Логистика

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2012 в 23:12, контрольная работа

Краткое описание

В процессе развития научно-технического прогресса, формирования рынка покупателя, изменения приоритетов в мотивациях потребителей и обострения всех форм конкуренции возрастает динамичность рыночной среды. Жесткая конкуренция на рынке, появление новых, более дешевых и достаточно эффективных разработок заставляют пересмотреть существующие принципы функционирования компании.

Файлы: 1 файл

Logist.doc

— 735.00 Кб (Скачать)

Введение

В процессе развития научно-технического прогресса, формирования рынка покупателя, изменения приоритетов в мотивациях потребителей и обострения всех форм конкуренции возрастает динамич­ность рыночной среды. Жесткая конкуренция на рынке, появление новых, более дешевых и достаточно эффективных разработок застав­ляют пересмотреть существующие принципы функционирования ком­пании.

Многие устоявшиеся понятия и принципы работы, которые были вполне приемлемыми и устраивали руководство компании, начинают заметно тормозить динамику развития бизнеса и требуют детального анализа и пересмотра с целью их совершенствования. Для сохранения своих рыночных позиций компаниям необходимо предпринимать определенные усилия в направлении повышения уровня технологично­сти и эффективности бизнес-процессов. Появляется настоятельная необходимость изыскания дополнительных возможностей дальней­шего снижения уровня затрат и себестоимости продукции, повыше­ния уровня качества обслуживания потребителей, реорганизации и реструктуризации компании с целью повышения эффективности бизнеса.

Речь идет о перестройке бизнеса на основе логистического подхода. При этом затрагиваются различные (экономические, соци­альные, технические, технологические, организационные, правовые, научные, психологические, экологические, и др.) аспекты деятель­ности людей.

В России имеется множество теоретических изысканий в обла­сти логистики, но как учебно-методическая дисциплина и вид практи­ческой деятельности логистика более развита за рубежом (США, Ве­ликобритания, Япония, Германия).

Логистика — это совокупность различных видов деятельности с целью получения с наименьшими затратами необходимого количе­ства продукции в установленное время и в установленном месте. Это в первую очередь наука об управлении, где выделяют субъект управления, который принимает решения, организует их выполнение и кон­троль, подводит итоги, объект управления. Логистика рассматривается как один из инструментов бизнеса, позволяющий экономить ресурсы компании. В результате такого управления объем и глубина объектив­ных закономерностей возрастают, а объем стихийных регуляторов со­кращается. Логистическое управление содержит характерные функции: планирование и прогнозирование, учет, анализ, регулирование и пр.

Логистическое управление направлено на оптимизацию запа­сов во всех звеньях логистической цепи. Оптимальные уровни за­пасов обеспечивают максимальные уровни обслуживания при ми­нимальных инвестициях в запасы, минимальных затратах по заказу и транспортировке.

Специфика и новизна логистики заключаются в том, что цент­ральное место занимает управление процессами товародвижения и применяется процессно-ориентированный подход. Логистика направляет внимание на товарные запасы и потоки. Это не случайно, ведь для многих фирм материальный запас — это главный актив, источ­ник пополнения собственных средств, основная проблема контроля.

Новизна логистики состоит в использовании комплексного под­хода к вопросам движения материальных ценностей. При управле­нии обязательно должны учитываться все взаимосвязанные сторо­ны, все факторы системы. Должны быть учтены интересы различных отделов предприятия: отдела маркетинга, заинтересованного в уве­личении доли рынка и высоком уровне запасов; отдела производства, который также выступает за высокий уровень запасов; финансового отдела, экономящего средства; транспортного отдела и отдела снаб­жения, заинтересованных в большем объеме однократно поставляе­мых грузов и оптовых скидках на объем; отдела хранения, заинтересо­ванного в сокращении хранимых запасов.

Для решения задач в логистике широко используется матема­тический аппарат: линейное программирование, теория очередей, ими­тационное моделирование, экспертные оценки, транспортные матри­цы, теория управления запасами, сетевые модели, математическая оптимизация, методы прогнозирования спроса. Пример решаемых за­дач: размещение складских и производственных мощностей, транспор­тные задачи, задачи оптимального расположения цехов или отделов предприятия, задачи нормирования запасов.

По типу решаемых проблем в логистике выделяют следующие функциональные области: закупочная, производственная, распреде­лительная, транспортная, запасов, складская, информационная логи­стика.

Для решения задач в логистике важную роль играют условные отражения объектов действительности с их существенными связями — модели: прогнозирования, статистические, имитационные; сетевые, транспортные, управления запасами, складирования; интегральные.

Чтобы учитывать все воздействия и проблемы, возникающие при продвижении материального потока, менеджер по логистике должен обладать определенными знаниями и навыками, а именно:

  знаниями и навыками управления, планирования, организации в основных функциональных областях логистики, т.е. транспорте, складском хозяйстве, сбыте продукции и запасов;

  навыками системного подхода, чтобы охватить все мероприятия по перемещению, хранению материалов в пределах фирмы и ее распределительные планы;

  знаниями, достаточными для понимания проблемы ведения бизнеса в целом, а также учета воздействия решений, принимаемых в одной области логистики, на всю систему в целом;

  знаниями, позволяющими разбираться в ценообразовании, рыночных и финансовых аспектах с тем, чтобы оценить влияние раз­личных мероприятий на эффективность продвижения материальных

потоков;

              пониманием экономической ситуации, законов, принципов развития производства, чтобы оценивать существующие проблемы как с точки зрения менеджера по логистике, так и работника фирмы или

общества в целом.

Нами будут ассмотрены: предпосылки возник­новения и этапы развития логистического подхода к управлению мате­риальными и сопутствующими им потоками в хозяйственной практике предприятий; источники экономического эффекта от использования логистики; основные понятия, подходы, методы и модели; вопросы прак­тической реализации логистического управления, а именно, планиро­вание и анализ результатов логистической деятельности, проблемы орга­низации логистической службы на предприятии.

Цель изучения - получение базовых сведе­ний о логистике как научной дисциплине и как хозяйственной дея­тельности предприятий; комплексное представление об основных целях, задачах и методах логистического управления, мето­дологии и научных основах построения логистических систем и зако­номерностях их построения. Будут рассмотрены и сгруппированы все клю­чевые проблемы, способы и методы оптимизации материальных потоков в двух основных сферах — обращения и распределения — на этапах закупки материальных ресурсов, производства и доведения го­товой продукции до потребителя.

Логистика рассматривается как один из инструментов бизнеса, позволяющий экономить ресурсы компании. В результате такого управления объем, и глубина объектив­ных закономерностей возрастают, а объем стихийных регуляторов со­кращается. Логистическое управление содержит характерные функции: планирование и прогнозирование, учет, анализ, регулирование и пр.

1.1. Происхождение и трактовка термина «логистика»

Семантика слова «логистика» (англ. logistics), по мнению боль­шинства исследователей, восходит к Древней Греции, где logistike обо­значало «счетное искусство» или «мышление, расчет, целесообраз­ность». В Древних Афинах существовала специальная должность — «логист», т.е. чиновник общественного самоуправления. Каждый год логисты выбирались с помощью жребия, круг их обязанностей вклю­чал проверку отчетов чиновников, время полномочий которых подхо­дило к концу, и передачу данных отчетов на согласование совету по­четных граждан, решение которого было окончательным.

Имело место применение термина «логистика» и в Римской империи. Здесь он использовался в качестве обозначения правил рас­пределения продовольствия, а служители, которые занимались рас­пределением продуктов питания, носили титул «логисты» или «логи­стики».

В Древнем Риме «логистами» называли чиновников, выполня­ющих определенные религиозные и административные функции.

В период правления византийского императора Льва VI (865— 912), названного Мудрым, логистика понималась как искусство обес­печения армии и управления ее передвижениями. Согласно немецко­му профессору

Г. Павеллеку, цель логистики в Византийской империи заключалась в том, чтобы «платить жалованье армии, должным обра­зом вооружать и распределять ее, своевременно и в полной мере заботиться о ее потребностях, т.е. руководить движением и распределени­ем собственных вооруженных сил».

Первым автором предметных трудов по логистике принято счи­тать французского военного теоретика Антуана Анри Жомини (1779— 1869) — блестящего теоретика, по происхождению швейцарца, с 1813 г.  работавшего в России, состоявшего при штабе Александра I, в 1826 г. получившего чин генерала от инфантерии. Он являлся военным со­ветником Николая I и одним из основоположников военной академии в Санкт-Петербурге, был личным учителем цесаревича Александра II, для которого и написал свой главный труд по логистике, переведен­ный в дальнейшем на многие иностранные языки. В своих работах он утверждал, что логистика охватывает широкий круг вопросов, вклю­чающих планирование, управление, материальное, техническое и про­довольственное обеспечение войск, а также определение места дисло­кации, строительство дорог, укреплений и др.

Считается, что некоторые принципы логистики применялись и в армии Наполеона, однако как военная наука логистика формиро­валась лишь к середине XIX в.

В России в середине XIX в., согласно «Военному энциклопеди­ческому лексикону», изданному в Санкт-Петербурге в 1850 г., под ло­гистикой понималось искусство управления перемещением войск, организации их тылового обеспечения. На рубеже XX столетия дан­ный термин широкого применения не имел: «...слово „логистика" в но­вейших военных сочинениях более не встречается и может считаться окончательно вышедшим из употребления».

Наиболее яркое проявление военной логистики было в период Второй мировой войны. Американский военный контингент, ведя бое­вые действия в Европе, полностью обеспечивался тыловыми подразде­лениями с другого материка. Совместная и четко отлаженная работа военной промышленности, транспорта (авиационные, морские и сухо­путные перевозки) и тыловых служб дала после окончания войны тол­чок к применению военного логистического опыта в мирной экономи­ке, а термин «логистика» стал параллельно применяться и в невоенной области. Вторая трактовка термина, в значении математической логи­ки, использовалась в работах знаменитого немецкого математика Г. Лейбница (1646—1716), а новый смысл за термином был закреплен позже на философском конгрессе в Женеве в 1904 г. В данном каче­стве логистика широко используется при изучении математических закономерностей, конструирования технических систем вычислитель­ной техники, в робототехнике и т.п.

В наше время понятие «военная логистика» в некоторых стра­нах по-прежнему сохраняется, но в русском языке термин «логисти­ка» сейчас ассоциируется прежде всего с бизнесом. Одновременно со стратегией, тактикой и разведкой он может обозначать снабженческо-сбытовую деятельность гражданских предприятий.

Логистика как новая научная дисциплина в экономическом при­ложении занимается разработкой методов планирования и управле­ния материальными и информационными потоками в границах пред­приятия, отрасли, а также между отраслями экономики с целью получения наибольшего народнохозяйственного эффекта. В таком зна­чении термин «логистика» употребляется с 80-х гг., а в России — с 90-х. И, несмотря на глубокие исторические корни, называется «но­вым» многими учеными и практиками, поскольку экономика являет­ся сферой, к которой ранее этот термин никакого отношения не имел. Связано это с развитием рыночной экономики как одного из способов организации материального производства и общественных отношений в целом.

Внедрение логистики в экономику обусловлено объективными причинами, требующими от хозяйствующих субъектов сегодня эффек­тивного взаимодействия на стыке сфер производства и обращения.

 

1.2. Эволюция логистики

Эволюция понятия «логистика» тесно связана с историей и эво­люцией рыночных отношений в промышленно развитых странах, при­чем сам термин укоренился и стал повсеместно применяться в бизне­се лишь с конца 1970-х гг. С эволюцией рыночных отношений менялось и содержание понятия.

Необходимым условием для развития отечественной логисти­ки стала ликвидация экономических предпосылок для воспроизвод­ства монополистических тенденций.

Главные причины, по которым, начиная с середины 60-х гг. в экономически развитых странах наблюдается резкое возрастание ин­тереса к логистической идее, заключаются в следующем:

  развитие конкуренции, обусловленное переходом от рынка продавца к рынку покупателя;

  энергетический кризис 70-х гг. XX в.;

  научно-технический прогресс, в первую очередь компьютеризация управления.

До начала 60-х гг. страны с развитой рыночной экономикой не придавали серьезного значения созданию специальных систем, позво­ляющих оптимизировать управление материальными потоками, так как имели быстрорастущий рынок. Основной потенциал конкурентоспособности создавался в этот период за счет расширения и совершен­ствования производства. Основное внимание менеджмента было на­правлено на насыщение рынка, а не на поиск резервов в производстве. Спрос покупателей на товары в большинстве своем превышал предло­жение продавцов, т.е. имел место рынок продавца.

К началу 60-х гг. резервы повышения потенциала производства были исчерпаны, продавцы стали испытывать трудности со сбытом своей продукции по предлагавшимся ценам. Начал формироваться рынок покупателя, вызвавший необходимость поиска нетрадиционных путей создания конкурентных преимуществ.

Предприниматели стали уделять все больше внимания не само­му товару, а качеству его поставки. Улучшение работы в сфере распре­деления, не требуя дополнительных капитальных вложений, оказалось в состоянии обеспечить высокую конкурентоспособность поставщика за счет снижения себестоимости и одновременно повышения надеж­ности поставок. Денежные средства, вложенные в сферу распределе­ния, стали влиять на положение поставщика на рынке гораздо силь­нее, чем те же средства, вложенные в сферу производства.

Конкурентоспособность в этих условиях зависела от умения правильно организовать логистический процесс, а не от величины ка­питальных вложений.

Таким образом, конкурентоспособность применяющих логисти­ку субъектов стала обеспечиваться за счет резкого снижения себесто­имости товара, повышения надежности и качества поставок (гаранти­рованные сроки, отсутствие брака, возможность поставки мелкими партиями и т.п.).

Следующая причина, объясняющая необходимость применения логистики в экономике, — энергетический кризис 70-х гг. Повышение стоимости энергоносителей вынудило предпринимателей искать но­вые методы повышения экономичности перевозок. Традиционный под­ход заключался в рациональной организации транспорта, но этого было недостаточно в условиях энергетического кризиса. Большей эффек­тивности решения этой задачи можно было достичь за счет согласова­ния действий всех участников логистического процесса, что явилось новым шагом в практике управления материальными потоками на предприятиях.

Возможность применения логистики в экономике обусловлена современными достижениями научно-технического прогресса в сфе­рах производства и обращения. В результате научно-технического про­гресса (НТП) создаются и начинают широко применяться разнообраз­ные средства труда для работы с материальными и информационными потоками. Появляется возможность использовать оборудование, соответствующее конкретным условиям логистических процессов. При этом ключевое значение для развития логистики играет компьютеризация управления логистическими процессами.

Создание и массовое использование средств вычислительной техники, появление стандартов для передачи информации обеспечили мощное развитие информационных систем и на уровне отдельных предприятий, и охватывающих большие территории. Стало возможным осуществление мониторинга всех фаз движения продукта — от первич­ного источника сырья через все промежуточные производственные складские и транспортные процессы вплоть до конечного потребителя, что позволило четко выявить огромные потери в существующих систе­мах управления материальными потоками. Поэтому появилась необ­ходимость разработки новых, эффективных способов организации и управления всеми видами потоков на предприятия. Кроме того, по­явились принципиально новые возможности:

  автоматического отслеживания наличия полуфабрикатов, выпуска готовой продукции, состояния производственных запасов, объемов поставок материальных ресурсов, места нахождения грузов на пути от производителя до потребителя;

  оперативной передачи информации о реквизитах транспортируемых грузов (особенно в международном сообщении);

  осуществления мониторинга и управления в режиме реального времени всеми фазами движения продукта — от первичного источника сырья через все промежуточные производственные, складские и транспортные процессы вплоть до конечного потребителя;

  оперативного получения, обработки и анализа информации о рынках сбыта, о деятельности фирмы, оценки ее конкурентного положения;

  использования «безбумажных» технологий: электронной подписи, электронных платежных систем, передачи электронных сопроводительных документов при оформлении банковских счетов, заключении договоров, транспортировки грузов и т.д.;

              создания систем электронной коммерции.

Использование информационных технологий позволило поднять

эффективность управления материальными потоками на принципиаль­но новый уровень. Для этого на предприятиях стали создаваться ин­формационные системы (как на уровне отдельных предприятий, так и охватывающих большие территории) и информационные службы, оперирующие всеми информационными потоками и отвечающие за деятельность информационных систем предприятия.

Таким образом, логистика является относительно молодой и бурно развивающейся наукой. Многие вопросы, относящиеся к ее понятийному аппарату и терминологии, постоянно уточняются и из­меняются, наполняясь новым содержанием.

Логистика — это особая сфера деятельности, изучающая сово­купность материальных, транспортных, финансовых, денежных, тру­довых, информационных и прочих потоков, посредством которых осу­ществляется взаимодействие между объектами данной системы.

Логистика позволяет экономическим субъектам формировать стратегию эффективной политики по обеспечению своего конкурент­ного преимущества, исходя не из абстрактной ориентации на рынке, а на основе ориентации на конкретного потребителя. При этом логи­ческое мышление включает гораздо более широкий круг вопросов, чем просто управление физическим распределением продукции. Для при­нятия квалифицированного решения, повышающего конкурентоспо­собность фирмы в условиях рыночного противостояния, необходимо на уровне исследования операций, представляющих расчетный базис принимаемого решения, формализовать как можно больший массив информации, адекватно описывающий как саму фирму, так и окружа­ющую ее внешнюю среду. Достижению этих целей и служит логисти­ка, которая знаменует собой переход от описательно-эмпирического к абстрактно-теоретическому уровню исследования.

Логистика тесно связана с экономической кибернетикой, эко­нометрией. Впервые найдя применение в военном деле, логистика сей­час широко используется в промышленности, материально-техниче­ском обеспечении, торговле, на транспорте, в банковском деле, сфере услуг, коммунальном хозяйстве и других областях рыночной эконо­мики.

Однако такой взгляд на логистику формировался в течение не­которого исторического периода. На рисунке 1.1 представлена эволю­ция логистики за рубежом с точки зрения развития теории и практики управления материальными, а также сопутствующими информацион­ными и финансовыми потоками.

Логистика как наука и как инструмент бизнеса в гражданской области стала формироваться в начале 1950-х гг., прежде всего в США. Эволюция логистики тесно связана с историей и эволюцией рыноч­ных отношений в индустриально развитых странах, причем сам тер­мин «логистика» в бизнесе укоренился и стал повсеместно применять­ся в мире лишь с конца 1970-х гг.

 

Период с 1920-х до начала 1950-х гг. называется периодом «фрагментаризации», когда идея логистики как интегрального инструмен­та снижения общих затрат и управления материальными потоками в бизнесе не была востребована, хотя отдельные логистические функ­ции были важны с точки зрения снижения составляющих затрат, на­пример, в производстве, транспортировке, складировании и т.п.

В этот период были сформулированы предпосылки будущего внедрения логистической концепции:

  возрастание запасов и транспортных издержек в системах дистрибьюции товаров, рост транспортных тарифов;

  появление и быстрое распространение концепции маркетинга;

  развитие теории и практики военной логистики.

Период с середины 1950-х по 1970-е гг. западные специалисты называют периодом «становления (концептуализации)» логистики. Этот период характеризовался быстрым развитием теории и практи­ки логистики. Философия маркетинга широко распространилась в за­падных организациях бизнеса, что проявилось в том, что основными тенденциями на рынке стали усиление внимания к покупателям (в частности, увеличение доли сервисных услуг) и появление большого количества разнообразных товаров, удовлетворяющих одинаковые потребности (конкурентных товаров). Быстрое развитие олигополистических рыночных структур заставило организации бизнеса искать новые пути координации спроса и предложения, лучшего обслужива­ния потребителей. Возникли новые логистические подходы к сокра­щению циклов заказа и производства продукции. Повышение разно­образия товаров почти автоматически привело к значительному возрастанию затрат на создание и поддержание запасов в системах дистрибьюции. Это в свою очередь потребовало поиска новых путей совершенствования товаропроводящих структур и снижения затрат в процессах физического распределения.

Фирмы в острой конкурентной борьбе уже исчерпали резервы увеличения прибыли непосредственно в производстве и стали концен­трировать внимание на повышении качества поставок продукции, т.е. на улучшении работы в сфере распределения. В это время пришло по­нимание того факта, что нельзя больше пренебрегать возможностями улучшения дистрибьюции (физического распределения), прежде все­го с позиций снижения затрат.

Однако более полное распространение логистики было невоз­можным из-за недостаточного развития инфраструктурной базы ма­териальных и информационных потоков, адекватных организацион­ных форм, соответствующего хозяйственного механизма. На практике основное внимание было обращено на решение частных проблем: раз­витие складских комплексов и оперативных транспортных средств, информационных сетей и банков данных, методов управления мате­риальными потоками на отдельных участках кругооборота средств обращения.

В этот период начинает приходить понимание двух ключевых положений, которые были упомянуты выше, а именно:

1)   существующие обособленно потоки материалов в производстве, хранении и транспортировании могут быть взаимоувязаны единой системой управления;

2)   интеграция отдельных функций физического распределения материалов может дать существенный экономический эффект.

Одним из ключевых факторов стремительной экспансии логи­стики в западный бизнес явилось возникновение концепции общих зат­рат в физическом распределении. Смысл этой концепции заключался в том, что можно так перегруппировать затраты в дистрибьюции, что общий уровень затрат на продвижение товаров от производителя к по­требителю уменьшится. Например, переключая перевозки товаров с ав­томобильного на воздушный транспорт, можно избежать необходимо­сти создания промежуточных складов, т.е. исключить затраты на складирование, хранение и управление запасами. И хотя затраты на собственно транспортировку возрастут, общий уровень затрат в рас­пределительной сети уменьшится. Данный пример подчеркивает внут­ренние взаимоотношения между двумя важнейшими логистическими функциями: управлением запасами и транспортировкой. Концепция общих затрат явилась базисом для развития методологии принятия логистических решений.

За бурным экономическим ростом сразу после Второй мировой войны к середине 1960-х гг. наметились заметный спад производства и период сжатия долговременной прибыли производителей. Измене­ние рыночной ситуации, рост олигополистической конкуренции уси­лили давление фактора затрат на производителей продукции, заста­вили менеджеров искать новые пути повышения производительности труда, снижения затрат в производстве и дистрибьюции. Новые логи­стические концепции предоставили им такую возможность. Кроме того, логистические затраты стали достигать весьма больших размеров.

Научно-технический прогресс в экономике индустриально раз­витых стран привел к необходимости решения многоальтернативных и оптимизационных задач, таких, например, как выбор вида транспор­та, оптимизация размещения производства и складов, оптимальная маршрутизация, управление многоассортиментными запасами продукции, прогнозирование спроса и потребностей в ресурсах и т.п. Эти за­дачи не могли остаться без внимания развивающихся компьютерных технологий, которые начали активно внедряться в бизнес с середины 1950-х гг.

Отличительной чертой 1970-х гг. стало усиление конкуренции на фоне нехватки высококачественных сырьевых ресурсов (энергетичес­кий кризис). Предшествующий рост инвестиций в средства производ­ства сменился относительной стабилизацией. При этом значительно выросли логистические затраты, стоимость физического распределе­ния. Основной задачей большинства фирм стало рациональное исполь­зование сырья, материалов, полуфабрикатов и комплектующих изде­лий. Ресурсный фактор (снижение энергоемкости и материалоемкости продукции) стал основным в конкурентной борьбе.

В конце 1960-х гг. на Западе была сформулирована так называе­мая концепция бизнес-логистики как интегрального инструмента ме­неджмента. Основное содержание концепции сводилось к следующе­му: «Логистика — это менеджмент всех видов деятельности, которые способствуют движению и координации спроса и предложения на то­вары в определенном месте и в заданное время».

К началу 1970-х гг. были сформулированы фундаментальные принципы бизнес-логистики, и некоторые западные фирмы начали их успешно применять на практике. Однако для большинства фирм, за­интересованных в повышении прибыли, логистический подход к конт­ролю и уменьшению затрат еще не стал очевидным. Кроме того, попыт­ки внедрить логистическую координацию натолкнулись во многих западных фирмах на противодействие среднего и даже высшего звеньев менеджмента. Менеджеры, которые в течение длительного времени при­выкли выполнять традиционные функции, например закупок, транспор­тировки, грузопереработки, часто препятствовали внедрению органи­зационных изменений, необходимых для реализации сквозного управления материальными потоками на основе концепции снижения общих затрат. Дополнительные трудности создавали уже существовав­шие в то время системы бухгалтерского учета, не приспособленные для выделения и контроля составляющих логистических издержек и оцен­ки финансовых результатов логистических операций фирм.

Для этого этапа «развития» логистики стала характерной опти­мизация в сфере обращения. Было установлено, что оптимизации от­дельных составляющих деятельности фирмы явно недостаточно, ибо любое изменение расходов в одном из видов деятельности (перевозка, производство, складирование) фирмы непременно оказывает на сопря­женные процессы «влияние, далеко не всегда благоприятное». Именно в начале этого этапа в научных разработках и хозяй­ственной практике в области координации складирования и транспор­тного обслуживания вместо термина «управление физическим распре­делением продукции» стали использовать термин «логистика». Такая перемена носила отнюдь не формальный характер: логистические ис­следования вышли за рамки управления физическим распределением продукции, в них нашел отражение более широкий круг вопросов, свя­занных с оптимальным использованием всего ресурсного потенциала фирмы. Минимизация издержек фирмы стала функцией комплекса экономико-организационных мероприятий.

В этот период интеграционная основа логистики расширилась и стала охватывать производственный процесс.

К концу 70-х гг. на Западе завершилась так называемая тарно-упаковочная революция, которая коренным образом изменила набор операций, организацию, техническое и технологическое обеспечение складского процесса. Большое развитие получили производство транспортно-складского оборудования, стандартизация и производство новых видов тары и упаковки, стали формироваться современные авто­матизированные складские комплексы, активно начала внедряться контейнерная перевозка грузов.

Период с 1980-х до середины 1990-х гг. характеризуется стреми­тельным развитием современных маркетинговой и интегральной кон­цепций логистики в индустриальных странах Запада. Действительно, за этот период теория и практика логистики на Западе шагнули дале­ко вперед, намного превзойдя уровень, достигнутый в предыдущие десятилетия, определяющей идеей развития логистики в это время была максимальная интеграция логистических функций фирмы и ее логистических партнеров в так называемой полной логистической цепи: «закупки — производство — дистрибьюция — продажи» для до­стижения конечной цели бизнеса с минимальными затратами.

В рассматриваемый период произошли существенные измене­ния в мировой экономике, которые объясняют феномен логистического «взлета»:

  революция в информационных технологиях и внедрение персональных компьютеров (ПК);

  глобализация рынка;

  изменения в государственном регулировании инфраструктуры экономики;

  повсеместное распространение философии всеобщего управления качеством;

  рост партнерства и стратегических союзов;

  структурные изменения в организациях бизнеса.

На этом этапе определяющей стала реализация принципа дви­жения ресурсов и продукции «точно в срок» с широким использова­нием информатики и оптимизации производства.

Суть этого подхода заключается в том, что в основном произ­водстве используется технология, позволяющая обходиться без фор­мирования в запасах существенных объемов материалов, сырья, по­луфабрикатов и комплектующих изделий, в то время как в системе обеспечения предусматриваются поставки в строго определенное вре­мя через соответствующие интервалы.

Благодаря этому логистика рассматривается сейчас как один из факторов конкуренции и как современная рыночная концепция, для которой характерно признание коммерческой роли транспорта и ма­териально-технического обеспечения в общей структуре фирм. Под­разделения фирм, занимающиеся доставкой и хранением товаров и ма­териалов и нередко рассматриваемые ранее как звено оптовой торговли, с существованием которого приходится мириться, стали приобретать соответствующие вес и значение. Теперь стратегия фирм разрабатывается с участием руководства указанных структурных под­разделений. Логистическое управление стало осуществляться не по принципу непосредственного реагирования, а на основе долгосроч­ного планирования. Произошли революция в информационных тех­нологиях и внедрение персональных компьютеров. На базе персональ­ных компьютеров были созданы автоматизированные рабочие места. Программное обеспечение позволило использовать персональные ком­пьютеры в интерактивных процедурах интегрированного логистиче­ского менеджмента от закупок материалов до распределения и продаж готовой продукции. К 1990-м годам появилась технология электрон­ного обмена данными (electronic data interchange, EDI), первыми пользователями которой были супермаркеты, связавшие свои систе­мы контроля состояния запасов непосредственно с системами постав­щиков. Определяющее значение в становлении интегральной концеп­ции логистики имела возможность постоянного контроля над всеми фазами движения материальных потоков от первичного источника сырья до конечного потребителя в режиме реального времени и уда­ленного доступа благодаря современным коммуникационным техно­логиям (электронный обмен данными, спутниковые коммуникацион­ные технологии, компьютерные сети и др.).

В 1990-е годы концепция логистики, ключевым положением которой является необходимость интеграции, была признана большин­ством участников цепей снабжения, производства и распределения. Появились фундаментальные изменения в организации и управлении рыночными процессами во всей мировой экономике. Компании стали осуществлять свою деятельность не только на региональном или на­циональном уровне, но и на глобальном. Началась глобализация ми­ровой экономики.

Развитие интеграции мировой экономики и глобализация биз­неса способствовали созданию международных логистических систем. Крупные западные фирмы стремились производить продукцию для мирового рынка в тех регионах, где можно было найти наиболее дешевые сырье, компоненты, трудовые ресурсы. Ликвидация традицион­ных национальных, торговых, таможенных, транспортных и других барьеров, как это произошло в странах ЕС и между США и Канадой, сделала возможным свободное перемещение товаров, услуг и людей через границы и в то же время усилила значимость международной логистической координации. На международной арене логистическая деятельность стала более комплексной, а такие проблемы, как разме­щение производства и центров дистрибьюции, выбор видов транспор­та, типов сервиса, методов управления запасами, проектирование адек­ватных коммуникационных и информационных систем, потребовали новых навыков логистического менеджмента. С начала 1990-х гг. ста­ли активно разрабатываться и внедряться международные програм­мы и проекты, в которых логистике отводилась ведущая роль. И этот период эволюционного развития логистики можно в полной мере назвать периодом «глобализации».

В связи с глобализацией мировой экономики усилилась потреб­ность в привлечении «третьих участников» — таможенных и экспеди­ционных агентств, банков и т.п. Это предъявило новые требования к ме­неджерам логистики:

  знание законодательных основ, налоговых систем, особенностей правительственного регулирования экономики различных стран;

  выполнение требований к упаковке, маркировке с учетом языковых различий;

  умение оперативно обработать и подготовить сложную документацию;

  умение устранять таможенные барьеры.

В индустриально развитых странах были созданы национальные и международные специализированные общества и ассоциации логи­стики со своими исследовательскими центрами, консультативными отделами, банками информации, учебными центрами и т.д.

Появилась технология электронной почты, получил развитие электронный бизнес. Широко распространились электронные закуп­ки. Электронная торговля стала происходить как между различными фирмами (В2В — business-to-business), например поставщиком и производителем, так и между электронными фирмами и конечными по­требителями (В2С — business-to-customer). Для поддержки электрон­ного обмена данными были разработаны технологии кодирования то­вара в виде штрихового кода или магнитной полоски, а также электронный перевод денежных средств.

Кроме того, на рубеже XX и XXI вв. интегральная парадигма логистики породила новую идеологию управления логистическими процессами и бизнесом в целом — Supply Chain Management (SCM) управление цепями поставок.

Это было связано с тем, что жесткая конкуренция на мировых рынках, вывод на рынок продуктов с короткими жизненными цикла­ми и повышенные требования к качеству продукта и логистического сервиса вынудили предприятия многих стран сосредоточить свое вни­мание на интегрированной логистике и управлении цепями поставок и инвестировать в них все большие средства. В совокупности с разви­вающимися коммуникационными и транспортными технологиями (интернет-телекоммуникациями, on-line мониторингом товарно-транс­портных потоков, оперативной доставкой) это способствовало стре­мительному продвижению SCM-идеологии в бизнес.

Идеология управления цепями поставок обусловила значитель­ные изменения в подходах к организации и управлению бизнесом — появились новые формы конкурентной борьбы, основанные на стра­тегическом взаимодействии контрагентов цепей поставок; интегриро­ванные информационные технологии все активнее стали проникать в бизнес. Бурное развитие корпоративных информационных систем, Интернета и мобильных технологий открыло принципиально новые возможности и источники повышения эффективности для производ­ственных, торговых, сервисных и логистических компаний. Базируясь на принципах взаимодействия, синхронизации основных бизнес-процессов и моделей планирования и управления на основе единых информационных каналов с поставщиками и клиентами по всей цепи поставок, концепция SCM становилась все более популярной. Об этом свидетельствует тот факт, что в организационных структурах управления западными компаниями (в основном США и стран ЕС) появи­лись SCM-департаменты, отделы и другие структурные подразделения и соответственно такие должности, как вице-президент компании по SCM, интегральные менеджеры, координаторы и аналитики по уп­равлению цепями поставок, топ-менеджеры по планированию и контролю цепей поставок и т.п.

Согласно всемирной организации «Совет профессионалов в области управления цепями поставок» (США), «управление цепями поставок — это интеграция ключевых бизнес-процессов (в основном логистических), начинающихся от конечного пользователя и охватыва­ющих всех поставщиков товаров, услуг и информации, добавляющих ценность для потребителей и других заинтересованных лиц».

Таким образом, современный этап развития логистики (2000-е гг.) определяют два основных фактора: глобализация мировой экономики и глобальная научно-техническая революция, которые порождают но­вые потребности клиентов в логистических услугах и разнообразные формы их удовлетворения.

Глобализация бизнеса выражается в следующем:

  более совершенные коммуникации и перевозка сделали физические расстояния менее значимыми, благодаря этому предприятия могут работать на едином, охватывающем весь мир рынке;

  происходят сокращение торговых барьеров между странами и рост международной торговли и конкуренции;

  размещение предприятий происходит не по национальному принципу, а в странах и регионах с низкими затратами на производство (например, немецкие предприятия в Польше, американские — в Мексике, японские — в Китае).

В настоящее время в мире в области науки и техники происхо­дит так называемая глобальная революция, которая заключается в том, что технологические изменения происходят повсеместно, а не появ­ляются где-то в одном месте, а затем постепенно распространяются — как это происходило ранее, в сельскохозяйственной и промышленной революциях.

Описанные выше факторы предопределили следующие основ­ные тенденции современной логистики.

1. Расширение ассортимента предлагаемых логистических услуг:

  отсрочка, заключающаяся в том, что в распределительную систему передается почти готовая продукция, при этом ее модификация или учет последних требований потребителей откладывается до самого последнего возможного момента, что существенно снижает уровень запасов;

  перевалка, использование прямой отгрузки, которые сводят к нулю запасы и соответствующие расходы в распределительных центрах;

  массовый выпуск продукции на заказ, объединяющий выгоды массового производства с гибкостью продукции на заказ;

  прямая доставка через электронные сети передачи данных, через курьерские службы, службы экспресс-доставки посылок;

   услуга управления запасами продавцом, которая заключается в том, что поставщики управляют как собственными запасами, так и запасами, хранящимися в нижних звеньях цепи поставок, что сни­жает общие затраты;

              синхронизированное перемещение материалов, при котором информация о движении материального потока доводится до всех участников цепи поставок одновременно, что позволяет оперативно координировать перемещение материальных ресурсов.

2. Аутсорсинг предполагает привлечение так называемой третьей стороны для решения проблем организации во взаимоотношениях с внешней средой, а также внутренних проблем, связанных с реализа­цией конкретных бизнес-процессов или использованием наукоемких технологий, например информационных. Применение аутсорсинга подразумевает приобретение услуг, и именно с такой точки зрения этот процесс рассматривается большинством современных специалистов в области практического менеджмента и логистики за счет:

              расширения компетенции логистических посредников в сфере интеграции и управления цепями поставок (движение в сторону L-провайдеров);

более частого использования логистических операторов для выполнения транзакционных видов деятельности (например, обработка заказов покупателей);

увеличения спектра услуг и технологических возможностей

ЗРL-провайдеров;

повышения клиентоориентированности логистических компаний (например, участие в интегрированном планировании деятельности фирм-клиентов, лучшее понимание отраслевых особенностей);

консолидации и укрупнения логистических операторов;

выхода посредников на глобальный рынок и повышения их готовности к удовлетворению специфических потребностей на каждом из локальных сегментов рынка;

увеличения длительности контрактов, заключаемых провайерами логистических услуг со своими клиентами.

Методология аутсорсинга отражается в отдельных организаци­онных решениях, суть которых заключается в разделении всех биз­нес-процессов на основные и вспомогательные и реализации вспо­могательных, а иногда и основных бизнес-процессов силами сторонних организаций-аутсорсеров. Цель применения аутсорсинга — использо­вание передовых бизнес-технологий и ноу-хау для завоевания и удер­жания конкурентных преимуществ во все более обостряющейся кон­курентной борьбе. Экономическая сущность аутсорсинга состоит в построении системы отношений между организациями, передающи­ми и принимающими на себя выполнение отдельных видов деятель

ности на основе заключаемых долгосрочных соглашений. Практиче­ским результатом применения аутсорсинга является возможность на­правлять собственные ресурсы организации на выполнение тех функ­ций, которые составляют ее сильную сторону, на то, что организация умеет делать лучше других, предоставив внешнему исполнителю (аут-сорсеру) те функции, которые он умеет выполнять лучше других. Тем самым организация может сосредоточить в своих руках новейшие до­стижения в области науки, техники и технологии, обеспечив макси­мальное удовлетворение ожиданий потребителя, максимальное соот­ветствие требованиям рынка.

3. Формирование долгосрочного сотрудничества с логистиче­скими фирмами. В прошлом фирмы имели большое количество по­ставщиков, конкурирующих друг с другом, что помогало заключать вы­годные сделки. В настоящее время логистические компании все более привлекаются к управлению всеми процессами в цепи поставок, а фир­мы-клиенты все чаще знакомят их со своими долгосрочными целями, чтобы совместно вырабатывать взаимоприемлемые решения. Клиенты все больше ценят свое время и все больше доверяют профессионалам-логистам, с которыми сотрудничают, стремятся ограничить их число, но развивать долгосрочное сотрудничество с теми, кого они выбрали в партнеры.

4. Совершенствование методов управления логистическими про­цессами. Разрабатываются новые и усовершенствуются существующие методы управления логистическими процессами, призванные решить известные логистические задачи:

  уменьшить издержки товаропроводящей цепи;

  сократить складские запасы;

  оперативно реагировать на изменения спроса; снизить себестоимость продукции;

  оптимизировать транспортные потоки;

  повысить конкурентоспособность товара на рынке;

  скоординировать деятельность всех элементов логистической цепи;

  улучшить уровень обслуживания потребителей и т.д.

 

1.3.    ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЛОГИСТИКИ

             

Существует несколько десятков определений понятия логисти­ки как экономической деятельности.

Рядом отечественных и зарубежных специалистов термин «ло­гистика» трактуется как в более узком, так и в более широком смысле, что позволяет сделать вывод о том, что логистика относится к классу так называемых семантически размытых или содержательно неясных понятий.

Термином «логистика» пользовались в своих работах известные ученые, философы, военоначальники. Еще в прошлом веке были сде­ланы попытки определить этот термин как науку управления матери­альными ресурсами предприятия. Тем не менее, на Международном симпозиуме Европейской ассоциации логистики в 1992 г. в Стокголь­ме отмечалось, что до сих пор нет общепринятого определения логи­стики.

В таблице 1.1 приведены некоторые примеры соответствующих определений:


 

В начале 1990-х гг. российскими учеными-специалистами в эко­номике материально-технического снабжения осваивается и разраба­тывается теория логистики в рыночном понимании. На Западе тер­мин «логистика» применительно к экономике и предпринимательству впервые использован в работе Е. Смикея, Д. Бауэрсокса и Ф. Моссма-на «Управление физическим распределением: логистические пробле­мы фирмы» и с тех пор трактуется большинством специалистов как управление товародвижением. Видным специалистом-логистиком Р. Баллоу бизнес-логистика рассматривается как управление движе­нием и запасами товаров от точки приобретения до точки потребле­ния. Цель логистики, по его мнению, — получить нужные товары или услуги в нужном месте, в нужное время, в желаемом виде с наимень­шими затратами.

Отечественные исследователи по-разному понимают логисти­ку, вкладывают различный смысл в это понятие. По мнению М.П. Гордона, «логистика, прежде всего, включает организацию и осуществле­ние товаропередвижения в сфере обращения».

Б.К. Плоткин отмечает, что «логистика — это научная дисцип­лина об управлении потоками в системах».

О.А. Новиков и А.И. Семененко рассматривают логистику как «новое научное направление, связанное с разработкой рациональных методов управления материальными и соответствующими финансо­выми и операционными потоками в условиях перехода от свободного рынка к регулируемой рыночной экономике и наоборот».

Профессор X. Крампе, возглавлявший институт логистики в Дрездене, отмечает, что логистика определяется как сумма деятель­ности по руководству, планированию, организации и управлению материальными потоками и циркуляционными процессами в границах предприятия и между отраслями экономики с целью получения наи­большего эффекта.

Таким образом, как отмечают авторы, современная трактовка понятия «логистика» неоднозначна и зависит от страны, логистической школы (направления) и конкретного исследователя. Разброс мнений очень широк: от утилитарного (чисто практического) рассмотрения логистики как набора некоторых функций, связанных с управлением материальным потоком (транспортировка, складирова­ние, грузопереработка, упаковка, выполнение таможенных формаль­ностей, управление запасами и т.п.) до научной (философской) кон­цепции логистики как средства оптимизации любого экономического процесса в локальном или глобальном масштабе.

Если обратиться к анализу определений термина «логистика» в табл. 1.1, то можно прийти к выводу, что в предпринимательской дея­тельности, экономической и научной литературе зарубежные специа­листы на сегодняшний момент выделяют два принципиальных направ­ления в определении логистики. Одно из них связано с функциональным подходом к товародвижению, т.е. управлением всеми физическими опе­рациями, которые необходимо выполнять при доставке товаров от по­ставщика к потребителю. Другое направление характеризуется более широким подходом: кроме управления сбытовыми операциями оно включает анализ рынков поставщиков и потребителей, координацию спроса и предложения на рынке товаров и услуг, а также осуществляет гармонизацию интересов участников процесса товародвижения.

Многие специалисты исследуемой области, как видно из табл. 1.1, отдают предпочтение экономической стороне логистики и трактуют ее как совокупность различных видов деятельности с целью получе­ния с наименьшими затратами необходимого количества продукции в установленное время и в установленном месте, в котором существу­ет конкретная потребность в данной продукции.

Логистика, кроме того, определяется как некая система, выра­ботанная для каждого предприятия с целью оптимального с точки зре­ния получения прибыли, ускорения движения материальных ресурсов и товаров внутри и вне предприятия, начиная от закупок сырья и ма­териалов, прохождения их через потребителя, включая связывающую эти задачи информационную систему.

В ряде определений логистики подчеркивается ее оперативно-финансовый аспект. В них трактовка логистики исходит из времени расчета партнеров по сделке и деятельности, связанной с движением и хранением сырья, полуфабрикатов и готовых изделий в хозяйственном обороте с момента уплаты денег поставщику до момента получения денег за доставку конечной продукции потребителю.

В других определениях логистики находят отражение взгляды специалистов, акцентирующих внимание на отдельных функциях в рассматриваемом цикле.

Обобщая вышеизложенные определения логистики, ее можно охарактеризовать как науку о планировании, организации, управле­нии, контроле и регулировании движения материальных и информа­ционных потоков в пространстве и времени от их первичного источ­ника до конечного потребителя.

Как уже отмечалось, в последние годы за рубежом активное рас­пространение получила концепция Supply Chain Management — «Уп­равление цепями поставок».

Многие исследователи в США и ЕС противопоставляют SCM собственно логистике. Общая идея сводится к тому, что логистика яв­ляется частью более широкой бизнес-концепции — SCM.

В таблице 1.2 представлены словарные определения термина SCM — «Управление цепями поставок»

Таблица 1.2.


 

Для того чтобы во всех странах, входящих в ELA (Европейская логистическая ассоциация) и ECBL (Европейский сертификационный комитет,  ECBL — независимая организация, включающая в себя страны, которые на добровольной основе готовы делиться своими стандартами компетенции в области логистики (управления) цепями поставок и придерживаться общепринятого европейского стандарта качества процедуры аттестации логистов), иметь одинаковое представление о концепции управления цепями поставок и логистике, в 2005 г. Научным советом ELA сформулировано и новое определение логистики в виде приложения-глос­сария «Стандарты по логистике и управлению цепями поставок»:

«Логистика — это планирование, выполнение и контроль движения и размещения людей и (или) товаров, а также поддерживающие действия, связанные с таким движением и размещением, в пределах экономической системы, созданной для достижения своих специфических целей».

«Управление цепями поставок — это организация, планирова­ние, контроль и регулирование товарного потока, начиная с получе­ния заказа и закупки сырья и материалов для обеспечения производ­ства товаров и далее через производство и распределение, доведение его с оптимальными затратами ресурсов до конечного потребителя в со­ответствии с требованиями рынка».

Как видно из приведенных определений, Европейская логисти­ческая ассоциация кардинально пересмотрела определение логисти­ки 1994 г. (см. табл. 1.2), закрепив контроллинг, координацию и интег­рацию при управлении товарным потоком за концептом «Управление цепями поставок».

Таким образом, прежняя координирующая роль логистики и сквозное управление товарными потоками в цепи поставок в толко­вании ELA становятся прерогативой SCM.

Логистика же трактуется как функция контроллинга и оптими­зация всех видов деятельности, связанных с движением и размещени­ем людей и (или) товаров, т.е. внимание смещается на операционную деятельность (транспортировку, складирование, грузопереработку, перевалку и т.п.), а также размещение логистических и производствен­ных мощностей. «Экономическая система» может при этом трактовать­ся как на микроуровне (логистическая система компании), так и на макроуровне (например, региональная транспортно-логистическая система).

В наиболее общей постановке с позиций логистики обычно исследуются и оптимизируются параметры основных и сопутствующих потоков в определенном экономическом объекте, функционирующем как система, т.е. реализующем поставленные перед ним цели и рас­сматриваемом в этом смысле как единое целое.

Основные потоки - это материальные (товарные) потоки и (или) услуги.

Сопутствующие материальному (товарному) потоку — информационные, финансовые потоки. Сопутствующие услугам (для пред­приятий сферы услуг) - материальные, информационные, финансовые потоки.

Информация о работе Логистика