Макрологистические системы

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2013 в 19:29, реферат

Краткое описание

Логистическая система – это адаптивная система с обратной связью, выполняющая те или иные логистические функции. Она, как правило, состоит из нескольких подсистем и имеет развитые связи с внешней средой. В качестве логистической системы можно рассматривать промышленное предприятие, территориально-производственный комплекс, торговое предприятие и т.д. Цель логистической системы – доставка товаров и изделий в заданное место, в нужном количестве и ассортименте в максимально возможной степени подготовленных к производственному или личному потреблению при заданном уровне издержек.

Файлы: 1 файл

Макрологистические системы реферат.doc

— 120.50 Кб (Скачать)

Макрологистические системы

 

Логистическая система – это  адаптивная система с обратной связью, выполняющая те или иные логистические  функции. Она, как правило, состоит  из нескольких подсистем и имеет  развитые связи с внешней средой. В качестве логистической системы можно рассматривать промышленное предприятие, территориально-производственный комплекс, торговое предприятие и т.д. Цель логистической системы – доставка товаров и изделий в заданное место, в нужном количестве и ассортименте в максимально возможной степени подготовленных к производственному или личному потреблению при заданном уровне издержек.

Границы логистической  системы определяются циклом обращения  средств производства (рис. 1). Вначале закупаются средства производства. Они в виде материального потока поступают в логистическую систему, складируются, обрабатываются, вновь хранятся и затем уходят из логистической системы в потребление в обмен на поступающие в логистическую систему финансовые ресурсы.

 

Рис.1 – Выделение границ логистической  системы на основе цикла обращения  средств производства

Выделение границ логистической  системы на базе цикла обращения  средств производства получило название принципа «уплаты денег – получения денег» (рис. 2).

 

Рис. 2 – Взаимосвязь логистической  системы с окружающей средой. Принцип  «уплата денег – получение денег»

 

Макрологистическая система – это крупная система управления материальными потоками, охватывающая предприятия и организации промышленности, посреднические, торговые и транспортные организации различных ведомств, расположенных в разных регионах страны или в разных странах. Макрологистическая система представляет собой определенную инфраструктуру экономики региона, страны или группы стран.

При формировании макрологистической системы, охватывающей разные страны, необходимо преодолеть трудности, связанные  с правовыми и экономическими особенностями международных экономических отношений, с неодинаковыми условиями поставки товаров, различиями в транспортном законодательстве стран, а также ряд других барьеров.

Формирование макрологистических систем в межгосударственных программах требует создание единого экономического пространства, единого рынка без внутренних границ, таможенных препятствий транспортировке товаров, капиталов, информации, трудовых ресурсов.

Назначением данной системы не является извлечение прибыли или достижение каких-либо других корпоративных целей организации бизнеса, создаваемой на уровне территориального или административно-террито-риального образования для решения социально-экономических, экологических, военных и других задач подобного рода. Макрологистические системы могут быть классифицированы по нескольким признакам.

По признаку административно-территориального деления страны различают следующие виды логистических систем:

- районные,

- межрайонные,

- городские,

- областные и краевые,

- региональные,

- межрегиональные,

- республиканские,

- межреспубликанские.

По объектно-функциональному признаку могут быть выделены макрологистические системы для группы предприятий одной или нескольких отраслей:

- ведомственные,

- отраслевые,

- межведомственные (межотраслевые),

- торговые,

- военные,

- институциональные и т.п.

В западной практике часто используется понятие «глобальных макрологистических систем», к которым относят государственные (транснациональные) системы, формируемые на уровне страны в целом, межгосударственные (международные) системы, охватывающие несколько стран, и трансконтинентальные системы, создаваемые в пределах нескольких континентов.

Цели создания макрологистических систем могут в значительной степени  отличаться от целей и критериев построения микрологистических систем. Для фирмы в качестве критериев оптимизации ее функционирования могут применяться, например, такие критерии, как минимум общих логистических издержек, максимальный объем продаж готовой продукции (или прибыли), завоевание максимальной доли рынка, удержание позиции на рынке сбыта, максимальная величина курсовой стоимости акций и т. п. Обязательным условием при этом является наиболее полное удовлетворение запросов потребителей по качеству продукции, срокам выполнения заказов, уровню логистического сервиса.

В большинстве случаев критерий минимума общих логистических издержек используется и при построении макрологистических систем. Однако чаще пользуются системными критериями, отвечающими экологическим, социальным, военным, политическим и другим целями. Например, для улучшения экологической обстановки в регионе может быть создана макрологистическая система оптимизации транспортных (грузовых) региональных потоков, решающая задачи оптимизации маршрутов, развязывания транспортных потоков, переключения перевозок с одного вида транспорта на другой и т.д.

В макрологистических системах могут  решаться такие задачи, как формирование межотраслевых материальных балансов; выбор видов и форм снабжения  и сбыта продукции, ориентированных на определенные группы потребителей и производителей, размещение на заданной территории складских комплексов общего пользования, грузовых терминалов, диспетчерских (логистических) центров; выбор вида транспорта и транспортных средств; организация транспортировки и координация работы различных видов транспорта в транспортных узлах; оптимизация административно-территориальных распределительных систем для многоассортиментных материальных потоков и т.п.

Охарактеризуем свойства макрологистических систем в разрезе  каж-дого из четырех свойств, присущих любой системе.

Первое свойство (целостность  и членимость) – система есть целостная совокупность элементов, взаимодействующих друг с другом. Декомпозицию логистических систем на элементы можно осуществлять по-разному. На макроуровне при прохождении материального потока от одного предприятия к другому в качестве элементов могут рассматриваться сами эти предприятия, а также связывающий их транспорт (рис. 3).


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 3 – Макрологистическая система

 

На макроуровне логистическая система может быть представлена в виде следующих подсистем:

Закупка – подсистема, которая  обеспечивает поступление материального  потока в логистическую систему.

Планирование и управление производством – эта подсистема принимает материальный поток от подсистемы закупок и управляет им в процессе выполнения различных технологических операций, превращающий предмет труда в продукт труда.

Сбыт – подсистема, которая  обеспечивает выбытие материального  потока из логистической системы.

Второе свойство (связи): между элементами логистической системы имеются существенные связи, которые с закономерной необходимостью определяют интегративные качества. В макрологистических системах основу связи между элементами составляет договор. В микрологистических системах элементы связаны внутрипроизводственными отношениями.

Третье свойство (организация): связи между элементами логистический  системы определенным образом упорядочены, то есть логистическая система имеет  организацию.

Четвертое свойство (интегративные  качества): логистическая система обладает интегративными качествами, не свойственными ни одному из элементов в отдельности. Это способность поставить нужный товар, в нужное время, в нужное место, необходимого качества, с минимальными затратами, а также способность адаптироваться к изменяющимся условиям внешней среды (изменение спроса на товар или услуги, непредвиденный выход из строя технических средств и т. п.).

Текущая специализация  и развитие Алматинской области

Алматинская область является одним из крупных регионов страны с территорией 224,0 тыс. кв. км (8,2 % территории страны) и населением по состоянию на 1 января 2008 года – 1642,3 тыс. человек.

Географическое расположение области в благоприятной природно-климатической  зоне, наличие плодородных земель и водных ресурсов, прохождение по ее территории транспортных коридоров, а также близость к территориям других стран определяют текущую специализацию области.

Алматинская область характеризуется  аграрно-индустриальной направленностью  экономики и фактически является продовольственным поясом города Алматы. Сельское хозяйство области производит 13,0 % валовой сельскохозяйственной продукции в республике. За 2007 год произведено валовой продукции сельского хозяйства на 146,0 млрд. тенге или 104,3 %  к уровню предыдущего года.

Всего в области производится около 60 видов сельскохозяйственных культур. По итогам 2007 года в производстве кукурузы, сахарной свеклы, сои, табака, картофеля, овощей область занимала первое место в республике, подсолнечника, плодов и ягод, винограда  – второе место.

В настоящее время область  также занимает лидирующие позиции  по производству мяса, молока, яиц и  шерсти.

Удельный вес переработки  сельскохозяйственной продукции в  общем объеме промышленного производства занимает 59,5 %. Область занимает лидирующие позиции на внутренних товарных рынках виноградных вин, табачных изделий, солода.

В Алматинской области на базе акционерного общества «ПлодЭкс» в настоящее  время формируется плодоовощной кластер. Область обладает потенциалом в переработке овощей и фруктов. На долю области приходится 27 % от всего объема производимой плодоовощной продукции в республике, в среднем в год производится 664,4 тыс. тонн плодоовощных культур.

Алматинский регион как транспортно-логистический центр, формируемый для систематизации межрегиональных транспортных потоков и стимулирования роста экономической активности региона и включающий в себя транспортный узел, центр по обработке грузов, их консолидации и по разбивке на партии, центр по оценке качества грузов. Центр оптовой торговли и дистрибуции регионального значения, региональный центр розничной торговли, развиваемой с привязкой к туризму. 

В перспективе предполагается формирование крупного транспортно-логистического узла с перспективой его развития в крупнейший в Центральной Азии транспортно-логистический центр, организация деятельности аэропорта города по принципу «хаба». Опорный пункт оптовой торговли между Китаем и Россией, а также другими странами СНГ. Крупнейший в регионе центр розничной торговли и дистрибуции ведущих мировых торговых марок (по аналогии с городами Дубаи, Стамбул, Шанхай), создающий дополнительную привлекательность города как туристического центра.

Конкурентными преимуществами города и области являются, имеющаяся транспортно-логистическая инфраструктура, выгодное географическое расположение на пути транспортных потоков Азия – Европа, наличие финансовой инфраструктуры и объектов транспортно-логистической инфраструктуры, реализация в Казахстане ряда программ, направленных на дальнейшую реализацию транзитного потенциала Алматинского региона, высокий и динамично растущий платежеспособный спрос населения на товары, создающий хорошие предпосылки для развития оптовой и розничной торговли, благоприятные перспективы развития города в качестве финансового, туристического и инновационного центра.

В перспективе транспортно-логистические  центры области совместно с планируемым к строительству терминалом города Алматы сформируют единую систему транспортно-логистических услуг региона.

Для формирования полноценной транспортно-логистической  инфраструктуры Алматинского региона планируются  строительство и реконструкция:

шестиполосной автодороги «Алматы  – Капчагай» категории 1А, а также  четырехполосной автодороги «Капчагай – Талдыкорган» категории 1Б (участки автомобильной дороги республиканского значения «Алматы – Усть-Каменогорск»);

новой четырехполосной автомобильной  дороги «Алматы – Жаркент –  Хоргос» (участок автомобильной  дороги республиканского значения «Граница Узбекистана – Шымкент – Тараз – Бишкек – Алматы – Хоргос –граница Китая») протяженностью 301 км;  

железнодорожной ветки «Хоргос  – Жетыген»;

2-х аэропортов, автовокзалов, железнодорожных  вокзалов (Хоргос и Жаңа Иле);

транспортно-технического узла в будущих горноклиматических городах-курортах, предназначенного для приема общественного и частного транспорта и доставку пассажиров в зоны отдыха в долинах;

шестиполосной Большой Алматинской кольцевой автомобильной дороги (БАКАД), которая пройдет по территориям Карасайского, Илийского и Талгарского районов области;

участка «Алматы – Жана Иле – Талдыкорган» автодороги «Алматы – Усть-Каменогорск»;

автодороги «Бирлик – Акбулак»;

создание развитой речной инфраструктуры для обслуживания потока туристов и  транспорта – порта, пристаней, мостов, водного транспорта (маломерных судов) и другие.

 Алматинская область с центром  транспортного узла в городе  Алматы обладает значительным  потенциалом для развития транспортно-коммуникационных  услуг, а также расширения транзитных  услуг между Центральной и Юго-Восточной Азией, Россией и Европой. По области проходят автомобильный транзитный  коридор: Термез – Ташкент – Алматы, Алматы – Талдыкорган – Дружба – Китай, а также железнодорожный транзитный коридор: Центральная Азия – Казахстан – Россия (Сибирь), Северный коридор Трансазиатской магистрали: Пресногорьковская –Кокшетау – Астана – Моинты – Актогай – Дружба.

Алматинская область обладает рядом  мощных системообразующих и интенсивно развивающихся геостратегических  ресурсов. Это территории, граничащие с развивающимися приграничными районами соседнего Китая, международный центр приграничного сотрудничества «Хоргос», пограничный автопереход Кольжат, приграничная торгово-экономическая зона «Хоргос – Восточные Ворота» и индустриально-сервисная зона «Достык».

Информация о работе Макрологистические системы