Логистика в строительстве

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2011 в 20:41, реферат

Краткое описание

Возникшая в далеком прошлом логистика, получила второе рождение в условиях экономического кризиса в начале 70-х годов прошлого столетия. В это время в качестве основного условия существования и развития фирм становится ресурсный фактор, ориентирующий на внедрение ресурсосберегающих технологий, что потребовало существенных изменений в организации и управлении производством товаров и услуг.

Файлы: 1 файл

логистика в строительстве.docx

— 34.50 Кб (Скачать)
Логистика в строительстве
Возникшая в далеком прошлом логистика, получила второе рождение в условиях экономического кризиса в начале 70-х годов прошлого столетия. В  это время в качестве основного  условия существования и развития фирм становится ресурсный фактор, ориентирующий на внедрение ресурсосберегающих технологий, что потребовало существенных изменений в организации и  управлении производством товаров  и услуг. Логистический менеджмент первоначально ориентировался на эффективное использование  материальных ресурсов, как в сфере производства, так и в сфере обращения. Но уже в начале 90-х годов прошлого столетия логистика стала ориентироваться не только на материальные ресурсы, но и на финансовые, трудовые, информационные и другие ресурсы, которые формируются в виде потоков и рациональное взаимодействие которых позволяет обеспечить ресурсосбережение и экономию затрат на выпуск товаров и оказание услуг.

Логистика впервые не разделяет единый хозяйственный  цикл предприятий на сферы производства и обращения. Такой подход  показывает, что материально-техническое снабжение и сбыт – это не сопутствующие производству, а вполне равноправные сферы деятельности, определяющие общую эффективность предприятия. Таким образом, требуется максимальная горизонтальная интеграция предприятий посредством логистической цепи «закупки – производство – сбыт», через которую проходят материальные и другие потоки. Процессы производства и распределения товаров необходимо изучать в единстве движения и использования.  Для эффективного их взаимодействия целесообразно применение логистического подхода к организации производственного процесса, который представляет собой соединение производственных ресурсов в определенной комбинации с целью получения продукции и ее последующей реализации. Внедрение новых технологий, изменение требований рынка обуславливают необходимость соответствующих изменений в организации и управлении строительным производством. Однако развитие организации и управления в строительстве отстает по темпам от внедрения новых технологий, что не дает желаемого результата.

При формировании логистических систем в строительстве возникает необходимость использования концепции реинжиниринга. Реинжиниринг дает две основные характеристики строительных процессов: степень посредничества и степень сотрудничества. Кроме того, он предполагает такую организацию строительства, которая увеличила бы степень посредничества (последовательная взаимозависимость), то есть провозглашает отказ от разделения и специализации труда и планирует смещение центра тяжести к групповой работе. Групповая работа (интеграция, а не дифференциация) требует от каждого участника повышения уровня индивидуальных способностей и умения работать в группе, так как групповой вклад всегда больше, чем простая сумма индивидуальных вкладов. Интеграционные процессы в строительстве сопровождаются развитием логистики, которая рассматривается как системный подход к организации и управлению в строительстве. Движение современного строительного производства в направлении логистизации, как показывает мировой опыт, необратимо. Это требует от специалистов соответствующей организационно-технологической и экономической подготовки к работе в рамках логистических систем.

Логистические системы – это системы организации и управления производством, которые обуславливают необходимость сочетания блока самоуправления и взаимодействия хозяйственных субъектов с блоком государственного планово-организационного регулирования, то есть определенного синтеза плана и рынка на разных уровнях управления народным хозяйством.

Таким образом, логистику можно считать одним  из разделов оптимального управления в сфере производства и обращения, то есть в виде системы решения  оптимизационных задач. Она является не только учением об эффективной  организации движения ресурсов на всех стадиях производства, но и объединением методов по организации, планированию и управлению интегрированными процессами материально-технического обеспечения, производства и сбыта товаров.

Использование концепции логистики является одним  из основных направлений деятельности строительных организаций по ресурсосбережению  и снижению издержек на строительство  зданий и сооружений. Логистическая деятельность в строительстве носит интегрированный характер и происходит в рамках комплектовочно-транспортно-строительного комплекса (КТСК). Основу интегрированной системы логистики образуют такие важнейшие сферы бизнеса, как закупка сырья и материалов, потоки материалов, транспорт, информация и т.д. Успех в строительном бизнесе зависит не только от результатов деятельности отдельной строительной организации, но и от ее партнеров-поставщиков, экспедиторов, транспортников и т.д.

В современном  строительном производстве нашей страны имеются определенные предпосылки  для развития логистических идей. Эти предпосылки можно разделить на две большие группы: научно-теоретические и технологические. Научно-теоретические предпосылки связаны с вузовской подготовкой специалистов в области системного анализа, кибернетики, исследования операций, теории управления запасами, менеджмента, теории массового обслуживания и других наук, составляющих теоретическую базу современной логистики. Технологические предпосылки связаны с тем, что в сфере обращения имеют место объекты в виде оставшихся от централизованной системы снабжения и сбыта предприятий и организаций. Особая роль в этом процессе принадлежит транспорту, специалисты которого первыми почувствовали необходимость внедрения современных логистических технологий.

Строительство в условиях рыночных отношений более, чем другие отрасли, восприимчиво к логистике. Это объясняется следующими основными причинами:

  • территориальной  рассредоточенностью строек;
  • разными объемами потоков материальных ресурсов в различные периоды строительства зданий и сооружений;
  • изменением характера взаимодействия процессов доставки материалов и изделий на стройки со строительными процессами;
  • нестабильностью номенклатуры материалов и изделий, используемых в строительстве;
  • постоянной потребностью в рациональной организации строительства и совершенствовании технологии строительства по эффективному использованию ресурсов;
  • экономической самостоятельностью участников строительства.

Смещение  акцентов в организации строительства  с организации трудовых ресурсов на организацию потоков материальных ресурсов и сопутствующих им финансовых и информационных потоков можно  объяснить тем, что материальные ресурсы, выступая как предметы труда, под воздействием трудовых ресурсов отражают изменение стоимости товаров  и услуг по всей логистической цепочке. Логистическая концепция начинает широко применяться к организации и управлению материальными ресурсами в целях интеграции участников строительства. Главная идея логистики в строительстве – организация в рамках единого потокового процесса перемещения материалов и информации между всеми участниками КТСК. Для логистизации строительства мало обозначить основные экономические потоки, необходимо их исследовать и обеспечить их рациональное взаимодействие.

Логистизация строительства и адаптация строительных организаций к условиям рыночной экономики требуют создания корпуса управленцев нового типа. Ориентировочные расчеты, проведенные автором работы [1], показывают, что строительной отрасли необходимо около 50 тысяч таких руководителей. В той же работе утверждается, что квалификация действующих руководителей строительных организаций не соответствует требованиям времени. Такое положение объясняется в определенной степени недостатками в методике обучения по дисциплинам: экономика, организация, планирование и управление строительным производством. Высказано мнение, что менеджер строительного производства, помимо необходимых инженерно-технических знаний, должен обладать достаточно глубокими знаниями в менеджменте, логистике, экономике и других дисциплинах, ставших актуальными с развитием рынка.

Известно, что экономика исследует проблему эффективного использования ограниченных производственных ресурсов и управления ими с целью максимального  удовлетворения потребностей человека и получения прибыли предприятиями. Ресурсная концепция экономики  предполагает не только экономию всех ограниченных ресурсов, но и решение  социальных и экологических вопросов. Новая экономическая теория с  развитием логистического менеджмента способствует экономии всех ресурсов.  Кроме того, она направлена на физическое и духовное здоровье человека и общества в целом при сохранении природной среды и поддержании социального диспаритета на определенном уровне. Экологическая направленность новой экономической теории возвращает исследователей к производственному процессу и требует рассмотрения его не традиционно, то есть не как результат сочетания предметов труда и рабочей силы, а как бизнес-процесс, представленный системой взаимосвязанных потоков материи, энергии и информации, взаимодействующих друг с другом.

Совершенно  очевидно, что  расширенное толкование логистики, имея межотраслевой характер, тем не менее нуждается в адаптации к специфике не только каждой отрасли, но и каждого предприятия. Тем более внедрение логистики в сферу строительного производства требует глубокого осмысления ее свойств и функций, потому что для строительства особенно актуальна проблема ресурсного обеспечения, которую возможно решить путем разработки научно-практических рекомендаций использования в первую очередь основных ресурсов: финансовых, материальных, трудовых и технических.

Необходимость логистизации строительства объясняется следующим образом. Во-первых, интегрированным характером логистики, объединяющим вех участников регионального строительного комплекса, который включает в себя заводы-поставщики строительных материалов и изделий, снабженческо-комплектующие, транспортные и строительные организации. Во-вторых, логистика создает условия для снятия противоречий между всеми участниками строительства, так как предполагает сопряжение экономических интересов всех участников логистических цепей и систем. В-третьих, логистика обладает мощным ресурсосберегающим потенциалом, поскольку системно подходит к организации не только потоков трудовых ресурсов, но и других экономических потоков в процессе строительства зданий и сооружений.

Системный подход к организации ресурсного обеспечения строительства на принципах  логистики будет способствовать получению более весомого эффекта  от реализации региональных строительных программ.

Ориентация  на логистическую концепцию позволяет строительным организациям оптимизировать, в первую очередь, запасы материальных ресурсов и резервы трудовых, финансовых и технических ресурсов. С переходом на рыночную систему хозяйствования отношение к материальным ресурсам и их запасам в строительстве изменилось коренным образом. Они стали рассматриваться не только как необходимое условие бесперебойного выполнения строительно-монтажных работ при строительстве зданий и сооружений, но и как основа хозяйственных (экономических) связей, основными критериями, существования которых является целесообразность и эффективность вложения и использования средств. Запасы, как и материальные ресурсы в незавершенном производстве, не совершают кругооборот, а представляют собой своеобразный накопитель натурально-вещественного продукта, через который он движется как материальный поток только в одном направлении – к конечному потребителю

Производственные  запасы образуются на стройках по двум основным причинам. Первая связана  с несоответствием объемов поставки и разового потребления материалов и изделий. Вторую причину определяет разрыв во времени между поступлением материалов и их потреблением, который  приводит к накоплению ресурсов. Запасы, с одной стороны, обеспечивают бесперебойность  производства, с другой, они связаны  со значительными расходами по их хранению. Поэтому необходимо оптимизировать их объем. Регулирование размера  запаса производится изменением объема партий поставки или интервала между  смежными поставками. Возможно использование  варианта при одновременном изменении  интервала и объема поставки. В  зависимости от этого в практике материально-технического обеспечения  строек материалами и изделиями  используются три метода: периодичный, релаксационный и метод двух складов. Анализ этих методов управления запасами, сложившихся в централизованной системе снабжения и сбыта, позволяет систематизировать  их параметры, такие как границы колебания запаса, интервалы поставок, вероятную величину запаса и размер заказа на поставку материалов и изделий. Этими параметрами и величиной затрат на хранение запасов руководствуются при выборе рациональной системы управления запасами.

С начала 90-х  годов прошлого столетия строительные организации и предприятия получили возможность при реализации спроса на рынке строительных материалов и  изделий воздействовать на величину запасов материальных ресурсов, сокращая их объем. Одно из направлений логистики  связано с внедрением новых технологий, предполагающим ряд нововведений организационного, управленческого и экономического характера. Комбинации этих нововведений в развитых странах представлены такими системами как «канбан», «точно в  срок» и другими, ориентирующими предприятия на использование запасов в минимальных размерах. Дорогостоящие производственные запасы материалов, изделий и конструкций, избыток которых не гарантирует высокий уровень логистических услуг, вытесняются системой информации и поточной организацией строительства зданий и сооружений, позволяющими добиться значительного экономического эффекта.

Строительные  организации, принявшие логистические принципы управления, особое внимание обращают на транспорт, который является связующим звеном в логистической цепи. Транспортная составляющая в материальных затратах строительства весьма существенна и имеет тенденцию к постоянному росту. Поэтому сокращение транспортных издержек за счет рационального транспортного обслуживания является очень важным направлением в ресурсосбережении.

Эффективное обеспечение строек материалами  и изделиями является одной из важнейших проблем для большинства  строительных организаций. Это объясняется  тем, что сложившаяся транспортная система в строительстве не гарантирует  доставку грузов на стройки в запланированное  время и необходимыми комплектами  материалов и изделий. В процессе непосредственной доставки материалов и изделий на стройки заняты поставщики, строительные и  транспортные организации, а также посредники. Причем, доставка предполагает помимо перевозки, целый ряд работ, операций, услуг, комплекс которых  направлен на обеспечение перемещения материалов и изделий без потерь в количественном и качественном отношении. В оценке качества транспортного обслуживания такие показатели как объем перевозок, грузооборот и т. п. в условиях рынка не дают полной картины эффективности  использования ресурсов. Возникает необходимость в рассмотрении такого понятия как «услуга», которую и нужно оценивать. Целевую функцию системы доставки материалов и изделий на стройки невозможно определить однозначно, так как каждый из участников транспортного обслуживания преследует собственные цели, которые формулируются одинаково – извлечение максимальной прибыли из своей деятельности.

Основной  задачей организации транспортного  процесса при комплектации объектов строительства материалами и  изделиями является обеспечение  грузопотоков без потерь материальных ресурсов от поставщиков на стройки, поэтому рекомендуется рассматривать  их очень подробно. Рекомендуется  данные по всем грузопотокам сводить  в общую шахматную ведомость  грузооборота каждой стройки. Величина грузопотока может быть определена из графика потребления материалов и изделий, сопровождающего календарный  план строительства объектов. Важное место в рациональном использовании  ресурсов при строительстве зданий и сооружений занимает оптимизация  транспортных связей заводов-поставщиков  и строек, обеспечивающая выполнение суточного плана доставки комплектов материалов и изделий на строительные площадки при минимальном объеме транспортной работы, путем маршрутизации  перевозок. В процессе разработки рациональных маршрутов перемещения грузов, которые  являются основой для составления  новых транспортно-технологических  схем, особое внимание должно быть уделено  сокращению продолжительности транспортного  цикла, совмещению его с процессами строительства объектов. Маршрутизация  перевозок также тесно связана  с выбором типа транспортных средств  и определением их необходимого количества.

Проектирование  транспортного обслуживания  в системе комплектации строительства материалами и изделиями позволяет строительным организациям улучшить работу диспетчерских служб, уменьшить затраты времени на выполнение погрузочно-разгрузочных операций и обеспечить сохранность доставляемых на стройки грузов. В автотранспортных организациях, обслуживающих строительное производство, также упрощается работа диспетчерских служб, улучшается использование автомобилей по грузоподъемности и повышается ответственность водителей за своевременность доставки комплектов материалов и изделий на стройки.

Разработку  вопросов организации транспорта для  эффективного использования ресурсов при строительстве объектов рекомендуется  осуществлять в две стадии. Во время  первой стадии проектирования в проектно-сметной  документации наряду с проектом организации  строительства долен разрабатываться проект организации транспорта при строительстве объектов. На стадии рабочего проектирования необходима разработка транспортно-технологических карт. При разработке проекта организации транспорта обязательно выполнение следующих работ:

  • составление схемы грузопотоков и согласование ее с проектом организации строительства;
  • закрепление строек за поставщиками и маршрутизация перевозок;
  • составление вариантов принципиальных схем доставки грузов на стройки;
  • разработка вариантов технической оснащенности  транспортного процесса;
  • разработка графика доставки комплектов материалов и изделий на стройки;
  • принятие решений по организации движения транспорта по строительным площадкам при проектировании общеплощадочных стройгенпланов.

На следующем  этапе, этапе рабочего проектирования, разрабатываются транспортно-технологические  карты, регламентирующие доставку комплектов материалов и изделий в различные  периоды строительства отдельного здания или сооружения[1].

Транспортно-технологические  карты содержат:

  • уточненные объемы перевозок комплектов материалов и изделий, используемых в различные периоды строительства каждого здания или сооружения;
  • ведомость-расчет потребного количества погрузочно-разгрузочного и складского оборудования, контейнеров, поддонов и транспортных средств, используемых при   доставке материалов и изделий   к месту строительства объекта;
  • карты по заполнению  и укладке материалов и изделий на поддоны, в тару и в контейнеры;
  • схемы загрузки транспортных средств материалами, изделиями и конструкциями;
  • ведомость-расчет потребного количества рабочих на выполнение транспортных операций на стройке;
  • транспортно-технологические схемы доставки грузов на стройплощадки;
  • карты технологических процессов на погрузочно-разгрузочные и складские работы.
  • Вся проектная документация ориентирует участников строительства на эффективное использование ресурсов при возведении зданий и сооружений.

Ресурсосберегающие  технологии в строительном производстве могут быть реализованы в полной мере при соответствующей организационной  структуре управления строительных предприятий и организаций. Обоснование  организационной структуры управления предприятия сопровождается определением его мощности[2]. Мощность – важнейший организационный фактор, от которого зависит эффективное использование ресурсов. В свою очередь, ресурсы влияют на мощность своим наличием по количеству, номенклатуре и ассортименту. Поэтому организационная структура управления не может быть неизменной, особенно в рыночных условиях, когда динамично изменяется ситуация, падает или растет спрос на строительную продукцию. Спрос на ресурсы приходится изучать и отслеживать постоянно. Например, для создания сбалансированного материального потока в системе типа «точно в срок», где реализованы логистические принципы управления, нужно изменить систему планирования путем перехода от вертикального управления к горизонтальному, когда участники строительства действуют по принципу « вытягивания» материальных ресурсов от смежников и поставщиков. Но для этого нужна система организационно-экономических предпосылок и ограничений, чтобы контролировать запасы и исключать заказы материалов и изделий в объемах больших, чем это требуется. Реализация горизонтальных логистических связей предполагает структурную перестройку внутри предприятия и изменение системы оценки работы подразделений. Потенциальные возможности повышения эффективности предприятий и организаций КТСК, работающих по логистическому принципу, характеризуются следующими данными [2]: сокращением времени подготовки производства на 80-90%; ростом производительности труда рабочих основных профессий на 5-50% и вспомогательных – на20-60%; снижением стоимости закупаемых материалов на 5-10%; сокращением запасов материалов на35-75%,заделов незавершенного производства на 30-90% и готовой продукции на 50-90%; улучшением качества и уменьшением объема перемещений материалов на 40-60%.   

Список  литературы:  

1.Киселев  Б. Централизованное снабжение  – начало цивилизованного рынка// Стройка. 2000.№8 92360. С.163-164.

2.Васильев  В.Н. Организация производства  в условиях рынка. Уч. пособие. М.: Машиностроение. 1893.-186 с.

 
 

[1] Жаворонков Е.П. Логистика в строительстве. Уч.пособие.2-е изд. Новосибирск:СГУПС.2001.-237 с.

[2] Жаворонков Е.П. Эффективность логистики в строительстве. М.: КИАцентр. 2002.- 136 с.

Информация о работе Логистика в строительстве