Анализ себестоимости перевозок

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 08:19, доклад

Краткое описание

Задачей анализа себестоимости является выявление резервов ее снижения. Для вскрытия этих резервов необходимо проанализировать выполнение плановых заданий по снижению себестоимости перевозок как в целом по предприятию, так и по отдельным участкам и автоколоннам. Последнее имеет большое значение, так как уровень себестоимости перевозок по отдельным предприятиям, работающим примерно в одинаковых условиях, часто значительно разнится.

Файлы: 1 файл

Анализ себестоимости грузвых перевозок.docx

— 22.72 Кб (Скачать)

15.7. Анализ себестоимости  перевозок

Задачей анализа  себестоимости является выявление  резервов ее снижения. Для вскрытия этих резервов необходимо проанализировать выполнение плановых заданий по снижению себестоимости перевозок как  в целом по предприятию, так и  по отдельным участкам и автоколоннам. Последнее имеет большое значение, так как уровень себестоимости  перевозок по отдельным предприятиям, работающим примерно в одинаковых условиях, часто значительно разнится.

При анализе  себестоимости грузовых перевозок  используется показатель затрат на 1 р. доходов, полученных за выполненные  перевозки. Он определяется делением общей  суммы затрат на перевозки на сумму  доходов, полученных за эти перевозки. При изменении фактических затрат по сравнению с запланированными определяются причины, вызвавшие это изменение.

Изменение затрат на 1 р. доходов может происходить  под влиянием трех основных факторов: изменения структуры перевозок, размера средней доходной ставки (тарифа) и снижения или повышения  себестоимости перевозок. При анализе  исследуется влияние каждого  из трех факторов.

Влияние изменения  структуры перевозок определяется сравнением показателей затрат на 1 р. доходов при одинаковых плановой себестоимости и тарифе, но при  разной структуре перевозок (плановой и фактической). Влияние уровня средней тарифной ставки можно проследить в результате сравнения показателей затрат на 1 р. доходов при одной и той же себестоимости, но при плановой и фактической сумме доходов. Влияние себестоимости перевозок выявляется сравнением показателей затрат на 1 р. доходов при одинаковой плановой доходной ставке, но при фактической и плановой себестоимости перевозок.

Изменения структуры  перевозок и уровня средней тарифной ставки — объективные факторы, не зависящие от работы предприятия. Изменение  себестоимости перевозок зависит  от работы предприятия, поэтому следует  провести анализ себестоимости по статьям  затрат. Анализ проводится по каждому  виду перевозок. Выявляются отклонения фактических расходов от плановых по каждой статье, анализируются причины  их возникновения и проводится сопоставление  расходов в процентном отношении  по различным видам перевозок. Отклонения по статьям затрат рассчитывают на калькуляционную единицу (10 т*км), так  как сопоставление общих сумм плановых и фактических затрат не показательно ввиду возможной разницы  объема перевозок. 

15.7. Анализ себестоимости  перевозок, 2

Отклонения  по каждой статье устанавливаются как  в суммарном выражении, так и  в процентах к плановой себестоимости. Наряду с этим необходимо рассчитать влияние отклонения на общую сумму  экономии или перерасхода полной себестоимости калькуляционной  единицы. Этот показатель определяется делением отклонения по каждой статье на общую плановую сумму полной себестоимости.

На себестоимость  перевозок значительное влияние  оказывает уровень заработной платы. Затраты на заработную плату включаются в себестоимость перевозок в  составе различных статей:

заработная  плата водителей и кондукторов; техническое обслуживание и текущий  ремонт подвижного состава; прочие расходы. Анализ расходования заработной платы  и определение его влияния  на себестоимость перевозок должны осуществляться как по элементам  фонда заработной платы, так и  по статьям затрат. Анализ проводится методом сравнения фактически израсходованных  сумм с плановыми. При этом по персоналу, на фонд заработной платы которого не оказывает влияние степень выполнения производственного плана, определяют абсолютное отклонение (перерасход или экономию) фонда заработной платы. Это относится к административно-управленческому и инженерно-техническому персоналу.

Фонд заработной платы водителей при сдельной оплате труда зависит от выполнения плана перевозок, поэтому при  анализе его плановая величина подлежит перерасчету по фактическому объему выполнения плана перевозок в  приведенных тонно-километрах с  применением поправочного коэффициента 0,85 на каждый процент перевыполнения плана перевозок. Пересчитанный  фонд заработной платы сравнивают с  фактическим расходом и определяют относительное отклонение (экономию или перерасход). Фонд заработной платы  ремонтных рабочих зависит от объема работ по техническому обслуживанию и ремонту подвижного состава  и планируется пропорционально  пробегу автомобилей. Его плановая величина также пересчи-тывается по фактическому пробегу с применением поправочного коэффициента. В результате определяют абсолютное и относительное (с учетом пересчета по фактическому объему работы) отклонение фактического расхода заработной платы от планового.

После общего анализа фонда заработной платы  проводят анализ отдельных видов  выплат, особенно по заработной плате  водителей и ремонтных рабочих. Для этого определяют структуру  фонда заработной платы, устанавливают  соотношения различных форм оплаты (по плану и фактически) и долю разных видов выплат в общей сумме  выплаченной заработной платы. В  результате выявляют нерациональные выплаты. Излишний расход фонда заработной платы  может быть следствием неоправданного завышения разрядов рабочим и  тарификации сдельных работ, неправильного  начисления премий и различных доплат, неправильного планирования потребности  в отдельных видах доплат и  др. 

15.7. Анализ себестоимости  перевозок, 3

При анализе  себестоимости перевозок следует  учитывать специфику определения  производительности труда и начисления заработной платы. Производительность труда рассчитывается на одного работающего  и одного водителя не только в натуральных  показателях, но и в рублях дохода и рублях прибыли. Темпы роста  производительности труда должны опережать  рост средней заработной платы работников включающей все виды премий и поощрительные  выплаты из фонда материального  поощрения.

При анализе  себестоимости особо рассматривается  влияние материальных затрат, которые  включаются в себестоимость как  в виде отдельных элементов (затраты  на автомобильное топливо, смазочные  материалы, автомобильные шины), так  и в виде комплексных статей расходов (затраты на техническое обслуживание и ремонт подвижного состава). Изменение  затрат на материалы за отчетный период может происходить в результате изменения цен и расходов по сравнению  с нормами. В случае повышения  или понижения цен стоимость  израсходованных материалов пересчитывают, общую сумму снижения себестоимости  перевозок корректируют. Этот фактор учитывают как объективный, не зависящий  от качества работы предприятия. В случае экономии или перерасхода топлива  по различным организационным или  техническим причинам проводят детальный  анализ изменения расхода и готовят  соответствующие рекомендации по ликвидации перерасхода или распространению  передового опыта в случае получения  экономии.

В заключение анализа себестоимости перевозок  рассматривается уровень прочих расходов и их влияние на себестоимость. Прочие расходы являются комплексными. При изменении объема выполненных  перевозок их сумма почти не изменяется. Некоторые изменения могут происходить  вследствие износа малоценных и быстроизнашивающихся инструментов и в результате технической  и организационной реконструкции  производства (изменения расходов на технологическое топливо, содержание и ремонт оборудования), но они происходят намного медленнее, чем изменение  грузооборота, поэтому накладные  расходы относятся к категории  постоянных.

Для определения  влияния изменения прочих расходов на себестоимость перевозок сравнивают плановые и фактические расходы  как по предприятию в целом, так  и по каждой статье. В результате определяют экономию или перерасход по каждой статье, их влияние на общий  размер расходов, выявляют резервы  прочих расходов каждой статье. На основании  анализа прочих расходов разрабатывают  мероприятия по их снижению по каждой статье, а также готовят рекомендации по улучшению планирования сметы  прямых расходов в соответствии с  точными расчетами и технически обоснованными нормами. 

15.7. Анализ себестоимости  перевозок, 4

Изменение себестоимости  перевозок может происходить  при увеличении или уменьшении объема перевозок по сравнению с планом вследствие изменения эксплуатационных показателей работы автомобильного парка. Их влияние на себестоимость  перевозок можно проследить используя прием цепных подстановок. Себестоимость грузовых автомобильных перевозок:

Чтобы определить влияние каждого эксплуатационного  показателя на себестоимость перевозок, необходимо последовательно подставлять  в формулу фактическое значение одного показателя при сохранении планового  значения прочих показателей и значений постоянных и переменных расходов. Аналогично можно определить влияние  эксплуатационных показателей на себестоимость  пассажирских перевозок, используя  для этого формулу определения  себестоимости пассажирских перевозок (автобусных или таксомоторных).

Каждый эксплуатационный показатель характеризует работу определенных служб АТП, поэтому по степени  влияния на себестоимость перевозок  отдельных эксплуатационных показателей  можно сделать заключение о качестве работы служб и производственных подразделений предприятия за отчетный период.

Информация о работе Анализ себестоимости перевозок