Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2013 в 14:50, реферат
В связи со становлением рыночных отношений в России в 1990-е годы появилось и стало активно развиваться новое научно-практическое направление – логистика. Причины возрастания интереса к логистике обусловлены потребностями развития экономики и бизнеса. Первоначально усилия фирм были направлены в основном на снижение себестоимости каждой единицы продукции. В настоящее время, когда предложение повсеместно стало превышать спрос, предприниматели начали признавать также важность обеспечения сбыта за счет снижения общих издержек.
Введение …………………………………………………………………………..3
1. Происхождение и трактовка термина "логистика"……………………..……6
2. Эволюция логистики……………………………………………………..……7
3. Развитие логистики как научно экономического направления…………….9
4. Подходы к определению логистики…………………………………..….….10
5. Роль логистики в развитии российских реформ………………………...….12
Заключение…………………….…………………………………………….…..19
Глоссарий……………………………………………………………………...…20
Список литературы………………………………………………….………..…21
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное
бюджетное образовательное
ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АРХИТЕКТУРНО-СТРОИТЕЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Кафедра «Экономика строительства»
РЕФЕРАТ
Тема:
«Логистика в отечественной
Вариант 1
Выполнил
Студент гр.471/с
Проверила:
Стрежевой 2012
Содержание
Введение ………………………………………………………
1. Происхождение и трактовка термина "логистика"……………………..……6
2. Эволюция логистики…………………………………………………….
3. Развитие логистики как научно экономического направления…………….9
4. Подходы к определению логистики…………………………………..….….10
5. Роль логистики в развитии российских реформ………………………...….12
Заключение…………………….……………………………
Глоссарий………………………………………………………
Список литературы………………………………………………….
В связи со становлением
рыночных отношений в России в 1990-е
годы появилось и стало активно
развиваться новое научно-
Основные тенденции развития логистики. К основным тенденциям развития логистики относятся следующие факторы.
Быстрый рост затрат на перевозку. Традиционные методы распределения стали более дорогостоящими в связи с ростом товарных цен и инфляций. Повышение уровня управления предполагает рассмотрение смежных с перевозками аспектов логистики (производство, поставка продукции, распределение, финансы).
Достижение предела эффективности производства. Становится все труднее достигнуть существенного снижения производственных затрат. Потому что с производства уже «сняты все сливки». С другой стороны. Логистика остается областью, где еще сохраняются значительные потенциальные возможности сокращения издержек фирмы.
Фундаментальные изменения в философии запасов. В оно и то же время у розничных продавцов находится приблизительно половина запасов готовой продукции. Другая половина – у оптовых торговцев и производителей. Методы управления запасами способны сократить общий уровень запасов и изменить соотношение поддерживаемого запаса к 10% у розничных продавцов и 90% у дистрибьюторов и производителей.
Создание продуктовых линий как прямой результат внедрения концепции маркетинга (предоставление каждому потребителю той продукции, которая ему необходима).
Компьютерные технологии. Логистическое управление связано с обработкой огромного массива данных. Сама возможность управления предполагает знание: местоположения каждого потребителя; размера каждого заказа; местоположения средств производства, складов и центров распределения; затрат на перевозку от каждого склада или завода каждому потребителю; доступных видов транспорта и предлагаемого уровня обслуживания; местоположения поставщиков; уровня запасов на каждом складе и центре распределения. Развитие компьютерных технологий позволяет осуществлять на практике концепцию логистики.
Рост использования компьютеров поставщиками (производителями) и потребителями. Это позволяет фирмам систематически изучать качество услуг различных поставщиков. На основе такого анализа можно достаточно точно определить уровень обслуживания, предоставляемого поставщиками. Результаты анализа проводят многие фирмы к осознанию необходимости модернизации используемых ими систем распределения. Некоторые производственные фирмы используют систему поставки материальных ресурсов « точно в срок», которая предъявляет очень высокие требования к поставщикам.
Цели логистики. Цель системы физического распределения состоит в снижении затрат, связанных с перемещением готовой продукции от места производства до места потребления и ее хранением в соответствии с требуемым уровнем обслуживания потребителя. Целью управления материальными ресурсами, которое призвано обслуживать внутрифирменные материальные потоки, является эффективное удовлетворение потребностей фирмы в сырье, материалах, полуфабрикатах и т. п. Цели логистики связаны с координацией физического распределения и управления материальными ресурсами для снижения затрат или улучшения обслуживания потребителя. Чтобы достигнуть этих целей, менеджер по логистике использует три взаимосвязанных концепции системного подхода – общих затрат, предотвращения подоптимизации и финансовых обменов.
Концепция общих затрат. В данной концепции функции логистики рассматриваются в целом, а не каждая в отдельности. К логистике относят следующие функции: перевозка продукции; складирование запасов; оптимизация размещения запасов и поставщиков; контроль запасов материальных ресурсов и готовой продукции; погрузочно-разгрузочные работы; обслуживание информационных потоков и т.п. Сутью концепции общих затрат является то что все затраты рассматриваются как осуществляемые одновременно для обеспечения требуемого уровня обслуживания. При сравнении альтернативных подходов затраты по некоторым функциям увеличиваются, по некоторым – уменьшаются или останутся на прежнем уровне. Цель состоит в нахождении альтернативы, которая характеризуется самыми низкими общими затратами.
Концепция предотвращения подоптимизации. Подоптимизация имеет место, когда усилия по совершенствованию отдельной функции не приводят к достижению оптимальных результатов. Примеров подоптимизации в бизнесе достаточно много. Тем не менее возрастает понимание того, что эффективность отдельной функции, исследуемой изолированно, может отличаться от эффективности функции как части общего логического процесса. Необходим поиск компромиссных вариантов взаимодействия всех функций, чтобы система в целом достигла оптимального баланса «стоимость/эффективность». Например, низкий тариф за перевозку тонны груза может оказаться неприемлемым для системы в целом, если перемещение грузов осуществляется в ущерб скорости и , особенно, надежности обслуживания или если выбранный вид транспорта потребует специальной дорогостоящей упаковки. Рассмотрим примеры.
Пример 1. Заведующий складом фирмы принимает решение не оплачивать складским рабочим сверхурочное время для погрузки транспортных средств. Это решение направлено на снижение складских издержек, но может повлечь за собой рост общих затрат фирмы, потому что приводит к срыву графика поставок.
Концепция финансовых обменов. В следствии замены функций распределения одни затраты увеличиваются, а другие – уменьшаются. Результатом может быть уменьшение общих затрат.
Пример 2. Стремясь обеспечить высокий уровень обслуживания потребителей компании Gillette начала использовать воздушный транспорт. После исследования системы распределения было выявлено. Что проблема заключалась в медленной обработке заказов. Упрощение используемой документации позволило сократить время обработки заказов. Gillette возобновила использование относительно более дешевого автомобильного транспорта при сохранении достигнутого уровня выполнения графиков поставки. В результате относительного увеличения затрат на обработку заказов и сокращения затрат на перевозку общие затраты распределения уменьшились.
Эти основные аспекты логистики, объединенные в процессе принятия управленческих решений, и образуют логистическую концепцию. Эта концепция уникальна не из-за выполняемых функций, так как каждая функция (перемещение продукции, складирование запасов и т.п.), рассматриваемая в отдельности или наряду с другими функциями, по сути дела не меняется. Уникальность логистики состоит в интеграции всех этих функций в единое целое, в стремлении минимизировать общие затраты распределения для требуемого уровня обслуживания потребителя.
В России накоплен ценный опыт разработки комплексных целевых программ постановки и моделирования локальных и глобальных задач, относящихся к прерогативе макрологистики, в частности задач оптимального управления отраслями и регионами страны, закрепления потребителей за поставщиками, ассортиментной загрузки производства, размещения и оптимальной дислокации крупных складских комплексов и управления многономенклатурными запасами, комплексного использования различных видов транспорта в транспортных узлах др.
В условиях переходной экономики необходимо переосмысление научно- теоретических и практических разработок отечественных ученых, а также использование зарубежного опыта формирования логистических систем. Логистический подход требует новой методологии, методов и моделей описания объектов управления и принятия управленческих решений, учитывающих специфику рыночных преобразований в России.
1. Происхождение и трактовка термина «логистика»
Большинство исследователей сходятся на том, что происхождение слова «логистика» восходит к Древней Греции. Для древних греков логистика представляла собой «счетное искусство», а высших государственных чиновников, которые осуществляли контроль за хозяйственной, торговой и финансовой деятельностью, называли логистами. В первом тысячелетии нашей эры термин «логистика» появился впервые в военном лексиконе ряда стран. Здесь с логистикой стали связывать деятельность по обеспечению вооруженных сил материальными ресурсами. Первым автором предметных трудов по логистике принято считать французского военного теоретика А.А. Джомини (1779-1869). Некоторое время он работал в России под именем Генриха Вениаминовича Жомини и был автором капитального труда по истории революционных войн в 15 томах. Под военной логистикой принято понимать совокупность средств и способов, необходимых для доставки людей, техники, боеприпасов к месту боевых действий, а также планирование и организацию мероприятий по подготовке и осуществлению связанных с этим процессов.
Исторически сложилось так, что XIX в. Термин «логистика» стал параллельно применяться и в невоенной области. Вторая трактовка термина, в значении математической логики, использовалась в работах знаменитого немецкого математика Г.Лейбница. (1646-1716). А новый смысл за термином был закреплен пожзе на филосовском конгрессе в Женеве в 1904 г. В начале 50-х г.г. термин «логистика» стал применяться в бизнесе, а к 70-м гг. крепко укоренился в этой среде. Ученые,экономисты и предприниматели обратились к логистике как к науке, наиболее эффективно координирующей взаимодействие материально- технического обеспечения, производства, распределения, транспорта, коммуникационной инфраструктуры и рынка. Предназначение логистики заключается в обеспечении и получении продуктов и услуг там. Где они необходимы, и тогда, когда они требуются.
Изучая отечественные и зарубежные источники экономической литературы, можно отметить. Что многие авторы пользуются суммарными терминами, которые в общем описывают одинаковые логистические активности и поэтому могут быть использованы в качестве синонима термина «логистика»: это физическое распределение; материальный менеджмент; логистический инжиниринг; логистический менеджмент; менеджмент логистической цепи; тотальное распределение; управление материалами; рохрематика; логистика цепи подставок; интегрированная дистрибьюция и др.
2. Эволюция логистики
Логистика – уникальная область деятельности, поскольку ею занимаются повсюду в мире по 24 часа в сутки, по 7 дней в неделю на протяжении 52 недель в год.
То, что мы называем логистикой, возникло с зарождением цивилизации, т.е. это никакое не новшество. Логистика представляет собой общую точку зрения на компанию и ее партнеров по бизнесу (стратегическую, тактическую, и оперативную) с материальными и информационными потоками в качестве интегратора (рис.1)
Рис.1. Современный (интегрированный) взгляд на логистику (на примере отдельно взятой логистической цепочки)
На рис.2. представлена эволюция логистики за рубежом в плане развития теории и практики управления материальными. А также сопутствующими информационными и финансовыми потоками, т.е. решение всего комплекса вопросов, связанных с процессами обращения сырья. Материалов и готовой продукции, доведением их от поставщиков до предприятий – производителей и от последних до конечных потребителей в соответствии с их требованиями.
Согласно рис.2 в генезисе логистики XX в. Можно выделить несколько исторических периодов.
Период с 20-х до начала 50-х гг. условно называется периодом фрагментации, когда идея логистики как интегрального инструмента снижения общих затрат и управления материальными потоками в бизнесе не была востребована. Отдельные логистические активности были важны с точки зрения снижения составляющих затрат, например в производстве, в транспортировке и т.п. Показательным в этом отношении является этап развития экономики США. В рассматриваемый период США имели быстрорастущий рынок, характеризующийся внедрением новых производственных технологий (например, в автомобилестроении), высоким уровнем специализации, изобилием природных ресурсов, минимальным государственным регулированием экономики. Производители товаров и услуг едва справлялись с потребностями расширяющегося рынка. Естественно, в этих условиях основное внимание менеджмента было направлено на то, как насытить рынок, т.е. на поиск технических и
1920-1950 гг. фрагментация |
1950-1970гг. становление |
1970-1980 гг. развитие |
1980-1990 гг. интеграция | |
Эволюционное развитие логистики | ||||
Прогнозирование спроса Закупки Упаковочная индустрия Грузопереработка Складирование |
Интегрированная дитрибьюция |
Интегрированная логистика | ||
Бизнес - логистика |
||||
Военная логистика |
| |||
Планирование распределением Управление заказами Транспортировка Управление запасами в сбыте Обслуживание потребителей |
Маркетинг | |||
Всеобщее управление качеством | ||||
Производственный (операционный) менеджмент |
Промышленная логистика | |||
Планирование потребностей Производственное планирование и расписание Управление запасами в производстве Технологическая транспортировка |
Информационные технологии | |||
Гибкие производственные системы |