Информационная логистика

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2010 в 09:27, лекция

Краткое описание

Информационная логистика является неотъемлемой частью всей логистической системы обеспечивающую функциональную область логистического менеджмента. Объектом изучения информационной логистики являются информационные потоки, отражающие движение материальных, финансовых и других потоков влияющих на производственный процесс. Основная цель -- обеспечение логистических систем информацией в нужные сроки, в нужном объеме и в нужном месте.

Оглавление

Логистическая информационная система
Информационные потоки
Используемые виды информационных потоков
Принципы построения
Информационные технологии в логистике

Файлы: 1 файл

Документ.rtf

— 84.71 Кб (Скачать)

    * ограничивая объем потока до величины пропускной способности отдельного узла или участка пути.  

Информационные системы в логистике могут создаваться с целью управления материальными потоками на уровне отдельного предприятия, а могут способствовать организации логистических процессов на территории регионов, стран и даже группы стран. 

На уровне отдельного предприятия информационные системы, в свою очередь, подразделяются на три группы: 

   1. Плановые

   2. Диспозитивные (или диспетчерские)

   3. Исполнительные (или оперативные)  

Плановые информационные системы создаются на административном уровне управления и служат для принятия долгосрочных решений стратегического характера. Среди решаемых задач могут быть следующие: 

    * создание и оптимизация звеньев логистической цепи;

    * управление условно -- постоянными, т.е. малоизменяющимися данными;

    * планирование производства;

    * общее управление запасами;

    * управление резервами и другие задачи.  

Диспозитивные информационные системы создаются на уровне управления складом или цехом и служат для обеспечения отлаженной работы логистических систем. Здесь могут решаться следующие задачи: 

    * детальное управление запасами (местами складирование);

    * распоряжение внутрискладским (или внутризаводским) транспортом;

    * отбор грузов по заказам и их комплектование, учет отправляемых грузов и другие задачи.  

Исполнительные информационные системы создаются на уровне административного или оперативного управления. Обработка информации в этих системах производиться в темпе, определяемом возможностями программного обеспечения. Это так называемый режим работы в реальном масштабе времени, который позволяет получать необходимую информацию о движении грузов в текущий момент времени и своевременно выдавать соотвествующие административные и управляющие воздействия на объект управления. Этими системами могут решаться разнообразные задачи, связанные с контролем материальных потоков, оперативным управлением обслуживания производства, управления перемещениями и т.п. 

9.4. Принципы построения 

В соответствии с принципами системного подхода любая система сначала должна исследоваться во взаимоотношении с внешней средой, а уже затем внутри своей структуры. Этот принцип -- последовательного продвижения по этапам издания системы -- должен соблюдаться и при проектировании логистических информационных систем. 

Используемое на малом предприятии информационное обеспечение можно разделить на первичные и вторичные. 

К первичным функциям относятся следующие: 

    * организация массивов информации;

    * организация потоков информации;

    * организация процессов и средств сбора, хранения, обработки и транспортировки информации.  

При организации массивов информации используются унифицированные системы документации и классификаторы, с помощью которых создаются структурированные массивы данных, используемых при организации баз данных. 

Функции организации потоков информации предлагает выполнение следующих управленческих процедур: 

    * определение источников и потребителей информации в соответствии со специальными функциями и задачами управления;

    * определение состава информации, периодичности её циркуляции и форм представления;

    * разработку документооборота;

    * использование комплекса технических средств для организации потоков информации;

    * установление порядка составления, оформления, регистрации, согласования и утверждения документов.  

Организация процесса сбора, хранения, обработки и транспортировки информации предполагает: 

    * обеспечение технологических процессов необходимыми техническими средствами;

    * распределение между подразделениями и отдельными исполнителями задач по подготовке и передаче информации от места её возникновения до потребителя.  

Вторичными функциями подсистемы информационного обеспечения является обеспечение управленческого персонала научно -- технической информацией о новейших отечественных и зарубежных достижениях науки, техники, экономики, технологии производства, передовом отечественном и зарубежном опыте в области управления. 

Очевидно, что подсистема информационного обеспечения для выполнения вышеперечисленных функций должна быть соответствующим образом организована. Специфика деятельности подсистемы информационного обеспечения состоит в том, что в процессе своей деятельности она должна иметь возможность оказывать воздействие на все функциональные подсистемы организации. Таким образом, сразу возникает вопрос: какое место данная подсистема должна занимать в иерархии предприятия? 

В настоящее время возможны три варианта организации подсистемы информационного обеспечения на предприятиях: 

    * централизованный;

    * децентрализованный;

    * специализированный.  

При централизованном способе организации вся деятельность по информационным технологиям сосредоточена в одном управлении (подразделении) и подчиняется непосредственно высшему руководству компании ответственному за информационные системы и технологии. 

Преимуществом централизованного способа организации является обеспечение высокой эффективности работы по внедрению новых информационных систем и технологий. К недостаткам можно отнести высокие затраты на содержание аппарата управления. 

При децентрализованном способе организации подсистемы информационного обеспечения специалисты разных функциональных подразделений выполняют функции управления информационными системами каждый в своем направлении. 

Преимуществом такого способа организации является высокий уровень знаний предметной области менеджера по информационным системам, недостатком -- дублирование однотипных задач и функций в разных подсистемам. 

При специализированном способе организации отсутствует подразделение по информационным системам (технологиям). При необходимости внедрения автоматизированной системы данные организации обращаются в специализированные фирмы и выполняют работы на договорной основе. Это характерно для небольших организаций, которые не могут иметь собственных специалистов в области информационных технологий, занятых полный рабочий день, и прибегают к услугам консультантов. 

Преимуществом данного способа организации подсистемы информационного обеспечения является высокий уровень научных и методических разработок, недостатком -- сложность учета всех специфических особенностей объекта. 

Выбор того или иного способа организации подсистемы информационного обеспечения на предприятии зависит от многих факторов, и, прежде всего, размеров организации, системы управления, существующих в ней бизнес-процессов, наличия свободных денежных средств. Следует лишь отметить, что подсистема информационного обеспечения в настоящее время достигла такого уровня специализации, что требует пристального внимания к своей организации. Современные руководители понимают это, и любая даже самая маленькая организация имеет в своем составе информационные службы. 

9.5. Информационные технологии в логистике 

Использование компьютерной техники и современного программного обеспечения позволяет значительно улучшить скорость и качество управленческих решений. Современное состояние логистики и её развитие во многом сформировалось благодаря бурному развитию и внедрению во все сферы бизнеса информационнокомпьютерных технологий. Реализация большинства логистических концепций (систем) таких как SDP, JIT, DDT, и других была бы невозможна без использования быстродействующих компьютеров, локальных вычислительных сетей, телекоммуникационных систем и информационно-программного обеспечения. 

Разнообразные информационные потоки, циркулирующие внутри и между элементами логистической системы, логистической системой и внешней средой, образуют своеобразную логистическую информационную систему, которая может быть определена как интерактивная структура, состоящая из персонала, оборудования и процедур (технологий), объединенных связанной информацией, используемой логистическим менеджментом для планирования, регулирования, контроля и анализа функционирования логистической системы. 

Если в информационной системе осуществляется автоматизированная обработка информации, то техническое обеспечение включает в себя компьютерную технику и средства связи между самими компьютерами. 

Широкое проникновение логистики в сферу управления производством в существенной степени обязано компьютеризации управления материальными потоками. Компьютер стал повседневным орудием труда для работников самых разнообразных специальностей, с ним научились обращаться ему поверили. Программное обеспечение компьютеров позволяет на каждом рабочем месте решать сложные вопросы по обработке информации. Эта способность микропроцессорной техники дает возможность с системных позиций подходить к управлению материальными потоками, обеспечивая обработку и взаимный обмен большими объемами информации между различными участниками логистического процесса. 

При реализации функций логистики на предприятии составляют основные направления программы работ: 

    * определяются технические средства для выполнения программного задания;

    * составляются требования к качественным характеристикам и определяется необходимый объем финансовых и трудовых ресурсов;

    * определение базовых методов формирования программных заданий;

    * выбор организационной формы осуществления программных заданий;

    * составление сетевой модели выполнения этапов и работ;

    * разработка системы критериев оценки и мотиваций действий;

    * организация контроля, учета и оценки хода работ.  

Логическая система на производстве эффективна только тогда, когда создаются условия для ее интеграции в текущие производственные и коммерческие процессы. Эта проблема решается путем создания информационного базиса соответствующего данному виду производства и его объему и прочим характеристикам производственной структуры предприятий. Также к этому относятся «актуальные обзоры» фондов (наличие фактических и планируемых заказов, содержание производственных основных и промежуточных складов) и сроков (поставки, обработки, ожидания, простои, соблюдение сроков). Для сбора этих данных производственная система по всему предприятию располагает «датчиками и измерительными инструментами», которые контролируют объемы и сроки текущих процессов. Логическая система предъявляет к своей вычислительной сети следующие требования: 

    * быстрый и надежный, предпочтительнее автоматизированный сбор информации и данных о транспортных средствах и средствах производства;

    * структурирование внутрипроизводственной информационной системы поддержки принятия решений, которая в каждый момент содержит актуальную информацию о ходе производственных процессов по каждому участку предприятия.  

В настоящее время между партнерами широко распространяются технологии безбумажных обменов информацией. На транспорте вместо сопровождающих груз многочисленных документов (особенно в международном сообщении) по каналам связи (Интернет) синхронно с грузом передается информация, содержащая о каждой отправляемой единице все необходимые для нее характеристики товара и реквизиты. При такой системе на всех участках маршрута в любое время можно получить исчерпывающую информацию о грузе и на основе этого принимать управленческие решения. Логистическая система дает возможность грузоотправителю получать доступ к файлам, отражающим состояние транспортных услуг и загрузку транспорта. 

Возможен автоматический документальный обмен между производителями товаров и крупными магазинами, включающий обмен накладными и транспортными конторами при прямой отправки товаров от производителя к покупателю. С помощью технологии безбумажных обменов информацией покупатель может непосредственно оформить заказы на покупку. 

Информация о работе Информационная логистика