 
его градостроительного и социально-экономического 
потенциала. К пользователям услуг 
ТЛК Санкт-Петербурга относятся 
около 6 млн. жителей региона  и свыше 
500 тыс. предприятий всех отраслей экономики, 
многие из которых занимают лидирующие 
позиции в стране. 
Сегодня транспорт – одна из основных 
наиболее динамично развивающихся отраслей 
экономики Санкт-Петербурга: 
- в структуре валового регионального 
продукта доля транспорта и дорожного 
хозяйства составляет 9,4%; 
- в отрасли работает 13,5 тыс. предприятий, 
на которых трудится свыше 230  тыс. чел. 
(около 10% от общего числа занятых в экономике 
города); 
- общий объем инвестиций в развитие транспортно-логистического 
комплекса города превысил в 2005г. 31,3 млрд. 
руб. (25% от общего объема инвестиций в 
экономику Санкт-Петербурга); 
- суммарный объем экспорта и импорта транспортных 
услуг  достиг в Санкт-Петербурге в 2005г. 
1143,4 млн. долларов США  (66% от  общего объема  
экспорта и импорта услуг отраслей экономики 
Санкт-Петербурга). 
Эффективное развитие транспортно-логистического 
комплекса является важным фактором повышения 
привлекательности Санкт-Петербурга для 
жизни и работы людей, роста экономической 
активности, расширения производства, 
сферы обслуживания и туризма, повышения 
конкурентоспособности, общественной 
и инвестиционной привлекательности города. 
Развитие города и транспортно-логистического 
комплекса взаимно обусловлено. С одной 
стороны, расположение и объемы работы 
предприятий и транспортных терминалов, 
размещение жилых районов и мест приложения 
труда формируют объемы и направления 
грузо- и пассажиропотоков и определяют 
нагрузку на транспортную систему. С другой 
стороны, развитие ТЛК способствует росту 
производительности труда, размещению 
и развитию новых производств, расширению 
торговых и деловых связей. 
Транспорт обеспечивает перевозки грузов 
от производителей к потребителям, обслуживает 
хозяйственные связи предприятий Санкт-Петербурга, 
Северо-Западного федерального округа 
и других регионов России. Снижение транспортных 
издержек и ускорение доставки грузов 
непосредственно отражаются на конкурентоспособности 
отечественных производителей, способствуют 
снижению стоимости товаров и услуг, стимулируют 
расширение транспортно-экономических 
связей. 
ТЛК города не только обеспечивает потребности 
экономики Санкт-Петербурга, но и является 
градообразующей отраслью, создающей 
значительный вклад в формирование валового 
регионального продукта, пополнение доходной 
части бюджета, влияющей на занятость 
и  денежные доходы  населения. 
В отличие от других базовых отраслей, 
транспортно-логистический комплекс  Санкт-Петербурга 
выполняет системообразующую функцию, 
создающую саму возможность развития 
в городе целого ряда отраслей экономики. 
Именно этот факт является одним из основных 
конкурентных преимуществ ТЛК Санкт-Петербурга 
по отношению к другим базовым отраслям  
экономики города. 
Транспортно-логистический комплекс Санкт-Петербурга 
является одним из важнейших элементов 
инвестиционной привлекательности Санкт-Петербурга 
– решения о размещении в городе многих 
производств принимаются в немалой степени 
с учетом уровня транспортно-логистического 
сервиса, который может быть оказан в Санкт-Петербурге. 
Целый ряд новых предприятий был расположен 
на территории Санкт-Петербурга во многом 
за счет близости к Большому порту, что 
позволило им снизить затраты на доставку 
сырья и комплектующих. К ним относятся: 
–  предприятия автомобильной промышленности, 
на которые поставляются импортные комплектующие, 
а вывозятся готовые автомобили; 
–  предприятия по производству бытовой 
техники и товаров народного потребления, 
ориентированные на импортные комплектующие 
и продажу готовой продукции в регионах 
России; 
–  предприятия пищевой промышленности, 
работающие на импортном сырье (мясоперерабатывающие, 
производящие напитки, консервы и продукты 
питания с использованием импортных компонентов); 
–  табачные фабрики, на которые через 
терминалы порта поставляется табак и 
т.д. 
Транспортно-логистический комплекс выступает 
в настоящее время катализатором многих 
социально-экономических процессов в 
Санкт-Петербурге, в том числе в значительной 
степени – развития промышленности города. 
Необходимость оптимизации транспортно-логистической 
деятельности,  связанной с перевалкой, 
хранением, обработкой и дистрибуцией 
значительного количества грузов, стимулирует 
развитие научной, проектной и инновационной 
деятельности в Санкт-Петербурге. В городе 
расположены ведущие высшие учебные заведения  
страны, в которых готовят специалистов 
для всех видов транспорта и логистики, 
а также многие научные и проектные организации, 
выполняющие перспективные разработки 
для транспортного комплекса Российской 
Федерации. 
ТЛК Санкт-Петербурга обеспечивает потребности 
всех отраслей экономики второго по значимости 
города страны – развитого промышленного, 
туристического и торгового центра, играет 
важную роль в градостроительном развитии 
агломерации, создании необходимых условий 
для привлечения инвестиций и повышения 
привлекательности территории для развития 
бизнеса. Именно транспортная доступность 
Санкт-Петербурга, скоростные характеристики, 
провозные и пропускные возможности транспортно-логистического 
комплекса во многом определяют качество 
и интенсивность обмена товарами, ресурсами, 
технологиями и информацией, а, следовательно, 
и перспективы города в международном 
и внутрироссийском разделении труда.
Информация о работе Официальный портал Администрации Санкт-Петербурга