Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2012 в 23:12, контрольная работа
В процессе развития научно-технического прогресса, формирования рынка покупателя, изменения приоритетов в мотивациях потребителей и обострения всех форм конкуренции возрастает динамичность рыночной среды. Жесткая конкуренция на рынке, появление новых, более дешевых и достаточно эффективных разработок заставляют пересмотреть существующие принципы функционирования компании.
Введение
В процессе развития научно-технического прогресса, формирования рынка покупателя, изменения приоритетов в мотивациях потребителей и обострения всех форм конкуренции возрастает динамичность рыночной среды. Жесткая конкуренция на рынке, появление новых, более дешевых и достаточно эффективных разработок заставляют пересмотреть существующие принципы функционирования компании.
Многие устоявшиеся понятия и принципы работы, которые были вполне приемлемыми и устраивали руководство компании, начинают заметно тормозить динамику развития бизнеса и требуют детального анализа и пересмотра с целью их совершенствования. Для сохранения своих рыночных позиций компаниям необходимо предпринимать определенные усилия в направлении повышения уровня технологичности и эффективности бизнес-процессов. Появляется настоятельная необходимость изыскания дополнительных возможностей дальнейшего снижения уровня затрат и себестоимости продукции, повышения уровня качества обслуживания потребителей, реорганизации и реструктуризации компании с целью повышения эффективности бизнеса.
Речь идет о перестройке бизнеса на основе логистического подхода. При этом затрагиваются различные (экономические, социальные, технические, технологические, организационные, правовые, научные, психологические, экологические, и др.) аспекты деятельности людей.
В России имеется множество теоретических изысканий в области логистики, но как учебно-методическая дисциплина и вид практической деятельности логистика более развита за рубежом (США, Великобритания, Япония, Германия).
Логистика — это совокупность различных видов деятельности с целью получения с наименьшими затратами необходимого количества продукции в установленное время и в установленном месте. Это в первую очередь наука об управлении, где выделяют субъект управления, который принимает решения, организует их выполнение и контроль, подводит итоги, объект управления. Логистика рассматривается как один из инструментов бизнеса, позволяющий экономить ресурсы компании. В результате такого управления объем и глубина объективных закономерностей возрастают, а объем стихийных регуляторов сокращается. Логистическое управление содержит характерные функции: планирование и прогнозирование, учет, анализ, регулирование и пр.
Логистическое управление направлено на оптимизацию запасов во всех звеньях логистической цепи. Оптимальные уровни запасов обеспечивают максимальные уровни обслуживания при минимальных инвестициях в запасы, минимальных затратах по заказу и транспортировке.
Специфика и новизна логистики заключаются в том, что центральное место занимает управление процессами товародвижения и применяется процессно-ориентированный подход. Логистика направляет внимание на товарные запасы и потоки. Это не случайно, ведь для многих фирм материальный запас — это главный актив, источник пополнения собственных средств, основная проблема контроля.
Новизна логистики состоит в использовании комплексного подхода к вопросам движения материальных ценностей. При управлении обязательно должны учитываться все взаимосвязанные стороны, все факторы системы. Должны быть учтены интересы различных отделов предприятия: отдела маркетинга, заинтересованного в увеличении доли рынка и высоком уровне запасов; отдела производства, который также выступает за высокий уровень запасов; финансового отдела, экономящего средства; транспортного отдела и отдела снабжения, заинтересованных в большем объеме однократно поставляемых грузов и оптовых скидках на объем; отдела хранения, заинтересованного в сокращении хранимых запасов.
Для решения задач в логистике широко используется математический аппарат: линейное программирование, теория очередей, имитационное моделирование, экспертные оценки, транспортные матрицы, теория управления запасами, сетевые модели, математическая оптимизация, методы прогнозирования спроса. Пример решаемых задач: размещение складских и производственных мощностей, транспортные задачи, задачи оптимального расположения цехов или отделов предприятия, задачи нормирования запасов.
По типу решаемых проблем в логистике выделяют следующие функциональные области: закупочная, производственная, распределительная, транспортная, запасов, складская, информационная логистика.
Для решения задач в логистике важную роль играют условные отражения объектов действительности с их существенными связями — модели: прогнозирования, статистические, имитационные; сетевые, транспортные, управления запасами, складирования; интегральные.
Чтобы учитывать все воздействия и проблемы, возникающие при продвижении материального потока, менеджер по логистике должен обладать определенными знаниями и навыками, а именно:
■ знаниями и навыками управления, планирования, организации в основных функциональных областях логистики, т.е. транспорте, складском хозяйстве, сбыте продукции и запасов;
■ навыками системного подхода, чтобы охватить все мероприятия по перемещению, хранению материалов в пределах фирмы и ее распределительные планы;
■ знаниями, достаточными для понимания проблемы ведения бизнеса в целом, а также учета воздействия решений, принимаемых в одной области логистики, на всю систему в целом;
■ знаниями, позволяющими разбираться в ценообразовании, рыночных и финансовых аспектах с тем, чтобы оценить влияние различных мероприятий на эффективность продвижения материальных
потоков;
■ пониманием экономической ситуации, законов, принципов развития производства, чтобы оценивать существующие проблемы как с точки зрения менеджера по логистике, так и работника фирмы или
общества в целом.
Нами будут ассмотрены: предпосылки возникновения и этапы развития логистического подхода к управлению материальными и сопутствующими им потоками в хозяйственной практике предприятий; источники экономического эффекта от использования логистики; основные понятия, подходы, методы и модели; вопросы практической реализации логистического управления, а именно, планирование и анализ результатов логистической деятельности, проблемы организации логистической службы на предприятии.
Цель изучения - получение базовых сведений о логистике как научной дисциплине и как хозяйственной деятельности предприятий; комплексное представление об основных целях, задачах и методах логистического управления, методологии и научных основах построения логистических систем и закономерностях их построения. Будут рассмотрены и сгруппированы все ключевые проблемы, способы и методы оптимизации материальных потоков в двух основных сферах — обращения и распределения — на этапах закупки материальных ресурсов, производства и доведения готовой продукции до потребителя.
Логистика рассматривается как один из инструментов бизнеса, позволяющий экономить ресурсы компании. В результате такого управления объем, и глубина объективных закономерностей возрастают, а объем стихийных регуляторов сокращается. Логистическое управление содержит характерные функции: планирование и прогнозирование, учет, анализ, регулирование и пр.
1.1. Происхождение и трактовка термина «логистика»
Семантика слова «логистика» (англ. logistics), по мнению большинства исследователей, восходит к Древней Греции, где logistike обозначало «счетное искусство» или «мышление, расчет, целесообразность». В Древних Афинах существовала специальная должность — «логист», т.е. чиновник общественного самоуправления. Каждый год логисты выбирались с помощью жребия, круг их обязанностей включал проверку отчетов чиновников, время полномочий которых подходило к концу, и передачу данных отчетов на согласование совету почетных граждан, решение которого было окончательным.
Имело место применение термина «логистика» и в Римской империи. Здесь он использовался в качестве обозначения правил распределения продовольствия, а служители, которые занимались распределением продуктов питания, носили титул «логисты» или «логистики».
В Древнем Риме «логистами» называли чиновников, выполняющих определенные религиозные и административные функции.
В период правления византийского императора Льва VI (865— 912), названного Мудрым, логистика понималась как искусство обеспечения армии и управления ее передвижениями. Согласно немецкому профессору
Г. Павеллеку, цель логистики в Византийской империи заключалась в том, чтобы «платить жалованье армии, должным образом вооружать и распределять ее, своевременно и в полной мере заботиться о ее потребностях, т.е. руководить движением и распределением собственных вооруженных сил».
Первым автором предметных трудов по логистике принято считать французского военного теоретика Антуана Анри Жомини (1779— 1869) — блестящего теоретика, по происхождению швейцарца, с 1813 г. работавшего в России, состоявшего при штабе Александра I, в 1826 г. получившего чин генерала от инфантерии. Он являлся военным советником Николая I и одним из основоположников военной академии в Санкт-Петербурге, был личным учителем цесаревича Александра II, для которого и написал свой главный труд по логистике, переведенный в дальнейшем на многие иностранные языки. В своих работах он утверждал, что логистика охватывает широкий круг вопросов, включающих планирование, управление, материальное, техническое и продовольственное обеспечение войск, а также определение места дислокации, строительство дорог, укреплений и др.
Считается, что некоторые принципы логистики применялись и в армии Наполеона, однако как военная наука логистика формировалась лишь к середине XIX в.
В России в середине XIX в., согласно «Военному энциклопедическому лексикону», изданному в Санкт-Петербурге в 1850 г., под логистикой понималось искусство управления перемещением войск, организации их тылового обеспечения. На рубеже XX столетия данный термин широкого применения не имел: «...слово „логистика" в новейших военных сочинениях более не встречается и может считаться окончательно вышедшим из употребления».
Наиболее яркое проявление военной логистики было в период Второй мировой войны. Американский военный контингент, ведя боевые действия в Европе, полностью обеспечивался тыловыми подразделениями с другого материка. Совместная и четко отлаженная работа военной промышленности, транспорта (авиационные, морские и сухопутные перевозки) и тыловых служб дала после окончания войны толчок к применению военного логистического опыта в мирной экономике, а термин «логистика» стал параллельно применяться и в невоенной области. Вторая трактовка термина, в значении математической логики, использовалась в работах знаменитого немецкого математика Г. Лейбница (1646—1716), а новый смысл за термином был закреплен позже на философском конгрессе в Женеве в 1904 г. В данном качестве логистика широко используется при изучении математических закономерностей, конструирования технических систем вычислительной техники, в робототехнике и т.п.
В наше время понятие «военная логистика» в некоторых странах по-прежнему сохраняется, но в русском языке термин «логистика» сейчас ассоциируется прежде всего с бизнесом. Одновременно со стратегией, тактикой и разведкой он может обозначать снабженческо-сбытовую деятельность гражданских предприятий.
Логистика как новая научная дисциплина в экономическом приложении занимается разработкой методов планирования и управления материальными и информационными потоками в границах предприятия, отрасли, а также между отраслями экономики с целью получения наибольшего народнохозяйственного эффекта. В таком значении термин «логистика» употребляется с 80-х гг., а в России — с 90-х. И, несмотря на глубокие исторические корни, называется «новым» многими учеными и практиками, поскольку экономика является сферой, к которой ранее этот термин никакого отношения не имел. Связано это с развитием рыночной экономики как одного из способов организации материального производства и общественных отношений в целом.
Внедрение логистики в экономику обусловлено объективными причинами, требующими от хозяйствующих субъектов сегодня эффективного взаимодействия на стыке сфер производства и обращения.
1.2. Эволюция логистики
Эволюция понятия «логистика» тесно связана с историей и эволюцией рыночных отношений в промышленно развитых странах, причем сам термин укоренился и стал повсеместно применяться в бизнесе лишь с конца 1970-х гг. С эволюцией рыночных отношений менялось и содержание понятия.
Необходимым условием для развития отечественной логистики стала ликвидация экономических предпосылок для воспроизводства монополистических тенденций.
Главные причины, по которым, начиная с середины 60-х гг. в экономически развитых странах наблюдается резкое возрастание интереса к логистической идее, заключаются в следующем:
■ развитие конкуренции, обусловленное переходом от рынка продавца к рынку покупателя;
■ энергетический кризис 70-х гг. XX в.;
■ научно-технический прогресс, в первую очередь компьютеризация управления.
До начала 60-х гг. страны с развитой рыночной экономикой не придавали серьезного значения созданию специальных систем, позволяющих оптимизировать управление материальными потоками, так как имели быстрорастущий рынок. Основной потенциал конкурентоспособности создавался в этот период за счет расширения и совершенствования производства. Основное внимание менеджмента было направлено на насыщение рынка, а не на поиск резервов в производстве. Спрос покупателей на товары в большинстве своем превышал предложение продавцов, т.е. имел место рынок продавца.
К началу 60-х гг. резервы повышения потенциала производства были исчерпаны, продавцы стали испытывать трудности со сбытом своей продукции по предлагавшимся ценам. Начал формироваться рынок покупателя, вызвавший необходимость поиска нетрадиционных путей создания конкурентных преимуществ.
Предприниматели стали уделять все больше внимания не самому товару, а качеству его поставки. Улучшение работы в сфере распределения, не требуя дополнительных капитальных вложений, оказалось в состоянии обеспечить высокую конкурентоспособность поставщика за счет снижения себестоимости и одновременно повышения надежности поставок. Денежные средства, вложенные в сферу распределения, стали влиять на положение поставщика на рынке гораздо сильнее, чем те же средства, вложенные в сферу производства.
Конкурентоспособность в этих условиях зависела от умения правильно организовать логистический процесс, а не от величины капитальных вложений.
Таким образом, конкурентоспособность применяющих логистику субъектов стала обеспечиваться за счет резкого снижения себестоимости товара, повышения надежности и качества поставок (гарантированные сроки, отсутствие брака, возможность поставки мелкими партиями и т.п.).
Следующая причина, объясняющая необходимость применения логистики в экономике, — энергетический кризис 70-х гг. Повышение стоимости энергоносителей вынудило предпринимателей искать новые методы повышения экономичности перевозок. Традиционный подход заключался в рациональной организации транспорта, но этого было недостаточно в условиях энергетического кризиса. Большей эффективности решения этой задачи можно было достичь за счет согласования действий всех участников логистического процесса, что явилось новым шагом в практике управления материальными потоками на предприятиях.
Возможность применения логистики в экономике обусловлена современными достижениями научно-технического прогресса в сферах производства и обращения. В результате научно-технического прогресса (НТП) создаются и начинают широко применяться разнообразные средства труда для работы с материальными и информационными потоками. Появляется возможность использовать оборудование, соответствующее конкретным условиям логистических процессов. При этом ключевое значение для развития логистики играет компьютеризация управления логистическими процессами.
Создание и массовое использование средств вычислительной техники, появление стандартов для передачи информации обеспечили мощное развитие информационных систем и на уровне отдельных предприятий, и охватывающих большие территории. Стало возможным осуществление мониторинга всех фаз движения продукта — от первичного источника сырья через все промежуточные производственные складские и транспортные процессы вплоть до конечного потребителя, что позволило четко выявить огромные потери в существующих системах управления материальными потоками. Поэтому появилась необходимость разработки новых, эффективных способов организации и управления всеми видами потоков на предприятия. Кроме того, появились принципиально новые возможности:
■ автоматического отслеживания наличия полуфабрикатов, выпуска готовой продукции, состояния производственных запасов, объемов поставок материальных ресурсов, места нахождения грузов на пути от производителя до потребителя;
■ оперативной передачи информации о реквизитах транспортируемых грузов (особенно в международном сообщении);
■ осуществления мониторинга и управления в режиме реального времени всеми фазами движения продукта — от первичного источника сырья через все промежуточные производственные, складские и транспортные процессы вплоть до конечного потребителя;
■ оперативного получения, обработки и анализа информации о рынках сбыта, о деятельности фирмы, оценки ее конкурентного положения;
■ использования «безбумажных» технологий: электронной подписи, электронных платежных систем, передачи электронных сопроводительных документов при оформлении банковских счетов, заключении договоров, транспортировки грузов и т.д.;
■ создания систем электронной коммерции.
Использование информационных технологий позволило поднять
эффективность управления материальными потоками на принципиально новый уровень. Для этого на предприятиях стали создаваться информационные системы (как на уровне отдельных предприятий, так и охватывающих большие территории) и информационные службы, оперирующие всеми информационными потоками и отвечающие за деятельность информационных систем предприятия.
Таким образом, логистика является относительно молодой и бурно развивающейся наукой. Многие вопросы, относящиеся к ее понятийному аппарату и терминологии, постоянно уточняются и изменяются, наполняясь новым содержанием.
Логистика — это особая сфера деятельности, изучающая совокупность материальных, транспортных, финансовых, денежных, трудовых, информационных и прочих потоков, посредством которых осуществляется взаимодействие между объектами данной системы.
Логистика позволяет экономическим субъектам формировать стратегию эффективной политики по обеспечению своего конкурентного преимущества, исходя не из абстрактной ориентации на рынке, а на основе ориентации на конкретного потребителя. При этом логическое мышление включает гораздо более широкий круг вопросов, чем просто управление физическим распределением продукции. Для принятия квалифицированного решения, повышающего конкурентоспособность фирмы в условиях рыночного противостояния, необходимо на уровне исследования операций, представляющих расчетный базис принимаемого решения, формализовать как можно больший массив информации, адекватно описывающий как саму фирму, так и окружающую ее внешнюю среду. Достижению этих целей и служит логистика, которая знаменует собой переход от описательно-эмпирического к абстрактно-теоретическому уровню исследования.
Логистика тесно связана с экономической кибернетикой, эконометрией. Впервые найдя применение в военном деле, логистика сейчас широко используется в промышленности, материально-техническом обеспечении, торговле, на транспорте, в банковском деле, сфере услуг, коммунальном хозяйстве и других областях рыночной экономики.
Однако такой взгляд на логистику формировался в течение некоторого исторического периода. На рисунке 1.1 представлена эволюция логистики за рубежом с точки зрения развития теории и практики управления материальными, а также сопутствующими информационными и финансовыми потоками.
Логистика как наука и как инструмент бизнеса в гражданской области стала формироваться в начале 1950-х гг., прежде всего в США. Эволюция логистики тесно связана с историей и эволюцией рыночных отношений в индустриально развитых странах, причем сам термин «логистика» в бизнесе укоренился и стал повсеместно применяться в мире лишь с конца 1970-х гг.
Период с 1920-х до начала 1950-х гг. называется периодом «фрагментаризации», когда идея логистики как интегрального инструмента снижения общих затрат и управления материальными потоками в бизнесе не была востребована, хотя отдельные логистические функции были важны с точки зрения снижения составляющих затрат, например, в производстве, транспортировке, складировании и т.п.
В этот период были сформулированы предпосылки будущего внедрения логистической концепции:
■ возрастание запасов и транспортных издержек в системах дистрибьюции товаров, рост транспортных тарифов;
■ появление и быстрое распространение концепции маркетинга;
■ развитие теории и практики военной логистики.
Период с середины 1950-х по 1970-е гг. западные специалисты называют периодом «становления (концептуализации)» логистики. Этот период характеризовался быстрым развитием теории и практики логистики. Философия маркетинга широко распространилась в западных организациях бизнеса, что проявилось в том, что основными тенденциями на рынке стали усиление внимания к покупателям (в частности, увеличение доли сервисных услуг) и появление большого количества разнообразных товаров, удовлетворяющих одинаковые потребности (конкурентных товаров). Быстрое развитие олигополистических рыночных структур заставило организации бизнеса искать новые пути координации спроса и предложения, лучшего обслуживания потребителей. Возникли новые логистические подходы к сокращению циклов заказа и производства продукции. Повышение разнообразия товаров почти автоматически привело к значительному возрастанию затрат на создание и поддержание запасов в системах дистрибьюции. Это в свою очередь потребовало поиска новых путей совершенствования товаропроводящих структур и снижения затрат в процессах физического распределения.
Фирмы в острой конкурентной борьбе уже исчерпали резервы увеличения прибыли непосредственно в производстве и стали концентрировать внимание на повышении качества поставок продукции, т.е. на улучшении работы в сфере распределения. В это время пришло понимание того факта, что нельзя больше пренебрегать возможностями улучшения дистрибьюции (физического распределения), прежде всего с позиций снижения затрат.
Однако более полное распространение логистики было невозможным из-за недостаточного развития инфраструктурной базы материальных и информационных потоков, адекватных организационных форм, соответствующего хозяйственного механизма. На практике основное внимание было обращено на решение частных проблем: развитие складских комплексов и оперативных транспортных средств, информационных сетей и банков данных, методов управления материальными потоками на отдельных участках кругооборота средств обращения.
В этот период начинает приходить понимание двух ключевых положений, которые были упомянуты выше, а именно:
1) существующие обособленно потоки материалов в производстве, хранении и транспортировании могут быть взаимоувязаны единой системой управления;
2) интеграция отдельных функций физического распределения материалов может дать существенный экономический эффект.
Одним из ключевых факторов стремительной экспансии логистики в западный бизнес явилось возникновение концепции общих затрат в физическом распределении. Смысл этой концепции заключался в том, что можно так перегруппировать затраты в дистрибьюции, что общий уровень затрат на продвижение товаров от производителя к потребителю уменьшится. Например, переключая перевозки товаров с автомобильного на воздушный транспорт, можно избежать необходимости создания промежуточных складов, т.е. исключить затраты на складирование, хранение и управление запасами. И хотя затраты на собственно транспортировку возрастут, общий уровень затрат в распределительной сети уменьшится. Данный пример подчеркивает внутренние взаимоотношения между двумя важнейшими логистическими функциями: управлением запасами и транспортировкой. Концепция общих затрат явилась базисом для развития методологии принятия логистических решений.
За бурным экономическим ростом сразу после Второй мировой войны к середине 1960-х гг. наметились заметный спад производства и период сжатия долговременной прибыли производителей. Изменение рыночной ситуации, рост олигополистической конкуренции усилили давление фактора затрат на производителей продукции, заставили менеджеров искать новые пути повышения производительности труда, снижения затрат в производстве и дистрибьюции. Новые логистические концепции предоставили им такую возможность. Кроме того, логистические затраты стали достигать весьма больших размеров.
Научно-технический прогресс в экономике индустриально развитых стран привел к необходимости решения многоальтернативных и оптимизационных задач, таких, например, как выбор вида транспорта, оптимизация размещения производства и складов, оптимальная маршрутизация, управление многоассортиментными запасами продукции, прогнозирование спроса и потребностей в ресурсах и т.п. Эти задачи не могли остаться без внимания развивающихся компьютерных технологий, которые начали активно внедряться в бизнес с середины 1950-х гг.
Отличительной чертой 1970-х гг. стало усиление конкуренции на фоне нехватки высококачественных сырьевых ресурсов (энергетический кризис). Предшествующий рост инвестиций в средства производства сменился относительной стабилизацией. При этом значительно выросли логистические затраты, стоимость физического распределения. Основной задачей большинства фирм стало рациональное использование сырья, материалов, полуфабрикатов и комплектующих изделий. Ресурсный фактор (снижение энергоемкости и материалоемкости продукции) стал основным в конкурентной борьбе.
В конце 1960-х гг. на Западе была сформулирована так называемая концепция бизнес-логистики как интегрального инструмента менеджмента. Основное содержание концепции сводилось к следующему: «Логистика — это менеджмент всех видов деятельности, которые способствуют движению и координации спроса и предложения на товары в определенном месте и в заданное время».
К началу 1970-х гг. были сформулированы фундаментальные принципы бизнес-логистики, и некоторые западные фирмы начали их успешно применять на практике. Однако для большинства фирм, заинтересованных в повышении прибыли, логистический подход к контролю и уменьшению затрат еще не стал очевидным. Кроме того, попытки внедрить логистическую координацию натолкнулись во многих западных фирмах на противодействие среднего и даже высшего звеньев менеджмента. Менеджеры, которые в течение длительного времени привыкли выполнять традиционные функции, например закупок, транспортировки, грузопереработки, часто препятствовали внедрению организационных изменений, необходимых для реализации сквозного управления материальными потоками на основе концепции снижения общих затрат. Дополнительные трудности создавали уже существовавшие в то время системы бухгалтерского учета, не приспособленные для выделения и контроля составляющих логистических издержек и оценки финансовых результатов логистических операций фирм.
Для этого этапа «развития» логистики стала характерной оптимизация в сфере обращения. Было установлено, что оптимизации отдельных составляющих деятельности фирмы явно недостаточно, ибо любое изменение расходов в одном из видов деятельности (перевозка, производство, складирование) фирмы непременно оказывает на сопряженные процессы «влияние, далеко не всегда благоприятное». Именно в начале этого этапа в научных разработках и хозяйственной практике в области координации складирования и транспортного обслуживания вместо термина «управление физическим распределением продукции» стали использовать термин «логистика». Такая перемена носила отнюдь не формальный характер: логистические исследования вышли за рамки управления физическим распределением продукции, в них нашел отражение более широкий круг вопросов, связанных с оптимальным использованием всего ресурсного потенциала фирмы. Минимизация издержек фирмы стала функцией комплекса экономико-организационных мероприятий.
В этот период интеграционная основа логистики расширилась и стала охватывать производственный процесс.
К концу 70-х гг. на Западе завершилась так называемая тарно-упаковочная революция, которая коренным образом изменила набор операций, организацию, техническое и технологическое обеспечение складского процесса. Большое развитие получили производство транспортно-складского оборудования, стандартизация и производство новых видов тары и упаковки, стали формироваться современные автоматизированные складские комплексы, активно начала внедряться контейнерная перевозка грузов.
Период с 1980-х до середины 1990-х гг. характеризуется стремительным развитием современных маркетинговой и интегральной концепций логистики в индустриальных странах Запада. Действительно, за этот период теория и практика логистики на Западе шагнули далеко вперед, намного превзойдя уровень, достигнутый в предыдущие десятилетия, определяющей идеей развития логистики в это время была максимальная интеграция логистических функций фирмы и ее логистических партнеров в так называемой полной логистической цепи: «закупки — производство — дистрибьюция — продажи» для достижения конечной цели бизнеса с минимальными затратами.
В рассматриваемый период произошли существенные изменения в мировой экономике, которые объясняют феномен логистического «взлета»:
■ революция в информационных технологиях и внедрение персональных компьютеров (ПК);
■ глобализация рынка;
■ изменения в государственном регулировании инфраструктуры экономики;
■ повсеместное распространение философии всеобщего управления качеством;
■ рост партнерства и стратегических союзов;
■ структурные изменения в организациях бизнеса.
На этом этапе определяющей стала реализация принципа движения ресурсов и продукции «точно в срок» с широким использованием информатики и оптимизации производства.
Суть этого подхода заключается в том, что в основном производстве используется технология, позволяющая обходиться без формирования в запасах существенных объемов материалов, сырья, полуфабрикатов и комплектующих изделий, в то время как в системе обеспечения предусматриваются поставки в строго определенное время через соответствующие интервалы.
Благодаря этому логистика рассматривается сейчас как один из факторов конкуренции и как современная рыночная концепция, для которой характерно признание коммерческой роли транспорта и материально-технического обеспечения в общей структуре фирм. Подразделения фирм, занимающиеся доставкой и хранением товаров и материалов и нередко рассматриваемые ранее как звено оптовой торговли, с существованием которого приходится мириться, стали приобретать соответствующие вес и значение. Теперь стратегия фирм разрабатывается с участием руководства указанных структурных подразделений. Логистическое управление стало осуществляться не по принципу непосредственного реагирования, а на основе долгосрочного планирования. Произошли революция в информационных технологиях и внедрение персональных компьютеров. На базе персональных компьютеров были созданы автоматизированные рабочие места. Программное обеспечение позволило использовать персональные компьютеры в интерактивных процедурах интегрированного логистического менеджмента от закупок материалов до распределения и продаж готовой продукции. К 1990-м годам появилась технология электронного обмена данными (electronic data interchange, EDI), первыми пользователями которой были супермаркеты, связавшие свои системы контроля состояния запасов непосредственно с системами поставщиков. Определяющее значение в становлении интегральной концепции логистики имела возможность постоянного контроля над всеми фазами движения материальных потоков от первичного источника сырья до конечного потребителя в режиме реального времени и удаленного доступа благодаря современным коммуникационным технологиям (электронный обмен данными, спутниковые коммуникационные технологии, компьютерные сети и др.).
В 1990-е годы концепция логистики, ключевым положением которой является необходимость интеграции, была признана большинством участников цепей снабжения, производства и распределения. Появились фундаментальные изменения в организации и управлении рыночными процессами во всей мировой экономике. Компании стали осуществлять свою деятельность не только на региональном или национальном уровне, но и на глобальном. Началась глобализация мировой экономики.
Развитие интеграции мировой экономики и глобализация бизнеса способствовали созданию международных логистических систем. Крупные западные фирмы стремились производить продукцию для мирового рынка в тех регионах, где можно было найти наиболее дешевые сырье, компоненты, трудовые ресурсы. Ликвидация традиционных национальных, торговых, таможенных, транспортных и других барьеров, как это произошло в странах ЕС и между США и Канадой, сделала возможным свободное перемещение товаров, услуг и людей через границы и в то же время усилила значимость международной логистической координации. На международной арене логистическая деятельность стала более комплексной, а такие проблемы, как размещение производства и центров дистрибьюции, выбор видов транспорта, типов сервиса, методов управления запасами, проектирование адекватных коммуникационных и информационных систем, потребовали новых навыков логистического менеджмента. С начала 1990-х гг. стали активно разрабатываться и внедряться международные программы и проекты, в которых логистике отводилась ведущая роль. И этот период эволюционного развития логистики можно в полной мере назвать периодом «глобализации».
В связи с глобализацией мировой экономики усилилась потребность в привлечении «третьих участников» — таможенных и экспедиционных агентств, банков и т.п. Это предъявило новые требования к менеджерам логистики:
■ знание законодательных основ, налоговых систем, особенностей правительственного регулирования экономики различных стран;
■ выполнение требований к упаковке, маркировке с учетом языковых различий;
■ умение оперативно обработать и подготовить сложную документацию;
■ умение устранять таможенные барьеры.
В индустриально развитых странах были созданы национальные и международные специализированные общества и ассоциации логистики со своими исследовательскими центрами, консультативными отделами, банками информации, учебными центрами и т.д.
Появилась технология электронной почты, получил развитие электронный бизнес. Широко распространились электронные закупки. Электронная торговля стала происходить как между различными фирмами (В2В — business-to-business), например поставщиком и производителем, так и между электронными фирмами и конечными потребителями (В2С — business-to-customer). Для поддержки электронного обмена данными были разработаны технологии кодирования товара в виде штрихового кода или магнитной полоски, а также электронный перевод денежных средств.
Кроме того, на рубеже XX и XXI вв. интегральная парадигма логистики породила новую идеологию управления логистическими процессами и бизнесом в целом — Supply Chain Management (SCM) — управление цепями поставок.
Это было связано с тем, что жесткая конкуренция на мировых рынках, вывод на рынок продуктов с короткими жизненными циклами и повышенные требования к качеству продукта и логистического сервиса вынудили предприятия многих стран сосредоточить свое внимание на интегрированной логистике и управлении цепями поставок и инвестировать в них все большие средства. В совокупности с развивающимися коммуникационными и транспортными технологиями (интернет-телекоммуникациями, on-line мониторингом товарно-транспортных потоков, оперативной доставкой) это способствовало стремительному продвижению SCM-идеологии в бизнес.
Идеология управления цепями поставок обусловила значительные изменения в подходах к организации и управлению бизнесом — появились новые формы конкурентной борьбы, основанные на стратегическом взаимодействии контрагентов цепей поставок; интегрированные информационные технологии все активнее стали проникать в бизнес. Бурное развитие корпоративных информационных систем, Интернета и мобильных технологий открыло принципиально новые возможности и источники повышения эффективности для производственных, торговых, сервисных и логистических компаний. Базируясь на принципах взаимодействия, синхронизации основных бизнес-процессов и моделей планирования и управления на основе единых информационных каналов с поставщиками и клиентами по всей цепи поставок, концепция SCM становилась все более популярной. Об этом свидетельствует тот факт, что в организационных структурах управления западными компаниями (в основном США и стран ЕС) появились SCM-департаменты, отделы и другие структурные подразделения и соответственно такие должности, как вице-президент компании по SCM, интегральные менеджеры, координаторы и аналитики по управлению цепями поставок, топ-менеджеры по планированию и контролю цепей поставок и т.п.
Согласно всемирной организации «Совет профессионалов в области управления цепями поставок» (США), «управление цепями поставок — это интеграция ключевых бизнес-процессов (в основном логистических), начинающихся от конечного пользователя и охватывающих всех поставщиков товаров, услуг и информации, добавляющих ценность для потребителей и других заинтересованных лиц».
Таким образом, современный этап развития логистики (2000-е гг.) определяют два основных фактора: глобализация мировой экономики и глобальная научно-техническая революция, которые порождают новые потребности клиентов в логистических услугах и разнообразные формы их удовлетворения.
Глобализация бизнеса выражается в следующем:
■ более совершенные коммуникации и перевозка сделали физические расстояния менее значимыми, благодаря этому предприятия могут работать на едином, охватывающем весь мир рынке;
■ происходят сокращение торговых барьеров между странами и рост международной торговли и конкуренции;
■ размещение предприятий происходит не по национальному принципу, а в странах и регионах с низкими затратами на производство (например, немецкие предприятия в Польше, американские — в Мексике, японские — в Китае).
В настоящее время в мире в области науки и техники происходит так называемая глобальная революция, которая заключается в том, что технологические изменения происходят повсеместно, а не появляются где-то в одном месте, а затем постепенно распространяются — как это происходило ранее, в сельскохозяйственной и промышленной революциях.
Описанные выше факторы предопределили следующие основные тенденции современной логистики.
1. Расширение ассортимента предлагаемых логистических услуг:
■ отсрочка, заключающаяся в том, что в распределительную систему передается почти готовая продукция, при этом ее модификация или учет последних требований потребителей откладывается до самого последнего возможного момента, что существенно снижает уровень запасов;
■ перевалка, использование прямой отгрузки, которые сводят к нулю запасы и соответствующие расходы в распределительных центрах;
■ массовый выпуск продукции на заказ, объединяющий выгоды массового производства с гибкостью продукции на заказ;
■ прямая доставка через электронные сети передачи данных, через курьерские службы, службы экспресс-доставки посылок;
■ услуга управления запасами продавцом, которая заключается в том, что поставщики управляют как собственными запасами, так и запасами, хранящимися в нижних звеньях цепи поставок, что снижает общие затраты;
■ синхронизированное перемещение материалов, при котором информация о движении материального потока доводится до всех участников цепи поставок одновременно, что позволяет оперативно координировать перемещение материальных ресурсов.
2. Аутсорсинг предполагает привлечение так называемой третьей стороны для решения проблем организации во взаимоотношениях с внешней средой, а также внутренних проблем, связанных с реализацией конкретных бизнес-процессов или использованием наукоемких технологий, например информационных. Применение аутсорсинга подразумевает приобретение услуг, и именно с такой точки зрения этот процесс рассматривается большинством современных специалистов в области практического менеджмента и логистики за счет:
■ расширения компетенции логистических посредников в сфере интеграции и управления цепями поставок (движение в сторону 4РL-провайдеров);
■ более частого использования логистических операторов для выполнения транзакционных видов деятельности (например, обработка заказов покупателей);
■ увеличения спектра услуг и технологических возможностей
ЗРL-провайдеров;
■ повышения клиентоориентированности логистических компаний (например, участие в интегрированном планировании деятельности фирм-клиентов, лучшее понимание отраслевых особенностей);
■ консолидации и укрупнения логистических операторов;
■ выхода посредников на глобальный рынок и повышения их готовности к удовлетворению специфических потребностей на каждом из локальных сегментов рынка;
■ увеличения длительности контрактов, заключаемых провайерами логистических услуг со своими клиентами.
Методология аутсорсинга отражается в отдельных организационных решениях, суть которых заключается в разделении всех бизнес-процессов на основные и вспомогательные и реализации вспомогательных, а иногда и основных бизнес-процессов силами сторонних организаций-аутсорсеров. Цель применения аутсорсинга — использование передовых бизнес-технологий и ноу-хау для завоевания и удержания конкурентных преимуществ во все более обостряющейся конкурентной борьбе. Экономическая сущность аутсорсинга состоит в построении системы отношений между организациями, передающими и принимающими на себя выполнение отдельных видов деятель
ности на основе заключаемых долгосрочных соглашений. Практическим результатом применения аутсорсинга является возможность направлять собственные ресурсы организации на выполнение тех функций, которые составляют ее сильную сторону, на то, что организация умеет делать лучше других, предоставив внешнему исполнителю (аут-сорсеру) те функции, которые он умеет выполнять лучше других. Тем самым организация может сосредоточить в своих руках новейшие достижения в области науки, техники и технологии, обеспечив максимальное удовлетворение ожиданий потребителя, максимальное соответствие требованиям рынка.
3. Формирование долгосрочного сотрудничества с логистическими фирмами. В прошлом фирмы имели большое количество поставщиков, конкурирующих друг с другом, что помогало заключать выгодные сделки. В настоящее время логистические компании все более привлекаются к управлению всеми процессами в цепи поставок, а фирмы-клиенты все чаще знакомят их со своими долгосрочными целями, чтобы совместно вырабатывать взаимоприемлемые решения. Клиенты все больше ценят свое время и все больше доверяют профессионалам-логистам, с которыми сотрудничают, стремятся ограничить их число, но развивать долгосрочное сотрудничество с теми, кого они выбрали в партнеры.
4. Совершенствование методов управления логистическими процессами. Разрабатываются новые и усовершенствуются существующие методы управления логистическими процессами, призванные решить известные логистические задачи:
■ уменьшить издержки товаропроводящей цепи;
■ сократить складские запасы;
■ оперативно реагировать на изменения спроса; снизить себестоимость продукции;
■ оптимизировать транспортные потоки;
■ повысить конкурентоспособность товара на рынке;
■ скоординировать деятельность всех элементов логистической цепи;
■ улучшить уровень обслуживания потребителей и т.д.
1.3. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЛОГИСТИКИ
Существует несколько десятков определений понятия логистики как экономической деятельности.
Рядом отечественных и зарубежных специалистов термин «логистика» трактуется как в более узком, так и в более широком смысле, что позволяет сделать вывод о том, что логистика относится к классу так называемых семантически размытых или содержательно неясных понятий.
Термином «логистика» пользовались в своих работах известные ученые, философы, военоначальники. Еще в прошлом веке были сделаны попытки определить этот термин как науку управления материальными ресурсами предприятия. Тем не менее, на Международном симпозиуме Европейской ассоциации логистики в 1992 г. в Стокгольме отмечалось, что до сих пор нет общепринятого определения логистики.
В таблице 1.1 приведены некоторые примеры соответствующих определений:
В начале 1990-х гг. российскими учеными-специалистами в экономике материально-технического снабжения осваивается и разрабатывается теория логистики в рыночном понимании. На Западе термин «логистика» применительно к экономике и предпринимательству впервые использован в работе Е. Смикея, Д. Бауэрсокса и Ф. Моссма-на «Управление физическим распределением: логистические проблемы фирмы» и с тех пор трактуется большинством специалистов как управление товародвижением. Видным специалистом-логистиком Р. Баллоу бизнес-логистика рассматривается как управление движением и запасами товаров от точки приобретения до точки потребления. Цель логистики, по его мнению, — получить нужные товары или услуги в нужном месте, в нужное время, в желаемом виде с наименьшими затратами.
Отечественные исследователи по-разному понимают логистику, вкладывают различный смысл в это понятие. По мнению М.П. Гордона, «логистика, прежде всего, включает организацию и осуществление товаропередвижения в сфере обращения».
Б.К. Плоткин отмечает, что «логистика — это научная дисциплина об управлении потоками в системах».
О.А. Новиков и А.И. Семененко рассматривают логистику как «новое научное направление, связанное с разработкой рациональных методов управления материальными и соответствующими финансовыми и операционными потоками в условиях перехода от свободного рынка к регулируемой рыночной экономике и наоборот».
Профессор X. Крампе, возглавлявший институт логистики в Дрездене, отмечает, что логистика определяется как сумма деятельности по руководству, планированию, организации и управлению материальными потоками и циркуляционными процессами в границах предприятия и между отраслями экономики с целью получения наибольшего эффекта.
Таким образом, как отмечают авторы, современная трактовка понятия «логистика» неоднозначна и зависит от страны, логистической школы (направления) и конкретного исследователя. Разброс мнений очень широк: от утилитарного (чисто практического) рассмотрения логистики как набора некоторых функций, связанных с управлением материальным потоком (транспортировка, складирование, грузопереработка, упаковка, выполнение таможенных формальностей, управление запасами и т.п.) до научной (философской) концепции логистики как средства оптимизации любого экономического процесса в локальном или глобальном масштабе.
Если обратиться к анализу определений термина «логистика» в табл. 1.1, то можно прийти к выводу, что в предпринимательской деятельности, экономической и научной литературе зарубежные специалисты на сегодняшний момент выделяют два принципиальных направления в определении логистики. Одно из них связано с функциональным подходом к товародвижению, т.е. управлением всеми физическими операциями, которые необходимо выполнять при доставке товаров от поставщика к потребителю. Другое направление характеризуется более широким подходом: кроме управления сбытовыми операциями оно включает анализ рынков поставщиков и потребителей, координацию спроса и предложения на рынке товаров и услуг, а также осуществляет гармонизацию интересов участников процесса товародвижения.
Многие специалисты исследуемой области, как видно из табл. 1.1, отдают предпочтение экономической стороне логистики и трактуют ее как совокупность различных видов деятельности с целью получения с наименьшими затратами необходимого количества продукции в установленное время и в установленном месте, в котором существует конкретная потребность в данной продукции.
Логистика, кроме того, определяется как некая система, выработанная для каждого предприятия с целью оптимального с точки зрения получения прибыли, ускорения движения материальных ресурсов и товаров внутри и вне предприятия, начиная от закупок сырья и материалов, прохождения их через потребителя, включая связывающую эти задачи информационную систему.
В ряде определений логистики подчеркивается ее оперативно-финансовый аспект. В них трактовка логистики исходит из времени расчета партнеров по сделке и деятельности, связанной с движением и хранением сырья, полуфабрикатов и готовых изделий в хозяйственном обороте с момента уплаты денег поставщику до момента получения денег за доставку конечной продукции потребителю.
В других определениях логистики находят отражение взгляды специалистов, акцентирующих внимание на отдельных функциях в рассматриваемом цикле.
Обобщая вышеизложенные определения логистики, ее можно охарактеризовать как науку о планировании, организации, управлении, контроле и регулировании движения материальных и информационных потоков в пространстве и времени от их первичного источника до конечного потребителя.
Как уже отмечалось, в последние годы за рубежом активное распространение получила концепция Supply Chain Management — «Управление цепями поставок».
Многие исследователи в США и ЕС противопоставляют SCM собственно логистике. Общая идея сводится к тому, что логистика является частью более широкой бизнес-концепции — SCM.
В таблице 1.2 представлены словарные определения термина SCM — «Управление цепями поставок»
Таблица 1.2.
Для того чтобы во всех странах, входящих в ELA (Европейская логистическая ассоциация) и ECBL (Европейский сертификационный комитет, ECBL — независимая организация, включающая в себя страны, которые на добровольной основе готовы делиться своими стандартами компетенции в области логистики (управления) цепями поставок и придерживаться общепринятого европейского стандарта качества процедуры аттестации логистов), иметь одинаковое представление о концепции управления цепями поставок и логистике, в 2005 г. Научным советом ELA сформулировано и новое определение логистики в виде приложения-глоссария «Стандарты по логистике и управлению цепями поставок»:
«Логистика — это планирование, выполнение и контроль движения и размещения людей и (или) товаров, а также поддерживающие действия, связанные с таким движением и размещением, в пределах экономической системы, созданной для достижения своих специфических целей».
«Управление цепями поставок — это организация, планирование, контроль и регулирование товарного потока, начиная с получения заказа и закупки сырья и материалов для обеспечения производства товаров и далее через производство и распределение, доведение его с оптимальными затратами ресурсов до конечного потребителя в соответствии с требованиями рынка».
Как видно из приведенных определений, Европейская логистическая ассоциация кардинально пересмотрела определение логистики 1994 г. (см. табл. 1.2), закрепив контроллинг, координацию и интеграцию при управлении товарным потоком за концептом «Управление цепями поставок».
Таким образом, прежняя координирующая роль логистики и сквозное управление товарными потоками в цепи поставок в толковании ELA становятся прерогативой SCM.
Логистика же трактуется как функция контроллинга и оптимизация всех видов деятельности, связанных с движением и размещением людей и (или) товаров, т.е. внимание смещается на операционную деятельность (транспортировку, складирование, грузопереработку, перевалку и т.п.), а также размещение логистических и производственных мощностей. «Экономическая система» может при этом трактоваться как на микроуровне (логистическая система компании), так и на макроуровне (например, региональная транспортно-логистическая система).
В наиболее общей постановке с позиций логистики обычно исследуются и оптимизируются параметры основных и сопутствующих потоков в определенном экономическом объекте, функционирующем как система, т.е. реализующем поставленные перед ним цели и рассматриваемом в этом смысле как единое целое.
Основные потоки - это материальные (товарные) потоки и (или) услуги.
Сопутствующие материальному (товарному) потоку — информационные, финансовые потоки. Сопутствующие услугам (для предприятий сферы услуг) - материальные, информационные, финансовые потоки.