Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2012 в 17:25, реферат
1. Создание логистических информационных систем
При рационализации логистических процессов в прошлом основное внимание, как правило, уделялось физическому подъемно-транспортному процессу. Сегодня внимание все более обращается на информационный поток, при помощи которого планируют материальный поток, управляют им и контролируют его. Улучшение информатики и организации нередко может принести больший эффект, чем технические инновации.
Комбинирование
стратегического общего планирования
информационной системы с ситуативным
действием позволяет принимать
решения об отдельных проектах гибко
и с учетом потребностей отдельных
подразделений, но без возникновения
изолированных, несогласованных частных
решений.
Логистические информационные системы подразделяются на три группы:
Логистические информационные системы, входящие в разные группы, отличаются как своими функциональными, так и обеспечивающими подсистемами. Функциональные подсистемы отличаются составом решаемых задач. Обеспечивающие подсистемы могут отличаться всеми своими элементами, т.е. техническим, информационным и математическим обеспечением. Следует остановиться подробнее на специфике отдельных информационных систем.
Плановые информационные системы. Эти системы создаются на административном уровне управления и служат для принятия долгосрочных решений стратегического характера. Среди решаемых задач могут быть следующие:
Диспозитивные информационные системы. Эти системы создаются на уровне управления складом или цехом и служат для обеспечения отлаженной работы логистических систем. Здесь могут решаться следующие задачи:
Исполнительные информационные системы. Создаются на уровне административного или оперативного управления. Обработка информации в этих системах производится в темпе, определяемом скоростью ее поступления в ЭВМ. Это, так называемый, режим работы в реальном масштабе времени, который позволяет получать необходимую информацию о движении грузов в текущий момент времени и своевременно выдавать соответствующие административные и управляющие воздействия на объект управления. Этими системами могут решаться разнообразные задачи, связанные с контролем материальных потоков, оперативным управлением обслуживания производства, управлением перемещениями и т.п.
Выше
рассмотрены особенности
Создание многоуровневых автоматизированных систем управления материальными потоками связано со значительными затратами, в основном в области разработки программного обеспечения, которое, с одной стороны, должно обеспечить многофункциональность системы, а с другой – высокую степень ее интеграции. В связи с этим при создании автоматизированных систем управления в сфере логистики должна исследоваться возможность использования сравнительно недорогого стандартного программного обеспечения, с его адаптацией местным условиям.
В
настоящее время создаются
Наиболее
высок уровень стандартизации при
решении задач в плановых информационных
системах, что позволяет с наименьшими
трудностями адаптировать здесь
стандартное программное
В
исполнительных информационных системах
на оперативном уровне применяют, как
правило, индивидуальное программное
обеспечение.
В
соответствии с принципами системного
подхода любая система сначала
должна исследоваться во взаимоотношении
с внешней средой, а уж затем
внутри своей структуры. Этот принцип,
принцип последовательного
С позиций системного подхода в процессах логистики выделяют три уровня (рис.1). Первый уровень – рабочее место, на котором осуществляется логистическая операция с материальным потоком, т.е. передвигается, разгружается, упаковывается и т.п. грузовая единица, деталь или любой другой элемент материального потока.
Второй уровень – участок, цех, склад, где происходят процессы транспортировки грузов, размещаются рабочие места.
Третий уровень – система транспортирования и перемещения в целом, охватывающая цепь событий, за начало которой можно принять момент отгрузки сырья поставщиком. Оканчивается эта цепь при поступлении готовых изделий и конечным потреблением.
В
плановых информационных системах решаются
задачи, связывающие логистическую
систему с совокупным материальным
потоком. При этом осуществляется сквозное
планирование «сбыт – производство
– снабжение», что позволяет создать
эффективную систему
Дирекция и главные специалисты
Плани-рующие подсисте-мы
Страте-гия, тактика, цели
Задания и отчеты за год
Второй уровень
Начальни-ки цехов и подразде-лений
Диспози-тивные подсисте-мы
Задания, инструк-ции
Задания и отчеты за месяц, квартал
Первый уровень
Исполни-тели на рабочих местах
Исполни-тельные подсисте-мы
Исполнение зада-ний, ин-струкций
Ежедневные текущие отчеты
Рис.1. Система взаимосвязей информационных подсистем внутри
одного
предприятия
Диспозитивные и исполнительные системы детализируют намеченные планы и обеспечивают их выполнение на отдельных производственных участках, в складах, а также на конкретных рабочих местах.
В соответствии с концепцией логистики информационные системы, относящиеся к различным группам, интегрируются в единую информационную систему. В целом преимущества интегрированных информационных систем заключается в следующем:
При построении логистических информационных систем на безе ЭВМ необходимо соблюдать определенные принципы.
Принцип использования аппаратных и программных модулей. Под аппаратным модулем понимается унифицированный функциональный узел радиоэлектронной аппаратуры, выполненный в виде самостоятельного изделия. Модулем программного обеспечения можно считать унифицированный, в определенной степени самостоятельный, программный элемент, выполняющий определенную функцию в общем программном обеспечении. Соблюдение принципа использования программных и аппаратных модулей позволит:
Принцип возможности поэтапного формирования информационной системы управления. Это означает, что при их проектировании необходимо предусмотреть возможность постоянного увеличения числа объектов автоматизации, возможность расширения состава реализуемых информационной системой функций и количества решаемых задач. При этом следует иметь в виду, что определение этапов создания системы, т.е. выбор первоочередных задач, оказывает большое влияние на последующее развитие логистической информационной системы и на эффективность ее функционирования.
Принцип четкого установления мест стыка. В местах стыка материальный и информационный поток переходит через границы правомочия и ответственности отдельных подразделений предприятия или через границы самостоятельных организаций. Обеспечение плавного преодоления мест стыка является одной из важных задач логистики.
Принцип гибкости системы с точки зрения специфических требований конкретного применения и принцип приемлемости системы для пользователя и диалога «человек-машина».
Горизонтальная информационная интеграция – обеспечивает взаимоувязанной информацией все материальные потки, начиная от поступления сырья и материалов, до готовых изделий, поступающих к потребителям.
Вертикальная информационная интеграция – может охватить все уровни иерархии логистической системы прямыми (направленными сверху вниз) и обратными (направленными снизу вверх) связями.
В
соответствии с иерархическим принципом
принятия управленческих решений, информация,
необходимая для принятия этих решений
подразделяется по уровням (табл.1).
Таблица 1 – Иерархия использования информации в логистике
УРОВНИ ИЕРАРХИИ | Высший уровень
руководства производственно- |
Информация для выработки стратегии и политики принятия решений |
Средний
уровень руководства |
Управленческая информация для планирования и принятия конкретных решений | |
Контроль и управление операциями производственно-сбытовой деятельности | Информация для планирования и контроля операций, реализующих принятые решения | |
Текущий контроль хода производственно-сбытовой деятельности | Информация для ответа на запросы и для выполнения специальных работ |