Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 14:56, реферат
Концепция – система взглядов, то или иное понимание явлений процессов. Именно так определено в словаре иностранных слов.
Изучение и применение логистики базируется на понимании основной идеи логистического подхода. Деятельность по управлению материальными потоками, также как производственная, торговая и другие виды хозяйственной деятельности, осуществлялась человеком, начиная с самых ранних периодов его экономического развития.
1. Концептуальное положение логистики
Концепция – система взглядов, то или иное понимание явлений процессов. Именно так определено в словаре иностранных слов.
Изучение и применение
логистики базируется на понимании
основной идеи логистического подхода.
Деятельность по управлению материальными
потоками, также как производственная,
торговая и другие виды хозяйственной
деятельности, осуществлялась человеком,
начиная с самых ранних периодов
его экономического развития. Новизна
логистики заключается, прежде всего,
в смене приоритетов между
различными видами хозяйственной деятельности
в пользу усиления значимости деятельности
по управлению материальными потоками.
Лишь сравнительно недавно человечество
осознало, каким потенциалом повышения
эффективности обладает рационализация
потоковых процессов в
Система взглядов на совершенствование хозяйственной деятельности путем рационализации управления материальными потоками является концепцией логистики. Охарактеризуем ее основные положения.
Реализация принципа системного подхода. Материальные потоки в экономике складываются в результате действий многих участников, каждый из которых вообще-то преследует свою собственную цель. Если участники смогут согласовать свою деятельность в целях рационализации совместного объекта управления – сквозного материального потока, то они все вместе получат существенный экономический выигрыш.
Рационализация материального потока возможна в пределах одного предприятия или даже его подразделения. Однако максимальный эффект можно получить, лишь оптимизируя совокупный материальный поток на всем протяжении от первичного источника сырья вплоть до конечного потребителя, либо отдельные значительные его участки. При этом все звенья материалопроводящей цепи, то есть все элементы макрологистических и микрологистических систем, должны работать как единый слаженный механизм. Для решения этой задачи необходимо с системных позиций подходить к выбору техники, к проектированию взаимоувязанных технологических процессов на различных участках движения материалов, к вопросам согласования зачастую противоречивых экономических интересов и к другим вопросам, касающимся организации материальных потоков.
В процессе управления материальными потоками в экономике решается множество разнообразных задач. Это:
Рассмотрим, кем решаются эти задачи.
Материальные потоки образуются в результате деятельности различных предприятий и организаций, производящих и потребляющих ту или иную продукцию, оказывающих или пользующихся теми или иными услугами. При этом ключевую роль в управлении материальными потоками играют следующие предприятия и организации:
Силами этих предприятий
и организаций формируются
Каждый из перечисленных участников логистического процесса специализируется на осуществлении какой-либо группы логистических функций. При этом под термином «функция» в дальнейшем будем понимать совокупность действий, однородных с точки зрения цели этих действий, и заметно отличающуюся от другой совокупности действий, имеющих также определенную цель.
Логистическая функция – это укрупненная группа логистических операций, направленных на реализацию целей логистической системы.
В таблице 1 дается перечень основных логистических функций и их примерное распределение между различными участниками логистического процесса. Каждая из этих функций представляет собой достаточно однородную (с точки зрения цели) совокупность действий. Например, конечной целью всех мероприятий по формированию хозяйственных связей является установление отношений делового партнерства между различными участниками логистического процесса, т. е. формирование связей между элементами макрологистических систем.
Таблица 1
Основные логистические функции и их примерное распределение между различными участниками логистического процесса
Участник логистического Процесса
Название логистической функции |
Транспорт общего пользования |
Предприятия оптовой торговли |
Коммерческо – посреднические организации |
Склады сырья и склады готовой продукции предприятий изготовителей |
|
X |
X |
X |
|
|
X |
X |
||
|
X |
X |
X |
|
|
X |
|||
|
X |
X |
||
|
X |
X |
||
|
X |
|||
|
X |
X | ||
|
X |
X |
1 Подразумеваются упаковка, маркировка, подготовка к погрузке, погрузочно-разгрузочные работы и ряд других операций.
2 Складские операции включают
в себя сдачу и приемку грузов
по количеству и качеству, хранение,
подсортировку и подготовку
Отметим две характерные особенности приведенного комплекса логистических функций:
Критерием эффективности реализации логистических функций является степень достижения конечной цели логистической деятельности, выраженной шестью правилами логистики.
С современными задачами логистики
так же можно выделить два вида
функций: оперативные и координационные1
Оперативный характер функций связан с непосредственным управлением движением материальных ценностей в сфере снабжения, производства и распределения.
К функциям в сфере снабжения относятся управление движения продукции от поставщика или пункта их приобретения к производственным предприятиям, складам или торговым хранилищам.
В фазе производства функцией логистики становится управление запасами, включающее контроль движения полуфабрикатов и компонентов через все стадии производственного процесса, а также перемещение готовой продукции на оптовые склады и розничные рынки сбыта.
Функция управления распределением продукции охватывают оперативную организацию потоков конечной продукции от предприятия-производителя к потребителям.
К числу функций логистической координации относятся:
Перечисленные функции логистики
заключаются в координации
Управление
распределением
продукции
Прогнозирование спроса
Оперативное руководство
Логистическая координация
Обработка
данных
о рынке
Оперативное планирование
производственное
непроизводственное
Планирование
снабжения
материалами
Снабжение
материалами
Планирование
производства
Управление
запасами
в ходе
производства
Управление
материалами
Рис.1. Функциональная схема логистики.
В рамках координационных функций логистики выделилось еще одно из ее направлений – оперативное планирование, продиктованное стремлением сократить запасы, не снижая эффективности производственной и сбытовой деятельности фирм. Суть его состоит в том, что на основании прогноза спроса, корректируемого позднее при поступлении реальных заказов, разрабатываются графики перевозок и в целом порядок управления запасами готовой продукции, которые в итоге и определяют планирование производства, разработку программ снабжения его сырьем и комплектующими изделиями.
3. Роль логистики
в повышении эффективности
Логистика предприятия, все
ее явления и процессы, характеризуются
сложностью, а также разносторонним
влиянием на всю деятельность субъекта.
Каждое предприятие как хозяйствующая
единица имеет свои цели, которые
по-разному определяются в зависимости
от временного горизонта, предмета и
сферы деятельности и т.п. Логистические
процессы тесно связаны с
Главную цель предприятия, отличающую
его от прочих хозяйствующих субъектов,
часто называют миссией предприятия.
С точки зрения временного горизонта различают
стратегические, тактические и оперативные
цели. В свою очередь, каждая сфера деятельности
предприятия может иметь собственные
цели, например, производственные, маркетинговые,
финансовые, логистические и т.п.
Однако следует подчеркнуть, что локальные
цели отдельных сфер деятельности предприятия,
равно как и подразделений, входящих в
его состав, не могут противоречить главным
целям предприятия в целом. Скорее наоборот
– локальные цели должны поддерживать
и усиливать главную цель. Только такая
деятельность оказывается результативной
и приносит позитивные экономические
эффекты [13, c.15].
Цели предприятия различным образом определяются
сторонами, заинтересованными в его деятельности
и получаемых результатах. Цели представляются
по-разному владельцем предприятия, его
коллективом, окружением, а также руководящим
составом. Возможный конфликт целей способен
привести к смене руководства предприятия,
если оно окажется не в состоянии эффективно
реализовать цели, поставленные владельцами.
В качестве целей предприятия могут, в
частности, выдвигаться:
− укрепление рыночной позиции и за счет
этого получение преимуществ в конкурентной
борьбе;
−
− увеличение экономического потенциала;
− увеличение стоимости предприятия для
акционеров (владельцев).
Формулируемые таким образом цели не противоречат
друг другу, однако позволяют по-другому
расставить некоторые акценты. Для увеличения
стоимости предприятия для акционеров
совершенно необходимо укрепление его
рыночной позиции, увеличение потенциала,
что может быть достигнуто, прежде всего,
максимизацией финансового результата
на длительном временном горизонте. При
таком подходе можно говорить о комплексе
целей, реализация которых усиливает шансы
достижения главной цели [5, c.19].
Дальнейшее развитие этой проблематики
выходит за рамки настоящей работы. Следует
только обратить внимание на связь логистики
с целями предприятия. Уточнение целей
логистических процессов на предприятии
в случае их успешной реализации может
упростить достижение целей предприятия
в целом [18, c.22].
На обеспечение требуемого уровня обслуживания
клиента-получателя направлена, прежде
всего, маркетинговая стратегия предприятия.
Она может эффективно воздействовать
на укрепление рыночной позиции предприятия
и создать преимущество в конкурентной
борьбе. Это ведет, в свою очередь, к увеличению
оборота и диверсификации материальной
и территориальной структуры предприятия.
Задача логистики заключается в эффективной
реализации этих целей. Она может решаться
обеспечением требуемой интенсивности
поставок продуктов их получателям, рациональным
формированием запасов во всей дистрибутивной
сети и т.п.
В качестве примера, приведем опыт компании
ОАО Кондитерский концерн «Бабаевский»
– старейшего предприятие России по производству
конфет и шоколада. В компании в 2005 году
была налажена система информационного
мониторинга за состоянием запасов и непрерывного
контроля нормируемых параметров, что
позволяет снизить риск затоваривания
или, наоборот, дефицита готовой продукции
у оптовых покупателей.
Снижение расходов является обязательным
условием для содержания победы в конкурентной
борьбе. Логистическая деятельность открывает
множество возможностей для рационализации
затрат в различных звеньях цепи поставок,
которые будут обсуждаться в следующих
разделах.
Максимизация доходов и минимизация расходов
– важнейшие направления, которые, в конечном
счете, определяют финансовый результат
фирмы.
На рис. 3 представлены наиболее общие
связи логистических процессов с реализацией
целей предприятия.
Широкая сфера логистических
процессов непосредственно
Несколько лет назад на связь логистики
с повышением стоимости предприятия для
акционеров обратил внимание известный
британский специалист в области логистики
М. Кристофер [8, c.50]. По его мнению, существует
множество важных связей между эффективностью
логистических процессов и стоимостью
фирмы для акционеров. Поэтому следует
говорить о влиянии логистики не только
на формирование операционной прибыли,
но и на продуктивность ресурсов-активов
за счет ускорения их оборачиваемости,
и – благодаря этому – влиянии на объем
привлеченных капиталов.
Все вышесказанное позволяет сделать
вывод о том, что логистика способна играть
чрезвычайно высокую роль в ведении конкурентной
борьбы компании, а специалисты по логистике
окажутся востребованными на рынке труда.
Список использованной литературы
1. Азоев Г.Л., Челенков А.П. Конкурентные
преимущества фирмы. – М.: Финансы и статистика,
2000. – 450 с.
2. Аникин Б.А., Тяпухин А.П. Коммерческая
логистика. – М.: ТК Велби, «Проспект»,
2005. – 396 с.
3. Гаджинский А.М. Логистика. –
М.: Дашков и К, 2008. – 484 с.
4. Герчикова И.Н. Менеджмент. – М.: Банки и биржи, издательское объединение ЮНИТИ-ДАНА,
2005. – 289 с.
5. Карлик А.Е., Шухгальтер М.Л.
Экономика предприятия. – М.: ИНФРА-М, 2004.
– 420 с.
6. Новиков О.А., Уваров С.А. Логистика.
– СПб.: ИД «БИЗНЕС-ПРЕССА», 2007. – 496 с.
7. Родников А.Н. Логистика: терминологический
словарь. – М.: ИНФРА-М, 2000. – 860 с.
8. Сковронек Чеслав, Сариуш-Вольсикй
Здзислав. Логистика на предприятии: пер.
с польск. – М.: Финансы и статистика, 2004.
– 400 с.
9. Степанов В.И. Логистика. – М.:
ТК Велби, «Проспект», 2006. – 505 с.
10. Фатхутдинов Р.А. Управление
конкурентоспособностью организации.
Учебное пособие. – М.: Изд-во Эксмо, 2004.
– 544с.
11. Логистика. / Под ред. Б.А. Аникина.
– М.: ИНФРА-М, 2005 – 327 с.
12. Экономика предприятия: пер.
с нем. / Под ред. Ф.К.Беа, Э.Дихтла, М.Швайтцера.
– М.: ИНФРАМ-М, 2006. – 928 с.
13. Экономика предприятия (фирмы).
/ Под ред. Волкова О.И., Девяткина О.В. –
М.: ИНФРА-М, 2005. – 601 с.
14. Экономика предприятия. / Под
ред. Е. Л. Кантора. – СПб, Питер, 2003. – 609 с.
15. Экономика предприятия. / Под
ред. В. М. Семёнова. – СПб, Питер, 2005. –
383 с.
16. Клод Бегле, Круглов С.И. Проблемы
современной логистики: взгляд специалистов.
// Логистика сегодня, №2, 2005. – с. 17-20.
17. Прокофьева Т.Н., Санюк К.Л. Стратегическая
доктрина формирования западной логистической
платформы на территории брянской области
в зоне тяготения к международному транспортному
коридору №2 "Запад — Восток". // Логистика
сегодня, №1, 2008. – с. 11-17.
18. Семенцов А.М. Как сделать логистику
уникальной ключевой конкурентной компетенцией.
// Логистика сегодня, №1, 2007. – с. 22-30.
19. Солдатов А.Н., Филонов Н.Г. Логистический
подход к формированию инновационной
стратегии фирмы. // Менеджмент инноваций,
№2, 2008. – с. 32-43.
Список литературы