В подсистему
SCE входят TMS (Transportation Management Systems — системы
управления перевозками) и WMS (Warehouse
Management Systems — системы управления
складом). Первые позволяют сформировать
оптимальный план транспортировки товаров
и материалов (с учетом необходимых сроков
поставок, возможных видов транспорта,
графиков работы и т. д), подготовить оптимальную
схему загрузки транспортных средств,
а также отслеживать грузы, находящиеся
в пути. WMS-системы дают возможность контролировать
заполнение складских площадей, задавать
правила сортировки, упаковки и складирования
грузов, оценивать состояние запасов в
режиме реального времени.
Внедрение решений этого класса
обеспечивает эффективное управление
материальными, финансовыми и информационными
потоками и их синхронизацию в распределенных
компаниях.
С одной стороны, SCM-системы позволяют
изучить спрос и предложение
на рынке, с другой — поддерживают
планирование поставок таким образом,
чтобы товар не залеживался на складе.
В цифрах эффект от внедрения SCM AMR Research
оценивает следующим образом. Стоимость
и время обработки заказа сокращаются
на 20-40%, время вывода товара на рынок —
на 15-30%. Закупочные издержки уменьшаются
на 5-15%, складские запасы — на 20-40%. Прибыль
же в контексте использования SCM может
вырасти на 5-15%.
Достаточно распространено мнение,
что лишь крупные компании,
имеющие широкую сеть дистрибьюторов
и поставщиков, нуждаются в
SCM-системах. Однако в реальности функциональность
распределенного планирования ресурсов
необходима и относительно небольшим
компаниям. С помощью необходимых данных,
имеющихся в ERP-системе, системы мастер-планирования
анализируют спрос, доходность продукции,
а также издержки и различные производственные
ограничения, которые присущи производственному
процессу, и надлежащим образом оптимизируют
ресурсы предприятия для достижения поставленных
целей. Нахождение компромисса между затратами
на содержание складских запасов и операционными
издержками по переработке сырья помогает
сформировать реальные и эффективные
планы производства. Проекты по внедрению
информационных систем мастер-планирования
сейчас активно ведутся в металлургической
отрасли, что обусловлено в первую очередь
высокой конкуренцией на этом рынке и
необходимостью постоянно повышать уровень
сервиса. Так, например, в текущем году
компания «i2 СНГ» завершила внедрение
системы в ОАО «Северсталь», идет масштабный
проект в ОАО «Мечел».
Впрочем, российские компании, которые
задумываются о внедрении информационных
технологий, чаще всего начинают с автоматизации
складской логистики и внедрения систем
управления складом класса WMS (Warehouse Management
System). Проблем на складе в большинстве
компаний очень много: это и большие временные
затраты, и потери товара, и низкое качество
работы. В России WMS-системы востребованы
прежде всего розничными компаниями, производителями
товаров народного потребления и дистрибьюторами.
Подобные системы уже внедрены в распределительных
центрах сетей «Пятерочка», ГК «Виктория»
(магазины «Квартал» и «Дешево»), аптечной
сети «36,6», на складе концерна «Калина»,
складском комплексе дистрибьютора «Митлэнд
Лоджистикс энд Дистрибьюшн».
Что касается систем автоматизации
отношений с поставщиками (SRM, Supplier
Relationship Management), в России спрос на эти системы
пока не очень большой. Это объясняется
в первую очередь нежеланием руководства
компаний делиться информацией со своими
поставщиками. Тем не менее по мере усложнения
логистических цепочек и ужесточения
конкуренции в секторах розничной торговли,
ТНП, металлургии SRM- решения будут востребованы
рынком уже в ближайшее время. Это предположение
относится также и к решениям по прогнозированию
спроса (DM, Demand Management) — в России известно
не так много проектов по внедрению этой
системы, да и то по большей части в представительствах
крупных международных компаний. Российские
компании пока только присматриваются
к этому решению, однако если вспомнить,
что еще три года назад о WMS-системах знали
только специалисты, а теперь об их внедрении
задумываются больше половины российских
компаний, то следует ожидать, что вскоре
российский рынок ждет новый взлет спроса
и на другие SCM-решения.
Итак, повышение эффективности цепочек
поставок является залогом дальнейшего
развития и конкурентоспособности российских
компаний, и применение современных технологий
управления интегрированной логистикой
играет важную роль в построении надежной
цепи поставок, позволяющей обеспечить
максимальное удовлетворение потребностей
клиентов.
Заключение
Развитие логистики как прикладной
науки является важной задачей
в развитии закупочно-заготовительной,
сбытовой и других логистик, способствующих
развитию предприятия и экономики.
Также следует отметить, что с
данными логистическими функциями
должен работать отдел маркетинга
и отдел логистики. В настоящее
время в нашей стране создаются
такие отделы, но не с той
быстротой, которая нужна в
условиях развивающейся рыночной
экономики. Это связано с тем, что не хватает
специалистов по логистике, нужно много
средств и времени на подготовку или переподготовку
работников данного направления. В основном,
на предприятиях среднего масштаба нет
отдела логистики, а все решения по поводу
проведения тех или иных логистических
операций принимает или отдел закупок
(отдел продаж) или руководители среднего
звена. Если же на предприятии и существует
отдел логистики, то он имеет ограниченные
функции: обеспечение транспортом, диспетчерская
деятельность.